Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень icon

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень





Скачать 123.13 Kb.
НазваниеРабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень
Б.Б. Буховцева
Дата конвертации09.04.2013
Размер123.13 Kb.
ТипПояснительная записка




Рабочая программа

среднего (полного) общего образования
Базовый уровень

X-XI классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программ Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского в 10 классе автор-составитель В.А. Попова издательство «Глобус» 2008 год, авторской программы Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина в 11 классе автор- составитель В. А.Попова издательство «Глобус» 2008 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в рабочей программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Учебный план образовательного учреждения отводит 210 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X классе 108 часов из расчёта 3 учебных часа в неделю и в XI классе 102 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабоча программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Основное содержание (210 часов)

Физика и методы научного познания (1 час)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (45 часов)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Урок №3 10 класс.

Падение тел в воздухе и в вакууме. Урок №11 10 класс.

Явление инерции. Урок №17 10 класс.

Сравнение масс взаимодействующих тел. Урок №18 10 класс.

Второй закон Ньютона. Урок №18 10 класс.

Измерение сил. Урок №18.10 класс.

Сложение сил. Урок №18 10 класс.

Зависимость силы упругости от деформации. Урок №22 10 класс.

Силы трения. Урок №22 10 класс.

Условия равновесия тел. Урок № 40-41 10 класс.

Реактивное движение. Урок №30 10 класс.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Урок №39 10 класс.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения. Урок №19 11 класс.

Исследование движения тела под действием постоянной силы. Урок №9 10 класс.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости. Включено в лабораторную работу №1 «Изучение движения тела по окружности». Урок №25 10 класс.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел. Урок №28 10 класс.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». Урок №42 10 класс.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. Урок №35 10 класс.

Молекулярная физика (25 час)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


Демонстрации

Механическая модель броуновского движения. Урок№49.10 класс.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Урок №59 «Изохорный процесс». 10 класс.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Урок №59 «Изобарный процесс» 10 класс.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Урок №59 «Изотермический процесс»

Кипение воды при пониженном давлении. Урок №61 10 класс.

Устройство психрометра и гигрометра. Урок №62 10 класс.

Явление поверхностного натяжения жидкости. Урок №62 10 класс.

Кристаллические и аморфные тела. Урок №63 10 класс.

Объемные модели строения кристаллов. Урок № 63 10 класс.

Модели тепловых двигателей. Урок №68 10 класс.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха. Урок №82 10 класс.

Измерение удельной теплоты плавления льда. Урок №65 10 класс.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Урок №60 10 класс.


Электродинамика (97 часов)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации

Электрометр. Урок №72 10 класс.

Проводники в электрическом поле. Урок №78 10 класс.

Диэлектрики в электрическом поле. Урок №79 10 класс.

Энергия заряженного конденсатора. Урок №83 10 класс.

Электроизмерительные приборы. Урок №5 11 класс.

Магнитное взаимодействие токов. Урок №6 10 класс.

Отклонение электронного пучка магнитным полем. Урок №97 10 класс.

Магнитная запись звука. Урок №6 10 класс.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Урок №10

11 класс.

Свободные электромагнитные колебания. Урок №23 11 класс.

Осциллограмма переменного тока. Урок № 23 11 класс.

Генератор переменного тока. Урок №29 11 класс.

Излучение и прием электромагнитных волн. Урок №40 11 класс.

Отражение и преломление электромагнитных волн. Урок 3 41 11 класс.

Интерференция света. Урок №54 11 класс.

Дифракция света. Урок №55 11 класс.

Получение спектра с помощью призмы. Урок №63 11 класс.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Урок №

Поляризация света. Урок №57 11 класс.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Урок №45-46 11 класс.

Оптические приборы Урок №54 10 класс.

Лабораторные работы

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Наблюдение действия магнитного поля на ток. Лабораторная работа №1 урок №7 11 класс.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Лабораторная работа №4 урок №91 10 класс.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» Лабораторная работа №5 урок №92 10 класс.

Измерение элементарного заряда. Урок №74 10 класс.

Измерение магнитной индукции. Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» Урок №15 11 класс.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Измерение показателя преломления стекла. Лабораторная работа №4 урок №48 11 класс.

Определение оптической силы лины и фокусного расстояния собирающей линзы. Лабораторная работа №5 Урок №52 11 класс.


Квантовая физика и элементы астрофизики (29 час)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации

Фотоэффект. Урок №68 11 класс.

Линейчатые спектры излучения. Урок №63 11 класс.

Лазер. Урок №74 11 класс.

Счетчик ионизирующих частиц. Урок №76 11 класс.

Лабораторные работы

Наблюдение линейчатых спектров. Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». Урок №64 11 класс.

Физика и методы научного познания (1 час)

Резерв свободного учебного времени (13 час)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.







Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень)

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconПримерная программа базовый уровень Оригинал расположен на www eduspb com Стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconПримерная программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconПримерная программа, средняя школа базовый уровень (к стандарту 2004) стр из
...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по естествознанию пояснительная записка статус документа
Примерная программа основывается на федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень iconСтандарт среднего (полного) общего образования по физике
Изучение физики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск