Проблемы организации налогового учета на предприятии icon

Проблемы организации налогового учета на предприятии





Скачать 89.64 Kb.
НазваниеПроблемы организации налогового учета на предприятии
Дата конвертации22.03.2013
Размер89.64 Kb.
ТипДокументы
Проблемы организации налогового учета на предприятии

Требования, предъявляемые к организации налогового учета, существенно отличаются от требований, по которым строится финансовый учет. Таким образом, основной особенностью главы 25 части второй НК РФ, отличающей ее от других глав Налогового кодекса и иных законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения, является установление необходимости организации ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому. Основным участком налогового учета является налоговый учет расходов. От правильности формирования данных налогового учета расходов в конечном счете зависит правильность определения налоговой базы, и разногласия с налоговыми органами возникают, как правило, по поводу правомерности принятия отдельных видов расходов к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль. Следует отметить, что и до введения в действие главы 25 НК РФ у налоговых органов прослеживалось стремление подчинить бухгалтерский учет фискальным целям. Значительная часть изменений была направлена на уточнение порядка определения налогооблагаемой базы, в результате учетные показатели отличались от объектов налогообложения. Для целей налогообложения не имело практического значения, какой объем затрат предприятие включало в фактическую себестоимость. Принципиальное значение имела правильность определения «налоговой себестоимости», то есть себестоимости, которая является одной из составляющих при расчете налогооблагаемой прибыли. На практике это означало, что бухгалтерский учет себестоимости продукции на предприятии должен был выполнять две функции: с одной стороны – обеспечить получение достоверных данных о фактической себестоимости продукции (работ, услуг) с целью определения общего финансового результата деятельности предприятия, с другой – обеспечить учет расходов в целях налогообложения для правильного исчисления налога на прибыль.[4].

Это и привело к ситуации, когда для учета формирования такого комплексного показателя, как налогооблагаемая база, данных балансовых счетов и документальных регистров бухгалтерского учета стало недостаточно. Именно эта недостаточность, а в ряде случаев и противоречивость системы бухгалтерского учета и налогообложения, послужила базой для более широкого внедрения разнообразных форм и методов специального налогового учета, отличного по своей методологии от учета финансового.

Понятие налогового учета является сравнительно новым для отечественной системы законодательного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу па прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой — минимизировать обусловленные этим издержки [6].

В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль.[2].

В соответствии с НК РФ определена также цель налогового учета — формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;

применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;

основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных 25 главой НК РФ.

Одной из основных целей, стоящих перед должностными лицами, ответственными за организацию налогового учета, является точное определение категорий имущества, используемого при непосредственном производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, а также персонала, заработная плата которого подлежит включению в прямые расходы организации. Если при этом будет допущена ошибка, неминуем пересчет налоговой базы и задолженности перед бюджетом. Занижение базы может иметь место в том случае, когда расходы, которые должны относиться к прямым, будут включаться в состав косвенных и списываться на уменьшение налоговой базы вне зависимости от объемов реализации готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг и от объемов незавершенного производства.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном или налоговом периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства [5].

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль и является составляющей учетно-аналитической системы.

Целями налогового учета являются:

формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;

обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности оказывает непосредственное влияние на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, так как эти процессы включаются в расходы (доходы) организации.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет — при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет — этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Основным недостатком является то, что кодексом не предложена единая для всех налогоплательщиков система обобщения информации (аналогичная Плану счетов бухгалтерского учета). Хотя методы учета финансовой и управленческой информации уже сложились и вряд ли можно (и нужно) придумать что-то новое для целей налогового учета, однако, рационально определить состав налоговых счетов для обобщения информации и их взаимосвязь, разработать аналитические регистры - отнюдь не тривиальная задача.[6].

Сегодня проблемой постановки налогового учета озабочены многие специалисты. Качественно решить эту задачу на промышленном предприятии невозможно без знания технологических особенностей процесса выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также без учета организационной структуры организации. Причем это касается любого промышленного предприятия.

Кроме того, учетный процесс зависит от решения ряда специфических для производства вопросов. Например:

Что понимать под прямыми расходами конкретного производства?

Как учитывать передачу изделий (работ, услуг), передаваемых из одних подразделений в другие структуры основного или вспомогательного производств?

Учитывать ли незавершенное производство в каждом цехе или можно определять его в целом по предприятию?

Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем положения главы 25 НК РФ.[2] Ключевыми для понимания налогового учета в производстве являются следующие ее статьи:

  • 318-я «Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию»;

  • 319-я «Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных»;

  • 254-я «Материальные расходы».

В настоящее время отсутствуют методические рекомендации по налоговому учету, основанные на специфике отраслей промышленности. Поэтому у налогоплательщика остается единственная возможность решать проблемные вопросы налогообложения декларированием методов учета в учетной политике предприятия для целей налогообложения.

Учетная политика является реальным инструментом управления предприятием в части налогового планирования его деятельности и снижения налоговых обязательств. Значение роли учетной политики уже доказано: при налоговых проверках на нее ссылаются налогоплательщики, ее положения принимают судебные инстанции в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.

От того, насколько рационально будет организован налоговый учет и верно выбраны способы и методы учета, зависит финансовое положение организации.

Поскольку настоящая налоговая ситуация характеризуется массой противоречий и разночтений в практическом применении главы 25 НК РФ, перечислим способы и элементы учета, которые рекомендуется в условиях попроцессного метода производства освещать дополнительно при формировании учетной политики предприятия для целей налогообложения.

  1. Отношение структурных подразделений к основному или вспомогательному производству.

  2. Прямые расходы в части определения персонала и основных средств отдельных структурных подразделений, относящихся к производственным.

  3. НЗП: порядок распределения прямых расходов в случае, если при производстве продукции используется несколько видов сырья и выделить основной не представляется возможным.

  4. Методы оценки НЗП. Для определения доли НЗП в исходном сырье следует установить, что принимать в расчет в качестве исходного сырья.

  5. Формирование НЗП по работам (услугам). Предприятие должно самостоятельно определить критерий объема работ (услуг), в соответствии с которым производится оценка НЗП (например, в натуральных измерителях или в стоимостном выражении).

  6. Критерий и метод, используемый каждым подразделением, при распределении прямых расходов по продукции, работам (услугам), по направлениям их потребления.

  7. Создание амортизируемого имущества собственными силами для внутрипроизводственного потребления (или иных целей). Необходимо установить критерий и механизм определения косвенных расходов, относящихся к ОС (НМА).

  8. Производство продукции из давальческого сырья. Предприятие в учетной политике должно установить методы и способы выделения НЗП, относящегося к данному виду сделки, и определить порядок распределения расходов в части работ по выпуску продукции из давальческого сырья.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. №147-ФЗ;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000г. №117-ФЗ;

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» № 1/2008 утверждена приказом Минфина РФ от 6 октября 2008г. №106н;

4. Мясников, О.А. Сложные ситуации налогового учета прочих расходов./ О.А. Мясников. – «Налоговый вестник», - 2008. – с 345;

5. Уткина, А.В. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. / А.В. Уткина. – Система Гарант, 2008. – с 246;

6. Петров, А.В. Налоговый учет / А.В. Петров. – Бератор – Паблишинг, 2008. – с 306.



Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconМетодика организации управленческого учета на предприятии 16 Организация управленческого учета на предприятии 23

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconМетодика ведения бухгалтерского учета
По вопросам налогообложения и бухгалтерского учета тсж должно руководствоваться теми нормами налогового законодательства и положениями...

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconСтоимость полного варианта работы 1000 руб
Теоретические аспекты бухгалтерского и налогового учета предприятий малого

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconЗадача работы рассмотреть основные проблемы формирования культуры в организации, проблемы управления и поддержания этой культуры персоналом
Актуальность темы обусловлено определенными изменениями в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе связанные с развитием...

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconВусловиях реформирования бухгалтерского учета и изменения налогового законодательства большое значение приобретает для предприятий различных форм собственности

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconОбъект работы комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием правовой природы налогового правонарушения как вида юридической ответственности. Предмет исследования нормы налогового законодательства

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconОрганизация учета денежных средств на предприятии

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconТема организация бухгалтерского учета на предприятии 2

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconПоследовательность организации работы по охране труда на малом предприятии

Проблемы организации налогового учета на предприятии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «особенности организации бухгалтерсокго учета в торговле» по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Особенности организации бухгалтерского учета в торговле: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск