Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 icon

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011





НазваниеСамоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011
страница1/5
А.Н.Гильманова
Дата конвертации15.03.2013
Размер1.58 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5
УДК 070


Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

методической комиссии факультета журналистики и социологии Протокол № 4 от 10 марта 2011 г.

заседания кафедры теории и практики электронных

средств массовой информации

Протокол №8 от 15 февраля 2011 года


Автор-составитель

канд. филол. наук, ассистент А.Н.Гильманова


Научный редактор

доктор пед. наук, проф. Е.С.Дорощук


Рецензент

канд. ист. наук, Р.В.Даутова


Самоменеджмент и журналистика: Учебно-методическое пособие / А.Н.Гильманова. – Казань: Казанский университет, 2011. – 124 с.

Учебно-методическое пособие составлено для обучения практическим навыкам, которые необходимы каждому журналисту для успешной работы: искусство и наука самоуправления, методы и приемы управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техника и приемы убеждения, методы и навыки повышения и сохранения своей работоспособности. В учебно-методическом пособии содержатся лекционные материалы по курсу «Самоменеджмент и журналистика» программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине.

© Казанский университет, 2011

УДК 070


Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

методической комиссии факультета журналистики и социологии Протокол № 4 от 10 марта 2011 г.

заседания кафедры теории и практики электронных

средств массовой информации

Протокол №8 от 15 февраля 2011 года

Научный редактор

доктор пед. наук, проф. Е.С.Дорощук

Рецензенты:

Канд. филол. наук, доц. кафедры теории и практики ЭСМИ Т.А.Спирчагова

Канд. ист. наук, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Академии наук РТ

Р.В.Даутова

Гильманова А.Н.

Самоменеджмент и журналистика: Учебное пособие / А.Н.Гильманова – Казань: Казанский университет, 2011. – 124 с.

Учебно-методическое пособие составлено для обучения практическим навыкам, которые необходимы каждому журналисту для успешной работы: искусство и наука самоуправления, методы и приемы управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техника и приемы убеждения, методы и навыки повышения и сохранения своей работоспособности. В учебно-методическом пособии содержатся лекционные материалы по курсу «Самоменеджмент и журналистика» программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине.

© Казанский университет, 2011

© Гильманова А.Н., 2011

Оглавление

Оглавление 3

Глава I Построение личной карьеры 4

1.1. Здоровье и карьера 4

1.2. Определение жизненных целей 9

1.3. Основные составляющие для создания успешной карьеры 14

Глава II Технологии деловых коммуникаций 30

2.1. Как подчинить себе время 30

2.2. Техника деловых контактов 37

2.3. Приемы убеждения в деловом общении 54

Глава III Создание собственного делового образа 60

3.1. Концепции лидерства 60

3.2. Имидж делового человека 73

3.3. Управление конфликтами 88

Программа курса 107

Контрольные вопросы к зачету 110

Список использованной литературы 111

Глоссарий 114

Приложения 117

Глава I "Построение личной карьеры"


Тема 1. Здоровье и карьера

Без здоровья в современном мире приходиться очень туго. От здоровья напрямую зависят эффективность, мотивация и работоспособность. Есть базисные вещи, которые позволят поддерживать отличное состояние духа и тела и выдавать качественные результаты в своей деятельности не важно, каким делом ты занимаешься.

В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической же работоспособности. А если говорить конкретно, то здоровый образ жизни включает в себя:

* оптимальный двигательный режим;

* крепкую семью, успешную работу;

* хорошую гигиену;

* правильное питание;

* отказ от любых вредных привычек;

* правильное сексуальное поведение;

* закаливание.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Здоровье человека более, чем на 50% определяется его образом жизни.

С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми, но в подавляющем большинстве люди поступают как раз наоборот: вольно или не вольно, бездумно растрачивают свое здоровье, считая, что оно неисчерпаемо. В молодости избыток сил не редко компенсирует заботу о здоровье; кажется, что вся жизнь еще впереди и организм вынесет любые нагрузки. Цену здоровью узнают после того, когда оно потеряно. Также существует тысячи способов уничтожить здоровье и тысячи болезней, чтобы его испортить. Не стремитесь лечением подменить заботу о собственном здоровье, лучше ежедневно воспитывайте в себе правильные и полезные привычки, что поможет сохранить здоровье на долгие годы.

Здоровый сон, сбалансированное питание, физическая активность и снятие напряжения эффективно воздействуют на восстановительные процессы в организме. Улучшают работоспособность и приводят к повышению качества жизни.

В жизни каждого человека есть слабости, которые приходится преодолевать. Разрушение всего отрицательного – это не отказ от себя, а преодоление дурного в себе, освобождение в своем внутреннем мире места для интенсивного развития положительных качеств. Жизнь идет, и человек должен видеть, что в его духовном багаже устарело, мешает идти вперед, от чего надо отказаться. Есть пороки, которые наказываются потерей здоровья. Например, некоторые люди компенсируют дефицит положительных эмоций за счет еды, как правило, у них нарушен баланс положительных и отрицательных эмоций, ощущений. Пища порой компенсирует потребность в самоутверждении, в признании, удовольствии. Пристрастие к обильной пище дорого обходится: среди полных нет долгожителей, у них часто выходят из строя сердце, печень, желудок.

Другой порок – курение. Начинают курить от тоски, от желания похудеть, подражать кому-то, походить на взрослых. Причин много, а исход обычно один – астма, язва желудка, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы. Экономисты подсчитали, что за 20 лет расходы на курение даже самых дешевых сигарет равны стоимости хорошего автомобиля. Вот так, вместе с сигаретой в дым превращается наша жизненная мечта.

Аналогичны причины алкоголизма. Но при этом еще в большей мере выходит из строя нервная система, теряются контрольные функции психики, она разрушается.

Как же преодолеть подобные пороки?

Первое и главное - просвещайтесь, читайте книги, статьи, смотрите телепередачи, где пропагандируйте здоровый образ жизни. Затем следует переключить себя на полезные увлечения, чтобы, избавляясь от дурных привычек, быть постоянно занятым интересным делом. Одновременно надо исключить всякое провоцирование дурных привычек. Наконец, надо устранить причины, которые рождают неудовлетворенность жизнью.1


Самоорганизация личного здоровья

Физические нагрузки. Мышцы составляют около 44% от веса тела человека, их работа определяет работу всей системы челове­ческого организма, и в первую очередь, сердечно-сосудистую. Главным врагом современного делового Человека является гипо­динамия — нарушение функций организма при ограничении дви­гательной активности. Нетренированная система может ответить на стресс, психоэмоциональную перегрузку роковыми для орга­низма последствиями.

Физическая тренировка закаляет аппарат вегетативного обес­печения функций организма. Разумный двигательный режим, мышечная деятельность для современного человека обязательны.

Правильное питание. Питание само по себе служит поддержа­нию энергетического баланса обмена веществ в организме. Куль­тура питания в наше время развивается на основе научно обоснованных принципов. Правильное питание означает питание рацио­нальное, адекватное образу жизни, состоянию здоровья, иными словами, индивидуальным потребностям человека. Оно служит гарантией поддержания и сохранения здоровья.

Сон. Важным компонентом восстановления работоспособности человека является сон — отдых мозговых клеток и главное средство восстановления творческой работоспособности. Одна­ко занятость менеджера зачастую приводит к сокращению време­ни сна и, как следствие, к тяжелым нервным и физиологическим расстройствам.

Во время сна происходят процессы накопления энергетичес­ких запасов. В результате восстанавливаются растраченные задень энергетические ресурсы. При выборе продолжительности сна че­ловек должен основываться на субъективной оценке своих воз­можностей.

Водные процедуры. Не следует путать водные процедуры с за­каливанием, хотя и при закаливании широко применяют обтира­ние водой, купание в водоемах.

Человек является носителем электромагнитного поля, что до­казано учеными-медиками. В течение дня человек попадает в раз­личные температурные, световые и шумовые режимы, контакти­рует с электромагнитными полями (электроприборы, другие люди).

Все это сказывается на стабильности электромагнитного поля человека, приводит к нежелательному перераспределению заря­дов в его организме. Поэтому полезно один раз в день принимать водные процедуры — обливание, душ. Лучше всего это проделы­вать, стоя (по возможности) босиком на земле, что приводит к нормализации электромагнитного поля и благотворно влияет на весь организм.

Закаливание. Закаливание надолго продлевает молодость и жизнестойкость. Главное правило — постепенность и систематич­ность. Начинать закаливание надо постепенно. Обтирание, обли­вание, холодный душ следует начинать с комнатной температу­ры. Закаливающие средства могут также включать: воздушные ванны, ходьбу босиком по прохладному полу, земле и даже по снегу, холодные ванны для ног. Все эти процедуры при грамотном применении укрепляют иммунную и нервную системы организма.

Борьба с шумом. Шум сопровождает нас повсюду. Но в после­днее время он преследует человека все более явно, настойчиво. О вреде шума знали еще в античную эпоху, и тогда уже существо­вали правила по его ограничению.

Ученым давно известно, как вредно сказывается на человеке радиошум — акустическая смысловая нагрузка, а попросту — про­слушивание радио-, телепередач параллельно с работой. Однако часто на практике дело обстоит иначе.

Заниматься умственным трудом лучше в спокойной, тихой обстановке. Работа при повышенном шуме приводит к головной боли, развитию неврозов и язвы желудка, ухудшению слуха, сни­жению творческой отдачи.

Тренированность нервной системы. Подразумевается способ­ность организма выдерживать длительные нервные нагрузки и перегрузки, реагировать на них без перенапряжения.

Нужны ли вообще отрицательные эмоции, окружающие нас в этом мире? Как ни странно — да! Отрицательные стрессовые эмо­ции, неудовлетворенность стимулируют нас искать выход, разви­ваться. А потому нервную систему необходимо тренировать, за­калять организм в борьбе с трудностями. В то же время не ста­райтесь оставаться со своими неприятностями наедине, умейте на время отвлечься от своих забот.

Умение расслабляться. Откуда у вас берутся силы, когда не­обходимо преодолеть личные невзгоды? Существуют различные источники. Главный из них — внутренняя энергия. Тот, кто пре­бывает в постоянном напряжении, расходует свою внутреннюю энергию быстрее, чем люди уравновешенные. Минутная раздра­жительность неприятна, но не страшна. Но когда эти минуты час­то повторяются, это уже тревожный сигнал.

Существует ряд рекомендаций, помогающих снять нервное напряжение.

  1. Умейте на время отвлечься от своих забот. Кинофильм, хо­рошая книга, встреча с друзьями помогут вам.

  2. Используйте в качестве разрядки физический труд, занятия спортом.

  3. Не ожидайте от окружающих слишком многого.

  4. Старайтесь не впадать в гнев.

Режим труда и отдыха. У большинства людей в течение су­ток имеются два типа повышенной работоспособности. Первый подъем наблюдается от 9 до 12—13 ч, второй — между 16 и 18 ч. В период максимальной активности повышается и острота наших органов чувств.

Какой режим труда и отдыха следует выбрать руководителю? Существует три типа работоспособности: утренняя («жаворонки»), вечерняя («совы») и недифференцированная («аритмики»). Поэто­му необходим индивидуальный подход к режиму труда и отдыха: оставлять часы энергетического подъема для творческого труда, а часы «спада» — для отдыха и переключения на другую работу.2


Тема 2. Определение жизненных целей


Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках наши явные и скрытые потребности, ин­тересы, желания и задачи, а также сориентировать наши действия и поступки на эти цели и их выполнение. Без целей отсутствует кри­терий оценки, по которому вы могли бы измерять свои трудоза­траты. Цели к тому же являются и критерием для оценки достигну­того. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если Вы заранее четко и однозначно не определите то, чего вы хотите.

Цели не задаются раз и навсегда. Постановка целей — про­цесс постоянный. Они могут изменяться с течением времени, на­пример, если в процессе контроля за реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или что запросы оказа­лись завышенными или, наоборот, заниженными.

Постановка цели является безусловной предпосылкой плани­рования, принятия решений и ежедневной работы.3

Установление личных целей позволяет:

  • лучше осознать имеющийся в отношении карьеры выбор;

  • убедиться в правильности избранного пути;

  • лучше оценить уместность действий и опыта;

  • убедить окружающих в верности вашей точки зрения;

  • получить дополнительные силы, расслабляться;

  • укрепить ваше чувство порядка и покоя;

  • повысить вероятность достижения желательных результатов;

  • сконцентрировать силы на ключевых направлениях.

Цели служат концентрации сил на действительно ключевых направлениях. Знать свои цели и последовательно к ним стремить­ся означает концентрировать свою энергию на действительно важ­ных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы. Осознание своих целей может определять значительную самомотивацию для работы.

Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно гос­подствуют требования момента, они больше заняты текучкой, чем важными, перспективными проблемами.

Установление целей помогает нам оградить себя от требова­ний, предъявляемых ситуацией или другими людьми, добиваясь целей, важных для нас лично.


Технология поиска жизненных целей

Итак, вы хотите добиться большего в своей жизни. Сознаете ли вы, что реализация ваших намерений потребует от вас полной отдачи, отказа от чего-либо привычного для вас и напряжения всех духовных и физических сил, возможно, в течение продолжи­тельного времени? Действительно ли это именно то, чего вы хо­тите? В противном случае все ваши усилия могут пропасть даром.

Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, перед вами сразу же встанут десятки вопросов, на которые вам надлежит ответить. Вот хотя бы первые из них:

  • Каких целей вы хотите достичь?

  • Согласуются ли они между собой?

  • Существуют ли так называемая высшая цель и определен­ные промежуточные цели на пути к главной?

  • Знаете ли вы, что сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Для нахождения личных и профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно вы хотите, т.е. добейтесь ясности цели. Это является предпосылкой успехов в деловом пла­не и в личной жизни. Найти личные жизненные цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Напри­мер, одним из условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действи­тельность свои собственные ценности.

Крах или отсутствие жизненной цели — сильнейшая психо­травма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлет­ворен судьбой. Однако часто разочарование постигает и тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи — это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто не отдавая себе в этом отчета, высказывать всякого рода смутные и нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблужде­ние самого себя или кого-либо другого.

Обычно цели устанавливаются на конкретный период, поэто­му полезно наблюдать за процессом их определения, утвержде­ния и приведения в действие в следующей последовательности.4


Шаг первый — прояснение потребностей

Нужно устанавливать цели в ситуации, которая не удовлетво­ряет вас или может стать таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких возражений.


Шаг второй — прояснение возможностей

Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возмож­ностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать из­быточные трудности для тех, кто вас окружает. Первый шаг в прояснении возможностей состоит в установлении как можно большего их числа. Этого частично можно добиться напряжени­ем собственной мысли, но расширить список можно путем изу­чения ситуации и привлечения окружающих. Разумный выбор нельзя осуществить, пока не установлены все имеющиеся возмож­ности.


Шаг третий — принятие решения о том, что вам нужно

Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться оче­видным, но определить, что вам нужно, не всегда просто. Необ­ходимо ответить на 3 ключевых вопроса:

  • Что является для вас важным?

  • На какой риск вы готовы пойти?

  • Как ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших лич­ных ценностей и позиций. Здесь же только необходимо подчерк­нуть, что качество решений о выборе образа жизни во многом зависит от глубины самоизучения.

Второй вопрос поможет определить личные границы и преде­лы, влияющие на ваш выбор. Можно решить, что некоторые воз­можности слишком рискованны и лучше обратиться к методам действий с более надежными результатами. Однако это заставля­ет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска.

Третий вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями. Следует определить, стоит ли результат тех затрат, которые вызваны этим влиянием на окру­жающих. Обсуждение идей и возможных действий с теми, кого они, вероятно, затронут, а также наблюдение за их реакцией по­могут сделать трудные решения более точными.


Шаг четвертый — выбор

Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и желания, необходимо сделать выбор. Уста­новление цели представляет собой активный шаг, поэтому в мо­мент выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Кроме того, это означает, что можно осуществить и следующие шаги, направив свои силы и навыки по решению проблем на то, чтобы оправдать свои обязательства.


Шаг пятый — уточнение цели

Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего пред­принимаются действия. Часто для достижения одной цели необ­ходимы разнообразные действия. При этом можно потерять из виду желаемый конечный результат и погрузиться в текучку. Если такое случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы, чтобы добиться успеха, и все же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими процессами может сократить излишние усилия.


Шаг шестой — установление временных границ

Время — это ресурс, с которым следует разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слиш­ком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому необходимо рационально распределить время. На этот процесс влияет много факторов, в том числе следующие:

  • обычные требования работы;

  • чрезвычайные или дополнительные требования, возникаю­щие в работе;

  • ожидания окружающих;

  • личные надежды и стремления;

  • чувство долга и уже взятые на себя обязательства;

  • привычная практика.

Так как многие решения о том или ином использовании вре­мени принимаются инстинктивно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат.

Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расширение этих возможно­стей.

Цели, содержащие направление действий, должны также ука­зывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли продуктивно распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.


Шаг седьмой — контроль своих достижений

Существуют следующие преимущества наблюдения за личны­ми достижениями:

  • появляется обратная связь с эффективностью работы;

  • возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

  • возникает мрачное настроение при неудаче;

  • создается возможность переосмыслить избранную страте­гию и спланировать новый метод действий.



Тема 3. Основные составляющие для создания карьеры


Сделать карьеру — значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения. Если исходить из этого определения, то логично, например, счи­тать удавшейся карьеру главного бухгалтера коммерческого бан­ка, получающего в 10 раз больше, чем в среднем получает работа­ющий по найму.

Из всего вышесказанного становится ясно, что существует тес­ная связь между понятиями «карьера» и «успех».

Содержание успеха при любой деятельности определяет по­становка цели, которая, в свою очередь, диктуется сиюминутной обстановкой. Несмотря на то, что успех рассматривается как со­бытие, получающее социальную и общественную оценку, его от­носительность очевидна. То, что одни считают успехом, другие могут воспринимать как неудачу. Успех — это вопрос масштаба, вопрос ожидаемых результатов и целевой установки.

Стремясь к признанию и успеху, необходимо объективно оце­нивать свои силы и возможности на этом пути. И совсем не лиш­ним будет следующий вопрос: досягаема ли выбранная цель или вами движет амбициозность, нездоровое чувство зависти? Толь­ко трезвый анализ собственных желаний и своего внутреннего потенциала позволит добиться реальных достижений, а не остать­ся у разбитого корыта, один на один с горькими сожалениями по поводу краха всех надежд и чаяний.

Карьера — это субъективно осознанные собственные представ­ления человека о своем трудовом будущем, ожидаемые пути са­мовыражения и удовлетворения своей трудовой деятельностью. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изме­нение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работ­ника. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Иначе говоря, карь­ера — это индивидуально осознанная позиция и поведение, свя­занные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.5

«Сделать карьеру» — значит добиться престижного положе­ния в обществе и больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большого количества денег. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мне­ния. А под высоким уровнем дохода подразумевается доход, пре­вышающий в 3 раза и более средние показатели (его получают 10—15% наиболее состоятельных людей).6

Успешная карьера сама по себе не делает человека счастли­вым. Но еще меньше шансов у неудачника чувствовать себя счаст­ливым. Поэтому успех всегда желателен. Но при этом важно, ка­кой ценой он достигается. Реализовать себя можно по-разному. Но лозунг «Для достижения цели любые средства хороши» урод­лив и обманчив. Цель не оправдывает средства, даже если вы по­лучаете от этого удовлетворение своих амбиций. Не следует за­бывать, что торжество победы будет испорчено, если цена такого успеха — чья-то сломанная жизнь. Недопустимо использовать людей и добиваться осуществления чаяний за чужой счет, иначе самореализация превращается в откровенный паразитизм. И как бы вы ни оправдывали себя, мол: «В жизни действует закон джунг­лей, каждый сам за себя», — в глубине души будет присутство­вать пусть даже не осознанное чувство раскаяния. Ошибки в вы­боре карьеры и ее планировании могут привести к отрицатель­ным последствиям. Но, овладев методами технологии карьеры, можно избежать этих последствий.

Какие причины обусловливают уровень притязаний человека в трудовой деятельности? Как правило, имеет место множество причин. Однако неоспорим тот факт, что значительная группа детерминантов трудовых притязаний работников7 представлена их биографическими характеристиками, включающими возраст, пол, образование, социально-экономический статус личности.

Возраст. С увеличением возраста (до определенного перио­да) уровень притязаний, связанных с удовлетворением так назы­ваемых творческих потребностей, повышается, а затем начинает постепенно снижаться. Причем переломная точка различна для разных категорий работников: для инженеров она определена периодом 30—35 лет, для рабочих 19—25 лет. Наибольший про­цент инженерно-технических работников и служащих, уходящих с предприятия, приходится па возраст 29—34 года.

Таким образом, судя по приведенным данным, если до опре­деленного возраста человеку не удается реализовать себя путем достижения соответствующих личных целей, наступает апатия, спад творческой активности, возрастает готовность плыть по те­чению. Хотя в сложившейся экономической ситуации многим людям вообще не до притязаний — они согласны на любую рабо­ту. с другой же стороны, в связи с развитием частного предприни­мательства у молодых, энергичных профессионалов появился оп­ределенный шанс удовлетворить свои притязания.

Согласно имеющимся литературным данным, средний возраст президентов крупных японских компаний в обрабатывающей про­мышленности составляет 63,5 года, тогда как их американские коллеги того же ранга несколько моложе — 59 лет.

В ролях вице-президентов промышленных компаний, как пра­вило, оказываются более молодые люди. По итогам трех иссле­дований, проведенных в Японии в конце 70-х — начале 80-х го­дов прошлого столетия и охвативших свыше 1000 фирм, сред­ний возраст этой категории менеджеров составил соответственно 57,7, 56 и 53 года. Близок к этим цифрам и возраст вице-президен­тов американских корпораций. Интересно также, что большин­ство (а именно — 66%) новых назначений на высокие управлен­ческие посты в японских компаниях происходит в возрасте от 50 до 56 лет, представляющем собой, таким образом, своеобраз­ный трамплин для прыжка на ключевые менеджерские должности.

И еще несколько цифр: средний срок пребывания в долж­ности президента японской компании составляет 8 лет. Причем большинство японских менеджеров такого ранга работают в од­ной компании свыше 30 лет.

Что касается в общем-то солидного возраста президентов японского бизнеса (в среднем в возрасте 70 лет), то в этом нет ничего удивительного, если вспомнить о высокой продолжитель­ности жизни японцев. Однако дело не только в этом. Заслуживает внимания сам факт пребывания на ответственных управленческих постах людей весьма немолодого возраста. Причем не просто си­дящих в руководящих креслах, но обеспечивающих высочайшую эффективность организационных систем (предприятий, учрежде­ний, фирм и т.д.).

Однако было бы также большим заблуждением думать, что только чрезвычайно зрелый возраст (а значит, и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост в организационной структуре. История развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов со­временности нередко стояли очень молодые люди.

Так, А. Акио Морите, основателю и многолетнему шефу все­мирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет.

Отметим, что существуют так называемые этапы карьеры, в основу классификации которых заложены различные признаки: возраст, накопленный опыт, уровень развития личности и т.д. Можно дать общую характеристику этапов, опираясь на то, что на разных стадиях карьеры человек удовлетворяет различные по­требности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет.

После того как молодой человек завершает свое образование, он поступает на службу. В первые несколько месяцев он сталки­вается со многими неизвестными проблемами и может в принци­пе совершать грубые ошибки. Главное, что беспокоит нового че­ловека, — это как войти в данный коллектив и найти свое место внутри организации. Такой период можно сравнить с изучением новой игры: существуют правила, которые нужно понять, и вари­анты, которые необходимо выбрать. Это время быстрого обуче­ния.

В первые годы своей работы человек нуждается в росте. Мо­жет оказаться, что традиции будут сильно препятствовать. За этот период человек может сменить несколько различных работ в по­исках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как лич­ности, он заботится о безопасности существования.8

Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет (от 25 до 30 лет). В это г период работник осваивает вы­бранную профессию, приобретает необходимые навыки, форми­руется его квалификация, происходит самоутверждение и появ­ляется потребность к установлению независимости. Этот этап в индивидуальном развитии можно было определить как борьбу и поиск признания.

Тем не менее, человека продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте со­здаются и формируются семьи, поэтому появляется желание по­лучать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения обычно длится от 30 до 40—45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по служ­бе. Происходит накопление практического опыта, навыков, рас­тет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыраже­ние личности.

Накапливая опыт, человек вступает в новую фазу — консоли­дации. Личностное призвание уже не является проблемой, одна­ко существует необходимость расширять сферу приложения сво­их способностей, добиваться признания себя как нужного и хоро­шего сотрудника. Ценности переосмысливаются, происходит переоценка и важности работы. Люди, которые уже попали в пе­риод консолидации, по-иному начинают рассматривать свои до­стижения.

В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлет­ворению потребности в безопасности, усилия работника сосре­доточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здо­ровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 50 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, ра­ботник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот пе­риод характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независи­мости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворе­ны, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появ­ляется все больший интерес к другим источникам дохода (напри­мер, участие в прибылях, капитале других организаций, наличие акций, облигаций).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начина­ет всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу (по крайней мере психологически). В этот период идут активные поиски заме­ны и обучение кандидата на освободившуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры и такие люди все меньше получают удовлетворения от работы, испытывают состо­яние психологического и физического дискомфорта, самовыраже­ние и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем, пенсионно внеслужебном этапе карьера в дан­ной организации (виде деятельности) завершена. Появляется воз­можность для самовыражения в других видах деятельности, кото­рые были невозможны в период работы в организации или высту­пали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здо­ровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других ис­точниках дохода и здоровье.

Разумеется, жизнь каждого человека отлична от жизни дру­гих, поэтому не может быть какого-либо общего ее образца, но в каждой из них можно выделить любой из приведенных этапов. Известно, что многие переживают важный период стрес­са и потрясений при переходе от одного этапа своей карьеры к другому.

На протяжении всей управленческой жизни возникают ситуа­ции, когда меняются виды деятельности. Важно, чтобы новые виды деятельности в тот момент соответствовали личным потребно­стям человека. Работа, которая не позволяет реализовать свой по­тенциал, ослабляет человека независимо от возможностей ново­го поста.

Пол. Следующая биографическая характеристика, оказываю­щая существенное влияние на развитие деловой карьеры, — пол. Как и возраст, она подвержена сильному влиянию социальных факторов. В частности, общепризнанным является то, что поло­вая идентификация человека тесно связана с усвоением и реали­зацией им ролевых стандартов поведения (имеются в виду муж­ская и женская роли), принятых в обществе, культивируемых в ближайшей микросреде личности, каковой является, например, семья, словом, культурно детерминирована.

Следует отметить, что рассматриваемая характеристика при­влекает в последние десятилетия все большее внимание специ­алистов, пытающихся вычленить особенности поведения мужчин и женщин в групповом процессе. Причем значительный интерес проявляется именно к моделям женского поведения. И это не слу­чайно.

Трудно отыскать область современного бизнеса, где бы женщи­на не играла важной, иногда ключевой роли. Президент, премьер- министр, руководитель крупной политической партии, дипломат, бизнесмен и даже министр обороны — такой послужной список нашей современницы не может не впечатлять, хотя уже не вызы­вает удивления.

Рассмотрим различия в уровне притязаний между мужчинами и женщинами в России. Последние демонстрируют удивительно низкие, сравнительно с мужчинами, запросы как к содержанию и условиям труда, так и к заработку. Так, например, женщины по­чти в 3 раза реже мужчин считают свою работу совершенно не­интересной, хотя трудятся по гораздо более низким разрядам. Мужчины заняты автоматизированным трудом вдвое чаще, а тя­желым физическим трудом — почти вдвое реже, чем женщины. И при всем том на предприятиях женщины не только не отстают от мужчин по показателям производительности труда, но даже несколько их опережают.9

Образование. То обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в менеджерской карьере, подчеркивают мно­гие авторы. Так, японский менеджер имеет университетский ди­плом по инженерной специальности или социальным наукам, а иногда и два диплома. О высоком образовательном уровне аме­риканских менеджеров пишет Ли Якокка, сам, кстати, получив­ший в знаменитом Пристонском университете степень магистра. Другой выдающийся американский менеджер Р. Макнамара, в разные годы своей блистательной карьеры возглавлявший «Форд мотор компании», военное министерство США при президенте Д. Кеннеди, Международный банк реконструкции и развития, — профессор Гарвардской школы бизнеса (он стал им еще до того, как достиг пика своей карьеры).

На западе люди традиционно ориентированы на бизнес. Кон­куренция там очень высока и продвижение идет постепенно. И поэтому молодежь начинает работать рано, чтобы быстрее до­стигнуть низшего менеджерского уровня. А в России часто моло­дые люди в 25—26 лет уже успели заработать миллионы долларов.

В мире устоявшегося капитала такое встречается крайне ред­ко. Там, если человек настроен на карьеру в бизнесе, он оканчи­вает школу MBA (Master of Business Administration) и проходит определенные стадии практики. Или же поступает в университет па отделение экономики, маркетинга и т. д. После окончания Окс­форда, например, он может сразу претендовать на хорошее мес­то — на «дни карьеры» приезжают представители ведущих фирм и «разбирают» выпускников.

Другой путь — студенты получают любое классическое обра­зование, а потом оканчивают бизнес-курс и занимаются тем, что приносит деньги. Для тех, кого жизнь с самого начала приучает к самостоятельности, существует третий путь — учиться, работая параллельно на низших должностях и постепенно приобретая коммерческий опыт.

Социально-экономический статус. Несомненно, статус лично­сти чрезвычайно важен как для занятия менеджерской должно­сти, так и для ycneuiHoi о функционирования в ней. Как остроум­но заметил в свое время по этому поводу Ф. Фидлер: «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании — ро­диться в семье, которая владеет компанией». Это верно. Но дру­гое дело, что иным выдающимся менеджерам, начинавшим свой путь с очень низкой стартовой площадки, удавалось покорять за­тем высочайшие вершины (например, Ли Якокке). И в этом смыс­ле путь наверх в менеджменте не заказан никому.10

Таким образом, кроме вышеуказанных биографических ха­рактеристик, на развитие карьеры оказывают сильное влияние и такие, как уровень интеллекта, специальные умения, знания, компетентность, информированность, а также определенные черты личности. Каждая из них имеет определенное влияние на конк­ретном этапе развития деловой карьеры.


Карьера и ее виды

В современных сложных социально-экономических условиях в нашей стране особые требования предъявляются к уровню профессионализма сотрудников организаций. Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры. Карьера означает успешное продвижение специалиста в области служебной, общественной и прочей деятельности, а также род занятий, профессию (Внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней).

Выделяют два основных критерия успешной карьеры: а) объективный – социальный успех; б) субъективный – удовлетворенность в целом своей жизненной ситуацией.

В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия “карьера”. Сейчас человек, делающий карьеру, рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала, Карьера – это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

У каждого сотрудника имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере в частности и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и других социально обусловленных побуждений к деятельности. Это есть определенный смысл, который сотрудник хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальное сочетание и последовательность установок, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни.

Понятие успешной карьеры связывается прежде всего с успешным профессиональным самоопределением. Удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в профессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на стадии профессионального развития.

Утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности – так называемая профессиональная я-концепция, которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры – это попытка ответить на вопрос: «Кто я?» Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на общую я-концепцию личности и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Выделяют четыре типа карьеры11, которые зависят от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации является показатель стабильности карьеры.

  1. Стабильная карьера - характеризуется продвижением, обучением, тренировкой в единственно постоянной профессиональной деятельности.

  2. Обычная карьера – наиболее распространенная, совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.

  3. Нестабильная карьера - характеризуется двумя или несколькими пробами, причем смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.

  4. Карьера с множественными пробами – изменение профессиональных ориентаций происходит в течение всей жизни.

При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов профессиональных карьер, которое наблюдается в жизни, во многом определяется личностными особенностями.

Углубленные психологические исследования выделяют три уровня карьеры среди руководителей.

I. Низовое звено управления (технический уровень).

Это уровень управленцев, находящихся непосредственно над рабочими и исполнителями, например, заведующий отделом и т.д., то есть люди, отвечающие за ресурсы, сырье, оборудование. Их работа напряженная и разнообразная. Половина рабочего времени руководителей такого ранга проходит в общении, причем более всего с непосредственными исполнителями и менее всего со своим начальством.

II. Среднее звено управления (управленческий уровень).

В последнее время именно это звено управления существенно возросло по численности и значимости. Большое количество руководителей среднего звена является одним из признаков современной организации. К ним относятся заведующие отделениями и т.д. Представители этого управленческого звена вносят существенный вклад в решение проблем организации, но характер их работы более определяется характером работы руководимого ими подразделения, чем организации в целом. Среднее звено управления является как бы буфером между низовым и высшим звеньями управления. Представители среднего звена управления почти 90% времени проводят во взаимодействии с людьми.

III. Высшее звено управления (институциональный уровень).

Это самый малочисленный слой управленцев – заместитель федерального министра, министр и т.д. Именно представители высшего звена управления отвечают за принятие важнейших решений. Их работа чрезвычайно напряжена, существует огромный риск неудачи, и как результат – личное одиночество. Рабочая неделя управленцев такого ранга составляет 60–80 часов, почти 70% времени уходит на заседания и встречи и около 20% на работу с бумагами.

Выделяется три основных мотива руководителей в построении личной карьеры:

1. Мотив стремления к власти. Те, кто стремится к власти, энергичны, откровенны в выражении своих мыслей и чувств, не боятся конфронтации и отстаивают свои позиции. Они требуют к себе внимания, стремятся к лидерству. Люди, достигшие высшего уровня управления, часто имеют такую ориентацию.

2. Мотив стремления к успеху. Чаще всего такой мотив удовлетворяется непровозглашением успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения, определенного ее окончания. В построении своей карьеры эти руководители рискуют умеренно.

3. Мотив причастности. Он формируется под влиянием желания быть включенным в определенное социальное и профессиональное окружение, потребности в общении, помощи другим, общественной работе.

В процессе анализа деятельности руководителей было выявлено несколько основных причин неудач в карьере руководителей:

  • - желание получать более высокое жалованье, иметь личный комфорт, а не заботиться о результативности руководимых подразделений;

  • - чрезмерное волнение по поводу символов положения (дом, квартира, кабинеты, машины);

  • - волнение по поводу собственной персоны;

  • - склонность присваивать себе всевозможные лавры;

  • - склонность к самоизоляции и как следствие постепенная потеря связи с окружающими;

  • - желание скрыть свои мысли и чувства, прежде всего свой гнев и страх.

Индивидуальными, личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность, неконструктивные установки относительно достижений: боязнь успеха, боязнь неудачи, нереалистичность целей, избегание риска, перфекционизм, преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело).

Существуют две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы личности, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса и т.д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием сотрудника с коллегами, руководством и организацией в целом. Влияние других людей на профессиональную карьеру личности может начинаться с материальных возможностей родителей оплатить ребенку обучение в соответствующем вузе, важным моментом является также планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации. При построении карьеры существенным является наличие потребности организации в специалистах подобного профиля и т.д.

Обобщая, можно отметить следующие составляющие профессионализма, определяющие карьерный успех:

  • образованность;

  • системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно;

  • коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;

  • высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;

  • деловая направленность: активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;

  • ясная «Я-концепция», реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, адекватное (высокое) самоуважение.

Существует специфика построения карьеры мужчинами и женщинами.

В исследованиях женской карьеры выделяются культурные, образовательные, юридические и психологические барьеры.

В обществе присутствуют устойчивые стереотипы, касающиеся построения женщинами своей карьеры, что отражается в известном изречении: “Для женщин путь к управленческой карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин - с реализацией многочисленных возможностей”.

Отмечаются следующие социально-психологические факторы, сдерживающие женскую карьеру: 1) уже упомянутое выше тендерное разделение в профессиональной ориентации и сферах карьеры; 2) чрезвычайно высокая мотивированность; 3) повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное переживание промахов и неудач; 4) боязнь успеха и неуверенность в себе, что мешает рисковать и творчески решать деловые и управленческие задачи.

Большинство факторов, сдерживающих карьерный рост женщин, касается организационного профессионального поведения: женщины более пассивны в планировании карьеры, менее ориентированы на состязание и конкуренцию, что обусловлено характером социализации. Отмечается, что успешные в карьере женщины социализируются путями, которые сделали их в большей степени сходными со “средним” мужчиной, чем со “средней” женщиной.

Специфика женской карьеры заключается в том, что женщина сочетает карьеру с активным выполнением ролей матери, жены, домохозяйки, что служит источником “ролевого напряжения”, стресса, так как профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что особенно выражено у молодых женщин. Построение карьеры часто сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, связанными с недостаточным вниманием к близким и особенно к детям.

Важным фактором успешной карьеры женщин является практика семейного воспитания родительской семьи. В подавляющем большинстве успешные в карьере женщины являются старшими детьми в полных одно- двухдетных семьях, где родители имеют высокий образовательный и социо-профессиональный статус. Сформированные в родительской семье высокие жизненные стандарты, стремление к достижению и независимости связаны с успешным построением карьеры. При этом особо важны нетрадиционные установки матери относительно роли женщины в обществе, а также поддерживающее поведение отца.

Существуют различия в личностных особенностях и характере поведения женщин, занятых в традиционно “женских” и традиционно “мужских” сферах, то есть сфера профессиональной занятости и характер организационной культуры актуализирует определенные личностные черты и особенности поведения женщин, успешных в карьере.

Выделяют пять наиболее часто встречающихся типов карьерно-успешных женщин: “кандидаты в мастера” (молодые женщины, начинающие карьеру и стремящиеся сделать ее как можно быстрее); «успешные управляющие» (женщины зрелого возраста, поднявшиеся на самые высокие ступени служебной лестницы); “свободные художники” (женщины, склонные к творчеству, вызову, предпринимательству); “сестры милосердия” (женщины с ориентацией на служение); “жрицы науки” (женщины, реализующие себя в академической сфере).

Глава II "Технологии деловой коммуникации"


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconСловарь основных терминов и понятий

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconМетодические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconУчебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет
Учебная программа по дисциплине «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconПрограмма вступительных испытаний по физике для поступающих на базе среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (заочная форма обучения)
Цель этих испытаний – проверить знания основных понятий по физике абитуриентов, а также показать умения и навыки при решении задач...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconВадим Моисеевич Блейхер, Инна Вадимовна Крук толковый словарь психиатрических терминов
Каждая статья содержит этимологическую справку, объясняющую происхождение ключевого слова

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconКыргызско-Турецкий Университет им. Манаса, программа курса

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconКыргызско-Турецкий Университет им. Манаса, программа курса

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconПрограмма вступительного экзамена по обществознанию для абитуриентов, поступающих в Оренбургский государственный педагогический университет в 2011 году

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconСловарь 8 класс обновлен 10. 03. 2011

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconОсновных понятий в оптику



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск