1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества icon

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества





Название1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества
страница1/15
Дата конвертации17.04.2013
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества

2. Наука как развивающееся явление: кумулятивная и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм о причинах и механизме развития научного знания

3. Наука как социальный институт

4. Научное и философское знание: общее и особенное. Взаимосвязь философского и научного видов знания в истории и современности

5. Становление знания о мире и человеке в первобытную эпоху. Синкретизм как черта первобытного образа жизни и знания. Черты мировоззрения в первобытную эпоху

6. Становление и специфика естественно-научного объяснения мира в античной натурфилософии (пифагорейская, элейская, атомистическая школы)

7. Учение Платона о структуре и сущности мира

8. Учение Аристотеля о строении и причинах существования мироздания

9. Два этапа средневековой духовной мысли: патристика и схоластика. Соотношение веры и разума, науки и религии в учении Ф.Аквинского

10. Понимание вещи и природы в средневековье. Проблема истины в средневековье

11. Символизм и герменевтичность как черты средневекового мышления

12. Открытия в астрономии как основа новоевропейской научной революции. Учение Галилея

13. Антропоцентризм как основа новоевропейского научного взгляда на мир. Ф.Бэкон и Р.Декарт, эмпиризм и рационализм как направления новоевропейской научной мысли.

14. Классический тип рациональности как основа новоевропейского научного мышления и его основные характеристики

15. Понятие научной теории. Теоретические объекты как элементы научной теории. Эмпирическое (содержательность, предметность) и теоретическое (всеобщность, необходимость) обоснование теоретических объектов

16. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их признаки и взаимосвязь

17. Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм о соотношении теории и факта

18. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование

19. Наблюдение, измерение, эксперимент как эмпирические методы научного познания, их теоретическая обусловленность

20. Методы построения теоретического объекта: абстрагирование, формализация, идеализация

21. Методы построения теории: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный

22. Понятие истины. Проблема соотношения объективного и субъективного в истине. Признаки и критерии истины

23. Корреспондентская, когерентная и прагматическая концепции истины: характеристика и сравнительный анализ

24. Понятие интуиции, её место и роль в научном познании

25. Соотношение рационального и иррационального в научном познании. Место гносеологической веры в научном познании

26. Синергетика: основные понятия, содержание и методологическое значение для познания природных и общественных процессов

27. Проблема, гипотеза, теория как компоненты научно-теоретического знания и познания.

28. Неклассический тип рациональности и его признаки. Проблема детерминизма, соотношение объективного и субъективного в научном знании. Принцип дополнительности Н.Бора

29. Постнеклассический тип рациональности и его признаки

30. Понятие методологии. Взаимосвязь и различие метода и методологии. Философия как методология науки с точки зрения истории и современности

31. Феноменология как философское учение и методология. Понятие феноменологической редукции

32. Классический позитивизм и эмпириокритицизм: О.Конт о стадиях развития человеческого мышления и месте философии в системе наук. Проблема взаимосвязи философии и науки в эмпириокритицизме

33. Проблема языка науки и принцип верификации в логическом позитивизме. Проблема языка и взаимосвязь философии и науки в лингвистической философии

34. Принцип фальсификации и учение о развитии науки К.Поппера. Основные понятия и механизм развития науки в учении Т.Куна

35. Трактовка взаимосвязи философии и науки в диалектическом материализме. Единство диалектики, логики и теории познания

36. Теория отражения и учение о практике диалектического материализма как методологическая основа научного освоения действительности

37. Диалектика, метафизика, эклектика и софистика как всеобщие методы познания

38. Наука и глобальные проблемы современности



1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества

Понятие науки


Наука — это сложное духовное образование. В понятии науки можно выделить несколько основных аспектов:

а) Наука как система знаний, как процесс получения нового знания. Она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Изучается такой дисциплиной как эпистемология — учении о научном познании. В основе лежат понятия субъекта и объекта познания. Результатом научного познания является «объективное» знание о мире — знание, не зависящее от состояния субъекта, хотя это положение не всегда соответствует действительности. Ключевым понятием цели познания является истина — знание, соответствующее действительности.

б) Наука как особый тип мировоззрения, особая форма общественного сознания. Представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, право и т.д. Развитие науки отражается на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обуславливает развитие науки.

в) Наука как социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука представляет собой не область знания, а сеть различных взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Они решают узкий круг задач и выполняют определенные функции. Т.е. наука — организованная структура, призванная удовлетворять потребности общества.

Признаки науки:


1. Системность, целостность научного знания (в отличие от обыденного сознания).

2. Открытость научного знания (предполагает неполноту своего знания, возможность его уточнения и дополнения).

3. Стремление обосновать свои положения фактами и логически непротиворечивым способом.

4. Критичность науки в отношении собственных знаний.

5. Воспроизводимость научного знания в любом месте и времени при наличии соотв. условий.

6. Независимость научного знания от личности ученого - интерсубъективность.

7. Наличие собственного языка, метода, приборов, аппаратуры.

Функции науки


Наука как социокультурный феномен всегда опиралась на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности, подтверждая то, что познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурная и технологическая функции науки, которые связаны «с обработкой и возделыванием» человеческого материала, т.е. субъекта познавательной деятельности, с включением индивида в познавательный процесс.

Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Наука решает проблему социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, нравственного климата в научном сообществе.

Отвечая на экономические потребности общества, наука выполняет функцию непосредственной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает как важнейший фактор хозяйственно-культурного развития социума.

Наука в функции социальной силы предполагает, что методы науки и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

Проективно-конструктивная функция науки связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

Так как основная цель науки - производство объективных знаний и их систематизация, основной функцией науки надо считать функцию производства истинного знания, которая распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза на основе открываемых наукой законов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества icon1. Сложность структуры эмпирического и теоретического знания, способы его обоснования и проверки; 2
Понятие методологии научного познания. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена 2006-2007 учебный год
Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента. Вклад психологии...

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconКритерии комфортности
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки- защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного...

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconКонспект лекций проф. Винограя Э. Г. по курсу «История и философия науки»
Формирование прообраза европейской науки в трудах античных мыслителей. «Аристотелевский» образ науки и научного исследования

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества icon№3: Основы анатомии и физиологии человека
Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах организма. Скелет и его функции. Кости головы, конечностей,...

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconПредмет обществознание и его функции
О б щ е с т в о з н а н и е – это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconЛичность в системе современного научного знания
В книге адресованной всем, кто изучает и интересуется психологией человека, в систематизированном виде представлен многообразный...

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconПрограмма по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания
Анатомия, физиология и гигиена человека науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здо­ровья....

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconИсторической динамики научного знания

1. Понятие науки, её признаки и функции. Сциентизм и антисциентизм о месте научного знания в жизнедеятельности человека и общества iconИстория формирования научного социально-психологического знания



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск