1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности icon

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности





Скачать 158.02 Kb.
Название1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности
Дата конвертации22.03.2013
Размер158.02 Kb.
ТипДокументы
1.9. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета,
аудита, оценочной деятельности



1.9.1. Оценка ситуации и основные итоги работы ТПП РФ


В сфере бухгалтерского учета. В настоящее время основными законодательными актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, являются, в том числе:

Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме того, различные аспекты бухучета регламентируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ):

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждены приказом Минфина России от 09.06.2001 года № 44н);

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 года № 26н);

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (утверждены приказом Минфина России от 16.10.2000 года № 91н) и другие.

Однако следует отметить, что действующая редакция Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым сегодня к бухгалтерскому учету и отчетности, и сложившейся мировой практике, не смотря на то, что с момента вступления в силу в него неоднократно вносились изменения.

Важные изменения, произошедшие в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации в последнее время, в значительной степени связаны с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Основным содержанием проводимых реформ в этой области является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Значительные изменения в этой области позволили приблизить практику российского учета и отчетности к международным требованиям. Вместе с тем в этом направлении необходимо решить целый ряд важных задач, которые, в частности, определены в «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (далее – Концепция), одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 года № 180.

Концепцией определена цель развития бухгалтерского учета и отчетности на период 2004 – 2010 гг. – создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. Основными направлениями работы в достижении поставленной цели являются:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В Концепции подчеркивается, что современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами.

Эксперты ТПП РФ на постоянной основе принимают участие в работе Национального фонда финансовой отчетности, в разработке и обсуждении новой редакции закона «О бухгалтерском учете».

В сфере оценочной деятельности. Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности за последние годы претерпело значительные изменения – осуществлен переход к саморегулированию отрасли с поэтапной отменой лицензирования данной сферы.

Так, Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закона «Об оценочной деятельности в РФ» введены обязательность членства оценщиков и специалистов-оценщиков в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, установлен ряд критериев для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, а также требования к осуществлению оценочной деятельности, порядок вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков, перечень оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации.

Законом также предусмотрена передача ряда функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за регулирование оценочной деятельности, саморегулируемым организациям оценщиков, в частности функций контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации.

В целях обеспечения общественных интересов и формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также их взаимодействия с государственными органами власти и потребителями оценочных услуг создан Национальный совет по оценочной деятельности. Также предусмотрено, что Федеральные стандарты оценки разрабатываются на основе международных стандартов оценки, что обусловлено процессами интеграции России в международное экономическое сообщество. ТПП России принимает активное участие в совершенствовании законодательства об оценочной деятельности.

Эксперты Палаты участвуют в заседаниях Общественной палаты РФ, Комитета ТПП РФ по оценочной деятельности и др. Разработан ряд законодательных инициатив, которые сейчас находятся на согласовании.

В сфере аудиторской деятельности. Основным законодательным актом является Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность может осуществляться также в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Следует отметить, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

ТПП России участвует в совершенствовании законодательства об аудиторской деятельности.


1.9.2. Основные проблемы и задачи, подлежащие решению


1. В сфере нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Важное место в системе развития бухгалтерского учета и отчетности отводится МСФО. В Концепции сформулированы необходимые условия применения МСФО в экономике Российской Федерации. Для этого необходимо создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основными элементами этой системы являются: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации существенное значение имеет их законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

По мнению ТПП России необходим новый закон о бухучете. Он не должен вступать в противоречие с нормами МСФО, которым рано или поздно должны будут соответствовать все российские компании. Необходимо создать такой механизм бухгалтерского учета, который был понятен всем и трактовался однозначно и теми, кто сдает отчетность, и государственными ведомствами, заинтересованными в ее представлении, и судебными структурами. На наш взгляд, следует законодательно закрепить разрешение вести отчетность по МСФО вместо отчетности по ПБУ. Это однозначно упростит ведение бухучета в организациях, которые уже перешли на МСФО, так и на тех, где такой переход только планируется.

В настоящее время ведется разработка новой редакции Закона о бухучете. Необходимо отметить, что соответствующий законопроект, разработанный Минфином России, вызвал негативную реакцию со стороны предпринимательского сообщества.

Например, проектом предлагается ввести ряд квалификационных требований для главных бухгалтеров, включая их обязательное членство в саморегулируемых организациях аудиторов. Это представляется избыточным.

В соответствии с законопроектом, проекты национальных стандартов готовятся органом или органами негосударственного регулирования, анализируются Комитетом по стандартам бухгалтерского учета при уполномоченном федеральном органе и утверждаются уполномоченным федеральным органом. Другие органы государственного регулирования разрабатывают и утверждают отраслевые стандарты. Предложенная система вряд ли может быть реализована на практике, поскольку не предусматривает четких функций органа негосударственного регулирования, не позволяет сделать однозначный вывод, о том, какими правами и обязанностями обладает указанный орган.

Кроме того, законопроект не освобождает малый бизнес от ведения бухгалтерского учета. При этом стоит отметить, что действующий Закон о бухгалтерском учете от ведения бухгалтерского учета освобождает организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Такие организации обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ и учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (пункт 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

В связи с принятием закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», более целесообразно освобождать от ведения бухгалтерского учета не только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, но и все остальные малые предприятия в соответствии с новым законом.

Также следует отметить проект федерального закона № 94327-4 «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Законопроект направлен на предоставление налогоплательщикам, которые не осуществляют наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, права применять упрощенную систему ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Проект закона поддерживается ТПП России.

Кроме того, при подготовке проекта новой редакции закона о бухгалтерском учете, на наш взгляд, необходимо уделить внимание одному из важнейших вопросов защиты прав и интересов пользователей финансовой отчетности – системе обеспечения исполнения стандартов. В настоящее время обычной практикой является неисполнение положений по бухгалтерскому учету, поскольку главным предметом проверок и санкций является соблюдение налогового законодательства Российской Федерации. Представляется, что необходимо осуществлять сближение норм законодательства Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете с целью устранения существующей двойственности применения.


2. В сфере нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности.

В настоящее время осуществляется постепенный переход от лицензирования аудиторской деятельности к ее саморегулированию. На это направлен проект федерального закона № 146680-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Проект предусматривает передачу саморегулируемым аудиторским объединениям функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих объединений, а также функций по ведению Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций, как потенциально избыточных функций регулирования в области аудиторской деятельности.

Согласно проекту закона государственное регулирование аудиторской деятельности, осуществляемое Правительством Российской Федерации в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти, заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности, анализе отчетов саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, ведении государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и контрольного экземпляра единого реестра аудиторов и аудиторских организаций и др.

Для повышения качества аудиторских услуг предусмотрено введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, что снимает дополнительные ограничения на занятие определенными видами деятельности.

Принятие и реализация данного законопроекта, по мнению ТПП России, обеспечат существенное снижение административного давления на аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения потенциально избыточных функций, осуществление общественного надзора за развитием профессии. Предлагаемые меры позволят значительно укрепить аудиторскую профессию, обеспечат развитие саморегулирования, повышение качества услуг на аудиторском рынке.

Кроме того, реализация предусмотренных законопроектом мер значительно приблизит нормы законодательства Российской Федерации в области аудиторской деятельности к международным нормам. Все это станет важным фактором укрепления атмосферы доверия на российском рынке, а, следовательно, будет способствовать его стабильности и дальнейшему развитию.


3. В сфере нормативно-правового регулирования оценочной деятельности.

1. Распространение статуса СРО на организации, объединяющие специалистов-оценщиков. Создание и функционирование СРО, объединяющих специалистов-оценщиков, ведет, по нашему мнению, к целому ряду крайне негативных последствий.

Во-первых. Неизбежно создает опасную правовую неопределенность в области оценочной деятельности, поскольку к СРО, объединяющим соответственно юридических и физических лиц, невозможно применять единообразные требования к членству, механизмам обеспечения ответственности членов и другим основополагающим функциям СРО. В свою очередь, различие требований, предъявляемых к членам СРО, неизбежно создает «конфликт интересов» оценщиков и специалистов-оценщиков. Специалист-оценщик (сотрудник юридического лица) должен будет, с одной стороны, выполнять распоряжения своего работодателя – юридического лица, сделанные в соответствии со стандартами СРО, членом которой является данное юридическое лицо, с другой стороны, он должен будет выполнять совершенно другие по своей правовой природе, стандарты СРО, членом которой является он сам, как физическое лицо.

Таким образом, распространение статуса саморегулируемых организаций на организации, объединяющие специалистов-оценщиков, неизбежно ведет к искусственному разрыву предмета регулирования оценочной деятельности, непреодолимому конфликту интересов между оценщиками и специалистами – оценщиками.

Во-вторых. При проведении проверки физических лиц со стороны своих СРО возникает противозаконная ситуация с предоставлением документов. Отчеты об оценке, в создании которых принимает участие специалист, являются собственностью оценочной организации и заверяются её печатью. Поэтому передача документов, которые затребует для проверки СРО, объединяющей специалистов - оценщиков, является противозаконной.

В третьих. Необходимо особо подчеркнуть, что в рамках СРО, которые объединяют оценочные организации, сегодня сформированы и успешно функционируют развитые системы, предусматривающие контроль за подготовкой и качеством работы их сотрудников (специалистов-оценщиков): добровольная сертификация качества услуг по оценке, аттестация персонала, регулярное повышение квалификации.

Специалистам-оценщикам присваиваются соответствующие профессиональные категории. Ряд СРО, объединяющих оценочные компании, уже осуществляет сертификацию специалистов-оценщиков по международным стандартам качества ISO 17024, разрабатываются и внедряются другие системы. Активно работают экспертные и научно-методические советы СРО. Экспертные советы СРО успешно оказывают помощь в обеспечении контроля качества работ по оценке таким крупнейшим организациям, как РАО «ЕЭС», РАО «Газпром» и др.

Таким образом, очевидно, что функции саморегулирования оценочной деятельности выполняют саморегулируемые организации, объединяющие юридических лиц. Только они способны обеспечить целостный (как в отношении компаний, так и в отношении их работников), и потому, эффективный подход к саморегулированию оценочной деятельности.

2. Изменение порядка формирования Национального совета по оценочной деятельности.

Национальный совет по оценочной деятельности является важнейшим органом, который должен с началом саморегулирования стать координирующим центром между саморегулируемыми организациями, органами государственной власти и потребителями услуг по оценке.

Однако подход к формированию и функционированию Совета представляется нам принципиально неверным. Формирование Национального совета в виде союза и ассоциации, основанной на добровольном членстве СРО, делает невозможным включение в состав Национального совета представителей от органов законодательной и исполнительной власти (как предполагается в законопроекте, не более одной трети от его состава).

Кроме того, указанные лица могут и должны быть включены в состав Национального совета, но только в том случае, если он функционирует не как союз или ассоциация, а как орган, созданный и функционирующий без образования юридического лица, как орган партнерства бизнеса и государства, состоящий из представителей СРО, должностных лиц соответствующих государственных органов, представителей потребителей услуг, образовательных организаций и т.д.

Порядок формирования Совета на учредительном съезде создает ситуацию, при которой Национальный совет может быть вообще не создан. Закон не устанавливает количественного состава СРО, которые должны избирать своих представителей на такой съезд, чтобы такой съезд состоялся. На практике, созыв такого органа как съезд организаций, требует наличия развитой, многообразной, эффективно функционирующей системы СРО, состоящей как минимум из десяти таких СРО. В современной же действительности такой системы не существует, и вряд ли она будет быстро создана после введения проекта в действие.

Поэтому, учитывая крайне важную роль Совета для дальнейшего развития оценочной деятельности, представляется принципиально важным коренное изменение подхода к его формированию и использование следующих принципов:

Совет должен формироваться без образования юридического лица с общественным статусом, в качестве консультативного совета при органе исполнительной власти, ответственном за осуществление государственной политики в области регулирования оценочной деятельности;

необходимо обеспечить обязательное участие в работе Совета всех СРО, вошедших в государственный реестр саморегулируемых организаций, а также представителей государственных органов власти, причем не только исполнительной, но также законодательной и судебной;

на Совет необходимо возложить только те функции, которые не дублируют функции СРО.

Выполнение этих принципов даст возможность сделать Совет эффективным и не нарушающим интересы СРО коллективным органом их взаимодействия и координации.


1.9.3. Предложения по совершенствованию законодательства


В сфере оценочной деятельности. В июне 2007 года при участии ТПП России в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Законопроект подготовлен в целях совершенствования оценочной деятельности, осуществляемой на началах саморегулирования.

Указанный законопроект в качестве субъектов оценочной деятельности определяет юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей). Законопроект также определяет ответственность, которую должны нести оценщики в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг по оценке и в связи с недостатками оказанных услуг. Такую ответственность, согласно законопроекту, оценщики несут в соответствии с гражданским законодательством.

В целях повышения гарантий ответственности перед потребителями услуг по оценке законопроект устанавливает необходимость страхования ответственности оценщиков вследствие причинения убытков заказчикам услуг по оценке, а не только вследствие причинения им реального ущерба.

В этих же целях законопроект увеличивает размер страховой суммы, на которую оценщик обязан застраховать свою ответственность, и размер обязательного взноса оценщика в компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков. Необходимо, по мнению ТПП РФ, форсировать рассмотрение данного законопроекта.

Кроме того, в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации» (в части установления кадастровой оценки). ТПП считает, что законопроект требует существенной доработки.

В сфере бухгалтерского учета. Необходимо ускорить принятие нового федерального закона с учетом мнения предпринимательского сообщества. В частности, нужно освободить от ведения бухгалтерского учета не только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, но и все остальные малые предприятия в соответствии с ФЗ № 209. Также следует исключить ряд требований к главным бухгалтерам, включая их обязательное членство в саморегулируемых организациях аудиторов.

В сфере аудиторской деятельности. Следует принять с учетом предложений бизнес-сообщества в период весенней сессии 2008 года проект федерального закона № 146680-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Список проектов нормативных правовых актов,
подлежащих разработке и принятию:





Наименование законопроекта

Состояние

1.

Проект федерального закона № 146680-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (о переходе к новой системе регулирования аудиторской деятельности)

принят в первом чтении 18.05.2005 года

готовится к рассмотрению во втором чтении

2.

Проект федерального закона № 55792-4 «О консолидированной финансовой отчетности»

принят во втором чтении 17.12.2004 года
готовится к рассмотрению в третьем чтении

3.

Проект федерального закона «О бухгалтерском учете» (новая редакция)

Разработан Минфином, проходит согласования

4.

Проект федерального закона № 94327-4 «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

(об освобождении налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности от обязанности ведения бухгалтерского учета)

04.10.2004 года внесен в Государственную Думу Законодательным Собранием Пермской области
готовится к рассмотрению в первом чтении

5.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения субъектов оценочной деятельности, повышения ответственности в данной сфере)

Разработан при участии ТПП России, внесен в Государственную Думу 4.06.2007 года



Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconЛекция Нормативно-правовое регулирование, предмет и методологическая основа бухгалтерского учета

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconХозяйственный учет в системе управления. Общая характеристика бухгалтерского учета. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. Принципы бухучета

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconЗадачи и функции бухгалтерского учета. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconПрограмма по дисциплине Бухгалтерский учет и основы аудита для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности «Мировая экономика» Факультета экономистов-международников
«Бухгалтерский учет и основы аудита» для студентов является изучение теоретических основ и базисных принципов бухгалтерского учета,...

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconЗадачи бухгалтерского учета 11. государственное регулирование бухгалтерского учета

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconЗадачи курса: Изучение теоретических аспектов организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности Закрепление полученных теоретических знаний путем решения практических заданий
Особенности бухгалтерского учета внещнеэкономической деятельности: Учебно-методический комплекс. Тюмень, Тюменский государственный...

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconУчебник написан в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 7 мая 2003 г.
Раскрыты основополагающие принципы и сущность бухгалтерского учета, базовые понятия и термины. Даны характеристики предмета и метода...

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconЗаконодательное регулирование бух. Учета. Принципы учета. Организация бух. Учета и учетная политика Принципы бухгалтерского учета

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconГармонизация бухгалтерского учета и системы национальных счетов
Диссертация выполнена на кафедре учета, анализа, аудита экономического факультета Московского Государственного Университета им. М....

1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности iconСчетов бухгалтерского учета 24 Заключение 31
Счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. 33



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск