Скачать 86.3 Kb.
|
Панова Людмила Валентиновна МОУ «Большегривская СОШ» Урок по теме «Сила трения» Задачи урока Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: комбинированный урок Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые, мультимедийный проектор, презентация к уроку, буклет Литература: Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Просвещение, 2006 год. Структура занятия
Содержание. I. - Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте о чем эта загадка. «Что будет три, три, три?». (дырка). Как вы думаете, о чем это загадка? (о трении). Тема нашего урока «Сила трения». (слайд 1) Чем старше становится человек, тем меньше он удивляется тому, что происходит вокруг (слайд 2): - почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной; - почему бревно легче катить, чем тащить; - почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает. Цель нашего урока разобраться со всеми «почему». II. Посмотрим, как понятие «трение» определяет энциклопедический словарь С. Ожегова (слайд 3). Учащиеся анализируют понятие «трение» у Ожегова. - Какое минимальное количество тел участвуют в когда мы говорим о трении, проанализировав все три определения.( 2 тела) -Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу. (соприкасаются) -Какое явление происходит между телами? ( движение) -Трение помогает движению или нет? ( направлено противоположно направлению движения) Соотнесем толкование слова «трение» С. Ожегова и физическое понятие. Найдите признаки трения в определении с точки зрения физики (слайд 4). -Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. (2 тела, при соприкосновении, направлено противоположно движению) - Почему возникает сила трения? Проведите по столу, что вы почувствовали? ( неровности) опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла. (межмолекулярное притяжение) (слайд 5). ( Слайд 6). Посмотрите, в этих примерах проявляется трение? (да). - Чем отличается трение в этих примерах? Что делают?( коньки скользят, ролики катятся, на месте покой) Как вы назвали эти виды трения? .(трение покоя, трение скольжения, трение качения) (слайд 7,8, 9, 10) III. Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление трения и назвать вид.(слайд 11) В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (сила трения скольжения) Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет не слезет с облучка. А. С. Пушкин (сила трения качения) Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя) Физминутка. (слайд 12) -разогреем ладони -вирус гриппа- стимулировать иммунитет потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет. -для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах. -пройдемся. 3 шага вперед и три назад. В каких упражнениях вы встретили трение? (ходьба- качение и покой). -Подумаем, зависит ли сила трения от чего-нибудь. Одинаковая она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На все эти вопросы мы ответим, проведя опыты. - При помощи какого прибора можно измерить силу? (динамометром). - Предложите способ измерения силы трения. (слайд 13) Выполняют эксперименты в группах.(слайд 14) Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт. Порядок выполнения работы:
6. ВЫВОД:трение качения….. трения скольжения. Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги. Порядок выполнения работы:
а) по поверхности линейки трибометра; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
ВЫВОД: сила трения ….. от рода трущихся поверхностей. Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления . Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками. Порядок выполнения работы:
5.ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения. Каждая группа проговаривает результат своей работы. ВЫВОДЫ (слайд 15, 16, 17): -сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности; -сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках; -сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей. Соотнесите пословицы с выводами, каждая группа в соответствии со своей работой выберет пословицу.(слайд 18, 19, 20) -баба с возу- кобыле легче; -пошло дело- как по маслу; -что кругло- легко катится. Давайте рассмотрим примеры из различных областей жизни.(слайд 21, 22, 23, 24, 25) -Почему сейчас пишут шариковыми ручками, а не перьевыми.( трение качения) - Для чего иголки тщательно полируют. ( На поверхности) -Почему колеса порожней машины буксуют больше, чем колеса груженной. (вес больше у груженной) -Когда-то властители Древнего Египта, фараоны, строили свои усыпальницы. Камни для постройки свозились от берега Нила на громадных санях по каменным дорогам, проложенным через пустыню. Сани тащили сотни рабов. Можно ли было облегчить труд рабов? (сила трения качения) IV. - Вернемся к нашим вопросам. (слайд 26) Анализируют примеры, приведенные в начале урока. нитка ( шероховатость поверхности, трение скольжение) бревно ( трение качения меньше) гвоздь ( трение покоя) V. Домашнее задание. (слайд 27) -Наша жизнь немыслима без трения. Представьте, что трение исчезло. Пофантазируйте на эту тему и напишите ваши размышления по теме «Мир без трения». или -Попробуйте придумать вопросы по трению, подобные тем, которые задавались в начале урока. или -Напишите сообщение на темы: «Трение в природе», «Трение в технике» VI. Сегодня мы не работали с вами в тетрадях, но все о чем мы говорили на уроке, я занесла в буклет. Также в них вы найдете адреса сайтов из Интернет, в которых вы найдете информацию о силе трения. Раздать буклеты по теме урока «Сила трения». Если вам захочется пообщаться со мной, в них указан мой почтовый электронный адрес. |