Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики icon

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики





Скачать 60.94 Kb.
НазваниеФакультет Вычислительной Математики и Кибернетики
Дата конвертации16.02.2013
Размер60.94 Kb.
ТипДокументы
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики


Immanuel Kant.

Эпистемология.

Немного о этике и эстетике.


Ткаченко Макс, гр. 212


2006


Имма́нуил Кант (нем. 'Immanuel Kant') (1724 — 1804) — немецкий философ из Кёнигсберга (Königsberg) (ныне — Калининград)) — родоначальник немецкой классической философии.

“Горожане сверяли часы, завидев пожилого Канта на прогулке. Он не любил неопрятно одетых студентов, решительно игнорировал беззубых собеседников”. [1]

“Сам того не подозревая, Иммануил Кант вступил в заочную полемику с еще не родившимся оппонентом - Владимиром Лениным. Эпатажный тезис вождя мирового пролетариата о том, что и кухарка способна управлять государством, прусский затворник предвосхитил едким афоризмом: "А кто из самих государственных мужей может постичь истинное искусство кухарок?" ” [1].


В трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».


К концу 1790х вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:


1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться (религия);


4) наконец, за этим должна была последовать четвертая задача — что такое человек?


В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:


ЗНАНИЕ = постижение действительности человеком. Знание объективируется знаковыми средствами языка. Процессы получения, обоснования, проверки и распространения знания изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией.


Эпистемология = ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.), теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.


«Критика чистого разума» (1781) — эпистемология

«Критика практического разума» (1788) — этика

«Критика способности суждения» (1790) — эстетика


Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…». Но тут же оговаривался: впрочем, ничто не оправдывает безбрачия [1].


ОПЫТ = отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира.


Эмпиризм = (от греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм).


Под опытом в узком смысле слова разумеют познание единичного. Но единичное можно понимать:

* как субъективное ощущение, если дело идет о внешнем опыте, или как "единичное представление", если дело идет о внутреннем опыте;

* как восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.


Центральное место в философии Канта занимают вопросы познания.

Обобщая философию британского эмпиризма, он соглашается с тем, что всякое наше познание начинается с опыта. Однако опыт имеет сложную структуру. С одной стороны, опыт является действием предметов на наши органы чувств. Однако смотреть и видеть — разные вещи. Эта разница продиктована трансцендентальным — ключевым понятием Канта.


Априори = (от латинского a priori - из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него.


Трансцендентальность = в философии Канта - априорные формы познания, организующие опытные данные.


Трансцендентальное — это призма разума, которая открывает и искажает подлинную реальность. Трансцендентальное — это то, что делит реальность на мир в себе (ноуменальный) и мир для нас (феноменальный).


К области трансцендентального относятся пространство и время

* формы априорного созерцания (трансцендентальная эстетика);

* категории сознания, оформляющие восприятия (трансцендентальная логика);

* неразрешимые вопросы (трансцендентальная диалектика), пытаясь ответить на которые мы неизбежно попадаем в область трансцендентальной иллюзии, ибо это знание лежит за пределами возможного опыта (элементы, Бог, свобода, вечность мира).


По версии Канта мир ощущений и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных ощущений и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир преобразуется при помощи априорных форм, какими являются время и пространство.

Время и пространство существуют только в феноменальном мире. Они существуют без опыта и вне опыта. Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка.

При помощи этих связей познавающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир.


Кант выделяет следующие категории рассудка:


Категории количества

Единство

Множество

Цельность

Категории качества

Реальность

Отрицание

Ограничение

Отношения

Субстанция и принадлежность

Причина и следствие

Взаимодействия

Категории модальности

Возможность и невозможность

Существование и несуществование

Предопределённость и случайность

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.


Этика Канта основана на принципе «как если бы».

Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были.

Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). "Закон, живущий в нас, называется совестью", так говорил Кант. Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива: «Поступай с другими также, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и «Никогда не относись к другому человеку как к средству».


В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию.

Прекрасное — это совершенство связанное с формой.

Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного: шторм. Пример математически: возвышенного — горы.

Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.


Литература

  1. Илья Стулов, http://www.peoples.ru/science/philosophy/kant/;

  2. И. Кант, «Критика чистого разума».

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики icon1 Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики iconРабочая учебная программа по курсу Бухгалтерский учет в социально-культурной сфере и туризме Факультет Бизнес Факультет (ФБ)

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики icon2. Методологические вопросы применения кибернетики для совершенствования боевой подготовки и управления войсками
Методологические вопросы применения кибернетики для совершенствования боевой подготовки и управления войсками

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики iconПрограмма вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии)

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики iconОлжностная инструкция преподавателя информатики и вычислительной техники

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики iconТема урока : История развития вычислительной техники

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики iconФинансовый факультет пособие для абитуриентов, поступающих на финансовый факультет для обучения в сокращенные сроки на базе среднего профессионального профильного и высшего профессионального образования Ростов-на-Дону

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики iconЛичность учителя по развитию логического мышления на уроках математики (1 слайд)

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики iconЕ. В. Биряльцев нии математики и механики им. Н. Г. Чеботарева Казанского Государственного Университета

Факультет Вычислительной Математики и Кибернетики icon«Развитие логического мышления учащихся с помощью развивающих задач на уроках математики»



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск