Скачать 85.44 Kb.
|
Цель работы: изучение фотоэлектрических явлений в полупроводниках. Задача: снять световую и семейство вольт-амперных характеристик фотосопротивления. Приборы и принадлежности: фотосопротивление, микроамперметр, лампочка, два потенциометра, два вольтметра, источник постоянного тока, ключи. ВВЕДЕНИЕ Ускорение научно-технического прогресса невозможно без эффективного использования полупроводниковой электроники. Полупроводниковые приборы обладают самыми разнообразными свойствами, поэтому их область применения чрезвычайно широка. В данной лабораторной работе рассматривается лишь одно из таких свойств: взаимодействие полупроводника со светом. Некоторые полупроводники чутко реагируют на свет. Например, под действием электромагнитного излучения меняется электрическое сопротивление полупроводника. На основе этого эффекта созданы индикаторы электромагнитного излучения (в том числе и видимого света), чувствительность которых превышает чувствительность человеческого глаза. Изменение электрического сопротивления полупроводников под действием света связано с внутренним фотоэффектом. Структура энергетических зон и характер заполнения их электронами определяют электропроводность твердых тел. У проводников и диэлектриков (при Т = 0 К и отсутствии внешних воздействий) валентная зона заполнена полностью, а в зоне проводимости нет ни одного электрона (рис. 1). Между полупроводниками и диэлектриками нет резкой грани. У полупроводников запрещенная зона узкая (например, у германия – 0,66 эВ) а у диэлектриков – широкая (например, у алмаза – 5,2 эВ). Рис. 1. Характер заполнения энергетических зон у полупроводников и диэлектриков ![]() Важно понять, что электроны полностью заполненной зоны не могут создавать электрический ток. Дело в том, что электрическое поле при ускорении электронов должно увеличивать их энергию. Если, например, приложить к полупроводнику с характерным размером 1 см разность потенциалов 50 В, то перепад потенциалов на атомных расстояниях будет порядка 5 ∙ 10-7 В. Значит, в этом случае электрическое поле должно увеличивать энергию каждого электрона примерно на 5 ∙ 10-7 эВ. Расстояние между уровнями в зоне (~ 10-23 эВ) намного меньше этой величины, в то время как расстояние между зонами намного больше ее. Поэтому электрическое поле способно переводить электроны с уровня на уровень лишь внутри зоны. Так и происходит, если в зоне есть верхние пустые уровни. Однако если все уровни заполнены, то (в силу принципа Паули) увеличить энергию электронов можно лишь путем перевода их в зону проводимости. Но на это у электрического поля не хватает сил. Таким образом, при температуре Т = 0 К и отсутствии внешних воздействий полупроводник является обычным диэлектриком. ![]() Процесс перехода электронов из валентной зоны в зону проводимости под действием света называется внутренним фотоэффектом. При внутреннем фотоэффекте число электронов в зоне проводимости не будет бесконечно возрастать, так как возбужденные электроны будут самопроизвольно опускаться в валентную зону. В результате борьбы этих двух эффектов в зоне проводимости установится постоянное число электронов (столько же будет вакансий в валентной зоне). Число возбужденных электронов будет пропорционально числу падающих фотонов. Число падающих фотонов, в свою очередь, пропорционально интенсивности света. Существует три типа переходов, которые приводят к появлению фотопроводимости (рис. 3). При переходе первого типа, который подробно рассмотрен, возникает фотопроводимость, которая называется собственной. ![]() Переходы второго типа возникают при поглощении фотона атомом донорной примеси кристалла; при этом образуются свободные электроны и свободные места на донорных атомах. Переходы третьего типа возникают, когда при поглощении света электроны переводятся из заполненной зоны на незанятые акцепторные уровни. В результате этого процесса образуются свободные дырки и электроны, связанные с акцепторными атомами. Фотопроводимость, возникающая в результате двух последних процессов, называется примесной. Следствием внутреннего фотоэффекта является изменение силы тока, текущего в полупроводнике (фототока). Отчего зависит величина фототока Iф? Хорошо известно, что сила тока пропорциональна концентрации и скорости свободных носителей. Свободными носителями являются электроны зоны проводимости и дырки (вакансии в валентной зоне). Их концентрация пропорциональна интенсивности света J. Поэтому Iф ~ J. (1) Скорость свободных носителей в кристалле пропорциональна приложенному напряжению. Поэтому Iф ~ U. (2) Формула (2) выражает закон Ома, поэтому естественно ввести фотосопротивление ![]() Из формул (1) и (3) видно, что фотосопротивление обратно пропорционально интенсивности света, падающего на полупроводник. Для краткости полупроводник, обладающий фотосопротивлением, также называют фотосопротивлением. Фотосопротивления получили широкое практическое применение благодаря высокой световой чувствительности. У селено-кадмиевых фотосопротивлений, например, она в 105 раз выше, чем у вакуумных фотоэлементов. В данной лабораторной работе экспериментально изучаются зависимости (1) и (2). При этом следует иметь в виду два обстоятельства.
Ic = Iф + Iт. (4)
Nc = η ∙ N, (5) где η – коэффициент полезного действия лампочки, а N – потребляемая мощность. Потребляемая лампочкой мощность ![]() где Uл – напряжение на лампочке; Rл – ее сопротивление. На основании изложенного получим ![]() ![]() или ![]() ![]() Именно зависимость (7) и будет определяться экспериментально. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ ![]() Фотосопротивление (ФС) представляет собой обычное омическое сопротивление, состоящее (рис. 4) из слоя полупроводника 2, нанесенного на изолирующую подкладку 1 и заключенного между двумя токопроводящими электродами 3. Приемная площадь ФС обычно защищается пленкой прозрачного лака. На ФС подается напряжение U от источника тока ε (рис. 5, а). Величина регулируется потенциометром R и снимается вольтметром V. Для измерения фототока установлен микроамперметр, ФС освещается лампочкой Л, накал которой регулируется потенциометром Rл (рис. 5, б). Напряжение на лампочке Л измеряется вольтметром Vл. Лампочка Л и фотосопротивление ФС изолированы от посторонних источников света. ![]() ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Задание 1. Снятие вольт-амперной характеристики ФС
![]() ![]() Таблица 1 Вольт-амперные характеристики
Задание 2. Снятие световой характеристики
Таблица 2 Световая характеристика
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
|
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | Цель работы: проверка закона сохранения импульса, определение величины потери энергии и коэффициента восстановления для прямого центрального... | |
![]() | Учащиеся узнают, что И. П. Павлов получил Нобелевскую премию за изучение работы органов пищеварения | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |