Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» icon

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность»





Скачать 299.06 Kb.
НазваниеУчебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность»
Дата конвертации15.03.2013
Размер299.06 Kb.
ТипПояснительная записка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ИНСТИТУТ СЕРВИСА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Кафедра социально-культурной деятельности


В.С. Сидорова


Основы менеджмента


Цикл ОПД.00

Учебная программа

для студентов отделений очного и заочного обучения

специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность»

квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности»


Тюмень, 2007

Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности, протокол № 4 от 29.11.2006

Пояснительная записка

Дисциплина «Основы менеджмента» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства (ГОС) относится к блоку общих профессиональных дисциплин специальности и создает фундамент знаний для всего цикла управленческих дисциплин. Содержание материала по курсу «Основы менеджмента» на основании анализа ГОС и учебной программы разделено на 6 дидактических единиц (разделов).

Дидактические единицы сформулированы таким образом, чтобы сориентировать студентов на формирование современного управленческого мышления, способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в социально-культурных организациях, с использованием современных приемов и средств; а также осознание роли организации в системе национальной экономики. В них отражены теоретико-методологические основы современного менеджмента, технология подготовки и разработки управленческих решений, система основных управленческих процедур, технология организаторской деятельности в социокультурной сфере.

Для достижения поставленной цели программа включает лекции, практические занятия в форме семинаров, деловых игр, дискуссий, анализа конкретных управленческих ситуаций, решения ситуационных задач и использования тестов для контроля полученных знаний. Логика их размещения обусловлена последовательностью изложения общих и частных проблем менеджмента.

Для закрепления знаний, умений и навыков по дисциплине студенты контролируются на промежуточном зачете и итоговом экзамене.

Программа курса на отделении дневного обучения рассчитана на 136 часов, из которых 54 часа отводится на лекции, 16 часов на семинарские занятия и 66 часов – на самостоятельную работу студента.

Программа курса на отделении заочного обучения (5,5 лет) рассчитана на 136 часов, из которых 12 часов – лекции, 4 часов – семинарские занятия и 120 часов – самостоятельная работа студента.

Программа курса на отделении заочного обучения (3,5 лет): 136 часов, 12 часов – лекции, 4 часа – семинарские занятия и 120 часов – самостоятельная работа.

Виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, дискуссии, доклады и сообщения.

Формы отчетности:

ОДО: 5-й семестр – зачет, 6-й семестр – экзамен.

ОЗО (5,5 года): 5-й семестр – зачет, 6-й семестр – экзамен.

ОЗО (3,5 года): 3-й семестр – зачет, 4-й семестр - экзамен.


Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства

Специальность

071401.65 Социально-культурная деятельность

Квалификации

  1. Менеджер социально-культурной деятельности

02. Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель.

ОПД.00 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.00. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ОПД.Ф.04. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Теоретико-методологические основы современного менеджмента. Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности. Общее и особенное в социокультурном менеджменте. Основные составляющие социокультурного управления: цели, задачи, структура, функции, принципы, методы, нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение, механизмы внедрения, общепрофессиональные, региональные, муниципальные, учрежденческие модели.

Технология подготовки и разработки управленческих решений. Функции решения в организации деятельности. Типология управленческих решений. Основные условия их эффективности. Анализ альтернатив и выбор управленческих решений. Сущность и особенности менеджмента.

Система основных управленческих процедур. Подбор и расстановка кадров. Разработка организационных нормативов. Распределение обязанностей и доведение заданий до исполнителей. Принцип делегирования полномочий. Основные способы и правила стимулирования активности исполнителей. Система контроля исполнения. Особенности менеджмента в работе с волонтерами. Роль и место в системе управленческой деятельности процессов социокультурного прогнозирования, планирования и проектирования. Анализ и обобщения накопленного опыта с целью корректировки социокультурной деятельности и выхода на новый уровень управления ее развитием.

Технология организаторской деятельности в социокультурной сфере. Общее понятие об организаторской деятельности специалиста социокультурного профиля. Организационные отношения как специфический объект социального регулирования. Организаторская деятельность и организаторские способности. Основные качества и свойства личности организатора. Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности. Специфика организаторской работы с персоналом, активом, посетителями досуговых центров.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Основы менеджмента»

для студентов дневной формы обучения

Темы занятий

лекции

семинар.

самост.раб.

Введение. Предмет и задачи курса.

2

0

0

Раздел 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления.

0

0

0

Теоретико-методологические основы современного менеджмента.

0

2

4

Типы менеджмента.

2

0

6

Цели и задачи менеджмента.

2

0

6

Система менеджмента.

4

0

2

Методы менеджмента.

2

0

4

Раздел 2. История развития менеджмента.

0

0

0

Периодизация в истории менеджмента. Характеристика древнего и индустриального периодов.

2

0

2

Характеристика школ управления с середины 19 в. до 60-х годов 20 в.

4

0

4

Теория и практика управления в России.

2

0

6

Проблемы и перспективы развития менеджмента на современном историческом этапе.

2

0

4

Современные подходы к формированию менеджмента.

2

0

4

Раздел 3. Функции менеджмента.

0

0

0

Планирование как функция менеджмента.

2

0

4

Организация взаимодействия в системе менеджмента.

2

0

4

Мотивация деятельности в менеджменте.

4

0

4

Координация и контроль в системе менеджмента.

2

0

0

Принятие решений в менеджменте.

4

4

2

Раздел 4. Интеграционные процессы в менеджменте.

0

0

0

Инновации в системе менеджмента.

2

2

2

Социокультурный менеджмент.

2

2

4

Раздел 5. Технология организаторской деятельности в социокультурной сфере.

0

0

0

Деятельность менеджеров в сфере культуры.

4

2

2

Организационная культура и этика менеджмента.

4

2

0

Раздел 6. Национально-исторические особенности и модели менеджмента.

4

2

2

ИТОГО: 136

54

16

66


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Основы менеджмента»

для студентов заочной формы обучения

Темы занятий

лекции

семинар.

самост.раб.

Введение. Предмет и задачи курса.

1

0

20

Раздел 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления.

0

0

2

Теоретико-методологические основы современного менеджмента.

1

1

4

Типы менеджмента.

0

0

10

Цели и задачи менеджмента.

0

0

10

Система менеджмента.

1

0

6

Методы менеджмента.

0

0

10

Раздел 2. История развития менеджмента.

0

0

0

Периодизация в истории менеджмента. Характеристика древнего и индустриального периодов.

0

0

10

Характеристика школ управления с середины 19 в. до 60-х годов 20 в.

1

0

10

Теория и практика управления в России.

1

0

6

Проблемы и перспективы развития менеджмента на современном историческом этапе.

0

1

8

Современные подходы к формированию менеджмента.

0

0

10

Раздел 3. Функции менеджмента.

0

0

4

Планирование как функция менеджмента.

1

0

4

Организация взаимодействия в системе менеджмента.

1

0

4

Мотивация деятельности в менеджменте.

0

0

4

Координация и контроль в системе менеджмента.

0

0

4

Принятие решений в менеджменте.

1

1

4

Раздел 4. Интеграционные процессы в менеджменте.

0

0

4

Инновации в системе менеджмента.

1

0

4

Социокультурный менеджмент.

1

0

4

Раздел 5. Технология организаторской деятельности в социокультурной сфере.

0

0

0

Деятельность менеджеров в сфере культуры.

1

1

6

Организационная культура и этика менеджмента.

0

0

4

Раздел 6. Национально-исторические особенности и модели менеджмента.

1

0

4

ИТОГО: 136

12

4

156


Программа курса «Основы менеджмента»

Раздел 1. Менеджмент как вид деятельности и система управления

Тема 1.1. Теоретико-методологические основы современного менеджмента

Управление в деятельности человека. Потребность в управлении как сознательном воздействии для достижения целей. Парадигмы управления. Выделение управления в отдельную область деятельности. Содержание управленческой деятельности. Выделение управления в отдельную область знаний. Понятие «управление» и «менеджмент».

Тема 1.2. Типы менеджмента

Менеджмент как управление социально-экономическими системами. Менеджмент как процесс и область деятельности. Категории типологического анализа при выделении основных типов менеджмента. Применение типологии менеджмента в практике управления.

Тема 1.3. Цели и задачи менеджмента

Понятие цели и задачи менеджмента. Взаимосвязь целей и задач. Структура цели и методология ее разработки. Отличие цели менеджмента от целей организации. Дерево целей и дерево функций. Правила построения дерева целей.

Тема 1.4. Система менеджмента

Понятие системы менеджмента. Организация как объект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристика организаций. Внешняя и внутренняя среда организации. Компоненты внешней среды: среда прямого и косвенного воздействия. Компоненты внутренней среды: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации. Анализ организационной среды и его значение для эффективного управления.

Тема 1.5. Методы менеджмента

Взаимосвязь методов управления. Организационно-правовые методы. Административные методы. Экономические методы. Социально-психологические методы.


Раздел 2. История развития менеджмента.

Тема 2.1. Периодизация в истории менеджмента. Характеристика древнего и индустриального периодов.

Характеристика некоторых вариантов периодизации истории менеджмента. Основные этапы развития идей менеджмента. Первые формы управления организацией совместного труда в первобытнообщинном строе. Управление государственным хозяйством в древних цивилизациях. Характеристика индустриального периода. Разделение труда как один из главных принципов производственных процессов, предполагающих дифференциацию и специализацию трудовой деятельности. Заслуга А. Смита в развитии идей управления. Практические эксперименты по управлению текстильной фабрикой Р. Оуэна. Переворот в практике и теории управления, осуществленный Ч. Бэббиджем. Значение индустриального периода для развития менеджмента.

Тема 2.2. Характеристика школ управления с середины 19 в. до 60-х годов 20 в.

Период систематизации (1856-1960 гг.). Деятельность школы научного управления (1885-1920 гг.). Вклад в развитие менеджмента Ф. Тейлора, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет. Характеристика основополагающих идей теории Ф. Тейлора. Система взглядов на рациональную организацию труда Г. Эмерсона.

Основные идеи административной (классической) школы (1920-1950 гг.). Принципы управления А. Файоля. Анализ воззрений на менеджмент Л. Гьюлика, Л. Урвика, Д. Муни, А. Райли. Значение разработок А. Файоля и его последователей для развития менеджмента.

Концепция человеческих отношений. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. Характеристика школы поведенческих наук, ее постулаты.

Основные направления деятельности школы науки управления (С. Герберт, Дж. Марч, Х. Райфа, Д. Форрестер, С. Черчмен и др.). Значение теорий школы науки управления для совершенствования методологии менеджмента.

Тема 2.3. Теория и практика управления в России

Развитие системы управления хозяйственной жизнью в России до 19 века (А. Л. Ордин Нащокин, И. Т. Посошков, М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов). Вклад в развитие научного управления С. Ю. Витте. Значение идей П. А. Столыпина для становления управления в России.

Социально-экономическая ситуация в России начала 20 века. Идеи системного подхода в работах А. А. Богданова. Совершенствование теории и практики организации труда А. К. Гастевым. Основные положения работ О. А. Ерманского.

Своеобразие системы управления производством в 30-е годы 20 века. Мероприятия по совершенствованию форм и методов хозяйствования во второй половине 50-х-60-х гг. Теория и практика управления в России 70-х-80-х годов.

Особенности российского бизнеса на современном этапе. Своеобразие российского менеджмента.

Тема 2.4. Проблемы и перспективы развития менеджмента на современном историческом этапе

Сущность теории 7 S (Т. Питерс и Р. Уотермен, Р. Паскаль), составляющие этой теории. Достоинства и недостатки этой теории. Идеи теории Z У. Оучи. Теория хаоса (Д. Глик), ее основные положения.

Интеграция новых подходов к менеджменту. Перспективы развития менеджмента.

Тема 2.5. Современные подходы к формированию менеджмента

Функциональный подход в управлении и выделение основных функций управления. Взаимосвязи функций управления. Распределение функций в организации, их влияние на процессы управления. Факторы, влияющие на распределение функций.

Сущность системного подхода. Закрытые и открытые системы. Организация культуры как открытая система. Взаимодействие открытых систем. Методы системного подхода: системный анализ и декомпозиция функций.

Сущность ситуационного подхода. Понятие ситуации. Принципы ситуационного подхода и использование его в практике управления. Классификации ситуаций. Использование ситуационного подхода в принятии решений.


Раздел 3. Функции менеджмента

Тема 3.1. Планирование как функция менеджмента

Сущность, функции и выгоды планирования. Виды планирования. Стратегическое планирование как основа успешной деятельности организации. Этапы процесса планирования: разработка миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, ее реализация, оценка стратегии. Тактическое планирование. Оперативное планирование. Роль и место в системе управленческой деятельности процессов социокультурного прогнозирования, планирования и проектирования. Анализ и обобщение накопленного опыта с целью корректировки социокультурной деятельности и выхода на новый уровень управления ее развитием.

Тема 3.2. Организация взаимодействия в системе менеджмента

Понятие функции организации. Делегирование, ответственность и полномочия. Система основных управленческих процедур. Разработка организационных нормативов. Сущность организационного проектирования. Характеристика элементов организационного проектирования. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой: органические и механистические организации. Типы организационных структур по взаимодействию подразделений: линейно-функциональные, дивизиональные, матричные и проектные организации. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком: индивидуалистские и корпоративные организации.

Тема 3.3. Мотивация деятельности в менеджменте

Сущность мотивации. Содержание основных понятий мотивации – потребности, мотивы, вознаграждение, степень удовлетворения, стимулы, мотивирование. Первоначальные концепции мотивации и современные подходы к мотивированию.

Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория К. Альдерфера, теория Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф, Герцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория постановки целей Э. Локка, комплексная модель Портера-Лоулера.

Формирование мотивационного механизма активизации деятельности в системе менеджмента. Основные способы и правила стимулирования активности исполнителей. Подбор и расстановка кадров. Распределение обязанностей и доведение заданий до исполнителей.

Тема 3.4. Координация и контроль в системе менеджмента

Сущность процесса координации. Понятие взаимозависимости подразделений организации. Виды координации: превентивная, устраняющая, регулирующая, стимулирующая. Сущность и необходимость контроля в управлении организацией. Виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля. Система контроля исполнения.

Тема 3.5. Принятие решений в менеджменте

Понятие управленческого решения. Классификации решений. Процесс принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Модели принятия решений. Причины использования моделей в менеджменте. Методы принятия решений.


Раздел 4. Интеграционные процессы в менеджменте

Тема 4.1. Инновации в системе менеджмента

Понятие интеграции и интеграционных процессов в менеджменте. Понятие коммуникаций. Роль коммуникаций в управлении. Виды и средства коммуникаций. Влияние формальных и неформальных коммуникаций на управление. Информационные технологии управления. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности. Аспекты инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы. Цель, задачи, функции инновационного менеджмента. Содержание процесса управления инновациями.

Тема 4.2. Социокультурный менеджмент

Общее и особенное в социокультурном менеджменте. Основные составляющие социокультурного управления: цели и задачи, структура, функции, принципы, методы, нормативная база, информационное и ресурсное обеспечения, механизмы внедрения, общефедеральные, региональные, муниципальные, учрежденческие модели. Особенности менеджмента в работе с волонтерами.


Раздел 5. Технология организаторской деятельности в социокультурной сфере

Тема 5.1. Деятельность менеджеров в сфере культуры

Общее понятие об организаторской деятельности специалиста социокультурного профиля. Организационные отношения как специфический объект социального регулирования. Организаторская деятельность и организаторские способности. Основные качества и свойства личности организатора. Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности. Специфика организаторской работы с персоналом, активом, посетителями досуговых центров.


Тема 5.2. Организационная культура и этика менеджмента

Понятие этики бизнеса. Организационные меры, позволяющие повысить этичность поведения руководителей и сотрудников. Понятие организационной культуры. Основные теории организационной культуры. Элементы организационной культуры. Внимание к корпоративной культуре в организациях культуры. Кодекс деловой этики.

Раздел 6. Национально-исторические особенности и модели менеджмента

Инфраструктура американского менеджмента. Конкурентоспособность и лидерство американского менеджмента. Факторы эффективности американского менеджмента. Специфика японского менеджмента. Тотальный менеджмент качества. Особенности формирования европейской модели менеджмента.


Планы семинарских занятий для студентов ОДО, 6 семестр


Тема 3.5 Принятие решений в менеджменте

1. Природа и характеристика управленческого решения.

2. Классификации решений.

3. Модели принятия решений.

4. Процесс принятия решения.

Литература:

1. Кхол, Й. Эффективность управленческих решений / пер. с чешск. – М. : Прогресс, 1975.

2. Глушенко, В. В. Разработка управленческого решения / В. В. Глушенко, В. И. Глушенко. – Железнодорожный : ТОО НПЦ «Крылья», 1997.

3. Карданская, Н. Л. Принятие управленческих решений. – М. : ЮНИТИ, 1999.

4. Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений. – М. : Логос, 2002.

5. Литвак, Б. Г. Разработка управленческих решений. – М. : Дело, 2002.

6. Михайлов, В. И. Как принимать решения : учебное пособие. – СПб. : Химера, 1999.

7. Пейдж, А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. – М. : Дело, 1996.

8. Планкетт, Л. Выработка и принятие управленческих решений / Л. Планкетт, Г. Хейл. – М. : Экономика, 1984.

9. Ременников, В. Б. Разработка управленческих решений. – М. : ЮНИТИ, 2000.


Тема 4.1 Инновации в системе менеджмента

1. Понятие интеграции и интеграционных процессов в менеджменте. Понятие коммуникаций.

2. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности. Аспекты инновационного менеджмента.

3. Этапы развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

4. Содержание процесса управления инновациями.

Литература:

1. Гунин, В. Н. Управление инновациями / В. Н. Гунин, В. П. Баранчеев, В. А. Устинов, С. Ю. Ляпина. – М. : ИНФРА-М, 1999.

2. Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 327 с.

3. Косалс, Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов / Л. Я. Косалс. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. – 287с.

4. Лапин, Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Социальные факторы нововведений в организационных системах / Н. И. Лапин. – М., 1980.


Тема 4.2 Социокультурный менеджмент

1. Общее и особенное в социокультурном менеджменте.

2. Основные составляющие социокультурного управления: цели и задачи, структура, функции, принципы, методы, нормативная база, информационное и ресурсное обеспечения.

3. Особенности менеджмента в работе с волонтерами.

Литература:

1. Пул, Дж. Когда менеджмент приносит деньги. Руководство для учреждений культуры разных стран / Джиллиан Пул, СПб., 1999. – 108с.

2. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы // Сборник статей. М., 2000. – 85с.

3. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. 2-е изд., испр. И доп. – СПб. : Лань, 2003. – 528с.

4. Социальный менеджмент: Учебник / под ред. Д. В. Валового. – М. : ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999. – 384 с.


Тема 5.1 Деятельность менеджеров в сфере культуры

1. Общее понятие об организаторской деятельности специалиста социокультурного профиля.

2. Организаторская деятельность и организаторские способности.

3. Основные качества и свойства личности организатора. Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности.

4. Специфика организаторской работы с персоналом, активом, посетителями досуговых центров.

Литература:

1. Бреддик, У Менеджмент в организации / У. Бреддик. – М. : ИНФРА – М, 1997. – 344 с.

2. Виханский, О.С. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Изд-во МГУ, 1995. – 416 с.

3. Дизель, П. М. Поведение человека в организации: Пер. с англ. / П. М. Дизель, Р-У. Мак-Кинли. – М. : Изд-во МГУ, 1995. – 416 с.

4. Молл, Е. Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. Пособие / Е. Г. Молл. – М. : Финансы и статистика, 1998. – 160 с.

5. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : ЗАО 2Бизнес – Школа: «Интел-Синтез», 1997. – 327 с.


Тема5.2 Организационная культура и этика менеджмента

1. Понятие организационной культуры.

2. Основные теории организационной культуры.

3. Элементы организационной культуры. Внимание к корпоративной культуре в организациях культуры.

4. Кодекс деловой этики.

Литература:

1. Льюис, Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. / под ред. П. Н. Шихирева. АНХ при Правительстве РФ. – М. : Дело, 1999.

2. Козлов, В. Д. Управление организационной культурой / В. Д. Козлов. – М. : Наука, 1990. – 124 с.

3. Корниенко, В. И. Команда: формирование, управление, эффективность: Как создать команду в организации или на предприятии и управлять ею: Учеб. Пособие / В. И. Корниенко. – Пермь : Зап-Урал. Ин-т экономики и права, 1999. – 272 с.

4. Максименко, А.А. Организационная культура: системно-психологические описания. / А. А. Макстменко. – Кострома : КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003.

5. Организационная культура: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 174 с.

6. Родин, О.А. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность / О. А. Родин. // Менеджмент, № 7, 1998, С. 69.

7. Рютингер, Р. Культура предпринимательства: Пер. с нем. / Р. Рютингер. – М. : ЭКОНОМ, 1992. – 240 с.


Раздел 6. Национально-исторические особенности и модели менеджмента

1. Инфраструктура американского менеджмента. Конкурентоспособность и лидерство американского менеджмента. Факторы эффективности американского менеджмента.

2. Специфика японского менеджмента. Тотальный менеджмент качества.

3. Особенности формирования европейской модели менеджмента.

Литература:

1. Грейсон, Д. Американский менеджмент на пороге 21 века. / Д. Грейсон, О. К. Дейл. – М. : Экономика, 1991.

2. США: государство, человек, экономика (региональные аспекты) / под ред. Л. Ф. Лебедевой. – М. : Анкил, 2001.

3. Фостер, Р. Обновление производства. Атакующие выигрывают. – М. : Прогресс, 1987.

4. История менеджмента: Учебное пособие / под ред. Д. В. Валового. – М. : ИНФРА – М, 1997.

5. Корицкий, Э. Б. Научный менеджмент. Российская история. / Э. Б. Корицкий, Г. В. Нинциева, В. Х. Шетов. – СПб., М. : Питер, 1999.

6. Каору, И. Японские методы управления качеством. / И. Каору. – М. : Экономика, 1988.

7. Ловрет, Ф. Дж. Путь и Сила. Секреты японской стратегии. / Ф. Дж. Ловрет. – Киев. : София, 2000.

8. Морита, А. Сделано в Японии. История фирмы СОНИ. / А. Морита. – М. : Прогресс, Универс, 1993.

9. Волков, А. М. Швеция: социально-экономическая модель. / А. М. Волков. – М. : Мысль, 1991.

10. Льюис, Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. / под ред. П. Н. Шихирева. АНХ при Правительстве РФ. – М. : Дело, 1999.


Вопросы к зачету для студентов очного и заочного отделения

по предмету «Основы менеджмента»

1. Выделение управления в отдельную область знаний. Понятие «управление» и «менеджмент».

2. Менеджмент как управление социально-экономическими системами.

3. Применение типологии менеджмента в практике управления.

4. Понятие цели и задачи менеджмента. Взаимосвязь целей и задач. Правила построения дерева целей.

5. Организация как объект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристика организаций.

6. Компоненты внешней среды организации: среда прямого и косвенного воздействия. Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации.

7. Компоненты внутренней среды организации: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. Анализ организационной среды и его значение для эффективного управления.

8. Взаимосвязь методов управления.

9. Периодизация в истории менеджмента. Характеристика древнего и индустриального периодов.

10. Деятельность школы научного управления (1885-1920 гг.). Вклад в развитие менеджмента Ф. Тейлора, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет.

11. Основные идеи административной (классической) школы (1920-1950 гг.). Принципы управления А. Файоля.

12. Концепция человеческих отношений. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. 13. Характеристика школы поведенческих наук, ее постулаты.

14. Основные направления деятельности школы науки управления (С. Герберт, Дж. Марч, Х. Райфа, Д. Форрестер, С. Черчмен и др.). Значение теорий школы науки управления для совершенствования методологии менеджмента.

15. Социально-экономическая ситуация в России начала 20 века. Идеи системного подхода в работах А. А. Богданова. Совершенствование теории и практики организации труда А. К. Гастевым. Основные положения работ О. А. Ерманского.

16. Особенности российского бизнеса на современном этапе. Своеобразие российского менеджмента.

17. Современные подходы к формированию менеджмента (функциональный подход, системный подход, ситуационный подход).

18. Закрытые и открытые системы. Организация культуры как открытая система. Взаимодействие открытых систем.

19. Планирование как функция менеджмента. Виды планирования. Тактическое планирование. Оперативное планирование.

20. Этапы процесса планирования: разработка миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, ее реализация, оценка стратегии.

21. Понятие функции организации.

22. Делегирование, ответственность и полномочия.

23. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой: органические и механистические организации.

24. Типы организационных структур по взаимодействию подразделений: линейно-функциональные, дивизиональные, матричные и проектные организации.

25. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком: индивидуалистские и корпоративные организации.

26. Сущность мотивации. Содержание основных понятий мотивации – потребности, мотивы, вознаграждение, степень удовлетворения, стимулы, мотивирование. Первоначальные концепции мотивации и современные подходы к мотивированию.

27. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория К. Альдерфера, теория Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф, Герцберга.

28. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория постановки целей Э. Локка, комплексная модель Портера-Лоулера.

29. Основные способы и правила стимулирования активности исполнителей. Подбор и расстановка кадров. Распределение обязанностей и доведение заданий до исполнителей.

30. Координация и контроль как функции в системе менеджмента.


Вопросы к экзамену

по предмету «Основы менеджмента»

1. Выделение управления в отдельную область знаний. Понятие «управление» и «менеджмент».

2. Менеджмент как управление социально-экономическими системами. Применение типологии менеджмента в практике управления.

3. Организация как объект управления. Формальные и неформальные организации. Характеристика организаций.

4. Компоненты внешней среды организации: среда прямого и косвенного воздействия. Влияние внешней среды на внутреннюю среду организации.

5. Компоненты внутренней среды организации: цели, задачи, люди, технологии, структура управления. Анализ организационной среды и его значение для эффективного управления.

6. Взаимосвязь методов управления.

7. Деятельность школы научного управления (1885-1920 гг.). Вклад в развитие менеджмента Ф. Тейлора, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет.

8. Основные идеи административной (классической) школы (1920-1950 гг.). Принципы управления А. Файоля.

9. Концепция человеческих отношений. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. Характеристика школы поведенческих наук, ее постулаты.

10. Идеи системного подхода в работах А. А. Богданова. Совершенствование теории и практики организации труда А. К. Гастевым. Основные положения работ О. А. Ерманского.

11. Современные подходы к формированию менеджмента (функциональный подход, системный подход, ситуационный подход).

12. Закрытые и открытые системы. Организация культуры как открытая система. Взаимодействие открытых систем.

13. Планирование как функция менеджмента. Виды планирования. Тактическое планирование. Оперативное планирование.

14. Этапы процесса планирования: разработка миссии и целей организации, оценка и анализ внешней среды, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, ее реализация, оценка стратегии.

15. Понятие функции организации.

16. Типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой: органические и механистические организации.

17. Типы организационных структур по взаимодействию с человеком: индивидуалистские и корпоративные организации.

18. Сущность мотивации. Содержание основных понятий мотивации – потребности, мотивы, вознаграждение, степень удовлетворения, стимулы, мотивирование. Первоначальные концепции мотивации и современные подходы к мотивированию.

19. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория К. Альдерфера, теория Д. МакКлелланда, теория двух факторов Ф, Герцберга.

20. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория постановки целей Э. Локка, комплексная модель Портера-Лоулера.

21. Основные способы и правила стимулирования активности исполнителей. Подбор и расстановка кадров. Распределение обязанностей и доведение заданий до исполнителей.

22. Координация и контроль как функции в системе менеджмента.

23. Принятие решений в менеджменте. Классификации решений.

24. Процесс принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

25. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности.

26. Общее и особенное в социокультурном менеджменте. Особенности менеджмента в работе с волонтерами.

27. Общее понятие об организаторской деятельности специалиста социокультурного профиля. Организационные отношения как специфический объект социального регулирования.

28. Организаторская деятельность и организаторские способности. Основные качества и свойства личности организатора.

29. Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности. Специфика организаторской работы с персоналом, активом, посетителями досуговых центров.

30. Понятие организационной культуры. Основные теории организационной культуры. Элементы организационной культуры.

31. Инфраструктура американского менеджмента. Конкурентоспособность и лидерство американского менеджмента.

32. Специфика японского менеджмента. Тотальный менеджмент качества.


Список литературы

1. Алиев, Е. Г. Организационное поведение : учебное пособие / Е. Г. Алиев, С. В. Дохолян. – Махачкала : ИПЦ Даггосуниверситета, 1998.

2. Акофф, Р. Ф. Планирование будущего корпорации. – М. : СИРИН, 2002.

3. Алдер, Г. Практика эффективного использования времени – СПб. : Питер,2002.

4. Аникин, Б. А. Высший менеджмент для руководителя : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2000.

5. Архангельский Г. Организация времени : от личной эффективности в развитии фирмы. – СПб. : Питер, 2003.

6. Баркер, А. Как еще лучше … управлять людьми / пер. с англ. В. Кашникова. – М. : ФАИР-Пресс, 2002.

7. Бекман, А. Самоменеджмент : Искусство овладения повседневностью : – М. : Духовное познание, 2002.

8. Белокопытов, Ю. Н., Исследование личности менеджера : много уровневый подход / Ю. Н. Белокопытов, Г. В. Панасенко. // ЭКО. – №2. –2003.

9. Берд, П. Тайм – менеджмент : Планирование и контроль временем. – М. : ФАИР – ПРЕСС, 2003.

10. Бильманн, В. Основы управления предприятием / В. А. Антонов. – М. : ТЕИС, 2002.

11. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент. – М. : Экономическая школа, 2004.

12. Бурлачук, Л. Ф., Володина, Н. П. Психологическая оценка человека в организации // ЭКО. – 2003. – №2.

13. Бэгьюли, Ф. Управление проектом. – М. : ГРАНД-ФАИР, 2002.

14. Васильев, В. П. Управление в строительстве / В. В. Васильев, Ю. П. Панибратов, С. Д. Резник, В. А. Хитров. – 2-е изд. – М. : АСВ, СПб. : СПб ГАСУ, 2001.

15. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учебное пособие. – М. : ИНФРА–М, 2003.

16. Веснин, В. Р. Менеджмент для всех. – М. : ЮристЪ, 2004.

17. Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник. – М. : Ин-т международного права и экономики : Пирамида ЛТД, 1997.

18. Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумова. – 3-е изд. – М. : Гардарика, 1998.

19. Васильева, В. Н. Организация делопроизводства и персональный менеджмент / В. Н. Васильева, Г. С. Желнинский. – М. : Вузовский учебник, 2004.

20. Васильченко, В. Г. Современная система управления предприятием. _ М. : Бизнес – школа «Интел – синтез», 2003.

21. Виханский, О. С. Стратегическое управление. – М. : Экзамен, 2003.

22. Волдайцев, С. В. Оценка бизнеса: управление стоимостью предприятия. – М. : Гардарика, 2003.

23. Галькович, Р. С. Основы менеджмента / Р. С. Галькович, В. И. Набоков. – М. : ИНФРА – М, 1998.

24. Герчикова, и. Н. Менеджмент. – М. : ЮНИТИ, 1994.

25. Голубков, Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – №1.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconУчебной дисциплины сд. Ф " Методика преподавания философии " специальность (направление) 030101 по вопросам и критериям оценки контрольных работ для студентов очного и заочного отделений философского факультета

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconВопросы к государственному экзамену по специальности «Психология» для студентов очного и заочного отделения
Специфика житейского, обыденного и научного психологического знания. Принципы научной психологии

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методическое пособие и задания для студентов дневного и заочного отделений специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии" Тамбов  Издательство  тгту  2003

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Финансы и кредит

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа по дисциплине специализации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 08. 01. 09
Программа предназначена для преподавателя и студента. Она призвана обеспечить единую методику изложения и изучения основных теоретических...

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Философия» для специальности 050400 «Социально-экономическое образование» профиль: «Политология» по циклу гсэ. Ф. 10

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconФилософия практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения бгуир минск 2005 удк 1 (075. 8) Ббк 87 я 73 ф 56
Философия: Практикум для студентов заочного, вечернего и дистанционного обучения бгуир / Сост. Л. Н. Александрова, И. Ф. Габрусь,...

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Основы философии» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальностям...

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconБазовая учебная программа курса "функциональная биохимия" Для студентов специальности 1 31 01 01 «Биология»

Учебная программа для студентов отделений очного и заочного обучения специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очно-заочной формы обучения магистерской программы направления



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск