Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта icon

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта





Скачать 26.66 Kb.
НазваниеЧерты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта
Дата конвертации16.02.2013
Размер26.66 Kb.
ТипДокументы
Философия Нового времени и Просвещения

План:

  1. Черты философии Нового времени.

  2. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

  3. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм.

  4. Социальная философия Нового времени (Гоббс, Локк).

  5. Философские идеалы эпохи Просвещения.

3. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм.

Учение о субстанции. Понятие субстанции помогало ответить на вопрос, что лежит в основе мира. Субстанция – некоторая реальная основа конкретного мира, прояв­ляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.

В зависимости от того, сколько субстанций было положено в основу бытия, выделялись учения.

  1. Монизм Спинозы: Субстанция – то, что существует само по себе и представляется само по себе (Causa sui – причинность самого себя.). В основе мира лежит одна субстанция – пантеистический Бог, неотделимый от природы и полностью лишенный качеств личности. Единая субстанция в качестве своих атрибутов (неотъемлемых свойств) имеет протяженность и мышление, а потому природа наделяется мышлением, из чего вытекает принцип познаваемости мира. Итак, спинозовский Бог объемлет собой все вещи и явления, которые являются его модусами. Изучая следствия (модусы) можно постичь первопричину всего сущего (бога).

  2. Дуализм Декарта. Мир разделяется на две несвязанных субстанций: духовную (мышление) и материальную (протяженность). Духовная субстанция (душа) неделима, вечна, тождественна мышлению, ее идеи являются врожденными (например, идея Бога, идеи чисел, ряд общих понятий и пр.). Мате­риальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производ­ны все материальные вещи. Материальная субстанция определяется принципами механицизма.

  3. Плюрализм Лейбница: учение о множественности субстанций-монад. Монады — это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Монад очень много, они просты, лишены частей, находятся в непрерывном изменении и движении (похоже на атомизм Демокрита). Единство и согласованность монад есть результат богом «предустановленной гармонии». Мир – лучший из возможных миров.

4. Социальная философия Нового времени (Гоббс, Локк).

Т. Гоббс:

1) положение «война всех против всех» – естественное состояние людей, так как им свойственен эгоизм.

2) в обществе, где нет государственной организации, царят произвол и бесправие.

3) государство возникает в результате общественного договора между людьми путем передачи власти единственному человеку или группе лиц. Государство ограничивает естественное состояние людей (вражду) гражданским правом.

Дж. Локк: разделил власть на три ветви: исполнительную, судебную, законодательную, которые сдерживают друг друга, не дают возможность подавить интересы общества.

5. Философские идеалы эпохи Просвещения.

Философы французского Просвещения (XVIII век): Паскаль, Вольтер, Монтескье, Руссо, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро. Их принципы:

1) Материализм: все материально, даже мышление и душа, движение - неотделимый признак материи, имеющий источник в ней самой.

2) «Просветительский» рационализм и оптимизм: идеи особой роли знаний в социальном развитии, представление о мире как едином целом, связанным разумными законами, прежде всего законами механики, которые нужно познавать, взгляд на негативные моменты в истории как на ошибки непросвещенного разума, которые можно ликвидировать путем привнесения знаний в человеческое общество, и прежде всего в умы правителей.

3) Светский характер культуры, выражающийся в особом философском отношении к религии: деизм – воззрение, согласно которому бог сотворил мир, не принимая участия в его дальнейшем развитии или атеизм – критика религиозного мировоззрения вообще, священников и Церкви.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconЛекция 10. Философия Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Проект «великого восстановления наук»
Под рубрикой «философия Нового времени» в истории философии принято рассматривать учения, созданные в XVII – первой половине XVIII...

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconСубъектно-объектная парадигма западной науки
Гносеология. Проблема метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, сенсуализм Дж. Локка

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
...

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconТемы для контрольных работ по курсу «История философии Нового времени» специальность «Философия», 3-4 курсы

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconВажным моментом в философии нового времени является борьба между картезианским рационализмом (главным образом, континентальным), с одной стороны, и эмпиризмом (

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconНемецкая классическая философия как вершина философии Нового времени Философия марксизма

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconВопросы к вступительным экзаменам в аспирантуру по философии
Основной вопрос и основные проблемы философии. Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм. Решение проблемы в философии Дэйвида...

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconТема: «Можно ли выделить основной вопрос философии? Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения? Каковы критерии научного знания?»

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта icon1. Философия нового времени – Р. Декарт и Ф. Бэкон

Черты философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта iconОсобенности развития, основные черты и периодизация русской философии



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск