ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII в.в.). План Гносеология. Проблема метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, сенсуализм Дж. Локка. Онтология. Учения о бытии: дуализм Р. Декарта, монизм Б.Спинозы, плюрализм Г. Лейбница. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Идеалы человека и общества в философии ХVП-ХVШ вв.: Т. Гоббс, Дж-Локк, Ж.-Ж.Руссо.
1. Гносеология. Проблема метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р.Декарта, сенсуализм Дж-Локка. Основные процессы в культуре: Развитие новых экономических отношений – капитализма. Интенсивное развитие науки Формирование новых принципов научного мышления. Научная революция. Секуляризация, развитие антропоцентризма.
Основная проблема философии – проблема метода познания окружающего мира. Основные направления в гносеологии: Эмпиризм
Источник истинного знания – опыт (ощущения, восприятия, представления) Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др. Рационализм
Источник истинного знания - разум (врожденные идеи, интуиция) Р. Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц и др.
СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА ЗАПАДНОЙ НАУКИ Познающее «я» ставит себя вне мира, выделяет себя. Подчеркивается самоценность субъекта, его активная, познавательно-деятельная позиция. Мир превращается в объект, подлежащий познанию и практическому преобразованию. Эмпиризм Ф. Бэкона Ф. Бэкон – родоначальник материализма и эмпиризма Нового времени.
Идейные позиции Ф. Бэкона: Основная задача философии – конструирование нового метода познания. Цель науки – принесение пользы человечеству. Главное в знании – его достоверность и соответствие практическим потребностям общества («Знание – сила»).
Труды Ф. Бэкона: «О достоинстве и приумножении наук» «Новый Органон», «О принципах и началах».
Социально-гносеологическая предпосылка развития научного знания – изменение отношения к проблеме истины Достоверность истины не определяется ее объектом, а имеет объективный, абсолютный статус.
Соответственно, критерии знания: Истинность (опыты «светоносные») Практичность (опыты «плодоносные»). Новая классификация наук («Новый органон») В основу положены главные способности человеческой души: 1) память (история) 2) воображение, фантазия (поэзия), 3) разум (философия и науки).
3 основных предмета философии – бог, природа и человек
Философия сужается до натуральной, естественной философии.
Сущность философии 1. Философия – «наука наук», «первая философия» (аристотелевская традиция) 2. Наука о познании действительных причин природных процессов (главная задача философии).
Философия разделяется на: 1-й аспект теоретическую (призвана выявить причины природных явлений) практическую (использует открытия, создавая и то, чего непосредственно нет в природе, в интересах человека.
2-й аспект (связан с учением о причинности): физику (изучение причин, доступных в опыте – ближайшие причины) метафизику (изучение причин, недоступных опыту – формальные причины) Учение Бэкона о причинности Выделяет 2 категории причин: материальные и действующие (ближайшие: выявляются в опытном исследовании) формальные и целевые (более глубокое понимание природы – познание форм и целей).
Видоизменение понятия «метафизика»: Ф. Бэкон Произвел конкретизацию метафизики («общая мать всех наук»), тесно связав ее с физикой и подчинив делу реального познания природы.
Н овая задача философии — открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой.
Огромное значение приобретает гносеология.
Гносеология Ф. Бэкона
Основной вопрос – вопрос о методе («Новый органон»)
Учение о методе имеет 2 части: 1. Разрушительная (учение об идолах, или призраках, познания)
2. Обоснование опытно-индуктивного метода.
Учение об идолах    

Идолы (призраки) рода (idola tribus). Они присущи самой природе человека, как его разуму, так и чувствам. Чувства либо отказывают нам в своей помощи, либо просто обманывают нас. Ум имеет свои изъяны, ибо «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде» Идолы (призраки) пещеры (idola specus) – это индивидуальные особенности человеческой физиологии и тем более психики, определяемые характером данного человека, его воспитанием и другими особенностями его судьбы. Идолы (призраки) площади (idola fori) – порождаются речевым общением людей, в процессе которого они воображают, что «их разум повелевает словами». Идолы (призраки) театра (idola the-atri) — порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины и системы («философский театр»).
Критика силлогизма (дедукции) – переход к обоснованию собственного метода
Общие понятия, лежащие в основе дедукции, в конечном итоге представляют собой результат опытного знания, но знания слишком поспешного, неметодического .
       

Суть опытно-индуктивного метода Бэкона состоит в постепенности образования новых понятий. Стержень метода – постепенное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте
Путь муравья (грубые эмпририки) - бездумное собирание всех эмпирических фактов Путь паука (умозрительные догматики) - плетение паутины знаний из имеющихся положений (схоластика). Путь пчелы – собственно метод Бэкона – тщательный анализ фактов и их переработка.
Теория индукции
Сущность индукции, по Бэкону, состоит в непрерывном и постепенном обобщении — от частных фактов к положениям более общим, прежде всего, к так называемым средним аксиомам.
У Бэкона индукция приобретает первостепенное значение и становится главным средством научного познания природы.
Индукция Истинная (Предполагает анализ фактов, в том числе противоречащих) 
Полная (возможная для ограниченного числа явлений) Неполная (имеет вероятностный характер)

Ф.Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени. Он подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный опыт. практика человека. «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах»
Рационализм Р. Декарта(1596-1650 гг.). Труды Декарта: «Размышления о первой философии», «Рассуждение о методе» Р. Декарт – родоначальник европейского рационализма
Основным источником достоверных знаний о мире рационализм считает не данные органов чувств, а активную деятельность мышления.
Декарт: опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Разрабатывает «рационально-дедуктивный метод». Дедукция:  

 Четыре правила Декарта:
Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы. Выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность. Составлять полные, без всяких пропусков, перечни этих элементов.
Методическое сомнение – исходный пункт. Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно
Сомневаюсь – следовательно, мыслю. Мыслю – следовательно, существую. Cogito ergo sum.
Основное несомненное утверждение, по Декарту, - о самом существовании познающего мышления.
Концепция врожденных идей разума В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Как доказать, что все это не только идеи разума не самообман, но и существующее на самом деле? Среди идей нашего мышления находится идея Бora, которая не может быть получена опытным путем. Следовательно, эта идея вложена в нас извне, а ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас.
Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму.


Декарт с целью оправдания учения о разуме как главном и единственном источнике знаний вынужден был признать, что нематериальная, т.е. духовная субстанция имеет в себе изначально врожденные идеи – такие, как: идея Бога, идея духовной субстанции, идея материальной субстанции, идеи чисел и фигур, различных геометрических аксиом и тд. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действительности интеллектуальной интуиции, которая присуща нашему уму и позволяет напрямую постигает истину.
Достоверность исходных аксиом в дедуктивном рассуждении Декарта «гарантируется» врожденностью идей и обнаруживается разумом интуитивно
Сенсуализм Дж. Локка Джон Локк - материалист, эмпирик (сенсуалист).
О пыт – основной источник ощущений
   


Локк – теоретик сенсуализма (от лат. Sensus – восприятие, чувство, ощущение) — учения, согласно которому человеческий разум возникает и осуществляет все виды своих действий на основе ощущений (чувств).
Основные идеи учения Локка: Душа человека (разум) при рождении – «чистая доска» («Tabula rasa») Исходным элементом знаний и их фундаментом являются простые идеи, или элементарные образы вещей. Эти идеи не адекватны своим прообразам (они идеальны). Разум соединяет различные идеи и формирует из простых идей - сложные, в которых представлены общие признаки вещей. Наиболее сложные идеи – такие, как идея субстанции, состояния, отношения, пространства и времени. Их наиболее трудно соотнести с реальными вещами и выразить в языке.
Ф. Бэкон и Р. Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии ХУЛ века: эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
2. УЧЕНИЯ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ). Объективный идеализм, дуализм Рене Декарта
Дуализм – признание материального и духовного в качестве равноправных начал (субстанций) мира. Субстанция, по Декарту, - всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя.
Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных, независимых субстанций – духовной и материальной.
Основные тезисы онтологии Декарта: 1. Весь сотворенный мир разделен на два рода субстанций: духовные и материальные. 2. Главный признак духовной субстанции – ее неделимость, а материальной – делимость до бесконечности. 3. Основной атрибут (коренное свойство) духовной субстанции – мышление, а материальной - протяженность. Остальные атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. 4. В человеке находятся две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. (В этом четко проявляется дуализм Декарта).
Монизм Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677 гг.) Спиноза - последователь Декарта в теории познания – рационалист. В области онтологии – монист, материалист, пантеист. Субстанция – исходное понятие в учении Спинозы.
Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя ее Богом и Природой одновременно. Тем самым, в отличие от Декарта, он становится на точку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира.
Декарт Спиноза   Бог  
Учение Спинозы – пантеизм: природа есть причина и следствие, сущность и существование; она вечна и бесконечна. Основные тезисы: В качестве субстанции выступает природа, которая обладает «абсолютно бесконечной способностью существования» и не нуждается в посторонних причинах своего бытия. Природа, или субстанция, существует необходимо, она есть причина самой себя. Вечное бытие природы вытекает из ее сущности Снимается вопрос о творении природы и о Боге как ее творце. Природа - вечна во времени и бесконечна в пространстве. Бог имманентен природе, неотделим от нее. Представляет собой безличную абсолютную необходимость. Природа как субстанция проявляет себя в атрибутах – вечных, коренных, неотъемлемых свойствах. Субстанция - бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Человек из этого множества атрибутов познает только два: протяженность и мышление. Каждый из атрибутов предстает пред нами как множество единичных вещей (модусов), в которых мы открываем проявление отдельного атрибута, образующего их сущность. Субстанция по мнению Спинозы, немыслима вне своих атрибутов, протяженность и мышление составляют неизменные формы бытия субстанции, неотделимы от нее и являются появлением ее сущности. Человек, имея тело и душу, познается и в плане протяженности, и в плане мышления. Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душ, и наоборот. Кроме субстанций и атрибутов существуют модусы – вся совокупность отдельных конечных вещей. Модусов существует бесконечное множество, и в своем существовании они нуждаются в другом, обусловлены причиной другого. Существует 3 рода познания: эмпирическое (чувственное), рациональное (рассудочное, научное), интуитивное (видение вещей исходящими от Бога). Интеллектуальная интуиция - это наиболее адекватное и истинное познание. Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога. Человеческая душа обладает адекватным знанием вечной и бесконечной сущности Бога (познавая вещи, мы познаем Бога). Суть спинозизма – чувствовать и видеть все в Боге.
Этика Спинозы Спиноза разработал свое учение прежде всего с целью решения экзистенциальной проблемы. В конце второй части «Этики» он резюмирует моральный аспект своих теорий: «Наконец, остается показать, насколько это учение полезно для жизни».
Исходная мысль – о единстве и соответствии наших чувств, поступков высшей божественной логике.
По своему образу жизни человек не составляет исключения из общего порядка Природы, а подтверждает его. Человеческие страсти обязаны своим происхождением отнюдь не слабостям и недостаткам индивида, а обусловлены его природой. Поэтому задача — не порицать, а объяснять и понимать. Страсти берут начало из влечения (сопatus). Сопаtus в умственной сфере называется волей, в телесной — влечением (арреtitus). Положительный модус его мы называем удовольствием или радостью (1аеtitа): отрицательный — неудовольствием или печалью (tristita). Из этих двух главных страстей возникают все остальные. В природе, по мнению Спинозы, нет совершенства и несовершенства, «добра» и «зла», так же как не существует целей, поскольку все происходит под знаком самой строгой необходимости. Все именно таково, каким и должно быть. Этические понятия лишены онтологической сущности. Добра и зла нет в вещах самих по себе; они тоже являются «модусами мышления», сформировавшимися у человека, когда он сравнивал вещи друг с другом и соотносил это с собой. Следовательно, «добродетель» становится не чем иным, как достижением пользы, а «порок» — вредного.
Интеллектуализм Спинозы в этике: «Как только мы сформируем ясную и отчетливую идею», страсть перестает быть страстью. «Поясни свои мысли — и ты перестанешь быть рабом страстей». Истинная сила, освобождающая и возвышающая человека, — разум и познание.
Познание – освобождение от страстей и основа добродетели
Плюрализм Г. Лейбница (1646-1717). Основные философские сочинения Лейбница: «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710)» «Монадология» (1714).
Лейбниц – завершитель философии XVII в. и предшественник немецкой классической философии.
Готфрид-Вильгельм Лейбниц — объективный идеалист, плюралист, рационалист.
Лейбниц ввел множественность и многообразие в саму субстанцию. Он расчленил последнюю на бесконечное количество отдельных субстанциальных начал, которые назвал монадами (греч. – единица, единое).
Монадология Лейбница возникла на базе критического анализа картезианства как его преодоление.
Тезисы монадологии (монадологической метафизики) Лейбница: Монада – простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых состоит мир. Монада сама по себе представляет собой вселенную. Лейбниц: всякая субстанция – как целый мир, как живое зеркало Бога или всей вселенной» («Рассуждение о метафизике»). Монады абсолютно просты, лишены частей. В отличие от геометрических точек, мыслимых пространственно, они суть метафизические, непространственные точки. Пространство – феномен (способ проявления реальности), образованный из монад. Монады не воспринимаются органами чувств человека. Каждая монада имеет индивидуальные свойства и не повторяет другую. Тождество и различие неразличимых. Разнообразие перспектив при сущностном единстве. Каждая монада обладает внутренней активной силой, что обусловливает их самодвижение и развитие. Монады – центры деятельной силы. Из сочетаний монад образуются предметы природы - физические, биологические и иные. Все монады сотворены Богом. «Они возникают из беспрерывных эманаций Божества». Единожды сотворенные, монады вечны Верховной монадой является Бог как нечто абсолютно совершенное и деятельное. Итак, монады – первичные духовные субстанции – представляют собой метафизический пласт бытия. Из них рождается весь вещный мир.
Переход от монад к вещам и телесности (к физическому миру) – важная проблема. Вопросы, стоявшие перед Лейбницем: Каким образом зарождается материя из нематериальных монад, как образуется телесность монады, которая сама по себе не является телом? Как из простой монады образуются животные организмы? Как и почему, учитывая принцип непрерывности (природа не делает скачков), разнятся души? Ответы: Телесность и протяженность вещей – результат сгущенности, «агрегации» сущности монад. Всякая телесная субстанция не является простым скоплением монад, а агрегатом, унифицированным одной высшей монадой как доминирующей энтелехией. У животных доминирующая энетелехия – душа (жизненное начало). У человека – духовное начало, умственные способности. Всякая материя полна духовных или, по меньшей мере, живых субстанций. (Гилозоизм Лейбница). Всякое рождение и распад – видоизменения от меньшего к большему и наоборот. Монады неравноценны: есть высшие и низшие монады. Низшие обладают только восприятием, высшие – апперцепцией (собственно сознанием). Низшие представляют скорее мир, чем Бога, высшие – скорее Бога, чем мир.
Не только душа, но и жизнь в целом неразрушима
Идея предустановленной гармонии
Исходный тезис: каждая монада – замкнутый в себе мир, невосприимчивый к внешним влияниям. Монады не влияют друг на друга. (Усложнение картезианской проблемы дуализма).
Между тем, тела и вещи взаимодействуют, а также тело и душа.
Взаимодействие монад возможно в 3-х случаях (принцип 2-х маятников): Их взаимной согласованности (отвергается). Внешней по отношению к ним силой (влияние Бога) – невозможно в силу деистической позиции Лейбница. Совершенства каждой из монад – «присутствие всего во всем». Меньшее содержит в себе большее, настоящее скрывает в себе будущее.
Предустановленная гармония гарантирует идеальное соответствие разных монад друг другу. Основание согласованности каждой со всеми остальными – собственная природа монад. Связующая нить субстанций – Бог. Совершенство мира предустановленно изначально.
Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма
Английский философ Джордж Беркли (1685-1753). Сочинения: «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом» «Цепь философских рефлексий и исследований»
Дж. Беркли открыл первую страницу субъективного идеализма в философии Нового времени.
Основной тезис: Познание имеет дело не с объектами, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью ощущений.
Физический мир или материя не существуют. Все, что мы обычно называем физическими объектами, в действительности является совокупностью представлений души о них. «Существовать — значит быть воспринимаемым» Впечатления нашего опыта и являются для нас объектами, а эти впечатления суть восприятия и ощущения мыслящего существа.
Позиция Беркли — это солипсизм, согласно которому существуют только «я» и мои ощущения.
Солипсизм Беркли не увязывался с его религиозными убеждениями. Избегая чистого солипсизма, Беркли заявляет о том, что окружающий нас мир существует как сумма «идей», но в уме не отдельного человека, а в уме Бога. Бог, как подлинный Субъект вечного существования, «вкладывает» в сознание людей, как отдельных субъектов, содержание их ощущений.
Таким образом, субъективный идеализм Беркли имеет тенденцию трансформироваться в объективный идеализм, где восприятие отдельного субъекта обеспечивается подлинным Субъектом — Богом.
Дэвид Юм (1711-1776). Сочинения: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах морали», «Диалоги о естественной религии».
Вопрос об источнике знаний Юм решает с позиции сенсуализма: познавательный опыт складывается из «восприятий», (также, как Локк и Беркли)
Отличия: Локк (материализм): опыт является результатом воздействия независимых внешних объектов на наши органы чувств. Беркли (субъективный идеализм): идеи-ощущения и есть сама реальность. Юм (субъективный идеализм): проблематизирует характер внешних объектов, действующих на наши чувства.
«Каким доводом можно доказать, что восприятия в нашем уме должны быть вызываемы внешними предметами... а не проистекают либо от энергии самого ума, либо от какой-нибудь другой причины» (Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. М., 1966. Т. 2. С. 156).
Д. Юм – представитель субъективного идеализма, скептицизма, агностицизма
Вопрос о реальности мира и адекватности познания мира Юм считал принципиально нерешаемым:
Мы не знаем ничего, кроме того, что воспринимаем. Наш мир — это совокупность наших ощущений, а что за их пределами — неизвестно.
Это позиция скептицизма.
Агностицизм Юма: Юм не отрицал наличие внешнего мира, а утверждал, что мир не дан уму. Ум имеет дело с восприятиями, представлениями и не может проникнуть за их сферу. Ум обречен быть заложником наших ощущений.
Мы не можем доказать существование мира, но можем верить в его существование. Вера (уверенность) порождается привычкой, многократным повторением. Но даже многократное повторение еще не гарант воспринимаемой реальности. Сведя опыт к психическим переживаниям, Юм заложил основания феноменализма, согласно которому наука должна ограничиваться описанием явлений и не проникать в их сущность.
3. ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ XVII-XVIII вв. Т. ГОББС, Дж. ЛОКК, Ж.-Ж.РУССО
Эпоха Просвещения: формирование социальной философии. Ее стержень - учение о «естественных правах» человека (Гуго Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк и др.).
2 основные теории человека и общества: 1. Теория «естественного права» (Дж. Локк, Б. Спиноза, Т. Гоббс) 2.Теория «общественного договора» (Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье)
Основная мысль: о необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.
Естественное состояние – догосударственное: если из человеческих отношений вычленить все, что внесено в них государством.
Гражданское состояние, т.е. жизнь в обществе – предполагает отказ человека от части своих прав в пользу государства. Основой общественной жизни и государства является «общественный договор». В свою очередь, государство несет определенные обязательства перед гражданами, оно призвано создать благоприятные условия жизни для каждого из граждан.
Различия в трактовках Гоббса и Локка По мысли Гоббса: В естественном состоянии право совпадало с силой, а жизнь людей являла собой “войну всех против всех”. «Человек человеку волк». Государство – сильная власть, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу («Левиафан»).
По мысли Локка: “Естественное состояние” – это, прежде всего, состояние честной конкуренции, где действует “естественный закон” – требование равнопартнерства: природа предписывает человеку принимать другого в качестве свободного и независимого субъекта. Каждому человеку прирождены права, которые люди признают друг за другом в “естественном состоянии” и которые должны быть гарантированы государством в гражданском обществе. Государство призвано охранять прирожденные права человека: право на жизнь; право на свободу; право на собственность.
Дж. Локк считается основоположником европейского либерализма.
Концепция Ж-Ж. Руссо 1. Проанализировал источники социального неравенства в обществе. (частная собственность) 2. Обосновал появление государства как инструмента силы в руках богатых слоев. 3. С появлением государства развитие общества стало еще более противоречивым и конфликтным, воедино переплелись экономическое и политическое неравенство. 4. Требуется достижение «гражданского» состояния, основанного на добровольном соглашении (договоре) людей и правовой организации общества. 5. Основа гражданского состояния – господство права каждого индивида на частную собственность. 6. Государство – инструмент защиты этого права. 7. Допускается усовершенствование государства революционным путем.
Ж.-Ж. Руссо является одним из идеологов буржуазной революции во Франции |