Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен icon

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен





Скачать 413.11 Kb.
НазваниеОтчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен
Дата конвертации13.04.2013
Размер413.11 Kb.
ТипДокументы




ТАСИС Консультационные услуги в области страхования II












Отчет:

Компонент 2

Аналитический обзор видов страхования в ЕС

и их сравнение с российской классификацией “




Подготовлен:

Проф. И. Рокасом















IKRP Rokas & Partners













Проект финансируется Европейским Союзом

Проект осуществляется компаниями:

PricewaterhouseCoopers Risk Management (Belgium),

ZAO PricewaterhouseCoopers Audit, (Moscow)

IKRP Rokas & Partners Law Firm,

McGraw-Hill International (UK) Limited (Standard and Poor’s)






Резюме



Вопрос классификации различных видов страхования в Российской Федерации является очень актуальным. Введение в действие с 10 декабря 2003 года новых поправок в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» явилось значительным шагом в разработке более эффективной системы классификации в России. Однако новая редакция Закона не дает подробного ответа на все вопросы, поэтому по-прежнему остается необходимость в создании более детальной классификации, которая устранила бы все неопределенности.


В настоящем отчете, прежде всего, дается обзор системы классификации, которая принята странами ЕС. Эта классификация могла бы служить в качестве модели для Департамента страхового надзора (ДСН) в его дальнейшей работе по более детальной разработке российской системы классификации. То, что принятая в ЕС классификация остается практически полностью неизменной на протяжении почти 30 лет, является хорошим доказательством ее эффективности в предоставлении четкой и надежной основы для осуществления страхового надзора.


В отчете освещен целый ряд вопросов, связанных с классификацией: установление прямой взаимосвязи между классификацией и надзором; описание различных требований к каждому виду страхования и критериев, по которым принимаются виды страхования; глубокий анализ существенных/основных признаков, по которым страхование подразделяется на страхование жизни и не-жизни, при этом дается детальный обзор каждого вида внутри этих двух больших классов; анализ ныне действующей в России системы классификации и результаты этого анализа.

Содержание


Резюме 2

IKRP Rokas & Partners 2

2

Содержание 3

Введение 4

I. Основная причина для классификации 5

1. Классификация имеет отношение к надзору 5

2. Различные требования в зависимости от вида страхования 5

3. Критерии принятия классификации видов страхования 6

II. Разделение страхования на страхование жизни и не-жизни 8

III. Классификация в Европе 10

1. Страхование не-жизни 10

2. Страхование жизни 12

IV. Влияние страхового договора 13

V. Классификация страхования не-жизни по отдельным видам 15

1. Страхование от несчастного случая 15

2. Страхование на случай болезни 15

3. Наземные автотранспортные средства (автострахование) 17

4. Страхование ж/д подвижного состава 18

5. Авиационное страхование 18

6. Морское страхование 19

7. Страхование товаров, находящихся в пути 19

8&9 Страхование от огня и стихийных бедствий 20

10. Страхование автогражданской ответственности 20

11. Страхование ответственности в рамках авиационного страхования 20

12. Страхование ответственности при эксплуатации судна (морские и речные суда, а также те, которые эксплуатируются на озерах и каналах) 21

13. Общегражданская ответственность 21

14&15. Страхование кредитов 22

16. Страхование от разных финансовых потерь – от рисков потерять работу 22

17. Судебные издержки 23

18. Ассистанс 23

VI. Классификация видов страхования жизни 25

VII Классификация, принятая в Российской Федерации. Рекомендации по изменениям 27

VIII Системы классификации и государственный надзор 31

IX Общие наблюдения 33

Введение



Классификация страховых рисков является необходимым средством в процессе осуществления эффективного надзора за страховыми компаниями. Разделение всего страхового бизнеса на категории в целях лицензирования необходимо, чтобы орган надзора был уверен в том, что только компании, обладающие достаточным уровнем специализированных знаний и необходимой бизнес структурой, осуществляют деятельность в рамках определенного вида страхования. Кроме того, это позволяет применять дополнительные требования по лицензированию к определенным отраслям страхования. Классификация – это основной метод, благодаря которому можно применить различные условия, касающиеся оценки ответственности, технических резервов и правил инвестирования. Это необходимо для того, чтобы адекватно отражать различный уровень рисков, относящихся к каждому отдельно взятому виду страхования. Кроме того, это позволяет различать ставки налогов и сборов (если законодательные органы выступят за это), чтобы отразить государственные и деловые приоритеты.


Унификация систем классификации в пределах стран-членов Европейского Союза позволяет страховым компаниям стран Европы работать в разных странах, используя унифицированную модель государственного регулирования. За пределами Европы гармонизация классификационных систем играет чрезвычайно важную роль для страховых компаний, желающих открыть филиалы или дочерние компании за границей. Кроме того, такая гармонизация играет важную роль для рейтинга страховых компаний, а также для осуществления перестрахования рисков на международном рынке.

I. Основная причина для классификации

1. Классификация имеет отношение к надзору



Во всех основных системах права для того, чтобы работать легально, страховым компаниям необходимо иметь одновременно два вида регистрации.

Будучи акционерным обществом (объединением капиталов, а не объединением лиц), страховая компания должна выполнять определенные требования, предъявляемые ко всем акционерным компаниям. Это связано с тем, что поскольку такие акционерные компании несут ответственность в пределах акций, их активы и обязательства перед третьими лицами отделены от активов и обязательств их акционеров. Платежеспособность акционера не представляет интереса для третьей стороны при создании системы гарантий, так как требования третьих лиц удовлетворяются только за счет активов компании. Основной, но не единственной задачей государственного контроля является обеспечение того, чтобы акционерный капитал был, как минимум, размещен в депозиты, и чтобы на протяжении всего периода своей деятельности величина активов компании оставалась на удовлетворительном уровне. Однако, если компания хочет добровольно зарегистрироваться с более высоким размером акционерного капитала, третьи лица не должны вводиться в заблуждение, если активы не имеют никакого отношения к этому капиталу. Целью государственного надзора также является гарантия функционирования акционерной компании при действительном разделении акционеров и менеджмента, а также защита миноритарных акционеров.

Если хозяйствующим субъектом является страховая компания (в форме акционерного общества или общества взаимного страхования), необходимо подробное регулирование, связанное с выдачей лицензии на ведение бизнеса.


2. Различные требования в зависимости от вида страхования



В странах ЕС страховые компании пользуются одинаковым режимом. Цель – провести различие между классами рисков, так как имеются значительные различия в характеристиках рисков. Исходя из рисков, которые могут составлять объект страхования, риски классифицируются в соответствии с общими характеристиками каждой группы рисков. Общие характеристики определенной группы рисков требуют от страховой компании наличия различных возможностей в отношении требований к платежеспособности, перестрахования, технических резервов и соответствия активов, инвестирования страховых средств, а также различных обязательств перед страхователями. Государственному контролирующему органу не надо настаивать на том, чтобы все страховые компании выполняли все требования, необходимые для покрытия всех рисков, потому что одна компания может специализироваться только на одном виде риска. В таком случае эта компания должна удовлетворять специфическим требованиям, которые соответствуют данному риску.

Различные требования к различным видам страхования приводят к специализации как в страховом деле, так и в деятельности органа страхового надзора. И это – положительный фактор. Классификация является требованием нашего времени, так как она ведет к специализации надзора в таких разных областях, как огневые риски, гражданская ответственность и транспорт. Конечно, надзор могут осуществлять одни и те же сотрудники органа надзора, но большинство стран пришло к выводу, что по мере развития и роста страхования увеличивается специализация надзорной деятельности. Это является благоприятным фактором, так как специализация делает надзор более эффективным.

3. Критерии принятия классификации видов страхования



Критерии зависят от степени наличия схожих характеристик у рисков. В некоторых странах, например, в Австралии, Канаде и в настоящее время в России, закон предусматривает меньшее число видов страхования, чем принято в ЕС. Целесообразно иметь большее число видов, так как от этого будет только польза. Однако на глобальном уровне, критерии должны быть во многом одинаковыми, особенно в отношении крупных рисков, по причине международного характера страхования и перестрахования. Чтобы получить доступ на международный рынок перестрахования, российские страховые компании должны показать природу своего бизнеса. Значительную помощь в этом оказывает использование международно принятой классификационной системы.

Для Канады самой крупной категорией является личное страхование (как и для Российской Федерации), а также имущественное страхование и страхование ответственности. Проводя сравнение с классификацией, принятой в ЕС, мы заметили всего лишь незначительные различия в канадской классификации. В Канаде имущественное страхование и страхование ответственности включает страхование от огневых рисков, от убытков вследствие перерывов в производстве, транспортное страхование, страхование ответственности, страхование расходов на юридическую помощь, страхование от кражи и финансовых растрат, страхование сельскохозяйственных культур, страхование урожая от града и страхование домашнего


скота, страхование от катастроф, страхование кредитов, страхование технических рисков и автострахование. Личное страхование включает страхование от несчастного случая на производстве, страхование на случай телесных повреждений, индивидуальное медицинское страхование, страхование жизни и пенсионные программы. Наконец, в канадской системе индивидуальное социальное страхование выделяется как отдельный вид личного страхования. Критерием классификации является не только однородность рисков, но и частота страхового случая, важность бизнеса или риска, с которым он связан. Именно поэтому страхование остановки производства признается в качестве отдельного вида. Критерием важности риска является то, что у них есть специальный вид страхования от катастроф.

II. Разделение страхования на страхование жизни и не-жизни



В течение длительного времени ведется дискуссия между некоторыми промышленно-развитыми странами ЕС и другими странами о необходимости разделить страхование жизни и страхование не-жизни, а также выделить в отдельный вид пенсионное страхование. Основание в пользу разделения очевидно. Никто не спорит, что в страховании существует определенное разделение между страхованием жизни и страхованием не-жизни. Различие между этими двумя классами идет от их природы. В страховании не-жизни премия является доходом за передачу рисков. В то время как в страховании жизни премия может быть частично или полностью сберегательным вкладом, который привлекательно управляется страховщиком, возможно, более привлекательно, чем простой депозит в банке. Таким образом, понятно, что должна предоставляться различная защита для тех, кто доверил свои сбережения страховщику, и для тех, кто полагается на обещания со стороны страховщика предоставить надежную защиту в неопределенном случае наступления страхового события. Во втором случае премия потребляется по истечении срока действия договора страхования, а премия, которая имеет природу сбережений, наоборот, в любом случае возвращается вместе с заработанными процентами.

Если в одной хозяйственной единице категории риска смешаны, то страхование жизни подвержено рискам страхования не-жизни. Также компания по страхованию не-жизни не может сравниваться с компанией по страхованию жизни с точки зрения коммерческого риска, который она на себя принимает. Страхование жизни более стабильно, чем страхование не-жизни с его подъемами и падениями и с зависимостью от факторов, которые трудно предсказать. Дополнительно к страхованию жизни и не-жизни можно было бы выделить третий класс рисков: пенсионное страхование, к которому относятся исключительно сбережения. Тем не менее, ради достижения консенсуса в ЕС, требование к юридическим лицам заниматься отдельно страхованием жизни и страхованием не-жизни не включает пенсии в качестве третьего класса. С другой стороны, тем страховым компаниям в ЕС, которые занимались как страхованием жизни, так и страхованием не-жизни (универсальные компании), было разрешено продолжать работать после введения в силу нового положения о разделении бизнеса при условии, что они сделают фактическое разделение в бизнесе и отчетной/учетной практике1.

Следующий вопрос возникает, когда иностранная универсальная страховая компания подает заявление на создание дочерней компании на территории государства-члена ЕС. ЕС пришлось столкнуться с проблемой: запретить универсальным страховым компаниям создавать дочерние предприятия или разрешить им работать в обоих классах страхования, как по основному месту их деятельности. Принцип равенства между иностранными и местными компаниями требует, чтобы им не разрешалось заниматься страхованием как жизни, так и не-жизни. Владельцы полисов страхования жизни будут адекватно защищены, если иностранным универсальным страховым компаниям разрешено создавать дочерние предприятия либо в форме компании по страхованию жизни, либо в форме компании по страхованию не-жизни. Дочерняя компания является самостоятельным юридическим лицом, и, таким образом, если материнская компания столкнется с финансовыми проблемами, в силу закона они не будут передаваться дочерней компании. Подобным образом, универсальная страховая компания из государства-члена ЕС, желающая создать филиал в другом государстве-члене ЕС, может предложить услуги только по страхованию жизни или не-жизни. Практика доказала, что компании по страхованию не-жизни имеют более высокий риск стать неплатежеспособными, чем компании по страхованию жизни. Это означает, что универсальные страховые компании будут иметь искушение финансировать свои портфели по страхованию не-жизни с помощью активов страхования жизни. Такой риск значительно снижен, если и не исключен совсем, в тех страховых компаниях, которые ведут свой бизнес страхования жизни и не-жизни совершенно раздельно.

III. Классификация в Европе



Еще до установления Европейским Союзом правил, которые разрешали страховым компаниям свободно создавать свои предприятия на территории всех других государств-членов ЕС, законодательство государств-членов уже предусматривало различные классы страхования. Например, в Греции закон предусматривал следующие виды страхования: от несчастного случая, страхование автогражданской ответственности, от огневых рисков, страхование жизни и капиталов, морское страхование и авиационное страхование, страхование кредитов. Эти виды также были и в законодательстве других европейских и неевропейских стран.

Унифицированные виды страхования, которые применяются на территории всего ЕС, изложены в первом поколении Директив. Первые Директивы по страхованию (Директива 73/239 от 24 июля 1973 года о страховании не-жизни и Директива Directive 79/267 от 5 марта 1979 года о страховании жизни) согласовывали правила и практику надзора за деятельностью страховых компаний, особенно в отношении их финансовой стабильности и права на свободу создания предприятий. Они предусматривали 18 классов страхования не-жизни и 9 классов страхования жизни.

1. Страхование не-жизни



В Приложении к Первой Директиве о страховании не-жизни дается определение страхования не-жизни (или «общего страхования», как это принято называть в Великобритании) с точки зрения последующих мер в страховании и перечисляются его виды. Первоначально было 17 классов страхования, включая страхования от несчастного случая и болезни (но исключая непрерывное страхование здоровья), морское страхование, страхование авиационных рисков и страхование перевозок, страхование огневых рисков и нанесения ущерба имуществу в результате воздействия других рисков, страхование общегражданской ответственности, разных финансовых потерь, страхование кредитов, страхование судебных издержек. Еще один вид (№ 18 Ассистанс) был добавлен на основании Директивы о помощи туристам, которая включает помощь при поломке транспортного средства во время путешествия за уплату премии. Необходимость в новом виде объясняется особенностью этого бизнеса, а не дифференциацией представляемых рисков.

Директива охватывает только прямое страхование, поэтому ее положения не распространяются на перестрахование, в котором каждое государство-член ЕС остается свободным в вопросах регулирования деятельности перестраховочных компаний.

Таким образом, все страховые предприятия, работающие в странах ЕС, независимо от того, являются они компаниями, работающими на основе премии (в форме акционерного общества или другого типа хозяйствующего субъекта) или работающими в качестве компании взаимного страхования, должны определить один из вышеуказанных классов для своего бизнеса. По видам страхования на случай болезни и от несчастного случая (под номером 1 и 2) может предоставляться фиксированная страховая сумма, возмещение убытков (компенсация ущерба) или их комбинация. Страхование автотранспортных средств и ж/д транспорта может охватывать наземные транспортные средства, но различия в типах авто-мототранспортных средств, которые стремительно развиваются с технологической точки зрения, оправдывают выделение отдельного вида. Другие транспортные средства (водные суда и воздушные суда) традиционно относились к разным классам в некоторых юрисдикциях, и в ЕС им присвоены отдельные классы. Необходимо отметить, что вышеперечисленные 4 класса, которые относятся к транспортным средствам, покрывают убыток или ущерб, причиненный самому транспортному средству, а не перевозимому грузу. Транспортировка грузов относится к отдельному виду страхования – страхование грузов. Страхование от огня и стихийных бедствий является самым старым видом, потому что оно относится к типичному риску, который представляет угрозу для товаров. Этот класс имеет отношение к классу № 9 (страхование от ущерба имуществу), но он охватывает риски, которые не включены в класс № 5. Классы с № 10 по № 13 взаимосвязаны, потому что они покрывают гражданскую ответственность, которая возникает при использовании водных и воздушных судов или наземных транспортных средств, а также гражданскую ответственность лиц, которые профессионально выполняют функции перевозчика с использованием всех указанных видов транспорта. Здесь необходимо отметить, что отсутствует отдельный класс страхования ответственности для ж/д транспорта. Этот случай, как и любое другое покрытие гражданской ответственности, подпадает под класс № 13 – общегражданская ответственность. Страхование кредитов и поручительства, хотя и связаны между собой, разделены на два разных класса (№№ 14 и 15). Имеются специальные классы страхования для судебных издержек и помощи туристам, или ассистанс (№№ 17 и 18). Последний, но не менее важный вид страхования относится к различным финансовым убыткам и в классификации стоит под № 16.


2. Страхование жизни



Первоначальная классификация страхования жизни в Европе включала следующие виды: страхование жизни, страхование к бракосочетанию и рождению ребенка, страхование от несчастного случая и болезни, а также пенсионное страхование и накопительное страхование (капитализация). Позднее, в 60-х годах прошлого века, когда рынок капитала начал приобретать все большее значение и стал более развитым благодаря той роли, которое играло страхование жизни с его накопительным характером, ЕС ввело класс страхования, который объединил страхование жизни с инвестиционной деятельностью. Таким образом, когда была введена Директива 1979 года, она предусматривала 9 классов страхования, которые уже были в Европе. Директива 92/96 внесла некоторые поправки, которые включали понятие о единой лицензии для страховых компаний.

Постоянное страхование здоровья, которое не подлежит отмене, затрагивает только Великобританию и Ирландию. Другие государства-члены ЕС не обязаны создавать вид страхования, который отсутствует у них. То же самое относится и к тонтине (англ. tontine).

IV. Влияние страхового договора



Разделение страхования на жизнь и не-жизнь связано также со страховым договором. Как отмечалось ранее, выделение двух широких классов (страхование жизни и не-жизни) обусловлено тем, что в страховании жизни премия может частично или полностью быть накоплением, поэтому страхователь требует большей защиты. Особенность страхования жизни как класса заключается в том, что страховщик выплачивает фиксированную сумму, которая не компенсирует убыток, понесенный выгодоприобретателем при наступлении страхового события. Характер выплаты (фиксированная сумма, а не возмещение) раскрывает природу страхования жизни как вида инвестиций или накопления. Например, если договор страхования предусматривает возврат вложенных средств через 20 лет или при наступлении смерти (которое из этих двух событий произойдет раньше), логично, что эта сумма имеет фиксированный размер и не зависит от какого-либо внешнего риска – сумма будет выплачена независимо от того, умрет человек или нет. Поэтому выплата страховщиком фиксированной суммы влияет на договор страхования. С одной стороны, по той причине, что определение величины ущерба для расчета премии неприменимо. С другой стороны, оказывается влияние на осуществление страхового надзора, который отличается для страхования жизни и страхования не-жизни. Страховщик знает: что бы ни случилось, он обязан будет выплатить эту сумму, т.е. отсутствует элемент риска.

Страховщик также может быть управляющей компанией коллективных пенсионных фондов. В этом случае страховщик может заключить договор страхования и получить премию, но риск будет совершенно другим. Сейчас идет спор о том, должен ли такой договор соответствовать принципам типового договора страхования. Отношения между страховщиком и страхователем больше похожи на отношения в компаниях по управлению личными активами. Отсюда следует, что более целесообразно применять правила, которые используются для контракта об управлении активами. Хотя эти два вида взаимоотношений сильно отличаются по своему характеру, они существуют одновременно в рамках договора страхования. Компания, которая управляет коллективными пенсионными фондами, не заключает договоры страхования, но предоставляет страховой продукт согласно законодательству, которое регулирует деятельность страховых организаций.

Тогда как в договорах о страховании не-жизни речь идет о страховом возмещении, когда интерес страхователя измеряется в денежном выражении. Хотя существуют различия в порядке осуществления выплат в зависимости от класса страхования (жизнь или не-жизнь), общее правило заключается в следующем: все договоры по страхованию не-жизни предоставляют суммы, которые непосредственно связаны с убытком.

Таким образом, страхование ответственности не может давать покрытие больше, чем сам убыток, если только не имеется соглашение о выплате возмещения в определенной сумме. Но даже в этом случае она не может значительно отличаться от фактического размера понесенного убытка.

V. Классификация страхования не-жизни по отдельным видам

1. Страхование от несчастного случая



Страхование с возмещением убытков (компенсация ущерба) в Европейской классификации включает страхование от несчастных случаев. Определение несчастного случая включает телесное повреждение и болезнь, наступившие во время действия трудового соглашения или вызванные его исполнением. К рискам, которые могут полностью или частично охватываться этим классом страхования, относятся следующие: фиксированные денежные пособия, пособия в виде возмещения убытка (компенсации ущерба), комбинация этих двух видов и, наконец, страхование пассажиров на случай телесных повреждений.

Необходимо отметить, что первый подкласс по своей природе больше подходит к страхованию жизни, но это – исключение из правила, согласно которому фиксированные суммы связаны со страхованием жизни, а возмещение ущерба – со страхованием не-жизни. Болезнь, которая наступает во время действия трудового соглашения и вызвана производственными причинами, характеризуется не как болезнь, а как несчастный случай. Важным фактором в страховании на случай болезни является причина заболевания. Если причина заболевания связана с выполнением трудовых обязанностей, законодательство рассматривает такое заболевание как несчастный случай. Связь между классификацией страхования по видам и личными правами/обязательствами очевидна. Классификация тесно связана с личными правами и обязанностями, а не только с однородностью рисков.

Второй подкласс относится к затратам, которые прямо связаны с несчастным случаем.

Четвертый подкласс относится только к несчастным случаям, которые произошли с пассажирами во время их перевозки, а не к ответственности перевозчика. Европейская классификация не делает различия между тем, основано страховое покрытие последнего риска на системе возмещения ущерба или фиксированной суммы, поэтому может быть достигнута договоренность о применении обеих систем выплаты.

2. Страхование на случай болезни



Страхование на случай болезни, как класс, имеет такую же структуру, что и страхование от несчастного случая. В случае болезни, которая покрывается договором страхования, страховщик может согласиться застраховать риск на фиксированную сумму. Страховщик также может согласиться выплатить в качестве возмещения затрат определенную сумму (т.е. стоимость лечения в больнице).

Выплата также может представлять собой комбинацию фиксированной суммы и возмещения ущерба (третий случай).


Общие замечания по страхованию от несчастного случая и на случай болезни:


1. Первые два класса страхования не-жизни относятся к личному страхованию. Так как они имеют смешанный характер, ими может заниматься и компания по страхованию жизни. Это означает, что несмотря на существование разделения на страхование жизни/не-жизни, компания по страхованию жизни, получившая лицензию на страхование здоровья, может заниматься страхованием от несчастного случая и на случай болезни, относящихся к группе классов страхования не-жизни. Несмотря на то, что в таком случае компания по страхованию жизни предоставляет страховое покрытие для несчастных случаев и болезни в виде возмещения ущерба.

2. Хотя это является очевидным, но все же стоит заметить, что страховая компания, которая занимается страхованием от несчастного случая и на случай болезни, может включать в тот же полис множество других видов покрытия. Для выдачи лицензии на осуществление страхования от несчастного случая и на случай болезни орган надзора проверяет только характер покрытия: является ли оно фиксированным пособием, возмещением ущерба, комбинацией обоих видов или страхованием на случай перевозки пассажиров. Так, если страховая компания имеет лицензию на страхование на случай болезни, она может договориться, что страхователю либо оплатят затраты на больничное лечение (ту часть, которая не покрывается социальным страхованием), либо выплатят фиксированную сумму за каждый день, когда он не работает или лечится в больнице, либо вернут определенный процент страхового взноса после Х лет отсутствия страхового события, либо предоставят любое другое покрытие в соответствии с договором. Выдавший лицензию орган надзора не вмешивается в политику компании. Он проверяет продукт, представленный органу надзора в момент создания компании. Страховая компания, имеющая лицензию на страхование от несчастного случая и на случай болезни, под свою ответственность может впоследствии предоставлять любой вид покрытия в рамках полученной лицензии.

Страховая компания, имеющая лицензию на страхование от несчастного случая и на случай болезни, должна учитывать еще одно правило. При создании современных сложных страховых продуктов, страховое покрытие может относиться (и это на самом деле очень распространено) к другим классам страхования, на которые у компании нет лицензии. Страховой компании не обязательно иметь лицензию, чтобы предоставлять новый продукт-компаньон. Исходя из принципа дополнительных рисков (введенного первыми поколениями Директив ЕС в 70-е годы прошлого века), страховые компании могут страховать риски, на которые у них нет лицензии, при условии, что эти риски (1) связаны с основными рисками и (2) предусмотрены одним и тем же договором страхования.

Возникает вопрос: что произойдет, если страховая компания страхует риски, которые не отвечают двум вышеуказанным условиям. Ответ следующий: это не влияет на юридическую силу договора страхования. Права и обязательства страховщика и страхователя остаются без изменения. Существуют исключения, если страховщик в полисе пообещал страхователю предоставить страховое покрытие ответственности, например, когда у него нет на него лицензии. Если страховая компания предоставляет страховое покрытие ответственности, как связанного риска, в то время как это – основной риск, а не дополнительный, компания нарушает закон, занимаясь деятельностью, которая выходит за рамки выданных официальных лицензий. Она нарушает обязательство, которое она имеет перед органом надзора (норма публичного права), а также она нарушает свое обещание, данное страхователю, потому что она вводит страхователя в заблуждение о наличии лицензии, которой у компании нет. Поэтому в этом случае применяются общие правила договорного права. Действителен полис или нет, а также, каким санкциям подвергается страховая компания, зависит от обстоятельств дела и от того, существенно были искажены сведения или нет. Применяются санкции публичного права. В таких обстоятельствах государства-члены ЕС по своему усмотрению применяют к страховщику гибкие или негибкие санкции.

3. Наземные автотранспортные средства (автострахование)



Страхование автотранспортных средств имеет дело с ущербом, который был причинен автомобилям или наземным транспортным средствам, которые не передвигаются своей механической силой. Директива не определяет виды рисков в рамках страхового покрытия, поэтому покрывается любой риск, который приводит к ущербу, краже или повреждению корпуса автомобиля. Таким образом, класс автострахования является страхованием от всех рисков. Основным критерием этого класса страхования является то, что автомобиль находится в состоянии движения. Также с точки зрения коммерческой логики очевидно, что потребитель и другие застрахованные лица должны быть заинтересованы не в разделении отдельных рисков, а в страховании всех рисков.

Может возникнуть вопрос о полисе, когда страховая компания имеет лицензию на страхование от огневых рисков, которые угрожают всему движимому и недвижимому имуществу предприятия.

Страховые компании могут быть не уверены относительно того, включать ли в покрытие ущерб транспортным средствам предприятия в результате пожара, или этот риск должен быть исключен, потому что этот ущерб охватывается классификацией страхования риска «собственно автомобилю». Ответ зависит от роли классификации и ее влияния на договор страхования. Страхователь не обязан выяснять, на страхование каких рисков у компании есть лицензия. С другой стороны, если в страховом полисе не ясно, покрывает он все движимое и недвижимое имущество предприятия или нет, страховщик должен предоставлять покрытие. Он не вправе заявлять, что его лицензия не включает данный риск в его контрактные обязательства. На этом примере хорошо видно, почему для страховщика целесообразно подробно описать в своих полисах имущество, которое покрывается страхованием. Это отражает важность принципа разделения рисков и имущества (активов), которые покрываются страхованием. Например, если страховщик страхует склад от пожара, он не может отказать в выплате возмещения и за автофургон, поврежденный в результате пожара.

4. Страхование ж/д подвижного состава



Классификация ж/д состава основана на тех же принципах, что и страхование автотранспорта. Страхованием покрывается корпус любого подвижного состава. Нет никакой разницы, движется или не движется он по рельсам, имеет или не имеет двигатель, электрический он или нет, используется он под землей или нет.

5. Авиационное страхование



Директива не делает различия между тем, эксплуатируется воздушное судно или нет, а также, находится ли оно на стадии строительства. Она не проводит различия между различными видами воздушных судов, но она не включает космические аппараты.

6. Морское страхование



К классу страхования воздушных судов на случай повреждения очень близок класс страхования морских судов. Этот класс покрывает все повреждения, причиненные корпусу морского судна. Вышеупомянутый принцип «страхование от всех рисков» применяется к автомобилям, ж/д транспорту, воздушным судам и морским судам для всех видов ущерба.


7. Страхование товаров, находящихся в пути



Страхование товаров, находящихся в пути, является последним классом, который имеет дело с движимым имуществом. Здесь опять применяется принцип страхования от всех рисков. Характерной чертой данного покрытия является то, что оно охватывает все виды рисков, которые угрожают товарам любым видом повреждения. Не делается никакого различия, являются товары в пути коммерческими (предназначенными для продажи) или нет, расфасованы они или нет, представлены они в виде денег или других ценностей, а также, перевозятся они профессиональным перевозчиком или нет.

Здесь важно отметить, что товары и упаковка покрываются страхованием по этому классу только в том случае, если они находятся в пути. Однако, определение того, что находится «в пути» или «не в пути», является вопросом частного права. Следовательно, договор о транспортировке в конце будет характеризовать, подпадает ущерб под этот класс или нет. Международное законодательство о транспортировке грузов и договоры определяют начало транспортировки как день, когда перевозчик получает право распоряжаться грузом, что обычно бывает раньше даты отгрузки и позднее даты разгрузки. Таким образом, товары покрываются страхованием в соответствии с классом 7 даже тогда, когда они фактически не находятся в пути; но они будут считаться таковыми в соответствии с вышеуказанным отличительным принципом. Более того, страховщик может определить как транзит определенное время до отгрузки (60 дней), чтобы покрыть страхованием риски, пока товар находится на складе. Возникает вопрос: вправе ли страховщик, у которого нет лицензии на страхование от огневых рисков и стихийных бедствий, покрывать ущерб, причиненный товарам в результате пожара на складе, на основании своего полиса, который предоставляет покрытие на два дня после разгрузки товара. Ответ такой: страховщик не нарушает закон, во-первых, потому что такое продление покрытия близко природе транспортировки товаров и потребностям транспортирования как бизнеса. Во-вторых, применяется принцип сопутствующих рисков, если страхование от пожара рассматривается как дополнительное покрытие.

8&9 Страхование от огня и стихийных бедствий



Страхования от огня - самый старый вид современного страхования. Огневые риски включают взрывы, шторм, стихийные бедствия кроме шторма, воздействие ядерной энергии и оседание грунта. Законодательство ЕС четко отделяет от этого класса автострахование, авиационное страхование, страхование ж/д транспорта, морское страхование и страхование товаров, находящихся в пути. Однако, как отмечалось ранее, такие дополнительные риски покрываются при непредотвратимых обстоятельствах. Этот класс вместе с классом № 9 очень важен для страхового договора, потому что он включает правила, применимые ко всем видам повреждения товара. Стоит упомянуть, что полис страхования от огня обычно включает многие другие риски, которые представляют угрозу другим товарам. Примечательно, что законодательство регулирует договор страхования от огня, и те же самые правила применяются по аналогии к страхованию товаров от рисков иных, чем огневые. Каждое страхование имущества является страхованием от огневых рисков.

10. Страхование автогражданской ответственности



Класс 10 включает два типа страхового покрытия. Первый: хорошо известный, очень важный вид страхования гражданской ответственности водителя и владельца автомобиля при его использовании. Второй: ответственность профессионального перевозчика, который выполняет обязанности по транспортировке товаров. Это вид страхования может быть дополнением к страхованию от огня.

11. Страхование ответственности в рамках авиационного страхования



Это – хорошо известный, очень важный вид гражданской ответственности пилота и владельца при использовании воздушного судна, а также ответственность профессионального перевозчика, который выполняет обязанности по воздушной транспортировке товаров. Этот вид страхования также может быть дополнительным к страхованию от огневых рисков.

12. Страхование ответственности при эксплуатации судна (морские и речные суда, а также те, которые эксплуатируются на озерах и каналах)



Согласно хорошо известному законодательству о морском страховании, действующему во многих странах, если в договоре страхования, который покрывает корпус судна, ничего не упоминается о покрытии рисков иных, чем ущерб самому судну (каско), он автоматически включает гражданскую ответственность, возникающую в результате столкновения судна в открытом море, даже если страховая компания не имеет лицензии на осуществление страхования ответственности, возникающей из эксплуатации судов, которые ходят в море, по рекам, озерам и каналам. Здесь снова применяется принцип дополнительных рисков. Страховщики, которые страхуют корпус судна и которые не имеют при этом лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности, не нарушают закон, если они страхуют гражданскую ответственность в случае столкновения судна в соответствии с морским правом, потому что это будет рассматриваться как дополнительный риск. Опять же тот факт, что у страховщика нет лицензии на страхование гражданской ответственности для океанских судов и т.д., не может использоваться им в качестве аргумента против клиента, который подает иск на основании гражданской ответственности в результате столкновения судов.

13. Общегражданская ответственность



Любой вид гражданской ответственности, который не подпадает под вышеупомянутые три класса, относится к этому классу. Само собой разумеется, что страховая компания, получившая лицензию на осуществление этого вида страхования, не обязана заниматься всеми возможными видами общегражданской ответственности и может заниматься только одним видом, таким как страхование на случай ущерба вследствие профессиональных ошибок и упущений. Также очевидно, что страхование гражданской ответственности, заключение договора о страховании которой обязательно для страхователя, может подпадать под любой из 4 видов страхования гражданской ответственности. Таким образом, если страховщик хочет застраховать гражданскую ответственность государственных нотариусов (что является обязательным во многих юрисдикциях), а также гражданскую ответственность владельцев автотранспортных средств, он должен получить лицензию на эти два вида страхования (страхование автогражданской ответственности и страхование общегражданской ответственности, соответственно). Однако, когда кто-то имеет страховое покрытие общегражданской ответственности, страховщик не может предоставить покрытие автогражданской ответственности, если у него нет лицензии на страхование автогражданской ответственности, потому что страхование автогражданской ответственности всегда предоставляется отдельным договором страхования и поэтому не может осуществляться как дополнительный риск. То же самое верно для гражданской ответственности в рамках авиационного и морского страхования.

14&15. Страхование кредитов



Особенность данного вида страхования заключается в том, что он никогда не можется покрываться страхованием как дополнительный риск. Страховщик всегда должен иметь специальную лицензию на страхование кредитов. То же самое относится к классу № 15 (поручительство). Причина, по которой Европейский законодательный орган обязывает страховую компанию иметь специальную лицензию на этот вид страхования, заключается в высоком риске, с которым связано страхование кредитов и поручительства. Также необходимо отметить, что для страхования кредитов и поручительства законодательство ЕС требует более высокий уровень маржи платежеспособности и капитала, чем для страхования от несчастных случаев, на случай болезни, транспортных средств, огня, различных финансовых потерь и ассистанс.

16. Страхование от разных финансовых потерь – от рисков потерять работу



Данный класс включает потерю (общего) дохода, плохую погоду, потерю пособий, непрерывные общие расходы, непредвиденные торговые расходы, потерю рыночной стоимости, потерю арендной платы и дохода, страхование косвенных торговых убытков, кроме вышеуказанных, страхование от разных финансовых потерь (неторговых) и других форм финансовых потерь. Важно подчеркнуть, что среди рисков, которые включены в класс № 16, есть хорошо известное страхование от убытков вследствие перерывов в производстве, а также страхование риска косвенных торговых потерь. Косвенные потери стоят на 9-ом месте среди рисков, включенных в этот класс, потому что таким образом, а также с точки зрения закона и надзора за страховой деятельностью и страхования, проявляется важный принцип частного страхования: покрываются только прямые потери. Все потери, которые охватываются вышеуказанной классификацией рисков, относятся к прямым потерям, а при покрытии косвенных потерь оно должно ясно предусматриваться в договоре страхования и подпадать под конкретный класс № 16.

17. Судебные издержки



Страхование судебных издержек включает затраты, связанные с судебным процессом. Необходимо отметить здесь, что страхование судебных издержек по свое природе также частично включено в страхование любой гражданской ответственности в соответствии с хорошо известным договорным правом. Однако, страховое покрытие гражданской ответственности включает только расходы на защиту страхователя (и, конечно, расходы на выплату компенсации третьей стороне), в то время как страхование судебных издержек также покрывает расходы, связанные с возбуждением иска против третьей стороны. Тот факт, что оно может частично совпадать с покрытием гражданской ответственности и судебных издержек, никак не относится к выдаче лицензии.

Этот класс требует наименьшего размера гарантийного фонда.

18. Ассистанс



Ассистанс имеет важную особенность. Это – единственный вид страхования, который не подпадает под категорию финансовых услуг. Он включает физическое предоставление услуг, таких как перевозка автомобиля из одного места в другое, ремонт автомобиля (обслуживание автомобиля), прямая медицинская помощь, внутренние перевозки и т.д. Другая особенность заключается в том, существует два вида ассистанса: так называемый «мелкий, небольшой» ассистанс, который может также предоставляться не-страховыми компаниями и для которого не требуется получение лицензии. «Небольшой» ассистанс происходит в пределах небольшого района страны и оборот компаний не превышает 2 тысячи евро в год. Это происходит, главным образом, если помощь связана с ремонтом автомобиля, в основном, средствами ассистантской компании и транспортировкой автомобиля с места страхового события или поломки автомобиля к месту страхователя. Если вышеуказанный небольшой страховой бизнес ведется страховыми компаниями, они должны иметь на это лицензию. Таким образом, имеется противоречие, которое имеет свою логику. Если одним и тем же бизнесом занимается страховая компания, необходима лицензия и если ее нет, на компанию налагаются штрафные санкции. Если тем же бизнесом занимается нестраховая компания, лицензия не нужна. Это противоречие существует потому, что законодательство ЕС не было достаточно прогрессивным, чтобы включить простой ассистанс. Государства-члены ЕС имеют право вводить правила, регулирующие деятельность таких небольших ассистантских компаний и касающиеся проведения инспекций, а также условий, применимых к ведению бизнеса. Если кто-то хочет заниматься так называемым «большим, или крупным» ассистансом, это может делать только компания, на деятельность которой распространяется законодательство ЕС. Необязательно это должна быть страховая компания. Если крупная компания специализируется на ассистансе и не осуществляет другие виды страхования, эта компания не обязательно должна быть страховой компанией.

VI. Классификация видов страхования жизни



В Приложении к Директиве дается определение страхованию жизни (или долгосрочному страхованию) для того, чтобы в последующем ссылаться на перечень видов страхования: жизнь, брак и рождение ребенка (включая дополнительные риски), аннуитеты, дожитие, некоторые виды страхования здоровья, страхование жизни заемщика и страхование пенсий. Существует 9 классов коллективного страхования.

I. Страхование жизни включает следующие 3 вида:

  1. Страхование жизни, т.е. вид страхования, который включает, в частности, страхование на дожитие до определенного возраста; страхование на случай смерти; страхование на дожитие до определенного возраста или на случай смерти раньше этого срока; страхование жизни с возвратом премий, страхование к бракосочетанию и рождению ребенка.

  2. Аннуитеты.

  3. Дополнительное страхование, осуществляемое компаниями по страхованию жизни, в частности, страхование от травмы (телесные повреждения), включая нетрудоспособность, страхование от смерти в результате несчастного случая и страхование от инвалидности в результате несчастного случая или болезни, когда эти различные виды принимаются на страхование в дополнение к страхованию жизни.

II. Страхование к бракосочетанию и рождению ребенка.

III. Класс страхования жизни может быть дополнен инвестиционной деятельностью, например, такие виды как страхование жизни, аннуитеты, страхование к бракосочетанию и рождению ребенка.

1. Инвестиционная составляющая относится к выплатам, которые включены в условия страхового полиса и которые непосредственно связаны со стоимостью паев инвестиционного фонда или стоимостью активов, которые включены во внутренний фонд страховой компании, который обычно делится на паи;


  1. или

  2. которые прямо связаны с индексом акций или с другой стоимостью, кроме тех, что упомянуты в пункте (a) выше.

IV. Страхование здоровья охватывает страхование от несчастных случаев и болезней, которые включают те же самые риски, что и классы 1 и 2 в группе страхования не-жизни. Однако, страхование здоровья включает также постоянное страхование здоровья, которое в некоторых странах не подлежит отмене.

V. Тонтины: создаются объединения подписчиков с целью совместной капитализации своих взносов и последующего распределения накопленных активов среди доживших до определенного возраста или среди бенефициаров (выгодоприобретателей) умершего.

VI. Выкуп займа (страхование жизни заемщика): относится к операциям, основанным на актуарных расчетах, когда берутся определенные обязательства на определенный срок и определенную сумму в обмен на периодические или единовременные выплаты.

VII. Класс № 7: страхование пенсий, который относится к управлению инвестициями для застрахованных предприятий; в частности, речь идет об активах, представляющих собой резервы организаций, которые осуществляют выплаты при наступлении смерти или дожития, или в случае прекращения деятельности или ее сокращения. Он также относится к вышеупомянутым операциям, когда они сопровождаются страхованием сохранения капитала или выплаты минимального процента.

VIII. Класс № 8 охватывает операции, осуществляемые страховыми компаниями подобно тем, которые упомянуты в Кодексе страхования Франции (глава 1, титул 4). Страховая практика во Франции не покрывает риск, а имеет характер накоплений (сбережений).

IX. Данный класс охватывает операции, которые относятся к продолжительности жизни в законодательстве о социальном страховании, когда они осуществляются или управляются страховыми организациями на свой собственный риск.

VII Классификация, принятая в Российской Федерации. Рекомендации по изменениям



Хотя Российская Федерация не обязана принимать систему классификации, принятую в ЕС, она близко расположена от еврозоны и ее рынков страхования и перестрахования. Тот факт, что система классификации ЕС остается почти полностью неизменной на протяжении 30 лет, является хорошим свидетельством ее эффективности при обеспечении четкой и надежной основы для осуществления страхового надзора. Использование принятых в международной практике правил классификации обеспечивает твердую основу, на которой можно оценить деятельность иностранных страховых компаний для притока инвестиций в Россию, а также позволяет российским страховым компаниям провести реорганизацию, которая повысит их возможность входа на зарубежные рынки. Использование принятых в международной практике классификационных критериев также облегчит доступ российских страховых компаний на иностранные рынки перестрахования.

Внесение поправок к закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 10 декабря 2003 года (далее в тексте – «новый закон») явилось значительным шагом в развитии российской классификации. Одним из главных моментов нового закона, который необходимо упомянуть, является разделение на страхование жизни и страхование не-жизни. В соответствии со статьей 2, п. 2 закона «О внесении поправок в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» процесс разделения компаний, основанных до вступления в силу нового закона, согласно этой классификации должно завершиться не позднее 1 июля 2007 года.

Вопрос разделения на страхование жизни и страхование не-жизни является весьма актуальным на российском страховом рынке. В настоящее время в Государственной Думе обсуждается поправка к статье 13, п. 3 закона, в соответствии с которой компании, имеющие лицензию на осуществление страхования жизни, не могут осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию, подписанных страховщиками. Согласно этой поправке срок вступления в силу данной статьи переносится на 1 июля 2007 года, когда завершится процесс разделения компаний.

В Российской Федерации существует 2 больших группы (отрасли) страхования: личное страхование и имущественное страхование. Подклассы личного страхования, (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, болезней и медицинское страхование (статья 4, п. 1 нового закона)) эквивалентны страхованию жизни в законодательстве ЕС, юрисдикции Австралии и других стран.

Подклассы имущественного страхования включают страхование имущества, страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков (статья 4, п. 2 нового закона).

Самое важное замечание в отношении долгосрочного страхования жизни в РФ заключается в том, что оно до сих пор не рассматривается согласно своим особым свойствам: оно представляет собой долгосрочный инвестиционный продукт, а не краткосрочный риск. Кроме того, законодательство не признает в качестве отдельного класса страхования управление пенсионными средствами (что подразумевает, например, деятельность страховой компании по управлению инвестициями, связанными с пенсионными программами коммерческих предприятий, которые эти предприятия создают для своих сотрудников) и другими фондами. Этот означает, что страховая компания рассматривается исключительно как носитель риска, а не как возможный эксклюзивный управляющий активами. Отсутствие в определении долгосрочного страхования жизни аспекта инвестиционной деятельности не учитывает того, что для этих продуктов требуется специализированный контроль. То, как рассматриваются продукты долгосрочного страхования жизни, будет иметь значение для страховых резервов и математических резервов, а также для отношения к активам страховой компании в процессе ликвидации из-за неплатежеспособности.

Во-вторых, необходимо отметить, что медицинское страхование отделено от страхования от несчастных случаев и заболеваний, что, безусловно, объясняется структурой системы здравоохранения РФ.

Вторая большая группа/класс страхования (страхование от утраты и повреждения имущества, Статья 4, п. 2(1) нового закона) в РФ не очень отличается от европейской системы, но в ней меньше видов. Сюда входят страхование наземного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, страхование грузов, сельскохозяйственное страхование, страхование имущества юридических лиц, исключая страхование автомобилей, а также сельскохозяйственное страхование и страхование имущества граждан, исключая страхование автомобилей.

В рамках группы имущественного страхования (Статья 4, п. 2 нового закона) класс «страхования предпринимательских рисков» (Класс 22, Статья 32.9) вместе с классом № 21 (статьи 32.9) «Страхование гражданской ответственности за полное неисполнение или неверное исполнение обязательств по контракту и классом № 23 (статья 32.9) «Страхование финансовых рисков»» можно было бы относительно легко разделить на классы, принятые в ЕС: страхование кредитов, поручительства и разных финансовых потерь (классы №№ 14 – 16). Поскольку эти виды страхования являются наиболее рисковыми для страховой компании, мы рекомендуем, чтобы на осуществление этих видов, особенно страхования кредитов и поручительства (гарантий), требовалась отдельная лицензия.

Класс «другие виды имущества» (который теперь включает в себя страхование имущества юридических лиц, кроме автомобилей и сельскохозяйственного страхования, а также страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств, (Статья 32.9, пункты 1(12) и 1(13)) можно было бы изменить на отдельные виды: страхование от огня и стихийных бедствий, а также страхование от других повреждений товаров. Учитывая ожидаемый быстрый рост страхования в РФ, необходимо добавить еще одни подкласс имущественного страхования: от огня и стихийных бедствий, чтобы провести различие между этими специфическими рисками и другими видами имущественного ущерба.

Страхование автогражданской ответственности должно лицензироваться, как отдельный класс (класс № 10 в классификации ЕС). Это очень важно по многим причинам. Ожидаемое резкое расширение рынка автогражданской ответственности в РФ означает, что ДСН должен быть в состоянии оценить не только возможность страховых компаний работать с убытками, возникающими в финансовой перспективе и на территории всей Российской Федерации, но также их способность соблюдать свои обязательства перед Гарантийным фондом и Бюро «Зеленая карта» (см. отдельный отчет по классификации и автогражданской ответственности).

Выделение ответственности предприятий с высоким риском в отдельный класс (класс № 18, Статья 32.9 нового закона) тоже понятно – это сделано с учетом структуры российской экономики и бизнеса. Однако, принципы, регулирующие надзор за деятельностью предприятий этого класса, точно такие же, что и принципы, регулирующие деятельность других предприятий. Особую заботу органа страхового надзора в отношении крупных рисков должны вызывать не вопросы лицензирования отдельного класса, а непрерывный контроль состояния активов.

Необходимо также рассмотреть возможность введения нового класса страхования гражданской ответственности: при эксплуатации морских и речных, а также воздушных судов.

Чтобы создать систему на основе принятой в ЕС классификации, необходимо ввести ассистанс как отдельный класс.

В РФ перестрахование признается как один из классов страхования, на осуществление которого необходимо предварительно получить соответствующую отдельную лицензию. Ничего подобного нет в европейской системе. В ЕС объектом государственного страхового надзора является прямое, или основное страхование, и классификация отражает эту надзорную деятельность. Перестрахование считается активным бизнесом, а не пассивным, и поэтому не регулируется в ЕС таким же образом, что и прямое страхование. Перестраховочное покрытие может быть предоставлено прямыми страховщиками. Однако существует тенденция в ЕС включать все больше частей перестраховочного бизнеса в сферу государственного контроля. Таким образом, сейчас мы наблюдаем большие изменения в практике страхового надзора по сравнению с начальным этапом. Это изменение обусловлено последствиями террористических актов 11 сентября и крахом фондовых рынков во многих странах мира.

Предложение о более строгом контроле перестраховочной деятельности относится к условиям ведения перестрахования и не означает признание перестрахования в качестве отдельного класса страхования. В соответствии с системой классификации, принятой в ЕС, перестрахование должно контролироваться отдельно, как особый вид деятельности в рамках страхового рынка в целом, а не просто как другой класс. Это учитывает отдельные правила по финансовому контролю и платежеспособности, а также позволяет чисто перестраховочным компаниям (которые занимаются только перестрахованием) перестраховывать риски как страхования жизни, так и страхования не-жизни, что является исключением для принятого разделения между страхованием жизни и не-жизни.

VIII Системы классификации и государственный надзор



Между классификацией и государственным страховым надзором существует очень тесная связь. Классификация преследует насколько целей, но самая главная из них – помощь в осуществлении государственного страхового надзора. Поэтому, возможно, было бы полезно в этом разделе сосредоточить внимание на разнице между выдачей лицензии, разрешающей заниматься страхованием, и процедурой выдачи уже существующей страховой компании разрешения на новый класс.


Если компания предоставляет страховое покрытие, не имея лицензии на ведение страхового дела, на всех лиц, вовлеченных в такую деятельность, накладываются суровые санкции. При этом не важно, что компания способна выполнить свои обещания покрыть риск, и конечно, не имеет значения, что клиент знал об отсутствии лицензии у компании. Права такого клиента такие же, что и права по отношению к настоящему страховщику. При получении компанией лицензии на один вид страхования такая компания считается настоящим страховщиком.


Санкции, налагаемые на страховщика, который получил лицензию на страхование не того конкретного риска, которым он занимается, а на страхование другого риска, отличаются от санкций, которые налагаются на страховщика, совсем не имеющего лицензии. Это – результат здравого рассуждения. Компания по страхованию не-жизни, у которой есть лицензия, например, на страхование от огня, и которая действует в соответствии с законом, сформировала необходимый гарантийный фонд, технические резервы, маржу платежеспособности и т.д. Она не представляет угрозы правам страхователя. Современная система государственного страхового надзора наделяет контролирующий орган полномочиями быть гибким и принимать решения в соответствии с принципом соразмерности, а именно: степенью тяжести нарушения. Первый случай: когда страховщик покрывает дополнительный риск, для которого ему необходима отдельная лицензия. Например: у страховщика есть лицензия на страхование грузов. Груз – алкогольные напитки; 80% цены на них составляют налоги и только 20% - фактическая стоимость товаров. Транспортировка за пределы страны возможна только при условии, что имеется банковская гарантия или гарантия, выданная страховыми компаниями, в пользу уполномоченного органа по налогам и сборам о том, что если товар не будет вывезен в течение определенного количества дней, гарантия должна быть выплачена налоговому органу. Страховая компания, которая предоставляет страховое покрытие груза, не имеет лицензии на страхование гарантий. Итак, если у страховой компании нет лицензии на страхование гарантий, это является серьезным нарушением, потому что страхование гарантий нельзя предоставлять в качестве страхования дополнительного риска. Страхование гарантий требует наличия огромных средств, которые страховая компания должна обеспечить. Нарушение считается более тяжким, если, не имея лицензии, одна и та же компания предоставляет страхование жизни и не-жизни. Такое нарушение является серьезным. Наконец, самое тяжкое нарушение – отсутствие какой бы то ни было лицензии у страховщика.

IX Общие наблюдения



Результаты этого краткого обзора следующие:

  1. Разделение между страхованием жизни и не-жизни имеет смысл в большой стране с сильной экономикой.

Б) Критерии классификации различны в разных юрисдикциях, но классы страхования имеют много общего. Нет причины, по какой нельзя было бы применить подробную классификацию видов страхования, т.к. она детализирует государственный контроль.

Система классификации, принятая в ЕС, отработана и проверена временем и при внедрении в РФ будет действовать в качестве очень полезного средства, помогающего осуществлять страховой надзор.

В) Растущие международные экономические и общественные отношения благодаря быстрому технологическому, социальному и экономическому развитию во всем мире делает страховые продукты большинства развитых стран все более похожими друг на друга и приводит международных перестраховщиков в сферу национального (местного) прямого страхования. Международное перестрахование получит выгоду от всех основных страховых компаний, работающих в соответствии с похожими системами. Полис перестрахования тогда сможет идти «спина к спине» с полисом основного страхования. Но самым важным для Российской классификации является близость РФ к еврозоне из 25 стран, а также то, что РФ пользуется особыми отношениями с ЕС. Таким образом, РФ должна учесть модель классификации, принятой в ЕС, а ЕС должен принять во внимание модель РФ, чтобы создать сильный, подобный европейскому рынок страхования.


Заявление об отказе от прав:

Данный документ отражает только мнение членов консорциума, а именно компаний:

PricewaterhouseCoopers Risk Management (Belgium),

ZAO PricewaterhouseCoopers Audit, (Moscow)

IKRP Rokas & Partners Law Firm,

McGraw-Hill International (UK) Limited (Standard and Poor’s).

Это никоим образом не предопределяет и не влияет на позицию Европейского Союза, Европейской Комиссии или программы ТАСИС


1 Ст. 16 Директивы 92/96/EEC, заменяющая ст. 13 Директивы 79/267/EEC и ст.14 Директивы 79/267/EEC.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconОтчёт для Форума IV подготовлен Рабочей группой Постоянного комитета Форума под председательством Канады
В целях защиты окружающей среды и по экономическим причинам этот документ напечатан в ограниченном количестве

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconОтчет о движении денежных средств. 39 Приложение IV. 41 Отчет о прибылях и убытках. 41 Введение

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconНаправляем вам ежедневный обзор российских средств массовой информации по общеполитической и социальной тематике. Обращаем ваше внимание на то, что в обзор вхо

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconНа территории России встречаются 280 видов куриных, из них 8 видов относятся к семейству тетеревиных

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconПеречень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой по государственному заданию на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconПеречень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой по государственному заданию на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconЭ. А. Байков виртуальный компонент духовного бытия общества

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconСравнение земноводных и пресмыкающихся

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconАналитический доклад

Отчет: Компонент 2 “ Аналитический обзор видов страхования в ес и их сравнение с российской классификацией “ Подготовлен iconРеферат по химии подготовлен



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск