Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень icon

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень





Скачать 145.45 Kb.
НазваниеРабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень
Зарыпова Гульнур Харисовна
Дата конвертации26.03.2013
Размер145.45 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мокрокурналинская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан



«Обсуждено»

На заседании МО


Протокол № _1__ от

«__10»___09_____2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

_____________ Хушанова И.Л.


«____»____________2010 г.


«Утверждено»

Директор школы


_____________Симашева А.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике.

10-11 классы.

Базовый уровень.


Автор: Зарыпова Гульнур Харисовна.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_2_ от

«_10__» ___09__ 2010 г.


2010 год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела "Физика и методы научного познания"

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в средней школе на базовом уровне отводится 138 часов. В том числе в 10 классе - 70 часов, в 11 классе - 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.

В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.

Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);

- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.

Распределение учебного времени по темам является примерным. Учителю дано право изменять порядок изучения отдельных вопросов внутри темы, а так же использовать по своему усмотрению резервное время.

В качестве основных учебников взят комплект учебников Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.. Физика 10,11 классы, М.: Просвещение, 2009г.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

УМК для 10-11 класса общеобразовательного учреждения, на основе которого ведется преподавание предмета содержит:

  • Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ.- М.: Илекса, 2005.

  • Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Методические материалы для учителя.- М.: Илекса, 2005.

  • Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л.А., Сиротенко Н.Г. Физика. 10 кл.: Интерактивное приложение к учебно-методическому комплекту для базового уровня.- М.: Илекса, 2005.

  • Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Физика. 10 кл.: Тетрадь для лабораторных работ.- М.: Илекса, 2005.

  • Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 10 класс: дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2005.



Основное содержание

10 класс (70 ч)

Физика и методы научного познания (1 ч)

Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипо­тезы. Физические законы. Физические теории. Границы приме­нимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (33 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность ме­ханического движения. Прямолинейное равноускоренное дви­жение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механические колебания и волны. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и об­ратно.

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения тела по окружности

  2. Определение коэффициента трения скольжения;

  3. Изучение закона сохранения механической энергии;

Контрольные работы

Контр. работа №1 «Кинематика»

Контрольная работа №2 по теме «Механика»

Молекулярная физика и термодинамика (19 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения веще­ства и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная тем­пература как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свой­ства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружаю­щей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при по­стоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при посто­янной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.


Лабораторные работы

  1. Измерение относительной влажности воздуха;

Контрольные работы

Контрольная работа №3 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

Контрольная работа № 4по теме «Основы термодинамики»

3. Основы электродинамики 16 ч.

Лабораторная работа №5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Контрольная работа №5 по теме Электродинамика».

4. Повторение (2 ч)


11 класс

68 часов, 3 часа в неделю

Магнитные взаимодействия /11 ч/

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Демонстрации

  • Магнитное взаимодействие токов.

  • Отклонение электронного пучка магнитным полем.

  • Магнитная запись звука.

  • Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

  • Свободные электромагнитные колебания.

  • Генератор переменного тока.

  • Излучение и прием электромагнитных волн.

  • Отражение и преломление электромагнитных волн.

  • Интерференция света.

  • Дифракция света.

  • Получение спектра с помощью призмы.

  • Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

  • Поляризация света.

  • Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

  • Оптические приборы

Лабораторные работы

Л.Р №1 "Наблюдение действия магнитного поля на ток"

Л.Р. №2 "Изучение явления электромагнитной индукции"


КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 18 ч.

Свободные и вынужденные колебания

Динамика колебательного движения.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре.

Переменный электрический ток.

Электрический резонанс.

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

Производство и использование электрической энергии.

Передача электроэнергии.

Волновые явления

Уравнение бегущей волны. Волны в среде.

Решение задач

Электромагнитная волна.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. Радиолокация.

Лабораторные работы

  • Наблюдение линейчатых спектров.

  • Физика и методы научного познания (2 часа)

  • Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

ОПТИКА – 19 ч

Скорость света. Закон отражения света.

Закон преломления света.

Оптические приборы.

Формула тонкой линзы.

Решение задач.Дисперсия света.

Интерференция света.Дифракция света. Поляризация света.

Постулаты теории относительности.

Релятивистская динамика. Принцип соответствия. Связь между массой и энергией.

Решение задач.

Виды излучений.Шкала электромагнитных излучений.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.


Л. Р. №3«Измерение показателя преломления стекла»

№4 "Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы".


№5 "Измерение длины световой волны".

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА – 16 ч.

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Строение атома. Опыт Резерфорда.

Квантовые постулаты Бора.

Лазеры. Радиоактивность. Альфа, бета и гамма излучения. Радиоактивные превращения.

Закон радиоактивного распада. Изотопы.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Обобщающее повторение – 4 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconПримерная программа базовый уровень Оригинал расположен на www eduspb com Стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень)

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconПриказ № от 2012г. Рабочая программа по физике для 11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconПриказ № от 2012г. Рабочая программа по физике для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconПриказ № от 200 года Директор школы Федотова Л. Рабочая программа основного общего образования по физике Базовый уровень 11 класс

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconПрограмма «Физика 10 11» базовый уровень авт. С. А. Тихомирова стр из Курс С. А. Тихомировой, Б. М. Яворского. 10-11-й классы, по 70 (105*) ч/год: 2 (3*) ч/нед. •

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconПриказ № от 2011 г. Рабочая программа по физике по учебному курсу «Физика» 10 класс Базовый уровень
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального...

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconРабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconРабочая программа учебного курса физики 11 Вкласс, 11 Акласс базовый уровень

Рабочая программа по физике. 10-11 классы. Базовый уровень iconПриказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «Физика» 10 11 класс Базовый уровень



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск