Скачать 210.96 Kb. |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к изучению курса «История зарубежной литературы 17-18 веков» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) РОСТОВ-НА-ДОНУ 2005 Методические указания разработаны профессором кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Забабуровой Н.В. Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 5 от 23 мая 2005 года. Ответственный за выпуск - Гайбарян О.Е. Введение История зарубежной литературы 17-18 в.в. представляет особую сложность для студентов. Для успешного овладения этим курсом требуется достаточно глубокое знакомство не только с историко-литературным материалом, но и с развитием философии и эстетики в европейских странах. Необходимо также составить общее представление об историческом развитии Европы в данную эпоху. Восприятие многих художественных текстов оказывается весьма поверхностным без этой общей подготовки. Поэтому, приступая к работе над курсом, студент должен представлять себе основные этапы исторического развития Европы 17-18 в.в. и главные события эпохи. Задача данных методических указаний состоит в том, чтобы помочь студенту разобраться в сложном материале курса, направить его внимание на изучение наиболее важных теоретических проблем в каждом разделе программы, указать основные пособия и критические работы по главным темам. В конце каждого раздела предлагается список контрольных вопросов, которые войдут в экзаменационные билеты. В конце пособия имеется список художественных текстов, которые обязан прочитать студент по данному курсу. Хрестоматия рекомендуется сверх этого списка. Материал, помещенный в хрестоматии, может расширить представление о своеобразии историко-литературного процесса в западноевропейских странах 17-18 вв. При работе над художественными текстами и критической литературой рекомендуется делать выписки, которые могут оказать существенную помощь при повторении пройденного материала перед экзаменом. Изучая курс зарубежной литературы 17-18 вв., студент может пользоваться следующими учебными пособиями: История зарубежной литературы 17 века / Под ред. Неустроева В., Самарина Р.М. - М., 1974. История зарубежной литературы 17 века / Под ред. Плавскина З.И. - М., 1987. Пуришев Б.И. Хрестоматия по западноевропейской литературе 17 века. - М., 1987. Мокульский С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. - ч.1. - М., 1953. Хрестоматия по зарубежной литературе 18 века. Т. 1-2 / Под ред. Пуришева Б.И. - М., 1973. История зарубежной литературы 18 века. /Под ред. Плавскина З.И. - М., 1988. История зарубежной литературы 17 века / Под ред. М.В.Разумовской. - М.,1999. История зарубежной литературы 18 века / Под ред. Л.В.Сидорченко. - М., 1999. 1 Общая характеристика развития европейских литератур в 17 веке Литературный процесс в Европе в 17 веке отличается очень большой сложностью и противоречивостью. 17 век является эпохой, обозначившей переход от Возрождения к Просвещению, и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление позиций феодально-католической реакции , и это вызвало кризис ренессансного гуманизма, с наибольшей силой выраженный в искусстве барокко. Барокко как стиль формируется не только в литературе, но и в живописи, музыке. Как литературное течение барокко обладает целым рядом общих мировоззренческих и художественных принципов. В основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека. Существо слабое и хрупкое, человек, как полагали писатели барокко, обречен блуждать в трагическом хаосе жизни. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит литературу барокко к аскетическим религиозным идеалам. Барокко создает элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели барокко, стремясь выразить идею дисгармонии в самой образной системе произведения, увлекаются смысловыми и живописными контрастами. Наиболее яркое воплощение принципы барокко нашли в творчестве великого испанского драматурга П.Кальдерона. В европейском барокко складываются два течения - высокое и низовое, или демократическое, барокко. Элитарным идеям, возвышенной риторике высокого барокко, представленного театром П.Кальдерона, поэзией Л. де Гонгоры, Д. Донна, пасторальным и галантно-героическим романом, низовое барокко противопоставляет стиль комического бурлеска, во многом сознательно пародирующий возвышенную образность (наиболее ярко данные тенденции выразились в плутовском романе 17 века). Другим литературным направлением 17 века стал классицизм, получивший особый расцвет во Франции. Необходимо помнить, что истоки классицизма уходят в эстетику Возрождения, создавшую культ античности как средоточия художественного идеала. Классицизм отразил подъем национального самосознания французского общества. В первой трети 17 века во Франции происходит становление абсолютной монархии, которая приводит к ликвидации феодальных междоусобиц и образованию единого централизованного государства. Этот исторически прогрессивный процесс создает объективные предпосылки для развития классицизма. Глубокое воздействие на эстетку классицизма оказали идеи Р.Декарта, создателя рационалистической философской школы. В своем развитии классицизм 17 века прошел два основных этапа. В первой половине 17 века он утверждал высокие идеи гражданственности и героизма, что нашло отражение в политических трагедиях П. Корнеля. Во второй половине 17 века, после трагических событий Фронды, в классицизме углубляются трагические мотивы. Классицизм создал стройную эстетическую теорию, которая получила завершенное воплощение в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Классицисты разработали нормативную теорию искусства, включающую четкую дифференциацию «высокого» и « низкого», строгие жанровые и стилевые каноны. Рационалистическая установка определила концепцию человека, особенности конфликта в классицистических произведениях. Вместе с тем классицисты отстаивали принцип «подражания природе», «разумного правдоподобия», что позволило им воссоздать в своих произведениях типические черты общественной жизни 17 века Литература 17 век в мировом литературном развитии. - М., 1969 История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения 17-18 в.в. - М., 1964 Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.. 1967 Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. - М., 1968 Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала 17 века. - М.,1967 Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М., 1977 1.1 Испанская литература 17 века В 17 веке Испания становится центром Контрреформации в Европе. Испанский абсолютизм в союзе с церковью начинает ожесточенные гонения на свободомыслие. Тяжелая политическая ситуация сопровождается глубоким экономическим кризисом Испании. Поэтому здесь раньше всего обнаруживается кризис ренессансного мироощущения. Уже в начале 17 века в испанской литературе начинают звучать мотивы барокко, развиваются поэтические школы, в которых разрабатываются философско-эстетические основы нового литературного направления: культеранизм, или культизм(Л. Де Гонгора) и консептизм (Б.Грасиан), выражающие эстетику высокого барокко. Низовое барокко в Испании ярко представлено плутовским романом (Ф.Кеведо). К закату клонится «золотой век» испанской драмы. С наибольшей глубиной исторический перелом, переживаемый Испанией, выразился в творчестве выдающегося испанского драматурга П. Кальдерона (1600-1681). Театр Кальдерона отразил столкновение ренессансной и барочной традиций. Ренессансные традиции, реализм и демократизм нашли воплощение в драме Кальдерона «Саламейский алькальд», написанной на закате «золотого века». Но особую славу Кальдерону приносят его философские драмы, наиболее значительная из которых - «Жизнь - это сон». В этом произведении Кальдерона остро сталкиваются две концепции человека - ренессансная и барочная. Эволюция творчества П. Кальдерона знаменует углубление барочных традиций в испанской литературе 17 века. После 1650 года Кальдерон окончательно оставляет светский театр и переходит к жанру религиозно-аллегорических драм (аутос сакраменталес). Литература Игнатов С.С. Испанский театр 16-17 в.в. - М.; Л., 1939 Балашов Н.И. Новые аспекты истории испанской драмы позднего Возрождения // Литература эпохи Возрождения. - М., 1967 Томашевский Н. Традиции и новизна. Заметки о литературе Испании и Италии. - М., 1981 Балашов Н.И. Испанская классическая драма. - М., 1975 1.2 Французская литература 17 века Французская литература 17 века делится на два больших периода, историческим рубежом между которыми были события Фронды, обнаружившие перелом в развитии французской государственности. В первый период (1600-1640) происходит резкое размежевание двух литературных направлений. Прогрессивные тенденции общественного развития, стремление нации к централизации и объединению выражает ранний классицизм в лице поэта Ф.Малерба и основоположника французской классической трагедии П.Корнеля. В «Сиде» и «Горации» П. Корнеля нашли отражение главные общественные конфликты современности. Классицизму с его гражданским патриотическим пафосом противостоит в этот период литература французского барокко, во многом выражающая настроения феодальной оппозиции. В пасторальном («Астрея» д’Юрфе) и галантно-героическом романе (романы Ла Кальпренеда, М.де Скюдери) развивается преимущественно любовно-психологическая проблематика, а идеям гражданственности противостоит идея личной рыцарской доблести. В этот период начинает формироваться и низовой барочный роман, обычно включающий пародию на роман «высокий» («Комическая история Франсиона», «Экстравагантный пастушок» Ш.Сореля). Обе линии барочного французского романа продолжаются и во второй половине 17 века. В период Фронды, в обстановке ожесточенной борьбы за власть и все более растущего недовольства социальных низов, начинается новый этап творчества П.Корнеля, так называемая «вторая манера». Культ монарха как воплощения государственной идеи сменяется у Корнеля картиной кровавых схваток за престол, эгоистических вожделений (трагедия «Родогуна»). Вместе с тем усиливаются демократические тенденции в творчестве драматурга (трагедия «Никомед»). Второй этап развития французской литературы 17 века отражает нарастающий кризис французского абсолютизма, разочарование в гражданских идеалах, вдохновлявших ранних классицистов. Это находит свое выражение в растущем социальном критицизме, в появлении пессимистических настроений. В этот период происходит формирование новых жанров классицистической литературы. Ж.Расин (1639-1699) является создателем жанра психологической трагедии. Он достигает невиданной до сих пор глубины и тонкости в изображении сложной душевной борьбы своих героев (трагедии «Андромаха», «Федра»). Ж.-Б. Мольер создал новый жанр «высокой комедии», соединив традиции народной комедии с художественными открытиями французского трагического театра. Мольер - создатель проблемной комедии, где нашли свое отражение актуальные социальные конфликты и их типы. В творчестве Мольера обнаруживается стремление выйти за рамки классицизма, углубление реалистических тенденций («Дон Жуан»). Во второй половине 17 века во Франции формируются прозаические жанры классицизма, хотя они не получили какого-либо эстетического обоснования в программном трактате Н.Буало. Речь идет об афористике (Б.Паскаль, Ф.де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер) и психологическом романе, создательницей которой явилась мадам де Лафайет (роман «Принцесса Клевская»). Литература Гриб Б.Р. Избранные работы. - М., 1956 Мокульский С.С. Расин - Л., 1940 Сигал Н. Корнель. - М.;Л., 1957 Разумовская М.В. Ларошфуко, автор «Максим». - Л., 1971 Обломиевский Д. Французский классицизм.- М.., 1968 Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедиию - М., 1967 Забабурова Н.В. Творчество Мари де Лафайет. - Ростов н/Д, 1985 1.3 Английская литература 17 века Первая половина 17 века отмечена в Англии расцветом поэзии барокко, представленной прежде всего школой поэтов-метафизиков. Одним из наиболее талантливых поэтов этого направления, открывшим новые горизонты европейской поэзии нового времени, был Джон Донн (1572 - 1631), с творчеством которого рекомендуется познакомиться студентам. Решающее воздействие на развитие английской литературы 17 века оказала английская буржуазная революция (1640 - 1650). Она проходила под религиозными пуританскими лозунгами, что определило специфику художественной мысли эпохи. Главное внимание при изучении английской литературы 17 века следует уделить творчеству Д.Мильтона (1608 - 1674). Выдающийся революционный публицист, Мильто отразил в своих поэмах актуальнейшие политические конфликты современности. Его поэма «Потерянный рай» представляет собой попытку социально-философского осмысления развития мира и человечества в целом. В художественном мире поэмы органически соединяются барочные и классицистические тенденции, на что необходимо обратить внимание при ее анализе. Литература Аникст А. История английская литературы. - М., 1956 Самарин Р.М. Творчество Д.Мильтона. - М., 1964 Горбунов А.Н. Поэзия Джона Донна ,Бена Джонсона и их младших современников // Английская лирика первой половины 17 века. - М., 1989. Контрольные вопросы
2 Общая характеристика развития европейских литератур 18 века 18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения: общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения. В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения. Литература Проблемы Просвещения в мировой литературе. - М., 1969 Кузнецов В.Н. Французский материализм 18 века. - М., 1981 Момджан Французское Просвещение 18 века. - М., 1983 Кузнецов В.Н.,Мееровский Б.Б., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия 18 века. - М., 1986. 2.1 Английская литература 18 века Историческое своеобразие английского Просвещения определяется тем, что оно развивалось в стране, где уже произошла буржуазная революция. Поэтому в нем можно выделить два направления: консервативное, буржуазно-охранительное, представители которого стремились идеализировать буржуазные отношения (Д. Дефо, С. Ричардсон), и критическое, радикальное направление, внутри которого формируется отрицательное отношение к буржуазному прогрессу и укрепляются гуманистические демократические тенденции (Д. Свифт, Г. Фильдинг). Для английской литературы 18 века характерен прежде всего жанр романа, развитие которого проходило под глубоким воздействием философских идей материалистического сенсуализма (Д.Локк). Сенсуализм открывает роль опыта в познании, разрушает декартовскую теорию врожденных идей. Отсюда интерес писателей к изучению социальной среды как мощного фактора, формирующего характер человека (Д. Дефо, Г. Фильдинг). Это художественное открытие английского просветительского романа вступает в известное противоречие с присущим просветителям представлением о человеческой природе как неизменном универсальном начале, что создает так называемую двойную мотивировку в реализме 18 века. Во второй половине 18 века, когда особенно обостряются все общественные противоречия, в Англии формируется сентиментализм, в котором явственно ощущается критическое отношение к буржуазному прогрессу (Д.Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, Л. Стерн). Глубокое воздействие на сентиментализм оказали философские идеи идеалистического сенсуализма (Д. Юм), на что следует обратить внимание при изучении данной темы. В конце 18 века кризис просветительских идей находит отражение в предромантизме (Г. Уолпол, М. Льюис). Литература Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. - М., 1966 Кеттл А. Введение в историю английского романа. - М., 1966 Аникст А. Даниэль Дефо . - М., 1957 Дубашинский И. «Путешествия Гулливера» Д. Свифта. - М., 1969 Елистратова А. Генри Фильдинг. - М., 1954 Соколянский М. Творчество Генри Фильдинга . - Киев, 1975 Муравьев В.С. Путешествие с Гулливером. - М., 1972 Колесников Б. Роберт Бернс. - М., 1967 2.2 Французская литература 18 века Французское Просвещение развивалось в условиях революционного подъема. Его историческим итогом явилась французская буржуазная революция ( 1789 - 1794). Это определяет его особенности: боевой гражданский пафос, политический радикализм, демократизм. Первый этап в развитии французского Просвещения ( 1700 - 1750 ) представлен прежде всего фигурами Монтескье и Вольтера - некоронованного короля европейских просветителей. Вольтер принадлежит к так называемому умеренному течению во французском просветительстве. Некоторая компромиссность положительной программы Вольтера выразилась в его деизме и в теории просвещенной монархии. В творчестве Монтескье и Вольтера формируется особый жанр - философский роман ( повесть), иллюстрирующий феномен слияния философии и беллетристики, характерный для эпохи Просвещения. В первой половине 18 века во французской литературе развиваются преимущественно два литературных направления - классицизм, продолжающий художественные традиции 17 века, и рококо. Рококо, как и барокко 17 века, становится более или менее универсальным художественным стилем, охватывая сферу изобразительного (А . Ватто), орнаментального и литературного искусства. Для рококо характерен отказ от высокой героики и патетики, интерес к частным реалиям жизни, в особенности к психологическим, стремление разрушить эстетический барьер между высоким и низким через открытие сокровенной поэзии частной жизни. Стиль рококо отличался изящной утонченностью, иронией, глубокой детализацией жизненных реалий . В русле рококо развивался французский роман первой половины 18 века, представленный блестящей плеядой писателей: Мариво, Кребийоном, аббатом Прево. Роман Прево «Манон Леско» является одним из ярчайших образцов французского рококо. Второй этап развития французского Просвещения (1750 - 1789) отразил обострение классовых противоречий, определившее предреволюционную ситуацию во Франции В это время формируется радикальное течение во французском просветительстве, представленное прежде всего Д. Дидро и Ж. - Ж. Руссо. Студенту необходимо познакомиться с философскими воззрениями указанных авторов, что позволит глубже понять художественно - философский смысл их произведений. В этот период на первый план выходит сентиментализм, представленный прежде всего творчеством Ж. - Ж. Руссо. В то же время необходимо иметь в виду углубление реалистических тенденций во французской литературе данного периода ( Д.Дидро, П. Бомарше), что связано с усиливающимся воздействием художественного опыта английской просветительской литературы. Литература Кузнецов В.Н. Французский материализм 18 века. - М., 1981 Державин К. Вольтер. - М., 1946 Гриб В.Р. Избранные работы. - М., 1962 Барская Т. Дени Дидро. - М., 1962 Гачев Д., Эстетические взгляды Д. Дидро. - М., 1958 Финкельштейн Е. Бомарше. - М.; Л. , 1957 Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760-х годов. - Днепропетровск, 1996. 2.3 Немецкая литература 18 века В эпоху Просвещения перед Германией стояла насущная общественно-политическая задача - необходимость объединения страны, ликвидация многовековой феодальной раздробленности, тормозившей социально-экономическое и культурное развитие страны. Эта задача во многом определила пафос деятельности немецких просветителей. Мы не найдем в Германии этой эпохи сложившейся революционной идеологии, в политических и социально-философских теориях немецких просветителей ощущается умозрительность, отвлеченность. Вместе с тем немецкое Просвещение предлагает развернутую гуманистическую программу и создает предпосылки для формирования и расцвета немецкой национальной культуры. Немецкое просветительское движение зарождается в середине 18 века, и первый его этап связан с деятельностью выдающегося немецкого драматурга Г. Лессинга. Эстетика Лессинга носит новаторский характер. В «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» он по существу утверждал принципы реалистического искусства, которым он следовал в своих драматических произведениях. Второй этап немецкой просветительской литературы связан с деятельностью «штюрмеров» (1770-1780 - е годы), выдвинувших широкую антифеодальную программу. Штюрмерство продолжило литературные традиции европейского сентиментализма. К этому течению принадлежат ранние драмы Шиллера(«Разбойники», «Коварство и любовь») и роман Гете «Страдания молодого Вертера». Третий этап немецкого Просвещения принято называть «веймарским», так как центром культурной жизни Германии конца 18 века становится Веймар - место жительства главы немецкого Просвещения И.Гете. В веймарский период Шиллер и Гете преодолевают идеи бунтарства, характерные для штюрмерского периода, и обосновывают новую теорию искусства - «веймарский классицизм», отразивший возникший в эту эпоху в Германии культ античной культуры. Эстетическая программа веймарского классицизма нашла воплощение в работах Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» и « Письма об эстетическом воспитании человека». Гете и Шиллер приходят к идеям переустройства жизни путем эстетического воспитания человека. Круг идей веймарского классицизма отразился в драматургии Шиллера 1790 - х гг., в романе Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера». Своеобразным итогом развития немецкого ( и европейского в целом ) Просвещения стала великая трагедия Гете «Фауст», в которой писатель в обобщенной форме представил духовные искания человечества и выразил гуманистическую веру в торжество человеческого разума. Литература Неустроев В. Немецкая литература эпохи Просвещения. - М., 1962 Тронская М. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. - М., 1965 Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л.,1972 Асмус В. Немецкая эстетика 18 века. - М., 1963 Фридлендер Г. Лессинг. - М., 1957 Лозинская Л. Шиллер. - М., 1960 Чечельницкая Г. Шиллер. - М.; Л., 1959 Абуш А., Величие и трагедия немецкого гения. - М., 1964 Шиллер Ф. Фридрих Шиллер. - М., 1955 Вильмонт Н. Гете. - М., 1959 Волков И. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. - М., 1970 Аникст А. «Фауст» Гете. - М., 1980. Контрольные вопросы
Художественные тексты Кальдерон П. Саламейский алькальд. Жизнь - это сон. Донн Д. Лирика Мильтон Д. Потерянный рай. Корнель П. Сид. Гораций. Расин Ж. Андромаха. Британник. Федра. Мольер Ж.-Б. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Мещанин во дворянстве. Буало Н. Поэтическое искусство. Ларошфуко Ф. Максимы. Лафайет М. Принцесса Клевская Дефо Д. Робинзон Крузо. Свифт Д. Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Скромное предложение. Фильдинг Г. История Тома Джонса. Томсон Д. Времена года Юнг Э. Ночные думы Грей Т. Элегия, написанная на сельском кладбище. Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Жизнь и мнения Тристрама Шенди (1 на выбор). Бернс Р. Стихотворения. Монтескье Ш. Персидские письма (для филологов) Прево А. Манон Леско Вольтер. Кандид. Простодушный. Орлеанская девственница. Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. О драматической литературе . Руссо Ж.- Ж. Юлия ,или новая Элоиза. Рассуждение о происхождении неравенства между людьми. Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. Лессинг Г. Эмилия Галотти. Минна фон Барнхельм. Гамбургская драматургия. Лаокоон. Шиллер. Лирика. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Письма об эстетическом воспитании человека. Гете Лирика. Страдания молодого Вертера. Фауст. |