Скачать 26.66 Kb.
|
Философия Нового времени и Просвещения План:
3. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Учение о субстанции. Понятие субстанции помогало ответить на вопрос, что лежит в основе мира. Субстанция – некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. В зависимости от того, сколько субстанций было положено в основу бытия, выделялись учения.
4. Социальная философия Нового времени (Гоббс, Локк). Т. Гоббс: 1) положение «война всех против всех» – естественное состояние людей, так как им свойственен эгоизм. 2) в обществе, где нет государственной организации, царят произвол и бесправие. 3) государство возникает в результате общественного договора между людьми путем передачи власти единственному человеку или группе лиц. Государство ограничивает естественное состояние людей (вражду) гражданским правом. Дж. Локк: разделил власть на три ветви: исполнительную, судебную, законодательную, которые сдерживают друг друга, не дают возможность подавить интересы общества. 5. Философские идеалы эпохи Просвещения. Философы французского Просвещения (XVIII век): Паскаль, Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро. Их принципы: 1) Материализм: все материально, даже мышление и душа, движение - неотделимый признак материи, имеющий источник в ней самой. 2) «Просветительский» рационализм и оптимизм: идеи особой роли знаний в социальном развитии, представление о мире как едином целом, связанным разумными законами, прежде всего законами механики, которые нужно познавать, взгляд на негативные моменты в истории как на ошибки непросвещенного разума, которые можно ликвидировать путем привнесения знаний в человеческое общество, и прежде всего в умы правителей. 3) Светский характер культуры, выражающийся в особом философском отношении к религии: деизм – воззрение, согласно которому бог сотворил мир, не принимая участия в его дальнейшем развитии или атеизм – критика религиозного мировоззрения вообще, священников и Церкви. |