Скачать 162.75 Kb.
|
Научно-исследовательский семинар «Введение в научно-исследовательскую деятельность». Методика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность» (согласно концепции «О новых принципах построения магистерских программ в ГУ-ВШЭ», принятой Ученым Советом НИУ ВШЭ в феврале 2007 г.) Факультет прикладной политологии, кафедра сравнительной политологии (Миронюк М.Г.), кафедра теории политики и политического анализа (Воробьев А.Н.) 1. Основные задачи научно-исследовательского семинара. Основная цель, которая была поставлена при введении в основную образовательную программу Научно-исследовательского семинара — сформировать у студентов базовые компетенции, которые позволят им адаптироваться к университетской среде, то есть объяснению и практическому закреплению исследовательских и аналитических навыков. Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи: Основная задача:
Практические задачи:
2. Порядок организации семинара Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин НИР.00. для программы подготовки бакалавра на факультете прикладной политологии по специальности 030200.62 «Политология». Курс закреплен за кафедрами сравнительной политологии и теории политики и политического анализа. На курс, согласно РУП 2011-2012 уч.г., выделено 54 часа со второго по четвертый модуль включительно, что составляет по одному занятию в неделю для учебной группы. В данной ситуации учебные материалы предлагаются и обсуждаются непосредственно на семинарах в интерактивном режиме, что позволяет фиксировать и корректировать сложные для понимания студентов аспекты. Курс завершается зачетом. Целевой аудиторией являются студенты 1 курса факультета прикладной политологии (профили «Политический анализ» и «Политическое управление»), которые уже начали изучать базовые дисциплины профессионального цикла (Б.3.Б) и базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.Б.). Все материалы курса, а также дополнительные материалы к семинару и оценки по текущему контролю размещаются в системе LMS. Место семинара в цикле учебных дисциплин Научно-исследовательский семинар является одновременно и самостоятельным курсом, и курсом, позволяющим повторить пройденный в рамках основных дисциплин специальности материал, а также закрепить его на практике. Такими дисциплинами для первого года обучения (для профилей «Политический анализ» и «Политическое управление») являются «Категории политической науки» и «Введение в специальность», входящие в базовую часть (Б.3.Б) цикла базовых дисциплин (Б.3.). В ходе проведения научно-исследовательского семинара постоянно используются отсылки к данным курсам, а знания, полученные в рамках базовых курсов, являются фундаментом для дальнейшей работы с источниками. 3. Формы работы на семинаре Научно-исследовательский семинар предполагает использование активных форм обучения и отказ от пассивного освоения студентом однородного учебного материала. В связи с данной установкой было принято решение не использовать единственный учебник в качестве базового. Вместо базового учебника студентам предлагается использование частей следующих монографий и учебных пособий для более глубокого освоения материала, а также для получения справочных сведений:
Основной формой работы на семинарах являются интерактивные презентации учебного материала с параллельным их обсуждением, что позволяет детально прорабатывать наиболее сложные аспекты в осваиваемой теме. Между обсуждением основных, установочных материалов студентам предлагается выполнять задания, связанные с работой, основанной на освоенном материале и прочтении дополнительной литературы. Дополнительными формами работы (не менее важными для выполнения поставленных задач) являются:
Подача материала: Исходя из сформированного плана, научно-исследовательский семинар включает в себя большое количество материала, который является сложным для освоения для студентов первого года. С этой целью и для сохранения у студентов интереса к курсу создана система смешанной подачи материала. Так, в ходе разбора основных тем форма занятий остается интерактивной. При планировании семинара было решено отказаться от классического принципа «выдать литературу — обсудить на семинаре». Вместо этого было решено разнообразить литературу по осваиваемым темам: включить в нее литературу научно-популярного, научно-специального и публицистического характера. Также в ходе обучения студентам предлагались не только позитивные примеры, связанные с рассматриваемой темой, но и негативные, в которых подчеркивались основные ошибки, а также с участием студентов предлагалось данные ошибки исправить. Принцип «обучения от противного» в рамках НИС можно считать достаточно успешным, так как он позволяет превентивно ликвидировать большинство ошибок, допускаемых студентами. Основные изучаемые источники: С момента начала курса студентам представляется для чтения два базовых источника, сопровождающих изучение первых двух тем: «Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории» и «Стратегическая разведка. Основные принципы». Первая книга является учебно-методическим пособием, способствующим пониманию студентами принципов отбора источников и подхода к написанию письменных работ. Вторая монография является более специфической, однако принципы деятельности, описанные в этой книге, способствуют пониманию основных приемов работы с информацией, что крайне важно для аналитиков и людей, занимающихся экспертной деятельностью в сфере политики. На протяжении всего курса его авторами применяются основные положения книги «Революция в обучении», с помощью которых студентам предлагаются техники быстрого освоения большого количества материала (включая т.н. принцип «Умного чтения»), эффективной организации работы и рабочего пространства, тайм-менеджмента. 4. План работы по модулям
NB Представленный тематический план в силу особенностей формата научно-исследовательского семинара является проекцией основных задач, поставленных авторами. В ходе проведения семинара могут требоваться корректировки по времени, так как у определенных групп понимание той или иной темы может занять большее количество времени, при этом сводить семинар исключительно к «начитыванию» материала, либо к обсуждению самостоятельно прочитанного не представляется возможным, так как это нарушит созданный формат. В связи с этим темы, разбираемые на семинаре, могут одновременно входить в несколько описанных разделов, а работа с текстами продолжается на всем протяжении курса. Основными проблемами, разбираемыми в рамках курса, являются:
5. Схема организации семинара Семинар организован по принципу спирали: вначале со студентами разбирается «большая» проблема, происходит выделение ее частей, а затем каждая из них детально прорабатывается. Так, первые занятия посвящены основным принципам работы с информацией. Дальнейшие занятия подразумевают разбор темы прикладного использования информации: в виде работ и исследований. Следующий этап разбора проблемы: понимание типов работ и заданий, с которыми будут сталкиваться студенты в процессе образовательной, научной и исследовательской деятельности. В дальнейшем происходит проработка аспектов этой проблемы на теоретических и прикладных примерах, при этом также освещаются аспекты организации научной и исследовательской работы, что является крайне важным для студентов первого года, так как далеко не всегда студенты имеют цельные знания в ряде затрагиваемых проблем. Сопровождение курса в системе LMS Efront Научно-исследовательский семинар с 2011-2012 уч.г. сопровождается в LMS. В процессе создания курса преподавателем кафедры теории политики и политического анализа Воробьевым А.Н. был успешно пройден дистанционный курс обучения в системе LMS (засчитываемый как курс повышения квалификации). С помощью электронной версии курса студентам предоставляются учебные материалы, необходимая литература, осуществляется коммуникация, а также отражается текущая успеваемость по курсу. Кроме сопровождения курса использование системы LMS позволяет выполнять задачу по выработке навыка написания письменных работ, в ходе которой студенты присылают черновые варианты своих заданий (в т.ч. по текущим курсам), а преподаватели высказывают свои замечания и дают комментарии, которые могут позволить улучшить качество работ, а также позволяют фиксировать типичные ошибки студентов и устранять их. В 2012-2013 году для данного курса будут разработаны электронные контрольно-измерительные материалы, а также будет создана база вопросов, которую возможно будет использовать для тестов по проверке остаточного уровня знаний. 6. Промежуточная отчетность студентов по семинару Текущий контроль студентов На 2011-2012 уч.г. основными элементами текущего контроля студентов являются 4 домашних задания: создание новостного дайджеста, редактирование текста, разработка и презентация концепции типового индекса государственности, а также техническое задание по групповой презентации. Кроме домашних заданий, работа с текстами, выполняемая фактически на всем протяжении курса также позволяет контролировать успеваемость студентов, фиксировать основные проблемные для понимания и усвоения области курса в частности и набора предметов первого года в целом. 7. Руководство семинаром Руководство семинаром осуществляется силами преподавателей двух кафедр, за которыми закреплен курс: к.полит.н., доцент Миронюк М.Г. – кафедра сравнительной политологии, преподаватель Воробьев А.Н. – кафедра теории политики и политического анализа. При этом, несмотря на распределение часов в учебном плане, все семинары проводятся обоими преподавателями. Приложение Письменные работы: 1. Новостной дайджест: Данный тип задания ориентирован на выработку у студентов компетенций по поиску и обработке информации, ее анализу и корректному представлению. Студентам предлагается произвести отбор наиболее значимых новостных поводов, появившихся в СМИ за означенный временной промежуток (1-2 недели), выделить среди них наиболее значимые, а затем сгруппировать данные новости по тематике. В ходе выполнения задания важным требованием является не копирование новостей, а их творческое переосмысление с обязательной фиксацией и детализацией рассматриваемых проблем и упоминаемых персоналий. Формат задания допускает вариативность его исполнения в части подачи новостей и объема задания (может варьироваться от двух до восьми страниц), однако главным требованием выступает компактное изложение событий с раскрытием основных проблем. Данное задание выступает, во-первых, в качестве тренировки навыков, приобретаемых на курсе "Введение в специальность", позволяющих закрепить материалы по теме, связанной с работой политического аналитика, а, во-вторых, в качестве определенной подготовки к теме по реферированию текстов. 2. Редактирование эссе: Данное задание, предлагаемое студентам после прохождения тем, связанных с разбором канонов академической этики, принципов академического письма, позволяет закрепить навык написания письменных работ, сформированный на базовом уровне в процессе школьного обучения. При этом выполняются две задачи, связанные с тренировкой написания исследовательских работ в среде НИУ ВШЭ, а также с оформлением текстов. Важной чертой данного задания является принцип работы "от противного" - студентам предлагается базовый текст, наполненный смысловым содержанием, в котором присутствует ряд проблемных областей, связанных с нарушением норм академического письма (нарушения структуры работы, отсутствие необходимых в работе частей, грубые ошибки в оформлении ссылочно-сносочного аппарата), стилистических, орфографических, пунктуационных и оформительских ошибок. Студентам ставится задача отредактировать данный текст с целью приведения его в соответствие общим правилам НИУ ВШЭ по подготовке письменных работ. В процессе выполнения данного задания студентам предоставляются индивидуальные/групповые консультации по ряду вопросов, позволяющие превентивно ликвидировать ряд возникающих проблем. По итогам выполнения данного задания производится разбор типичных ошибок, допущенных студентами, которые группируются и фиксируются в процессе оценивания, производимого по шести критериям. Данная работа над ошибками способствует минимизации их повторения студентами в будущем. 3. Конструирование индекса: После прохождения темы по работе с социально политическими показателями и индексами, студентам предлагается попытаться выработать некий индекс по заданной тематике (в 2011-2012 уч.г. предлагался индекс государственности). Задание выдается 4-5 студентам из группы, которые должны будут представить свое видение данного индикатора; остальная часть группы подготавливает свои собственные мнения по данному вопросу и выступает в качестве критиков на презентации. Задание представляет собой необходимость концептуализации и операционализации исследуемого явления и связанных с ним понятий и категорий. Студенту предлагается выделить основные индикаторы, по которым будет оцениваться исследуемое явление, установить ограничения применимости индекса, а также предложить (тезисно) способы сбора информации. Данное задание направлено на тренировку навыка по поиску, анализу существующей информации по проблематике, умения агрегировать информацию, критически переосмыслять существующие подходы и концепты, а также представлять полученный результат. В ходе выполнения данного задания и его представления отрабатывается данный ранее теоретический материал, при этом делается акцент на анализ проблемных областей уже существующих индикаторов, что в будущем будет способствовать пониманию студента возможностей по применимости того или иного индикатора. В задании оценивается в первую очередь содержательная часть, одновременно с фиксацией основных ошибок презентации, которые затем разбираются и переходят в следующее задание.
Данное задание является последним в ходе научно-исследовательского семинара первого года и нацелено на отработку навыка представления результатов исследования. Ранее зафиксированные ошибки презентации предыдущего задания разбираются параллельно с объяснением принципов и техник построения презентаций в соответствующей теме. Студенты разбиваются на группы по 5-7 человек, им предлагается сделать презентацию по мета-проблеме, находящейся в русле тематики политической науки и связанной с материалами курса. При этом студенты самостоятельно распределяют роли в группе, информируя об этом преподавателей, однако данный механизм подразумевает невозможность «сваливания» всех заданий на одного человека, тем самым ликвидируя парадокс «безбилетника» в процессе групповой работы. В ходе выполнения задания студенты отрабатывают навыки по представлению исследовательских материалов, сбору и анализу информации, групповой работы, а также тайм-менеджмента. На презентацию отводится жестко фиксируемое количество времени, что требует от авторов дополнительной подготовки. Логика письменных работ также подчинена принципу спирали: требования к работам повышаются с каждым этапом, каждая последующая работа подразумевает проработку ошибок по предыдущей и усложнение структуры. Развитие семинара в 2012-2013 уч.г. Развитие НИС в следующем учебном году будет происходить по нескольким направлениям:
|