Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» icon

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность»





Скачать 162.75 Kb.
НазваниеМетодика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность»
Дата конвертации15.03.2013
Размер162.75 Kb.
ТипДокументы

Научно-исследовательский семинар «Введение в научно-исследовательскую деятельность».

Методика проведения научно-исследовательского семинара

«Введение в научно-исследовательскую деятельность»

(согласно концепции «О новых принципах построения магистерских программ в ГУ-ВШЭ», принятой Ученым Советом НИУ ВШЭ в феврале 2007 г.)

Факультет прикладной политологии, кафедра сравнительной политологии (Миронюк М.Г.), кафедра теории политики и политического анализа (Воробьев А.Н.)


1. Основные задачи научно-исследовательского семинара.

Основная цель, которая была поставлена при введении в основную образовательную программу Научно-исследовательского семинара — сформировать у студентов базовые компетенции, которые позволят им адаптироваться к университетской среде, то есть объяснению и практическому закреплению исследовательских и аналитических навыков.


Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи:


Основная задача:


  • Формирование среды «равных возможностей», при которой различия в уровне навыков, сформированных в школьной системе образования, будут минимизированы.


Практические задачи:


  1. Объяснение основных параметров академической и исследовательской деятельности

  2. Развитие навыков работы с информацией текстуального характера по социально-политической тематике (как с научной, научно-популярной, так и публицистической литературой).

  3. Развитие навыков подготовки, написания и презентации исследовательских работ

  4. Формирование базовых навыков академического письма

  5. Обучение оформлению научно-справочного аппарата, правилам цитирования.

  6. Обучение использованию информационных ресурсов НИУ ВШЭ.

  7. Обучение эффективному созданию архивов материалов при проведении исследований.


2. Порядок организации семинара

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин НИР.00. для программы подготовки бакалавра на факультете прикладной политологии по специальности 030200.62 «Политология». Курс закреплен за кафедрами сравнительной политологии и теории политики и политического анализа.

На курс, согласно РУП 2011-2012 уч.г., выделено 54 часа со второго по четвертый модуль включительно, что составляет по одному занятию в неделю для учебной группы. В данной ситуации учебные материалы предлагаются и обсуждаются непосредственно на семинарах в интерактивном режиме, что позволяет фиксировать и корректировать сложные для понимания студентов аспекты. Курс завершается зачетом.

Целевой аудиторией являются студенты 1 курса факультета прикладной политологии (профили «Политический анализ» и «Политическое управление»), которые уже начали изучать базовые дисциплины профессионального цикла (Б.3.Б) и базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.Б.).

Все материалы курса, а также дополнительные материалы к семинару и оценки по текущему контролю размещаются в системе LMS.

Место семинара в цикле учебных дисциплин

Научно-исследовательский семинар является одновременно и самостоятельным курсом, и курсом, позволяющим повторить пройденный в рамках основных дисциплин специальности материал, а также закрепить его на практике. Такими дисциплинами для первого года обучения (для профилей «Политический анализ» и «Политическое управление») являются «Категории политической науки» и «Введение в специальность», входящие в базовую часть (Б.3.Б) цикла базовых дисциплин (Б.3.). В ходе проведения научно-исследовательского семинара постоянно используются отсылки к данным курсам, а знания, полученные в рамках базовых курсов, являются фундаментом для дальнейшей работы с источниками.

3. Формы работы на семинаре

Научно-исследовательский семинар предполагает использование активных форм обучения и отказ от пассивного освоения студентом однородного учебного материала. В связи с данной установкой было принято решение не использовать единственный учебник в качестве базового.

Вместо базового учебника студентам предлагается использование частей следующих монографий и учебных пособий для более глубокого освоения материала, а также для получения справочных сведений:

  1. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории / Под редакцией Н. Конегена, П. Шуберта. — М.: РОССПЭН, 2004.

  2. Ван Эвера С. Методическое руководство для студентов и аспирантов-политологов по подготовке диссертаций. [электронный документ] — М.: Аспект Пресс, 2007. — URL: http://www.ino-center.ru/doc/van_evera.pdf

  3. Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. — М.: Издательский дом «Форум», 1997

  4. Волков Ю. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. — М.: Гардарика, 2001.

  5. Галло К. Iпрезентация. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

  6. Левитт С., Дабнер С. Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями. – М.: Вильямс, 2007

  7. Шмитт К. Понятие политического. [электронный документ] — М.: Политиздат, 2006. — URL: http://www.politizdat.ru/fragment/43/

  8. Вебер М. Политика как призвание и профессия. [электронный документ] — http://www.nir.ru/socio/articles/weber_politika.htm

  9. Капелюшников Р. Новая институциональная теория. [электронный документ] — М.: Московский либертариум, 1998. — URL: http://www.libertarium.ru/10625

  10. Таллок Г. Общественные блага, перераспределение и поиск ренты. — М.: издательство института Гайдара, 2011.

  11. Кревельд М. Расцвет и упадок государства. — М.: ИРИСЭН, 2006.

  12. ГОСТ Р 7.0.5—2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. — М., 2008.

  13. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. — М.: Парвинэ, 2003.


Основной формой работы на семинарах являются интерактивные презентации учебного материала с параллельным их обсуждением, что позволяет детально прорабатывать наиболее сложные аспекты в осваиваемой теме. Между обсуждением основных, установочных материалов студентам предлагается выполнять задания, связанные с работой, основанной на освоенном материале и прочтении дополнительной литературы.

Дополнительными формами работы (не менее важными для выполнения поставленных задач) являются:

  • Внеаудиторные консультации, благодаря которым студенты имеют возможность обсудить (при личной встрече или дистанционно) с руководителями семинара процесс подготовки письменных работ, получить консультации, комментарии, определить круг необходимой литературы и источников. Данная форма позволяет ликвидировать основные ошибки, которые студенты могут допустить в ходе выполнения письменных заданий по учебным курсам. Также данная форма работы позволяет тренировать у студентов навык тайм-менеджмента, который заключается в установленном «Правиле семи». По договоренности, студент может получить такую консультацию только в случае, если он демонстрирует проблемную работу не меньше, чем за 7 дней до срока ее сдачи. Это обуславливает необходимость заранее планировать работу и неявно способствует повышению качества студенческих работ.




  • Мастер-классы. С целью подкрепления пройденного материала и поддержания у студентов интереса к курсу (то есть дополнения теоретических примеров практическими) используется форма мастер-классов. Так, в 2011-2012 г. декан факультета, профессор А.Ю.Мельвиль проводил два мастер-класса (каждый из которых проводился дважды – для двух объединенных учебных групп), в ходе которых демонстрировал применение изученных методов на реальных практических исследованиях.


Подача материала:

Исходя из сформированного плана, научно-исследовательский семинар включает в себя большое количество материала, который является сложным для освоения для студентов первого года. С этой целью и для сохранения у студентов интереса к курсу создана система смешанной подачи материала. Так, в ходе разбора основных тем форма занятий остается интерактивной. При планировании семинара было решено отказаться от классического принципа «выдать литературу — обсудить на семинаре». Вместо этого было решено разнообразить литературу по осваиваемым темам: включить в нее литературу научно-популярного, научно-специального и публицистического характера.

Также в ходе обучения студентам предлагались не только позитивные примеры, связанные с рассматриваемой темой, но и негативные, в которых подчеркивались основные ошибки, а также с участием студентов предлагалось данные ошибки исправить. Принцип «обучения от противного» в рамках НИС можно считать достаточно успешным, так как он позволяет превентивно ликвидировать большинство ошибок, допускаемых студентами.


Основные изучаемые источники:

С момента начала курса студентам представляется для чтения два базовых источника, сопровождающих изучение первых двух тем: «Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории» и «Стратегическая разведка. Основные принципы». Первая книга является учебно-методическим пособием, способствующим пониманию студентами принципов отбора источников и подхода к написанию письменных работ. Вторая монография является более специфической, однако принципы деятельности, описанные в этой книге, способствуют пониманию основных приемов работы с информацией, что крайне важно для аналитиков и людей, занимающихся экспертной деятельностью в сфере политики.

На протяжении всего курса его авторами применяются основные положения книги «Революция в обучении», с помощью которых студентам предлагаются техники быстрого освоения большого количества материала (включая т.н. принцип «Умного чтения»), эффективной организации работы и рабочего пространства, тайм-менеджмента.

4. План работы по модулям



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа

Лекции

Семинары

Практи-ческие занятия

1

Информация для политического аналитика и исследователя.

4




4







2

Подготовка письменных работ

6




6







3

Работа с текстами

18




18







4

Техники подготовки рефератов и обзоров

4




4







5

Поиск информации. Использование информационных ресурсов

10




10







6

Особенности работы с публицистической информацией и нормативными правовыми актами

6




6







7

Презентация исследовательских материалов

4




4







8

Организация личного архива исследователя

2




2









Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Реферат







7




Реферирование научного текста по выбору студента (из предложенного списка) 5-7 страниц, согласно требованиям оформления письменных работ. (Срок выполнения – 2 недели, срок сдачи – 1 марта)

Домашнее задание




5







Редактирование письменных работ, выработка первичных навыков написания академического текста и оформления работ. (Срок выполнения – 2 недели, срок сдачи 12 декабря)

Итоговый













*

Письменная форма с устным обсуждением. Использование средств связи, электронных устройств и письменных/печатных материалов запрещено


NB

Представленный тематический план в силу особенностей формата научно-исследовательского семинара является проекцией основных задач, поставленных авторами. В ходе проведения семинара могут требоваться корректировки по времени, так как у определенных групп понимание той или иной темы может занять большее количество времени, при этом сводить семинар исключительно к «начитыванию» материала, либо к обсуждению самостоятельно прочитанного не представляется возможным, так как это нарушит созданный формат. В связи с этим темы, разбираемые на семинаре, могут одновременно входить в несколько описанных разделов, а работа с текстами продолжается на всем протяжении курса.

Основными проблемами, разбираемыми в рамках курса, являются:

  • Основы работы с информацией, особенности ее поиска и анализа

  • Подготовка к написанию и непосредственное выполнение письменных работ

  • Основные категории академической этики

  • Основы работы с текстами научной, научно-популярной и публицистической тематики (в т.ч. «умное чтение» текстов)

  • Реферирование текстов

  • Работа с социально-политическими индикаторами и индексами

  • Подготовка и проведение презентаций

  • Основы организации и планирования исследовательской деятельности



5. Схема организации семинара

Семинар организован по принципу спирали: вначале со студентами разбирается «большая» проблема, происходит выделение ее частей, а затем каждая из них детально прорабатывается. Так, первые занятия посвящены основным принципам работы с информацией. Дальнейшие занятия подразумевают разбор темы прикладного использования информации: в виде работ и исследований. Следующий этап разбора проблемы: понимание типов работ и заданий, с которыми будут сталкиваться студенты в процессе образовательной, научной и исследовательской деятельности. В дальнейшем происходит проработка аспектов этой проблемы на теоретических и прикладных примерах, при этом также освещаются аспекты организации научной и исследовательской работы, что является крайне важным для студентов первого года, так как далеко не всегда студенты имеют цельные знания в ряде затрагиваемых проблем.


Сопровождение курса в системе LMS Efront

Научно-исследовательский семинар с 2011-2012 уч.г. сопровождается в LMS. В процессе создания курса преподавателем кафедры теории политики и политического анализа Воробьевым А.Н. был успешно пройден дистанционный курс обучения в системе LMS (засчитываемый как курс повышения квалификации).

С помощью электронной версии курса студентам предоставляются учебные материалы, необходимая литература, осуществляется коммуникация, а также отражается текущая успеваемость по курсу.

Кроме сопровождения курса использование системы LMS позволяет выполнять задачу по выработке навыка написания письменных работ, в ходе которой студенты присылают черновые варианты своих заданий (в т.ч. по текущим курсам), а преподаватели высказывают свои замечания и дают комментарии, которые могут позволить улучшить качество работ, а также позволяют фиксировать типичные ошибки студентов и устранять их.

В 2012-2013 году для данного курса будут разработаны электронные контрольно-измерительные материалы, а также будет создана база вопросов, которую возможно будет использовать для тестов по проверке остаточного уровня знаний.


6. Промежуточная отчетность студентов по семинару

Текущий контроль студентов

На 2011-2012 уч.г. основными элементами текущего контроля студентов являются 4 домашних задания: создание новостного дайджеста, редактирование текста, разработка и презентация концепции типового индекса государственности, а также техническое задание по групповой презентации.

Кроме домашних заданий, работа с текстами, выполняемая фактически на всем протяжении курса также позволяет контролировать успеваемость студентов, фиксировать основные проблемные для понимания и усвоения области курса в частности и набора предметов первого года в целом.


7. Руководство семинаром

Руководство семинаром осуществляется силами преподавателей двух кафедр, за которыми закреплен курс: к.полит.н., доцент Миронюк М.Г. – кафедра сравнительной политологии, преподаватель Воробьев А.Н. – кафедра теории политики и политического анализа.

При этом, несмотря на распределение часов в учебном плане, все семинары проводятся обоими преподавателями.


Приложение


Письменные работы:

1. Новостной дайджест:

Данный тип задания ориентирован на выработку у студентов компетенций по поиску и обработке информации, ее анализу и корректному представлению.

Студентам предлагается произвести отбор наиболее значимых новостных поводов, появившихся в СМИ за означенный временной промежуток (1-2 недели), выделить среди них наиболее значимые, а затем сгруппировать данные новости по тематике.

В ходе выполнения задания важным требованием является не копирование новостей, а их творческое переосмысление с обязательной фиксацией и детализацией рассматриваемых проблем и упоминаемых персоналий.

Формат задания допускает вариативность его исполнения в части подачи новостей и объема задания (может варьироваться от двух до восьми страниц), однако главным требованием выступает компактное изложение событий с раскрытием основных проблем.

Данное задание выступает, во-первых, в качестве тренировки навыков, приобретаемых на курсе "Введение в специальность", позволяющих закрепить материалы по теме, связанной с работой политического аналитика, а, во-вторых, в качестве определенной подготовки к теме по реферированию текстов.


2. Редактирование эссе:

Данное задание, предлагаемое студентам после прохождения тем, связанных с разбором канонов академической этики, принципов академического письма, позволяет закрепить навык написания письменных работ, сформированный на базовом уровне в процессе школьного обучения. При этом выполняются две задачи, связанные с тренировкой написания исследовательских работ в среде НИУ ВШЭ, а также с оформлением текстов.

Важной чертой данного задания является принцип работы "от противного" - студентам предлагается базовый текст, наполненный смысловым содержанием, в котором присутствует ряд проблемных областей, связанных с нарушением норм академического письма (нарушения структуры работы, отсутствие необходимых в работе частей, грубые ошибки в оформлении ссылочно-сносочного аппарата), стилистических, орфографических, пунктуационных и оформительских ошибок. Студентам ставится задача отредактировать данный текст с целью приведения его в соответствие общим правилам НИУ ВШЭ по подготовке письменных работ.

В процессе выполнения данного задания студентам предоставляются индивидуальные/групповые консультации по ряду вопросов, позволяющие превентивно ликвидировать ряд возникающих проблем.

По итогам выполнения данного задания производится разбор типичных ошибок, допущенных студентами, которые группируются и фиксируются в процессе оценивания, производимого по шести критериям. Данная работа над ошибками способствует минимизации их повторения студентами в будущем.


3. Конструирование индекса:

После прохождения темы по работе с социально политическими показателями и индексами, студентам предлагается попытаться выработать некий индекс по заданной тематике (в 2011-2012 уч.г. предлагался индекс государственности). Задание выдается 4-5 студентам из группы, которые должны будут представить свое видение данного индикатора; остальная часть группы подготавливает свои собственные мнения по данному вопросу и выступает в качестве критиков на презентации.

Задание представляет собой необходимость концептуализации и операционализации исследуемого явления и связанных с ним понятий и категорий. Студенту предлагается выделить основные индикаторы, по которым будет оцениваться исследуемое явление, установить ограничения применимости индекса, а также предложить (тезисно) способы сбора информации.

Данное задание направлено на тренировку навыка по поиску, анализу существующей информации по проблематике, умения агрегировать информацию, критически переосмыслять существующие подходы и концепты, а также представлять полученный результат.

В ходе выполнения данного задания и его представления отрабатывается данный ранее теоретический материал, при этом делается акцент на анализ проблемных областей уже существующих индикаторов, что в будущем будет способствовать пониманию студента возможностей по применимости того или иного индикатора. В задании оценивается в первую очередь содержательная часть, одновременно с фиксацией основных ошибок презентации, которые затем разбираются и переходят в следующее задание.



  1. Групповая презентация

Данное задание является последним в ходе научно-исследовательского семинара первого года и нацелено на отработку навыка представления результатов исследования. Ранее зафиксированные ошибки презентации предыдущего задания разбираются параллельно с объяснением принципов и техник построения презентаций в соответствующей теме.

Студенты разбиваются на группы по 5-7 человек, им предлагается сделать презентацию по мета-проблеме, находящейся в русле тематики политической науки и связанной с материалами курса. При этом студенты самостоятельно распределяют роли в группе, информируя об этом преподавателей, однако данный механизм подразумевает невозможность «сваливания» всех заданий на одного человека, тем самым ликвидируя парадокс «безбилетника» в процессе групповой работы.

В ходе выполнения задания студенты отрабатывают навыки по представлению исследовательских материалов, сбору и анализу информации, групповой работы, а также тайм-менеджмента. На презентацию отводится жестко фиксируемое количество времени, что требует от авторов дополнительной подготовки.

Логика письменных работ также подчинена принципу спирали: требования к работам повышаются с каждым этапом, каждая последующая работа подразумевает проработку ошибок по предыдущей и усложнение структуры.


Развитие семинара в 2012-2013 уч.г.

Развитие НИС в следующем учебном году будет происходить по нескольким направлениям:

  • Техническое. Для НИС будут добавлены лекционные часы (в процессе реструктуризации плана учебной дисциплины в рамках изменения РУП), что позволит более компактно подавать учебный материал и высвобождать большее количество времени для практических занятий.

  • Содержательное. Для следующего учебного года будет разработан комплект учебно-методических материалов, на основе которых студенты в рамках семинаров смогут закреплять пройденные темы, используя данные реальных социально-политических процессов. Также в конце года будет проведен мониторинг, в рамках которого студентам будет предложено отметить наиболее интересные темы, темы, которым следует уделить больше внимания (времени), а также те темы, которые, по оценкам студентов, должны появиться в структуре курса. Все это позволит актуализировать НИС, а также сделать его еще более полезным для студентов.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconМЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий»
структура психологического тренинга и особенности его проведения в учебном процессе

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconНаучно-технический бизнес-план по созданию взрывателей к перспективным видам боеприпасов введение

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconИ. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим
Международная научно-практическая конференция учащихся и педагогов «первые шаги в науку»

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и в Новосибирском...

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconУдивительными открытиями в науке и грандиозным научно-техническим прогрессом ознаменовался XX век, однако научно-технический прогресс в настоящем виде имеет не
Земли и т д. Ясно, что такой путь ведёт в тупик. Нужно принципиальное изменение вектора развития. Биотехнология может внести решающий...

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 02 «Теория и методика обучения и воспитания» (физика) по педагогическим наукам
Теория и методика обучения и воспитания (физика, уровни общего среднего и профессионального образования) является традиционной формой...

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconУчебное пособие Оглавление Оглавление 2 Введение 5 Глава Конфликтология как научно-прикладная отрасль знания 6 Конфликтология как наука 6

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconИрование и организация научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении 39 рекомендуемая литература 53
Ирование и организация научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении 39

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconНаучно ёc образовательный материал

Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» iconОтчет по научно-исследовательской работе



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск