Скачать 488.47 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Технические средства автоматизации и управления» для студентов специальности 210100 Одобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного технического университета Саратов 2011 ВВЕДЕНИЕ Курсовая работа является заключительным этапом обучения студентов по дисциплине "Электромеханические системы" и имеет целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплины, а также приобретение практических навыков при решении конкретной технической задачи, развитие навыков самостоятельной работы с технической литературой в ходе анализа и расчетов, приобретение творческих навыков в использовании ЭВМ как составного элемента системы автоматизированного проектирования (САПР), получение практических навыков в оформлении технической документации в соответствии с единой системой конструкторской документации (ЕСКД) Содержание курсовой работы составляют вопросы автоматизации управления исполнительными двигателями постоянного тока как составной части электропривода. Электропривод (ГОСТ 16593-93)- это электромеханическая система, состоящая из электродвигательного устройства, преобразовательного устройства, передаточного устройства (редуктора), управляющего устройства и предназначенная для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины и управления этим движением. Электродвигатель является основной частью электропривода. Современный электропривод всегда является автоматизированным. Как правило, все процессы, связанные с пуском, остановкой, регулированием частоты вращения двигателя, обеспечиваются средствами автоматики. Целью курсовой работы по данной теме является определение параметров и характеристик переходного процесса заданного двигателя постоянного тока независимого возбуждения при автоматизации пуска и торможения с последующей разработкой схемы автоматического управления. Выполняемый объем работ является частью этапа эскизного проектирования. При этом считается, что на основании технического задания, выданного заказчиком, на этапе технического предложения разработчиком принята схема автоматизации пуска за счет ограничения пусковых токов с помощью пусковых резисторов и схема автоматизации останова способом динамического торможения. Расчет сопротивлений резисторов при пуске и динамическом торможении представляет собой первую часть курсовой работы. Вторая часть заключается в расчете переходных процессов при пуске и динамическом торможении, т.е. определение времени переходного процесса и нахождение зависимостей частоты вращения и тока якоря от времени. Первая и вторая части сначала выполняются вручную, а затем проводится расчет на ЭВМ. При расчете переходных процессов вручную пренебрегают индуктивностью якорной обмотки, а при расчете на ЭВМ эту индуктивность учитывают, и переходной процесс определяется более точно. Третья часть работы состоит в разработке принципиальной электрической схемы автоматического управления пуском и торможением заданного двигателя постоянного тока, а также из подробного описания ее работы. Тему курсовой работы и номер варианта (в соответствии с номером по списку в журнале) указывает преподаватель. Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями к текстовым документам (ГОСТ 2.105-92) и отчетам о научно-исследовательской работе ГОСТ 7.32-91). 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТОВ В исходных данных (табл.1) указаны следующие основные технические данные согласно [1,2]. Индуктивность якорной обмотки определена по ориентировочной формуле. 1. Р2Н - номинальная мощность на валу двигателя (кВт). 2. UН - номинальное напряжение (В). 3. IЯН - номинальный ток якоря (А). 4. nН - номинальная частота вращения (об/мин). 5. R - сопротивление обмотки якоря (Ом). 6. L - индуктивность обмотки якоря (Гн). 7. J - момент инерции якоря (кг.м2). Кроме того, для выполнения курсовой работы указывается: 1. Отношение момента сопротивления нагрузки к номинальному на валу двигателя а (%). 2. Тип схемы управления: Т, С, В - соответственно управление в тока, скорости, времени. Предполагается, что момент сопротивления нагрузки представляет собой момент сухого трения, т.е. не зависит от величины частоты вращения и изменяет свой знак при изменении направления вращения. При расчетах и дальнейшем анализе разработанной системы управления используется математическая модель ДПТ в форме: ![]() где ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Моменты трения с достаточной точностью можно считать изменяющимся по закону: ![]() Момент нагрузки, в принципе может изменяться по любому закону, но в данном случае этот закон примем в виде: ![]() 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ По исходным данным определяют ряд величин, которые используются в дальнейшем расчете:
![]() ![]() ![]()
![]() ![]() 3. Номинальный электромагнитный момент Мн = kЭМIЯН ![]() 4. Номинальный момент на валу двигателя ![]() ![]() ![]() 5. Момент потерь М0 = МТ= МН - М2Н ![]() 6. Полный момент сопротивления Мс =МТ+МНГ= ![]() ![]() 7. Ток якоря, соответствующий моменту сопротивления Мс ![]() ![]() ![]() ![]() 8. Частота вращения двигателя при токе ![]() ![]() ![]() 3. РАСЧЕТ ЧИСЛА СТУПЕНЕЙ ПУСКА На рис. 1 представлена часть принципиальной электрической схемы пуска и динамического торможения двигателя постоянного тока, а на рис. 2 - его скоростные характеристики. В рассматриваемом примере число пусковых резисторов т равно двум. В общем случае число пусковых резисторов может быть как больше, так и меньше двух, например, 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. Эта величина определяется максимальным и минимальным токами (I1, I 2) при замыкании накоротко пусковых резисторов. Согласно [3]: I1= ![]() I2= ![]() Расчет числа пусковых резисторов (числа ступеней) может быть выполнен графоаналитически или аналитически. С графоаналитическим Таблица 1 Варианты заданий и исходные данные
расчетом можно ознакомиться, например, в[1], § 4.2. При аналитическом расчете число ступеней m определяется соотношением [3]: m = (lnIn/I1)/(lnI1/I2), где In - величина максимального пускового тока при отсутствии добавочных резисторов ![]() Величина m должна быть целым числом. Для достижения этого рекомендуется сначала принять средние значения I1 и I 2 и определить при этих значениях m. Далее найденное значение m округляется до ближайшего целого числа, после чего уточняется ток I1 I1 = еа, (4) а = ![]() ![]() Рис. 1. Часть принципиальной электрической схемы пуска и динамического торможения двигателя постоянного тока ![]() Рис. 2. Скоростные характеристики двигателя постоянного тока Возможен и другой алгоритм выбора числа ступеней, при котором задаются рядом значений m (m= 1,2,3...) и по формулам (4), (5) определяют ток I1. Останавливаются на том минимальном значении m, при котором выполняется равенство (1). Именно этот алгоритм выбора числа ступеней программу ЭВМ и должен быть использован при выполнении курсовой работы "вручную". ВТОРОЙ ПОДХОД К РАСЧЕТУ Рассмотренный ранее подход к расчету дополнительных резисторов имеет право на существование. Однако, опыт показал, что он не является удачным, так как в результате максимальные пусковые токи на каждом из этапов пуска различаются в несколько раз. А ведь с точки зрения равномерности нагрузки сети и благоприятного режима работы ДПТ было бы рационально иметь на каждом из этапов пуска равные максимальные пусковые токи. Попробуем реализовать такой подход. 1. Пуск с одним добавочным резистором. Так как в начале первого этапа пуска якорь неподвижен, максимальный пусковой ток на этом этапе будет равен: ![]() где RД – сопротивление дополнительного резистора. Если дополнительный резистор будет отключаться при токе якоря равном I2, то в этот момент угловая скорость будет равна:? ![]() Тогда максимальный ток на втором этапе пуска будет равен: ![]() Приравнивая правые части (1в) и (3в), получим: ![]() Или ![]() Решая квадратное уравнение (5в), получим искомое значение RД. Решение можно искать вручную, а можно с использованием математического инструментария Mat Lab (оператор roots(P), где Р – матрица строка коэффициентов уравнения). Естественно, решения не отвечающие физическому смыслу нужно отбросить. Найденное решение подставляем в (1в) и проверяем выполнение условия: ![]() Если условие (6в) выполняется, то задача решена. Если не выполняется, то необходимо перейти к рассмотрению пуска с двумя дополнительными резисторами. 2. Пуск с двумя дополнительными резисторами. Пусть система имеет два дополнительных резистора RД1 и RД2. Причем после первого этапа пучка отключается резистор RД1, а после второго – резистор RД2. Тогда максимальный ток на первом этапе пуска будет равен: ![]() Далее, рассуждая аналогично случаю пуска с одним резистором, получим уравнение третьей степени относительно RД2. ![]() Решая его, найдем четыре корня, из которых необходимо отобрать один, исходя из критерия физической реализуемости. Затем по формуле: ![]() Рассчитывается сопротивление резистора RД1. Подставляя найденные значения сопротивлений в (7в), найдем максимальный пусковой ток, а затем проверим выполнение условия (6в). Если оно выполняется, то задача успешно решена. Пример. Пусть R=0,2 Ом; U=60В; I2=5,3 А; I1=25 А. Проверим возможность пуска двигателя с одним дополнительным резистором. Подставляя исходные данные в уравнение (5в), получим: ![]() Решим это уравнение с использованием MatLab: ![]() Так как сопротивление не может быть отрицательным, выберем ![]() Подставляя в (1в), найдем максимальный пусковой ток ![]() Проверим возможность запуска двигателя с двумя дополнительными резисторами. Подставляя исходные данные в уравнение (8в), получим: ![]() Решая его с использованием MatLab, получим: ![]() Так как сопротивление не может быть комплексно-сопряженным, выберем ![]() Подставляя ![]() ![]() ![]() Условие (6в) выполняется, следовательно, задача решена. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Для естественной характеристики (нулевая ступень) полное сопротивление якорной цепи Rяо равно сопротивлению якорной обмотки R (рис.2). На первой ступени: RЯ1 =R + RД1, (6) где добавочное сопротивление RД1 определяется так: RД1 = ![]() На второй ступени RЯ2 = R + RД1 + RД2 (7) где RД2 = ![]() В общем случае для i-ой ступени: Rяi=R + RДl+RД2+... + RДi, (8) RД1 = ![]() При определении сопротивления резистора для динамического торможения Rr исходят из того, что максимальный ток при динамическом торможении не должен превосходить по величине ток I1. Поэтому ![]() 5. УПРОЩЕННЫЙ РАСЧЕТ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПУСКЕ И ДИНАМИЧЕСКОМ ТОРМОЖЕНИИ Дифференциальное уравнение, определяющее изменение тока it во время переходных процессов при пуске на i-й ступени имеет вид: ![]() где Тяi; - электромагнитная постоянная времени на i-й ступени; TMi -электромеханическая постоянная времени на i-й ступени; Iyi - установившееся значение тока на i-й ступени; Tяi=L/Rяi (12) Tmi=RяiJ/k2эм (13) При расчете "вручную" пренебрегают индуктивностью L якорной обмотки, т.е. принимают Тяi ≈ 0. Тогда можно получить: ![]() Решение уравнения (14) имеет вид: iя= Iуi ![]() ![]() где Iнач i - начальное значение тока на i-й ступени. В данном случае для всех ступеней Iуi = Ic Iнач i = I1 Этому для каждой ступени ток iя определяется уравнением (16) iя = Iс ![]() ![]() На основании (16) время tui, в течение которого ток в якоре уменьшается на i-й ступени, определяется так: tui = Тmiln ![]() Для рассматриваемого примера формула (17) позволяет определить время пуска на второй и первой ступенях. При пуске двигателя по естественной характеристике Tио ![]() Здесь ток якоря уменьшается от I1, до Ic. Дифференциальное уравнение, определяющее изменение частоты вращения двигателя ![]() ТяiTмi ![]() ![]() ![]() ![]() При Тяi ![]() Tмi ![]() ![]() ![]() где ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() Каждой ступени при определении ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() а величина RЯ2 определяется уравнением (7). При пуске на первой ступени: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где величина RЯ1 определяется уравнением (6). При пуске по естественной характеристике (нулевая ступень): ![]() ![]() ![]() В общем случае при разгоне по i-й ступени: ![]() ![]() ![]() ![]() Рассмотрим теперь переходные процессы в режиме динамического торможения. Для реализации этого режима якорь двигателя отключается от сети и замыкается на резистор RT, а обмотка возбуждения остается под напряжением, Если считать, что индуктивность якорной обмотки равна 0, то при этом переключении ток в якорной цепи скачком изменяется от IС до IТ (рис. 2), где IТ - величина отрицательная. Рабочая точка перемещается с естественной характеристики 1 на характеристику динамического торможения 2. Далее величины iя и ![]() ![]() ![]() где ![]() ![]() Однако, после достижения частоты вращения ![]() Iуi = Iс ; Iнач = IТ При этом получим: iя =Ic(1 – е-t/Tmg) + IТ е-t/Tmg (24) где Тmд = ![]() Для определения изменения ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() При этом получаем ![]() ![]() ![]() Уравнения (24), (25) справедливы до достижения ![]() Учитывая, что в конце динамического торможения ![]() tT = Тmgln ![]() где ![]() РАСЧЕТ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭВМ Расчет переходных процессов на ЭВМ отличается от расчета "вручную" тем, что здесь решаются не упрощенные, а полные дифференциальные уравнения с учетом индуктивности обмотки якоря, определяющие изменения i2 и ![]() Известно, что при Tмi>4Тяi (26) Переходной процесс получается апериодическим и решения дифференциальных (11), (18) имеют вид: ![]() ![]() ![]() ![]() iЯ=IС+В1е ![]() ![]() где корни характеристического уравнения, А1,А2,В1,В2 — постоянные шия, которые определяются из начальных условий. При Tмi < 4 Тяi (27) переходный процесс получается колебательным, а функции ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() iЯ = IС + еаt(Dl cos ![]() ![]() Здесь корни характеристического уравнения получаются комплексно-сопряженными, т.е. равными а± j ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Постоянные интегрирования С1,С2,D1,D2 находятся из начальных условий, для чего для каждой ступени при t=0 определяются соответственно iЯ и diя/dt, ![]() ![]() При учете индуктивности цепи якоря L существует небольшой дополнительный интервал переходного процесса, который длится от момента замыкания контакта КМ1 (рис.1) до момента достижения тока в якоре значения IС. Время этого интервала определяется также, как и время трогания электромагнитных реле tтр = Тяi ln ![]() где величина Тяi соответствует той ступени, с которой начинается пуск. Для рассматриваемого примера Тяi = ТЯ2. Работа на ЭВМ типа IBM ведется в диалоговом режиме. Обозначения всех переменных соответствуют указанным в настоящих методических указаниях. Для утвердительного ответа на вопросы типа "Изменить исходные данные?" необходимо нажать клавишу <У>,для отрицательного ответа - клавишу ВТОРОЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ Моделирование процесса разгона двигателя представляет собой достаточно трудоемкую задачу, так как исследуемая система имеет переменную структуру. Если для моделирования использовать MatLab, то при отключении каждого резистора математическая модель меняется и, переходя к новой модели, необходимо в качестве начальных условий использовать конечные условия предыдущей модели. Поэтому для моделирования процесса разгона была разработана специальная программ на языке Delphi «Разгон ДТП». Эта программа позволяет ввести все исходные данные в диалоговом режиме. В режиме динамического торможения задача легко решается с использованием MatLab. В режиме торможения математическая модель (1) приобретает вид: ![]() Или в матричной форме ![]() где ![]() Для моделирования использовался математический инструментарий simulink. Структура модели программы приведена на рис. 1в. Окно модели для одного из конкретных вариантов заданий и полученные графики переходных процессов приведены на рис. 2в. Как уже было сказано, эти графики справедливы только до момента пересечения ими оси абсцисс. ![]() Рис. 1в. Структура модели программы Так как блок «State-Space» содержит математическую модель в расширенной форме Коши, то в окне параметров модели должны выть учтены и матрицы: ![]() ![]() Рис. 2в. Окно параметров модели и графики переходных процессов по скорости и току якоря при торможении, полученные в результате моделирования |