Скачать 54.66 Kb.
|
МБОУ «Чуварлейская СОШ»![]() ![]() ![]() Открытый урок на тему: «Испарение и конденсация» (урок усвоения новых знаний). Цели урока: дидактические – создать условия для усвоения нового материала, образовательные – формировать понятия о явлениях испарения и конденсации; развивающие - формировать представление о процессе научного познания; воспитательные – прививать культуру умственного труда. Ход урока
Послушайте стихотворение: Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над ними, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Как весь процесс называют в народе? Верно, круговорот воды в природе. Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным. Формулировка темы урока. Начнем изучать эти явления с опыта. Подышите на прозрачное стекло. - что вы наблюдаете? - как и почему изменяется «картина» на стеклышке? - какой будет тема урока? Это «Испарение и конденсация» Запишите тему урока в опорный конспект, который вы будете заполнять в ходе урока Постановка цели урока. Наблюдали ли вы эти явления в природе?(мокрое белье сохнет; вода разлитая на пол , исчезает и др.). Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации. Актуализация опорных знаний. Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал. В ходе ответов на вопросы будем заполнять схему, вы – в опорном конспекте, а я – на доске. - Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? - В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? - Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? - Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии? - Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия? - Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит? Почему? Освоение нового материала. На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений построим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые в природе и быту явления, связанные с испарением и конденсацией. В опорном конспекте изобразите сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Изобразите молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно. (На доске рис. 1 прикрыт листом бумаги. Он открывается, когда ученики выполнили задание.) Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу (рис.2). У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. А что образуется над жидкостью в результате ее испарения? Какое определение можно дать явлению испарения? Испарение – это явление превращения жидкости в пар, происходящее с ее поверхности. На столе, находится сосуд с горячей водой. Что происходит с жидкостью в процессе испарения? Закроем сосуд крышкой. Будет ли изменяться масса жидкости? Происходит ли испарение жидкости в сосуде? Почему масса жидкости при этом не изменяется? Сделаем вывод: наряду с испарением наблюдается обратный процесс. Как он называется? Какое определение можно дать конденсации? Конденсация – это явление превращения пара в жидкость. Дополним нашу модель изобразив молекулу, возвращающуюся в жидкость (рис.3) ![]() ![]() ![]() Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации. Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость оставшихся молекул жидкости уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Что будет происходить, если смазать быстро испаряющейся жидкостью, например спиртом, руку? Да, она будет охлаждаться, поскольку, испаряясь, жидкость отнимет часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понизится. Убедимся на опыте. Смажьте руку спиртом. Что вы ощущаете? Почему? Мы изучили явление испарения, используя цикл естественно – научного познания. Представим его в виде схемы: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Э ![]() Выясним, от каких факторов зависит скорость испарения данной жидкости. Сформируем группы по 4 человека. Предлагаю в группах обсудить этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы. (Ученики затрудняются выдвинуть свои гипотезы, поэтому задаю наводящие вопросы). - Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду? - Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре? - Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт? - Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду? Вы высказали несколько предложений - гипотез. От чего еще может зависеть скорость испарения? От температуры.(Демонстрирую зависимость скорости испарения от температуры, капнув воду из пипетки на холодную и горячую электрические плитки). Конденсация – это процесс обратный испарению. Чем будет сопровождаться конденсация? Вы правы: при конденсации происходит выделение энергии. Закрепление знаний учащихся. Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, решим следующие задачи: - Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит. - Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирных суп или чай? Объясните, почему. - Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы белье быстрее высохло? - Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха? Подведение итогов урока. Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным? Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Г.Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучили новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания. Достигли мы цели урока? Большое спасибо за урок! Домашнее задание: п.17,18. |