Скачать 35.19 Kb.
|
Тема: Сила трения Задачи урока Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: комбинированный урок Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Методы обучения: словесные, наглядные, эксперимент. Домашнее задание: п. 30- 32. Структура урока: I. орг. момент (цель: настрой на работу) П. актуализация опорных знаний (цель: подготовить учащихся к восприятию новой темы, повторить материал предыдущих уроков) III. сообщение нового материала (цель: углубить знания о силе трения) IV. закрепление (цель: закрепление материала, проверка усвоения материала) V. итог урока (цель: подвести итог, дать д.з., оценки за урок) II. Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним с вами, что изучали на предыдущих уроках. Повторение проведем в виде фронтального опроса. Цель повторения: вспомнить физические величины, формулы, понятия темы «Силы». Первое задание: Лист разделен на три столбца. В первом столбце символьные обозначения величин, во втором - названия, в третьем - ед. измерения. Каждая строка посвящена одной физ. величине (всего 6 строк). В строках имеются незаполненные места, «белые пятна». Ваше задание заполнить пропущенные места. Второе задание: Даны 5 формул, но в одной из формул допущена ошибка. Задание -найти ошибку. Третье задание: В каком случае тело движется прямолинейно и равномерно? Изучение нового - Покатить мяч. Почему он останавливается? - Какое минимальное количество тел участвуют в когда мы говорим о трении, (2 тела) -Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу. (соприкасаются) -Какое явление происходит между телами? (движение) -Трение помогает движению или нет? (направлено противоположно направлению движения) -Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения называется силой трения. - Почему возникает сила трения? Проведите по столу, что вы почувствовали? (неровности) -опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла. (межмолекулярное притяжение) - Привести примеры движения некоторых тел. Чем отличается трение в этих примерах? (коньки скользят, ролики катятся, на месте покой) - Как вы назвали эти виды трения? ![]() -Подумаем, зависит ли сила трения от чего-нибудь. Одинаковая она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На все эти вопросы мы ответим, проведя опыты. - При помощи какого прибора можно измерить силу? (динамометром). - Предложите способ измерения силы трения. Выполняют эксперименты за партами Опыт 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сделать вывод. Опыт 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу. Сделать вывод. Опыт 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу. Сделать вывод. Опыт 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу. Сделать вывод. -сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности; -сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках; -сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей. -сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей; -Соотнесите пословицы с выводами -баба с возу- кобыле легче; -пошло дело- как по маслу; -что кругло- легко катится. -Трение вредно или полезно? Приведите примеры. -Что нужно делать, чтобы изменить силу трения? -Привести примеры применения силы трения в спорте, технике, природе. Закрепление. Тест по слайдам пезентации. Домашнее задание. п. 30- 32. -Наша жизнь немыслима без трения. Представьте, что трение исчезло. Пофантазируйте на эту тему и напишите ваши размышления по теме «Мир без трения». |