Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения icon

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения





Скачать 88.96 Kb.
НазваниеСамоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения
Дата конвертации15.03.2013
Размер88.96 Kb.
ТипДокументы

Самоменеджмент государственного служащего:

к проблеме обучения



Самохина А. А.,
кандидат философских наук, доцент


Все чаще можно услышать рассуждения государствоведов о том, что в государственном управлении необходимо использовать эффективные технологии менеджмента, применяемые в бизнесе. А сейчас главной задачей для любого менеджера становится эффективное управление персоналом. Именно управлению персоналом, работе с персоналом посвящены в последние годы разработки в области менеджмента (концепции «организационного развития», «организационного поведения», «организационной культуры» и т. д.).

Идея «люди – основа, фундамент успеха организации» становится определяющей в современном бизнес-управлении. И если к этой мысли пришли  специалисты в области управления бизнесом, то к этому же и придут (или их на то подвигнут) и специалисты в области государственного управления, а следовательно, и политики. Ведь чиновник работает в системе «человек – власть – человек». Он воздействует на людей, их судьбы, его изначальное предназначение – трудиться для улучшения условий и качества их жизни. В конечном счете, именно политики и государственные служащие несут ответственность за состояние общества в целом. При этом для реализации своих функций, обязанностей чиновник обязательно пользуется и определенным объемом властных полномочий.

Вообще в современных общественных отношениях источником власти человека над человеком (как, впрочем, и над материальным миром) нельзя считать силу. Силовая концепция происхождения власти в настоящее время признана уже достаточно устаревшей. Как минимум, ее корректирует волевая трактовка, согласно которой воля народа как субъекта власти, широко употребляемая в современ­ной политико-правовой сфере, по сути подразумевает мнение большинства, выявленное путем голосования, а не с помощъю некоего физического, экономического, военного могуще­ства. Власть в современном обществе по большей части вырастает из знания.  «Состояние прогресса, известное как «цивилизация», является не чем иным, как знанием, накопленным (человеческой – С.А.) расой» (Н. Хилл).

Народ избирает главой государства – президентом – своего представителя, считая, что он знает, как руководить государством таким образом, чтобы оно (государственные органы, должностные лица) эффективно реализовывало свою функцию управления обществом. Все политики во время избирательных кампаний пытаются убедить электорат, что они знают и умеют решать проблемы своих избирателей, что они знают, как надо управлять, что они умеют управлять. Поэтому именно политики и государство, а значит, государственные служащие ответственны за состояние общества в целом. Следовательно, при подготовке государственных чиновников необходимо учить студентов этой ответственности, то есть надо начинать с себя, с самоменеджмента.

Что же такое самоменеджмент? Если попытаться дать совсем короткое определение, то самоменеджмент можно определить как управление своей жизнью.

Существует множество написанных книг по этому поводу, в которых можно встретить более или менее глубокие рассуждения об этом (Р. Кийосаки, Зиг Зиглар, С. Кови, Н. Хилл, Ли Якокка, Б. Берд и др.). Но когда дело касается методик, того, как достигнуть успеха, в конце концов, почти все авторы признают, что решающим фактором в эффективном проживании жизни является умение распоряжаться своим временем.

В контектсте самоменеджмента можно рассматривать и ортобиотику, и стресс-менеджмент, и имидж руководителя, работу в команде, рационализацию умственного труда, формы и способы общения, управление карьерой. Но основой самоменеджмента все-таки является тайм-менеджмент. Самоменеджмент начинается с навыков рационального управления своим временем, а значит, решает двоякую задачу. С одной стороны, необходимо эффективно использовать то время, что есть у каждого в запасе. С другой - продлить себе активную жизнь, т. е. увеличить жизненное время.

Но для того, чтобы человек научился эффективному самоменеджменту, необходимо прежде понять и осознать свое уникальное предназначение (смысл жизни), решить для себя основные (а есть ли не основные?) смысложизненные проблемы.

В мире за всю историю человечества написано огромное количество книг о цели и значении личной жизни, о смысле жизни. Периодически появлялись и становились популярными различные течения мысли, исследующие проблемы человеческого бытия и существования. Но смысложизненные проблемы потому и входят в категорию вечных философских проблем, остающихся фундаментальными на протяжении всей истории человечества, потому что каждое поколение человечества призвано вновь и вновь искать и предлагать современникам свое решение.

Человека, скорее всего, пугает, угнетает сама возможность ощущения бессмысленности своего существования, ощущения потери жизненного смысла или невозможности его найти. Человек боится пустоты своего бытия. Ему почему-то необходимо чувство наполненности, заполненности своего бытия (возможно, и качество содержания этого бытия его не всегда волнует). И он вновь и вновь ищет способ самовыражения, способ самореализации. И пытается связать решение повседневных, эмпирических проблем со смыслом жизни, установить между ними связь.

Возможно, для многих цель стать самим собой уже является попыткой наполнить свою жизнь смыслом, содержанием. А быть самим собой становится смыслом жизни человека, смыслом человеческого бытия, самореализацией. Конечно, можно попытаться скоррелировать понятия становление и бытие. Стать и быть суть процесс и неизменное? Процесс есть  движение к неизменному? Неизменное вбирает в себя процесс как свою часть? Становление есть часть бытия? Человеческое бытие есть лишь одно из проявлений жизни? Без человека – без его сознания, подсознания и тела – нет жизни, жизнь как явление не существует? (А как же другие живые существа – животные, например, – не существуют? Или это другое проявление жизни? Тогда жизнь многолика? Многоаспектна? Тогда что же такое жизнь? Это движение? Это действие?)

Но не будем углубляться в весьма интересную проблему природы и феноменологии человеческого бытия. Нас интересует конкретно проблема управления человека своей жизнью. И в этом контексте жизнь человека можно определить как балансирование на грани двух миров – мира эмпирического (повседневности, относительности) и мира абсолютного (абсолюта), как соединение в себе (в человеке) этих миров. Без человека этого соединения не происходит.

Но ведь в каждом человеке доля повседневного существования и доля абсолютного, вечного разные. Кто-то живет повседневностью, эмпирией и не думает о трансцендентном. Кто-то погружен в раздумья о вечном, неизменном и во всем ищет глубинный смысл бытия. Более того, один и тот же человек в различные периоды своей жизни то в большей степени живет повседневностью, то вдруг начинает искать в своем существовании смысл. Что же в человеке соединяет эмпирическое существование и абсолютное бытие? Что соединяет чувства и разум (эмоции, рассудок и интуицию)?

Видимо, система ценностей и является для человека  связью между двумя его ипостасями – духовной и телесной. Мы же живем в такое время, когда привычные ценности (система ценностей), на которых воспиталось несколько поколений советских людей, подверглись переосмыслению. Но существуют общечеловеческие ценности, практически идентичные в различных религиях, этических, философских системах, и которые могут служить для людей ориентирами поведения, ориентирами во взаимоотношениях с людьми.

Но, возможно, в контексте эффективного самоменеджмента речь необходимо вести не о ценностях, а сначала о принципах человеческого общежития, а еще раньше о фундаментальных принципах человеческого бытия (или об онтологических структурах человеческого бытия). Эти структуры человеческого бытия являются основанием принципов человеческих взаимоотношений, на базе которых человек и определяет для себя систему ценностей.

В любом случае, прежде всего мы должны помнить, что человек – это высшая ценность и цель. Поэтому, если и когда человек родился в стране, государство (любое цивилизованное, т. е. более или менее социальное) обязано ему обеспечить реализацию его прав. Не человек живет для государства, а государство существует для человека, хотя бы уже потому, что народ (т. е. люди) является источником власти в государстве. Конечно, объективно существуют различные типы личности – тип предпринимателя, готового рисковать, брать на себя ответственность, и патерналистский тип личности, который предпочитает не брать ответственность за свое благополучие и в большей степени надеется не на себя, а на государство.

Однако ответственный человек определяет, прежде всего, себя, а потом уже других. Может быть, поэтому многим не нравится, когда им говорят: «Ты должен». Думается, что это обращение воспринимается отрицательно как взрослыми, так и детьми. Только изначальное материальное и психологическое преимущество взрослого перед ребенком заключается в том, что он в силу своего жизненного опыта, разумения, знаний, степени и объема своей ответственности, в силу своей приобретенной самодостаточности находит в себе силу более открыто и более часто противостоять этому долженствованию, протестовать против него.

Так почему сознательно или неосознанно практически любому человеку не нравятся слова ты должен, твой долг? Может быть, когда человеку говорят ты должен, он воспринимает это как посягательство на свою самостоятельность, на право самоопределения, на свою свободу. Ты должен – тебе дают указания, установку, навязывают свою (значит, чужую) волю, свое понимание ситуации.

А человек (особенно взрослый, сложившийся), осознавая свою самостоятельность, адекватно определяет свою ответственность (степень своей ответственности) в жизни и, следовательно, свои обязанности перед собой, своими близкими, другими (чужими). Поэтому человек может сказать: «Я никому ничего не должен, но я ответственен и поэтому обязан». Отдать долг Родине – видимо, тоже популистская расхожая фраза советского периода Российского государства. Почему, совершенно случайно родившись в том или ином месте, предопределенно человек уже что-то должен за сам факт своего рождения?

А самоуправление – это, прежде всего, воздействие человека на свое поведение с целью реализации своих жизненных планов. Поэтому самоменеджмент можно рассматривать как управление своей жизнью, продвижение к успеху. Ведь успех – это не только результативное, но и эффективное проживание своей жизни. Этому в процессе воспитания так называемой социализации учат определяющие нас родители, взрослые, как они сами понимают этот феномен. Поэтому понимание успеха, понимание того, как надо управлять своей жизнью, вырабатывается у каждого из нас. И каждый из нас хочет быть в жизни успешным. И каждый владеет определенными методиками достижения успешности.

Так в чем состоит успешность? Что такое успех? Каковы его составляющие и факторы? Какова психологическая составляющая этого понятия? Нуждается ли в достижении успеха каждый человек?  Каждый ли может его достичь? Действительно ли так важно человеку быть успешным в жизни? Что необходимо человеку иметь, каким быть, чтобы он мог сказать: «Я достиг успеха». От чего зависит успех?

Исходя из повседневных наблюдений, из чисто эмпирических исследований того, каким образом наиболее выдающиеся люди Америки (в бизнесе, политике, особенно в бизнесе, поскольку в бизнесе труднее применять грязные методы обмана, манипуляции) достигали и достигают успеха, американские ученые приходят к выводам, почти идентичным идеям русских философов. Единение каждого с каждым, единение всех со всеми, т. е. человеческое всеединство. Умение вести переговоры, находить компромисс, гармонию в отношениях с другими, т. е. устанавливать отношения Я–Мы.

Таким образом, управление собой объективно включает и необходимость выстраивать взаимоотношения с другими людьми. И тогда жизненный успех можно определить как достижение своей главной цели без причинения вреда другим людям, а необходимейшей предпосылкой успеха рассматривать единение человека с другими людьми. Поэтому достижение жизненного успеха вполне возможно ассоциировать с реализацией смысла жизни человека. А единение с другими людьми – условие и основа реализации смысла жизни. Способность привлечь других к взаимодействию в духе гармонии – основа силы человека, которая дает ему возможность достичь жизненного успеха. Умение вести переговоры в гармонии с другими людьми считается самым великим искусством в жизни.

Удивительно, но мышление многих американцев в конце XX века подверглось трансформации. Философию прагматизма постепенно заменяет метафизика жизненного успеха, поразительно близко подходящая к философским идеям русских философов конца XIX – начала XX вв. Правда, не имея (лишенная) такой основательной трансцендентно-религиозной окраски.

Если люди начали понимать, что для успешного ведения бизнеса, т. е. в экономической сфере, необходимо устанавливать отношения единения (Н. Хилл). Если люди начинают понимать, что для достижения успеха в жизни  как таковой (в целом), т. е. в общественной жизнедеятельности, в социокультурной сфере необходимо единение с другими (Стивен Кови). Если лучшие мыслители мира давно говорят о человеческом всеединстве, значит, можно предположить, что идею единения с другими, идею Я–Мы необходимо реализовывать и в политической сфере, и, следовательно, в государственном управлении, если его рассматривать как отношения субъекта и объекта, т. е. отношения людей – управляющих и управляемых. И мы можем смело утверждать, что субъект и объект в данном случае понятия относительные, поскольку именно объект является источником, возможностью субъекта быть субъектом, т. е. именно объект дает возможность и право субъекту быть субъектом.

Но народ – это не сумма людей, проживающих на данной территории, а сообщество людей, связь людей друг с другом. А если это взаимосвязь, то и взаимодействие, а следовательно, взаимозависимость, взаимовоздействие и, в конце концов, взаимоопределение. Поэтому единение людей предполагает их равноправие, предполагает партнерские, т. е. равные отношения (в том числе и между властью и народом). Именно на таких отношениях строится настоящая демократия. Самоменеджмент же как процесс управления собой предполагает умение находить баланс государственного, общественного и личностного интересов, не используя при этом манипулятивных управленческих технологий. Именно этому будущий  чиновник и должен учиться в первую очередь. Иначе о настоящей демократии как политическом режиме и способе государственного устройства мечтать не приходится.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconСамоменеджмент учителя, или как лучше организовать свою работу Самоменеджмент

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconСамоменеджмент как условие профессионального и личного успеха достижения
Цель занятия: научить проводить инвентаризацию своего времени, чтобы выявить свои слабые и сильные стороны, и начать практиковать...

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconСтандарт не отменяет специальных требований к порядку проведения обучения, инструктажа и проверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам государственного надзора, установленных соответствующими правилами
Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconСамоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011
Самоменеджмент и журналистика: Учебно-методическое пособие / А. Н. Гильманова. – Казань: Казанский университет, 2011. – 124 с

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconПрограмма Государственного экзамена. Специальность 08 05 02 «Экономика и управление на предприятии» ( все формы обучения)

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconПрограмма полидисциплинарного государственного экзамена для студентов очно-заочной формы обучения специальности

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconТиповая должностная инструкция муниципального служащего специалиста

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления «Экономика» Тюменского государственного университета
О. В. Захарова Философия: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного...

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения iconДолжностная инструкция муниципального служащего, замещающего должность главный бухгалтер-заведующий сектором бюджета

Самоменеджмент государственного служащего: к проблеме обучения icon«Самоменеджмент педагога»



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск