Скачать 68.48 Kb. |
Тема: Энергия Задачи урока: а) Образовательные: - ввести понятие механической энергии и ее видов как характеристик механических систем; - получить формулы для расчета потенциальной и кинетической энергий и научить применять их при решении задач. б) Развивающие: - развивать мышление, сообразительность учащихся входе урока при изучении нового материала; - формировать практические умения решать физические задачи по данной теме; - развивать речь учащихся при ответах на поставленные вопросы. в) Воспитательные: - формировать научное мировоззрение на физическую картину мира; - воспитывать эстетические качества личности при проведении беседы «Эксперимент». План урока:
1. Организационный момент. Настрой учащихся на урок. Сообщение темы. Постановка цели урока (ставят сами учащиеся). Организуется небольшая беседа. 2. Проверка домашнего задания. Нескольким учащимся раздаются карточки с заданиями (задачи) (4-5 человек). Карточка1. Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600 г, если газы массой 15 г вылетают из нее со скоростью 800 м/с? Карточка 2. С неподвижной лодки, масса которой 200 кг, прыгает человек массой 5о кг со скоростью, направленной горизонтально 2 м/с, определить скорость, которую приобрела лодка в результате взаимодействия. С остальными учащимися организуется фронтальный опрос. 1. Что такое импульс тела (определение, обозначение, единицы измерения, формула)? 2. Кто впервые ввел эту величину в физику? Как она первоначально называлась? 3. Что можно сказать о направлении импульса? 4. Рисунок. Что можем сказать о данном движении? Куда направлен импульс? (Это равноускоренное движение, при котором скорость тела уменьшается, ускорение направ- ленно в ту же сторону, что и сила, импульс направлен в сторону направления скорости) 5. О чем нам говорят законы сохранения импульса? 6. Чему равен импульс системы ракета-газ после старта ракеты? 7. Что такое реактивное движение? Приведите примеры. 8. Почему для межзвездных полетов реактивный двигатель не пригоден? Собираются карточки с задачами. 3. Актуализация знаний - Величина, с которой мы с вами сегодня знакомимся, нам уже известна из курса физики 7 класса. Поэтому тема эта для нас не нова. Сегодня мы углубим свои знания. Давайте вспомним, что такое энергия? - Способность тела совершать работу. - Совершенно верно. И чем большей энергией обладает тело, тем большую работу оно способно совершить (энергичный человек, работай энергичней и т.д.) - Какие виды механической энергии мы с вами знаем? - Кинетическая энергия и потенциальная энергия. - В каком случае тело обладает кинетической энергией, а когда потенциальной? - Если тело движется, то оно обладает кинетической энергией, если тело поднять над землей, то оно обладает потенциальной энергией. 4. Изучение нового материала -Теперь давайте мы обобщим основные моменты по данной теме и изучим эту величину углубленнее, чем в 7 классе. Вообще понятие энергии впервые ввел Т. Юнг в начале 19 века. На доске: Т.Юнг. 19 век. Англия. Понятие энергии. - «Энергия» в переводе с греческого языка означает «деятельность, действие». Вообще существует несколько видов энергии: Энергия ![]() ![]() ![]() ![]() Механическая Внутренняя Электрическая Ядерная Мы с вами будем изучать механическую энергию. Определение: Механическая энергия – это физическая величина, характеризующая способность тела совершать механическую работу. Демонстрации. ![]() ![]() ет скоростью), то оно способно со- ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() - То есть тело способно совершить работу, когда оно движется и когда оно поднято на некоторую высоту. А если тело совершает работу, то значит, оно обладает энергией. Е – энергия. [ Е ] = 1 Дж. - Так вот мы с вами знаем, что механическую энергию можно разделить на 2 вида. Механическая энергия ![]() ![]() Кинетическая энергия Потенциальная энергия (энергия движения) (энергия взаимодействия) Ек – кинетическая энергия Еп – потенциальная энергия Итак, мы с вами знакомимся с физической величиной. Определение энергии мы с вами узнали, условное обозначение и единицы измерения – тоже. Остается нам узнать, как найти энергию, которой обладает тело. (В тетради). Чтобы найти энергию, которой обладает тело, надо найти работу, необходимую для перевода этого тела из нулевого состояния в данное. Нулевое состояние (нулевой уровень) – это состояние, в котором соответствующая энергия тела считается равной нулю. Кинетическая энергия - Давайте вспомним формул для нахождения работы. - А = F∙ S - Вспомните 2 закон Ньютона. - F = ma. - Как определить ускорение тела, если тело на- чинает двигаться из состояния покоя? - и т.д. Ek=mυ2/2 Определение: Кинетическая энергия – это вид механической энергии, характеризующий Движение. Потенциальная энергия: - А = F ∙ S - Какая сила действует на тело? - Сила тяжести. - Как найти Fт? - Fт = mg S =h F = mg А = mgh h0 = 0 – нулевой уровень. Еp = mgh Потенциальная энергия – это вид механической энергии, характеризующий взаимодействие. При проведении опыта меняются его условия: отпускаются шары разной массы, с разной вы- соты. По результатам опыта организуется беседа. Делается вывод. Вывод: Чем больше энергия тела, тем большая работа будет совершена при переходе тела из данного состояния в нулевое. 5. Закрепление знаний. Для закрепления знаний учащихся организуется фронтальная беседа. Вопросы: 1. Что такое механическая энергия тела? 2. Что значит, что тело обладает энергией 5 Дж? 3. Какие виды энергии нам известны? 4. Что характеризует Ек? Как она рассчитывается? 5. Что характеризует Ер? 6. Чему равна Ер тела, взаимодействующего с Землей? 7. Как называется единица энергии? 8. Когда Ек = 0? 9. Какими видами энергии обладает летящий в небе самолет? Вертолет, зависший в воздухе? Поезд, подходящий к станции? 10. Какой энергией обладает вода, удерживаемая плотиной и падающая с плотины? 11. Как изменяется потенциальная и кинетическая энергия мяча, брошенного вертикально вверх, в процессе его полета? 6. Формирование умений. Задача 1. Определите Ек тела массой 200 г, которое движется со скоростью 72 км/ч. Задача 2. Определить потенциальную энергию тела массой 2 кг, поднятого над Землей на высоту 10 м 7. Подведение итогов - Итак, мы с вами познакомились, а если быть точнее, вспомнили основные моменты и углубили свои знания об энергии. - Что нового мы сегодня узнали? В чем возникали проблемы? Что показалось легко? Достигли ли мы цели урока? (Учащиеся отвечают) Далее идет выставление оценок с аргументами. 8. Домашнее задание § 14, вопросы с. 39, №№ 80,76,с. 135. |