Скачать 85.26 Kb.
|
Интегрированный урок: физика + химия по теме: "Строение атома"“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.) Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: интегрированный урок (физика, химия) 8 класс. Цель урока: изучить строение атома. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: мультимедийные пособия по физике и химии; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; бланк опорного конспекта (у каждого учащегося, см. Приложение). План урока:
1. Фронтальный опрос проводит учитель физики.
2. Учитель химии. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биология, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это? 3. Учитель физики. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно. Учащийся. (Делает небольшое сообщение о модели атома, предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном) “Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электрически нейтрален. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов. Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”. Учитель физики. Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо провести эксперимент. (Просматривается фрагмент об опыте Э.Резерфорда). Учащийся. (Делает пояснения о планетарной модели атома, вытекающей из опытов Э.Резерфорда по самостоятельно изготовленному плакату) “В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра. Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад. Результаты опыта можно объяснить следующим образом. Альфа-частицы, проходя через фольгу, проходят сквозь атомы золота. Это возможно потому, что легкие электроны почти не влияют на движение тяжелой альфа-частицы. Так как они в большинстве случаев отклоняются на малые углы, атомы в большей части своего объема заполнены электронами и лишь небольшую их часть занимает положительно заряженное вещество. Эта центральная часть атома получила название ядра. Из опытов следует, что ядро и отталкивает альфа-частицу, причем тем сильнее, чем ближе к ядру она проходит. По соотношению между общим числом частиц и числом отклонившихся на определенные углы частиц рассчитывается размер ядра и заряд ядра. Оказалось, что радиус ядра имеет порядок 10 - 12 см (10 - 14 м). Заряд же ядра положителен и определяется формулой q = Z•e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е- модуль заряда электрона”. Учитель химии. Таким образом, на сегодня известно точно, что... (учитель - на доске, ребята - в тетради составляют схему-таблицу строения атома). ![]() Учитель химии. Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов. Порядковый номер химического элемента показывает электрический заряд ядра атома Z , этот заряд численно равен сумме протонов в ядре атома ![]() ![]() ![]() ![]() 4. Отработка изученного материала проводится с помощью вопросов, предложенных в мультимедийном пособии, а также: а) Опроверг ли своими опытами Э. Резерфорд модель атома Томсона?
б) задача с выбором ответа: Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц показали:
Выберете правильный и исчерпывающий ответ. в) заполняем таблицу вместе с учащимися ![]() г) фронтальный опрос:
5. Выполнение тестовой работы на два варианта (задания на рабочем листе у каждого учащегося, работы сдаются для проверки) 6. Подведение итогов: (выставляем оценки, благодарим активных учащихся, ребят, подготовивших интересные сообщения.) 7. Домашнее задание: по физике: §30; по химии: §37 Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске): 1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд. 2. Нарисовать иллюстрации к прозвучавшему на уроке сочинению. 3. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.): на что по-вашему похож атом? 8. Рефлексия: на рабочих листах ответить на вопрос: Если бы не было открыто строение атома, то…………… Приложение Тема урока: "Строение атома" Рабочий лист ![]() 1. Демокрит (др. греч.): 2. Модель Дж. Дж. Томсона: «атом» - « ». (дорисуй модель) 3 ![]() 1. - ; 2. - ; 4. Заполни схему: «Состав атома». ![]()
6. В учебнике физики найдите и прочитайте определения положительных и отрицательных ионов. Как образуются положительные и отрицательные ионы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответьте на вопрос: Что произойдёт с атомом, если изменить количество электронов? 1 ![]() ![]() 1 ![]() ![]() Частицы, которые получились при отдаче (потере) и принятии (присоединении) ![]() 7. Тест Вариант 1 1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов. Выберите правильное утверждение. А. В состав ядра атома углерода входят 6 нейтронов. Б. В состав ядра атома углерода входят 6 электронов. В. Если атом углерода потеряет один электрон, он превратится в атом другого химического элемента. Г. Среди утверждений нет правильного. 2. Может ли атом водорода лишиться заряда равного 1,5 заряда электрона? Почему?______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 3. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Чему равен её заряд?________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 4. В ядре атома цинка 65 частиц, из них 30 протонов. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома? 5. В каком из ниже приведённых случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента: а) в ядрах атомов одинаковое число частиц; б) в ядрах атомов одинаковое число протонов; в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов. 8. Выводы: ![]() ![]() ![]()
Если бы не было открыто строение атома, то _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Тест Вариант 2 1. В атоме кремния 14 электронов. Выберите правильное утверждение. А. В ядре атома кремния 14 частиц. Б. В ядре атома кремния 14 протонов. В. Масса положительного иона кремния больше массы атома кремния. Г. Среди утверждений нет правильного. 2. Существуют ли атомные ядра с зарядом меньшим, чем у одного протона? Почему? 3. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон? 4. В ядре атом серебра 107 частиц. Вокруг ядра обращаются 47 электронов. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов? 5. В результате трения стеклянной палочки о шёлк ей сообщён положительный заряд. Объясните, все ли атомы, из которых состоит заряженная палочка, нейтральны. Почему? Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему? 8. Выводы: ![]() ![]() ![]()
Если бы не было открыто строение атома, то _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ |