Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света icon

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света





Скачать 83.98 Kb.
НазваниеДавайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света
В. А. Акиева
Дата конвертации09.04.2013
Размер83.98 Kb.
ТипУрок
Урок физики «Развитие взглядов на природу света»


Разработала:

преподаватель физики В. А. Акиева


Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.


Форма урока. Конференция.


Цели урока. Обобщить знания по теме «Световые волны. Развитие взглядов на природу света»; продолжить формирование умения применять теоретические знания для объяснения явлений природы; развивать навыки коллективной работы; прививать интерес к науке.

Оборудование. Фрагменты видеофильмов «Волновые свойства света», «Поляризация света».


Эпиграф: Да из чего это вышло все? Что солнышко проглянуло, да небо полазоревело! От этого, что ли?

Ф.М. Достоевский


Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем научную конференцию по очень интересной теме « Развитие взглядов на природу света. Световые волны». Мы обсудим вопросы связанные с историей развития представлений о природе света, проявлений волновых свойств света, квантовых свойств света, корпускулярно-волнового дуализма света. Надеюсь что вы расширите свой кругозор, узнаете новые факты и, в конечном итоге, сможете подняться в своем развитии еще на одну ступеньку.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему конференции (тема записана на доске).

Давайте запишем вопросы конференции.


Вопросы конференции:


    1. Античные представления о природе света.

    2. Корпускулярная и волновая гипотезы о природе света.

    3. Важнейшие доказательства волнового механизма световых явлений.

    4. Свет как электромагнитное излучение. Важнейшие доказательства справедливости гипотезы Максвелла об электромагнитной природе света.


СВЕТ… Такое короткое и в то же время такое емкое слово. «В слове «свет» заключена вся физика» - говорил С.И. Вавилов. Выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе задолго до выявления истинной природы света. Вот только некоторые из них: Пифагор, Евклид, Птолемей, Декарт, Ньютон, Гюйгенс, Юнг, Френель. Все они придерживались различных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет…

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и сознанья

Мы лишь в свете познаем.


А.Ахматова написала такие строки:

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.


Без света немыслима жизнь человека. Поэтому вопрос о том, что такое свет, возник сразу, как только человек начал размышлять об окружающем мире. Многим хотелось понять, почему Солнце дает много света, а Луна лишь бледно освещает Землю ночью, почему одни тела пропускают свет, а другие становятся для него преградой, почему некоторые тела и животные излучают свет, а человек лишь его воспринимает.


  1. Античные представления о природе света.

(сообщения учащихся)

А) V – IV в.в. до н.э. Пифагор считал, что объекты выстреливают крохотные частицы, попадающие в глаз человека.


Б) Аристотель: свет является проявлением особой среды, передающей излучение от объекта к глазу.


В) Легенда об Архимеде:

II в. до н.э. уничтожение Архимедом римского флота под Сиракузами. Он спас г. Сиракузы от нападения римлян: направив солнечные лучи от вогнутого зеркала на корабли, ученые поджег их. На берегу моря стоит памятник Архимеду, в руках он держит такое зеркало радиусом кривизны 1 м. (0,5)


Г) II в. до н.э. изучение Птолемеем явлений отражения и преломления света.


Д) XI век. Альгазена (Египет) решал задачу построения изображения в линзах и зеркалах.


Е) XVII век положил начало тем представлениям о свете, которые мы изучаем с вами теперь.

Галилей, Ньютон, Гюйгенс, Рёмер, Юнг, Планк, Эйнштейн и многие другие ученые дали нам возможность понять, что такое свет.


Учитель. СВЕТ – самое темное место в физике.


Пусть три столетья минуло с тех пор,

Еще не разрешился этот спор,

Один сказал, что свет – это волна,

Подобна механической она.

Другой сказал, что свет – поток частиц,

В любой среде не знает границ,

Свет твоего окна – он квант или волна?


Как развивались две теории света, и как каждая из них отвечала на вопрос: что такое свет?


  1. Корпускулярная и волновая гипотезы о природе света.

(учащиеся делают сообщения)


Вопросы:


А) Кто является создателем волновой теории света? (Ответ: Х. Гюйгенс)


Б) Кто впервые выдвинул гипотезу, что свет переносится в виде корпускул?

(Ответ: И.Ньютон)

В) на какие свойства опирался в своих работах Гюйгенс?

(Ответ: дифракция, интерференция)

Г) Кто впервые получил интерференционную картину от пластины и линзы?

(Ответ: И.Ньютон)


  1. Важнейшие доказательства волнового механизма световых явлений.



Учитель: «Мыльный пузырь, витая в воздухе, зажигается всеми оттенками цветов, присущими предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное «чудо природы»» - писал Марк Твен.


Вопросы:

А) какое явление делает мыльный пузырь достойным восхищения?


Б) при каком условии возможно это явление?


  • Что такое интерференция света?

  • Интерферометры – точные приборы в контрольно – измерительной технике.

  • Удивительный мир голографии.

  • Что такое дифракция? Когда наблюдается дифракция?

  • Применение дифракции.


(Сообщения учащихся по данным вопросам с использованием видеофрагментов)


Учитель. Длительное время основатели волновой оптики Юнг и Френель считали световые волны продольными, подобными звуковым. Но вот было открыто явление, которое бесповоротно доказало, что свет – это поперечная волна.


Вопрос. Какое явление доказало, ч о свет – поперечная волна?

(Ответ: поляризация)

(Сообщение учащегося. Видеофильм «Поляризация света»)


Учитель.

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса возникла,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

Ф.И ,Тютчев.

Вопрос:


А) Какое явление описано и как его объяснить?


  • Радуга.

  • Ночная радуга.

  • Необычные радуги.

  • Разгадка тайны стеклянной призмы.

(Сообщения учащихся)


Учитель. Проснулся Садко, купец богатый

Новгородский

В океан-море, да на самом дне;

Увидел он – сквозь воду печет красно

солнышко.

Былина «Садко»

Вопрос:

А) почему цвет Солнца в воде не изменился?

(Ответ: при преломлении света его частота не изменяется, поэтому не меняется и цвет)


  • Объективное и субъективное в восприятии цвета.

(Сообщение учащегося)


  1. Свет как электромагнитное излучение.


Вопрос: Кто высказал предположение и теоретически доказал, что свет – электромагнитная волна?

(Ответ: Дж. Максвелл)

(Сообщение учащегося)


Учитель. Что же такое свет? Поток волн со свойствами частиц или поток частиц, обладающий волновыми свойствами?


Кто может сказать, наконец, в чем заключается двойственность света? Только ли свету присущ корпускулярно-волновой дуализм?


Может ли корпускулярно-волновой дуализм проявляться в поведении элементарных частиц – электронов, протонов, нейтронов?


Впервые эту гипотезу выдвинул в 1924 году Луи де Бройль. Экспериментально она была доказана в 1927 году и послужила основой для создания квантовой механики и квантовой теории поля Шредингером.


И все-таки вернемся к корпускулярно-волновому дуализму электромагнитных излучений. У какова излучения больше всего проявляются свойства частиц?


Таким образом, мы видим, что с увеличением частоты усиливаются квантовые свойства, т.е. наблюдаем закон диалектики – переход количества в качество. Одновременно с этим корпускулярно-волновой дуализм является проявлением другого закона диалектики – единства и взаимодействия противоположностей.


Итог:


Свет – «чудный дар природы вечной». А все ли мы делаем для того, чтобы этот дар сохранить? На сегодняшний день существуют две глобальные экологические угрозы.

Огромные запасы ядерного оружия в случае их использования могут несколько раз уничтожить все живое на Земле. Но даже в случае ограниченного использовании этого оружия, в результате неизбежных пожаров, нашу планету окутают плотные облака сажи, которые будут пропускать 10-3 – 10-6 от обычного для нас светового потока. Это вызовет снижение температуры на 15 – 20о, на всей суше установится отрицательные температуры, большинство высших растений и животных погибнет.


Другая экологическая угроза. В результате деятельности человека в атмосферу выбрасывается все больше углекислого газа. Уже сейчас его на 17% больше, чем в прошлом веке, а через 50 лет его содержание удвоится. Этот газ поглощает инфракрасное излучение, температура постоянно растет (парниковый эффект). Глобальное потепление климата приведет к уменьшению площади территорий, пригодных к сельского хозяйственной деятельности, а таяние льдов северных морей и Антарктики станет трагедией для Земли.


Не хотелось бы заканчивать нашу встречу так мрачно.


СВЕТ ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения «наслаждения красотой»!


Набегает впотьмах,

И узорною пеною светится,

И лазурным сиянием реет у скал на песке…

И божественный отблеск незримого, жизни, мерцающей

В мириадах незримых существ!


Ночь была бы темна,

Но все море насыщено тонкою

Пылью света… И звезды над морем горят.

В полусвете все видно: и рифы, и взморье зеркальное,

И обрывы прибрежных холмов.


В полусвете ночном

Под обрывами волны качаются –

Переполнено зыбкое, звездное зеркало волн!

Но, колеблясь упруго, лишь изредка складки тяжелые

Набегают на влажный песок.


И тогда, фосфорясь,

Загораясь мистическим пламенем,

Рассыпаясь по графию кипенью бледных огней,

Море светит сквозь сумрак таинственно, тонко и трепетно,

Озаряя песчаное дно.


И тогда вся душа

У меня загорается радостью:

И в пригоршни ловлю закипевшую пену волны –

И сквозь пальцы течет не вода, а сапфиры, - несметные

Искры синего пламени, ЖИЗНЬ!

И.Бунин

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconПрограмма научно-практической конференции «Вреденовские чтения» Организаторы конференции

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconДоклад был представлен на конференции "Военная токсикология и медицина катастроф"
Данный доклад был представлен на конференции "Военная токсикология и медицина катастроф" 17 декабря 1998 года на кафедре военной...

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconДоклад на 6-ой городской донорской конференции 07. 06. 2012г

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconДоклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию. Санкт-Петербург, 5-6 октября 2005 г
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию. Санкт-Петербург, 5-6 октября 2005...

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconХх века о познании и его аксиологических аспектах Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 25-26 июня 2009) Ульяновск 2009
Философия ХХ века о познании и его аксиологических аспектах: Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 25-26 июня 2009)/...

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconДавайте ответим на следующие вопросы

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconЧтобы ответить на поставленные вопросы, давайте чуть более основательно

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconОтчет о международной научно-практической конференции «бухгалтерский учет: прошлое, настоящее, будущее» 16-17 февраля 2010 г

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconДоклад на первой Межотраслевой Научно-Практической Конференции «Будущее предвидение, изучение, планирование. Фундаментальная наука и ее пограничные области»

Давайте запишем вопросы конференции. Вопросы конференции: Античные представления о природе света iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы управления риском», 20 октября 2010 г., Пермь



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск