Скачать 99.17 Kb.
|
Элективный предметный курс по физике для предпрофильной подготовки «Спектры и спектральный анализ». Пояснительная записка. Программа курса предназначена для углубления знаний и развития познавательного интереса к физике при изучении раздела «Световые явления». Реализация курса выстроена в соответствии с учётом возможности реализации программы в школьном кабинете. Элективный курс адресован для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в период предпрофильной подготовки и рассчитан на 12 часов. Он служит дополнением к базовому курсу изучения раздела в физике «Световые явления», который является очень познавательным и интересным для учащихся. Однако выделенного времени по базовой программе не достаточно для глубокого осмысления многих оптических явлений. Данный элективный курс поможет учащимся более глубоко понять некоторые оптические явления и осознать роль человека в изучении природы. Цель: углубление знаний в изучении отражения, распространения, преломления света, явления дисперсии, видов спектров, спектрального анализа и его применения, происхождения линейчатых спектров, поглощение и испускание света атомами. Задачи: - более глубокое изучение понятий преломление света, явления дисперсии, спектр, виды спектров, спектральный анализ, происхождение линейчатых спектров, поглощение и испускание света атомами; - развитие представлений о процессе научного познания; - развитие аналитических умений, применение знаний в конкретных ситуациях; - повышение интереса к предмету; -показать роль человека в изучении природы; -формирование образных и логических умений учащихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал Для курса характерны следующие особенности: - проблемный подход в обучении; - организация обучения познавательной, научно-исследовательской деятельности; -проявление самостоятельности, самовыражения школьников; -развитие интереса к предмету. Планируемые результаты изучения курса: Учащиеся должны знать: - что такое свет; - закономерность распространение света в среде; - понятия отражение, преломление света; - явление дисперсии; - что такое спектр, виды спектров, спектральный анализ и его применение; - происхождение линейчатых спектров; -атом имеет строго индивидуальный набор спектральных линий. Учащиеся должны уметь: - объяснять причину преломления света; - различать виды спектров; - проводить эксперименты, анализировать наблюдения, делать выводы; - решать задачи; - добывать самостоятельно новые знания; - работать с литературой, интернет-ресурсами; - создавать презентации; - проводить защиту своих творческих работ. Для выполнения учебных задач занятия проводятся в виде лекций, лабораторных работ, решения задач, тестирования, беседы. Уроки сопровождаются демонстрациями, презентациями, электронными учебными материалами из ЦОР http://school-collection.edu.ru. В элективном курсе прослеживается межпредметная связь с химией, биологией, астрономией. По окончании курса проводится защита докладов, рефератов, презентаций по предложенным темам с дифференцированным подходам с оценкой по пятибалльной шкале. Темы работ даны с учётом индивидуальных особенностей учащихся: простой маршрут, более сложный маршрут. Простой маршрут Дети пишут доклады по предложенным темам и защищают их. Приблизительные темы:
Более сложный маршрут Дети пишут рефераты с компьютерной презентацией по предложенным темам и защищают их: Приблизительные темы:
В теоретическую часть курса входят следующие понятия: Что такое свет, источники света, распространение света в среде, отражение света, преломление света, показатель преломления, явление дисперсии, виды спектров, спектральные аппараты, спектральный анализ, применение спектрального анализа, поглощение и испускание света атомами, происхождение линейчатых спектров. Демонстрации:
Лабораторные работы:
Используемые ТСО:
Учебно-тематический план. 12 часов
Содержание курса Тема №1 Введение, цели и задачи курса Сообщение темы, цели и задач курса. Рассмотрение понятий что такое свет, источники света, распространение света, отражение света. Занятие сопровождается электронными учебными материалами из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в дальнейшем ЦОР. http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Уроки: 1. Свет. Источники света. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf, 2. Распространение света в однородной среде. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swf ; 3. Отражение света. Законы отражения света. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf Физика 7-9 классы. Часть 3. 9 класс. Урок 8. Электромагнитная природа света http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee88-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_8.swf Используется электронное тестирование из ЦОР: 1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7969-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html; -Свет. Источники света. 2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html ; -Распространение света. 3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html .-Отражение света. Законы отражения света Примечание. Можно загрузить Единую коллекцию на свой компьютер с помощью программы «1С: Образование 4. Школа» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3b9b31b6-31ee-4616-aaf1-c10fc66f9879/102490/?interface=learn-tool ). Тема № 2 Преломление света Что такое преломление света? Закон преломления света, полное внутреннее отражение. Прохождение света через призму. Занятие сопровождается электронными учебными материалами из ЦОР. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 5. Преломление света. Законы преломления света http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf Используется электронное тестирование из ЦОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html Задаётся на дом тест. Тема № 3 Наблюдение преломления света и полного внутреннего отражения Лабораторная работа «Наблюдение преломления света, полное внутренне отражение». Тема № 4 Измерение показателя преломления стекла. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла». Тема № 5 Дисперсия света Опыт Ньютона. Спектр. Цвета тел. Явление дисперсии. Демонстрация явления дисперсии. Доклады: 1. «Свет и цвета тел».
Видеоролик Радуга http://moemesto.ru/lysovala/file/12054591/радуга.rar Flash ролик http://narod.ru/disk/5765411001/РАДУГА.rar.html Тема № 6 Спектральные аппараты. Спектрограф и спектроскоп Назначение спектральных аппаратов. Устройство спектрографа и спектроскопа. Тема №7 Виды оптических спектров Спектры испускания: непрерывный, линейчатый, полосатый. Спектры поглощения. Занятие сопровождается Flash анимацией с CD диска комплект электронных пособий 9 класс. 1. просмотр Flash анимации Ресурс: комплект электронных пособий 9 класс «Сплошной спектр испускания»http://wiki.saripkro.ru/images/Испускания.rar. 2. просмотр Flash анимации Ресурс: комплект электронных пособий 9 класс «Линейчатый спектр поглощения» http://wiki.saripkro.ru/images/Спектр_поглощения.rar . 3. просмотр Flash анимации Ресурс: комплект электронных пособий 9 класс «Линейчатый спектр испускания» http://wiki.saripkro.ru/images/Спектр_испускания.rar . Тема №8 Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров Постулаты Нильса Бора. Основное и возбуждённое состояние атома. Уравнение для определения энергии и частоты излучения фотона. Занятие сопровождается интерактивной моделью «Второй постулат Бора» из ЦОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19e31fb0-faf2-bfaa-f147-f7f8819a2123/00144676202578281.htm Задаётся на дом тест. Тема №9 Наблюдение сплошного и линейчатых спектров Лабораторная работа по наблюдению сплошного и линейчатых спектров. Тема №10 Спектральный анализ и его применение. Спектральный анализ. Применение спектрального анализа. Занятие сопровождается демонстрацией видеоролика. http://moemesto.ru/lysovala/file/12054509/видеоролик%20спектры%20и%20спектральный%20анализ%20.rar Тема №11Определение состава вещества по готовым рисункам спектров. Практическое занятие по решению задач на определении состава вещества по готовым фотографиям спектров. Выполнение теста в программе Excel. Тема №12 Защита докладов, рефератов. Презентация докладов, рефератов по предложенным темам. Конференция. Оценка результатов работы учащихся. Литература: 1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2006.-191с. 2. Пёрышкин А.В. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2008.-300с. 3. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Прсвещение, 2009.-399с. 4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2.-М.: Наука, 1986.-272с. 5. Энциклопедия. Википедия. http://ru.wikipedia.org 6. CD диск. Комплект электронных пособий 9 класс. Мультимедийное учебное издание. 7. Шалаева Г.П. Новейший справочник школьника.-М.: Эксмо, 2007.-1551с. 8. Чеботарёва А.В. Тесты по физике. 8 класс.-М.: Экзамен, 2010.-191с. 9. Громцева О.И. Тесты по физике. 9 класс.-М.: Экзамен, 2010.-173с. 10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru. 11. Булат В.Л. Оптические явления в природе. – М.: Просвещение. 1974. 12. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.-М.: Дрофа,2002.-192с. 13.Майер В.В. Простые опыты по криволинейному распространению света. – М.: Наука. 1984. 14.Майер В.В. Полное отражение света в простых опытах. – М.: Наука. 1986. 15. http://narod.ru/disk/5765411001/РАДУГА.rar.html -Оптические явления природы. Радуга. Flash-ролик. |