Скачать 86.53 Kb.
|
Урок формирования новых знаний с использованием мультимедийной презентации. Урок по теме «Трение везде и всюду» (7 класс) Цель урока: выявить роль трения в нашей жизни Задачи урока Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: комбинированный урок Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые, мультимедийная презентация (приложение 1). Учебник: Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Просвещение, 2006 год. Структура занятия
Содержание.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Эпиграф: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не безликий лик,- В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык». (Ф. Тютчев) (слайд 1). 2. Подготовка к основному этапу. - Ребята, вы любите отгадывать загадки? Отгадайте о чем эта загадка. «Что будет три, три, три?». (Дырка). Как вы думаете, о чем это загадка? (о трении). Тема нашего урока «Трение везде и всюду» (слайд 2). Чем старше становится человек, тем меньше он удивляется тому, что происходит вокруг (слайд 3): - почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной; - почему бревно легче катить, чем тащить; - почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает. Цель нашего урока разобраться со всеми «почему». Посмотрим, как понятие «трение» определяет энциклопедический словарь С. Ожегова (слайд 4). (Учащиеся анализируют понятие «трение» у Ожегова). - Какое минимальное количество тел участвуют, когда мы говорим о трении, проанализировав все три определения.(2 тела) -Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу. (Соприкасаются) -Какое явление происходит между телами? (движение) -Трение помогает движению или нет? (направлено противоположно движению) 3. Усвоение новых знаний. Соотнесем толкование слова «трение» С. Ожегова и физическое понятие. Найдите признаки трения в определении с точки зрения физики (слайд 5). -Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. (2 тела, при соприкосновении, направлено противоположно движению). - Почему возникает сила трения? Проведите рукой по столу, что вы почувствовали? (неровности) опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла. (Межмолекулярное притяжение) (слайд 6). ( Слайд 7). Посмотрите, в этих примерах проявляется трение? (ответы детей). - Чем отличается трение в этих примерах? Что делают? (коньки скользят, ролики катятся, стоят на месте, т. е в покое) Как вы назвали эти виды трения? (трение покоя, трение скольжения, трение качения) (слайд 8, 9, 10) Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление трения и назвать вид (слайд 11). В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (трение скольжения) Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. А. С. Пушкин (трение качения) Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку Тянут – потянут, вытянуть не могут. (Трение покоя) Физминутка (слайд 12). -разогреем ладони -сейчас зима можно заболеть гриппом, давайте повысим иммунитет (потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет). -для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах. -пройдемся (3 шага вперед и три назад). В каких упражнениях вы встретили трение? (ответы детей) -Подумаем, зависит ли сила трения от чего-нибудь. Одинаковая она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На все эти вопросы мы ответим, проведя опыты. - При помощи какого прибора можно измерить силу? (динамометром). - Предложите способ измерения силы трения (слайд 13). Выполняют эксперименты в группах (слайд 14). Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт. Порядок выполнения работы:
6. Вывод: трение качения….. трения скольжения. Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги. Порядок выполнения работы:
а) по поверхности линейки трибометра; б) по гладкой бумаге; в) по наждачной бумаге. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления . Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками. Порядок выполнения работы:
Каждая группа проговаривает результат своей работы. ВЫВОДЫ (слайд 15, 16, 17): -сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности; -сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках; -сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей. 4. Закрепление знаний. Соотнесите пословицы с выводами, каждая группа в соответствии со своей работой выберет пословицу (слайд 18, 19, 20) -баба с возу- кобыле легче; -пошло дело - как по маслу; -что кругло - легко катится. Давайте рассмотрим примеры из различных областей жизни (слайд 21, 22, 23, 24, 25). -Почему сейчас пишут шариковыми ручками, а не перьевыми. - Для чего иголки тщательно полируют. -Почему колеса порожней машины буксуют больше, чем колеса груженной. -Когда-то властители Древнего Египта, фараоны, строили свои усыпальницы. Камни для постройки свозились от берега Нила на громадных санях по каменным дорогам, проложенным через пустыню. Сани тащили сотни рабов. Можно ли было облегчить труд рабов? 5. Контроль знаний. - Вернемся к нашим вопросам (слайд 26). Учащиеся анализируют примеры, приведенные в начале урока. 6. Информация о домашнем задании. Домашнее задание (слайд 27).
-написать мини-сочинение на тему «Мир без трения». -используя сайты в Интернет, научно-популярную литературу написать сообщение на тему «Трение в мире животных», «Трение в мире растений», «Трение – вред или польза?» Сегодня мы не работали с вами в тетрадях, но все о чем мы говорили на уроке, я занесла в буклет. Также в них вы найдете адреса сайтов в Интернете, рассказывающих о силе трения. (Приложение 2). Если вам захочется пообщаться со мной, в них указан мой электронный адрес. Раздать буклеты по теме урока «Сила трения». |