Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» icon

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры»





Скачать 54.78 Kb.
НазваниеУрок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры»
Дата конвертации09.04.2013
Размер54.78 Kb.
ТипУрок
Шкала электромагнитных волн


Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры».


Цели урока:


Образовательная: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Излучение и спектры". Доказать единство материального мира. Показать, что материальные объекты имеют множество различных физических свойств, которые имеют количественные и качественные изменения, связанные друг с другом;

Воспитательная: Перевести усвоение физики как науки из средства образования в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ученика, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

Развивающая: Развивать интерес к предмету, умение слушать и слышать собеседника, уважать его точку зрения, радоваться достигнутым результатам.


Структура урока:

  1. Организационный момент (1мин)

  2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос – физическая разминка (5 мин)

  3. Изучение нового материала (23 мин)

  4. Обобщение свойств и характеристик всех видов электромагнитных волн (6 мин)

  5. Подведение итогов, оценки за урок (2 мин.)

  6. Домашнее задание (3 мин.)


Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Физическая разминка по презентации на интерактивной доске. На каждом кадре записаны формулы, законы, термины по прошлым темам. Разминка позволяет обобщить ранее пройденный материал. Учащиеся дают определения по тем или иным явлениям, называют границы применимости формул, параметры, их единицы измерения и т.д. (презентация «Разминка»).

  3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя (презентация «ЭМ излучение).

Мы знаем, что длина электромагнитных волн бывает самой разной. Свет составляет ничтожную часть широкого спектра электромагнитных волн. При изучении этой малой части спектра были открыты другие излучения с необычными свойствами. Принято выделять низкочастотное излучение, радиоизлучение, инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолетовые лучи, рентгеновские лучи и γ-излучение.


На прошлом уроке каждая группа выбрала тему для самостоятельного изучения. Данный материал необходимо было взять из Интернета систематизировать и обобщить. На этом уроке каждая группа в течение 7 минут выступает по своему вопросу. При этом каждая группа использует при своей защите свою презентацию.

В ходе выступлений учащиеся должны заполнить таблицу. В целях экономии времени таблицы распечатаны и розданы учащимся в начале урока. Заполненную таблицу учащиеся вклеивают в тетрадь.



Вид излучения

Диапазон длин (частот) волн

Источник (примеры)

Свойства

Применение

  1. Радиоволны.













  1. Тепловое (инфра-красное) излучение.













  1. Видимое излучение.













  1. Ультрафиолетовое излучение.













  1. Рентгеновское излучение.













  1. γ- излучение.














Вопросы:

А) Виды радиоволн и их применение (презентация «ЭМ излучение).

Б) Инфракрасное излучение, открытие и его применение (презентация «Инфракрасное излучение»).

В) Видимый свет, применение.

Г) Ультрафиолетовое излучение, открытие и его применение (презентация «УФ»).

Д) Рентгеновское излучение, открытие и его применение (презентация «Рентген»).

Г) Гамма - излучение, открытие и его применение.

  1. Обобщение свойств и характеристик всех видов электромагнитных волн (презентация «Вывод»):

Более ста лет, фактически с начала XIX в., продолжалось открытие все новых и новых волн. Единство волн было доказано теорией Максвелла. До него многие волны рассматривались как явления разной природы. Рассмотрим шкалу электромагнитных волн, которая разделена на диапазоны по частоте, но и по способу излучения.

Строгих границ между отдельными диапазонами электромагнитных волн нет. На границах диапазонов вид волны устанавливают по способу её излучения, т. е. электромагнитная волна с одной и той же частоты может быть в том или другом случае отнесена к разному виду волн. Например, излучение с длиной волны в 100 мкм может быть отнесено к радиоволнам или к инфракрасным волнам. Исключение - видимый свет.


ОБЩИЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН

Свойства

Характеристики

Распространение в пространстве с течением времени

Скорость электромагнитных волн в вакууме постоянна и равна приблизительно 300 000 км/с

Все волны поглощаются веществом

Различные коэффициенты поглощения

Все волны на границе раздела двух сред частично отражаются, частично преломляются.

Законы отражения и преломления. Коэффициенты отражения для разных сред и разных волн.

Все электромагнитные излучения проявляют свойства волн: складываются, огибают препятствия. Несколько волн одновременно могут существовать в одной области пространства

Принцип суперпозиции. Для когерентных источников правила определения максимумов. Принцип Гюйгенса-Френеля. Волны между собой не взаимодействуют

Сложные электромагнитные волны при взаимодействии с веществом раскладываются в спектр - дисперсия.

Зависимость показателя преломления среды от частоты волны. Скорость волны в веществе зависит от показателя преломления среды v = c/n

Волны разной интенсивности

Плотность потока излучения


По мере уменьшения длины волны количественные различия в длинах волн приводят к существенным качественным различиям.

Излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом. Коротковолновые излучения поглощаются слабо. Непрозрачные для волн оптического диапазона вещества прозрачны для этих излучений. Коэффициент отражения электромагнитных волн также зависит от длины волны.

Но главное различие между длинноволновым и коротковолновым излучениями в том, что коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц.


Заполнение блок - конспекта по теме: "Шкала электромагнитных волн", используя презентации микрогрупп и таблицу 1.


  1. Подведение итога урока. Выставление оценок, анализ домашнего задания.

  2. Домашнее задание.


§ 4.5 – 4.7, заполнить разделы таблицы «Видимое излучение», «Гамма-излучение»

Выучить конспект по теме: "Шкала электромагнитных волн".

Найти в Интернете или в литературе ответ на вопрос:

А. Положительное влияние электромагнитных волн на организм человека.

В. Отрицательное влияние электромагнитных волн на организм человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconЗадачи: Образовательные : повторение, коррекция и закрепление знаний по теме

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconКонтрольная работа для 11 класса физико-математического профиля «Свободные электромагнитные колебания. Переменный ток»

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconДисциплина «Бухгалтерский учет»
Целью данного пособия по дисциплине «Бухгалтерский учет» является закрепление у студентов знаний лекционного курса «Бухгалтерский...

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconУрока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconРазработка урока по физике для учащихся 9 класса по теме: «Реактивное движение»
«Реактивное движение» второй в теме «Импульс тела». Проводится в 9 классе (автор А. В. Перышкин) с использованием икт. Использование...

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconУрок в 8 классе по теме: опорно двигательная система учитель биологии и экологии Кубанская Н. Н
Цель урока: Проверить и закрепить знания, умения и навыки, приобретенные по теме «Опорно двигательная система». Развить интерес к...

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» icon«Излучение и спектры»

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconУрока: Организационный момент Проверка знаний Изучение нового материала Закрепление

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconУрока: Повторение и систематизация знаний о физических величинах и способах их определения (Устный опрос)

Урок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры» iconЗадачи: научить разрабатывать информационную модель; показать использование компьютера в данной работе; отработать навыки работы в Excel: ввод формул и данных, копирование формул, построение графиков, сохранение документа
Данный урок проводится в заключении изучения темы «Моделирование и системология». Следующий урок – контрольное тестирование по данной...



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск