Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель icon

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель





Скачать 141.63 Kb.
НазваниеРабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель
В.Н. Фадеева
Дата конвертации15.03.2013
Размер141.63 Kb.
ТипКурсовая
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИДО

_______________ С.И. Качин


«____»_____________2010 г.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА



Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования


Составитель В.Н. Фадеева



Семестр

9

10

Лекции, часов

2

8

Лабораторные занятия, часов







Практические занятия, часов




8

Курсовая работа, часов







Контрольные работы




1

Самостоятельная работа, часов




126

Формы контроля




Экзамен











Издательство

Томского политехнического университета

2011


УДК 65


Психология лидерства и руководства: рабочая программа, метод. указ. и контр. задания для студентов, обучающихся по спец. 080505 «Управление персоналом» ИДО / сост. В.Н. Фадеева; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.– 10 с.


Рабочая программа, методические указания и контрольные задания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры философии «____» ____________ 2010 года, протокол № ____.


Зав. кафедрой философии,

профессор, доктор философских наук _____________ А.А. Корниенко


Аннотация

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Психология лидерства и руководства» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом». Данная дисциплина изучается в двух семестрах.

Приведено содержание основных тем дисциплины, указаны темы практических занятий. Приведены варианты заданий для контрольных работ. Даны методические указания по выполнению контрольных работ.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание учебной дисциплины «Психология лидерства и руководства» направлено на формирование активной жизненной позиции, развитие методологической культуры в сфере научно-исследовательской и управленческой деятельности в области психологии лидерства. Цель курса – помочь студенту овладеть необходимым объемом знаний и навыков в области психологии лидерства и руководства, и обеспечить (совместно с материалами других учебных курсов) его подготовку к эффективному выполнению данной функции в месте его будущей работы. Образовательный процесс строится с использованием компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, диалектического метода с целью формирования профессиональных и научных компетенций, развития креативного мышления. Реализация данной рабочей программы направлена на решение следующих задач: формирование научного мировоззрения, методологической культуры и представления об особенностях психологии лидерства; раскрыть значение конфликтологии в аспекте лидерских функций; показать принципы эффективного взаимодействия индивида и общества; обозначить понятие лидерства и определить личностные факторы, способствующие успешности в бизнесе. В результате обучения студенты должны знать основы психологии лидерства, историю зарождения и развития психологии лидерства, основные подходы к явлению лидерства в психологии: их основные сходства и различия, функции лидера в современном обществе, базовые критерии эффективной работы лидера, понятие креативности, правила peak experience. При изучении курса предусматривается рассмотрение актуальных зарубежных и отечественных теоретических концепций лидерства, постоянное соотнесение теоретических концепций с практикой; сравнительное использование опыта западных организаций, советских предприятий и современного российского бизнеса. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Технология обучения ориентирована на развитие самостоятельного мышления студентов в отношении освоения и использования основных концепция лидерства. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Базой успешного освоения курса в методическом плане является освоение методического аппарата, которым снабжен данный учебный курс, его литература.


2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Роль лидера в современном обществе (2 часа)

Междисциплинарная функция психологии лидерства и ее роль в системе наук о менеджменте и деловом администрировании. Функция лидера в современном обществе. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития. Роль лидера в условиях глобализации рынка. Принципы эффективного взаимодействия человека и системы: самореализация и взаимная функциональность.

2.2. Основные концепции лидерства (2 часа)

История зарождения и развития психологии лидерства. Виды подходов к явлению лидерства в психологии: их основные сходства и различия. Концепции лидерства. Типология лидерства. Лидерство и руководство. Качества и функции руководителя. Стили управления (демократический, либерально-анархический, непоследовательный, ситуативный).

2.3. Базовые предпосылки эффективной работы лидера (2 часа)

Базовые компоненты фигуры лидера. Этапы становления лидера. Лидерские качества бизнесмена. Фундаментальные принципы этики лидера. Психическая структура человека. Концепции направленности и интенциональности. Понятие креативности. Личностные предпосылки креативности. Критерий пропорциональности. Креативность в бизнесе. Межличностная коммуникация: сновидения, семантическое поле, принципы их эффективного использования. Критерий проверки точности принимаемого решения. Стрессы и управление эмоциональным состоянием.

2.4. Управление конфликтами. (2 часа)

Понятие и природа конфликтных ситуаций в организации. Типология конфликтов. Основы управления конфликтом. Этапы разрешения конфликта. Основные параметры конфликтного поведения в структурной модели конфликта.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематика практических занятий

3.1.1. Концепции лидерства. (2 часа)

  1. Предвоенные годы: теория черт лидерства (лидерство как неформальный феномен и как руководство), исследование стилей лидерства, принципы изучения «жизненного пространства» личности.

  2. Послевоенные теории: ситуационный подход, теория перцептивной активности последователей, теория личностного аспект лидерства, харизма лидера, вероятностная модель эффективности лидерства: трансформационная парадигма, трансакционистская парадигма.

3.1.3. Механизмы выдвижения в лидеры (2 часа)

  1. Имплицитная теория лидерства.

  2. Психологическая концепция обмена: (обмен в контексте трансакционистского подхода к лидерству; обмен как проявление «идиосинкразического кредита»; ценностный обмен)

  3. Этапы становления лидера.

  4. Лидерские качества бизнесмена.

  5. Роль лидера в условиях глобализации рынка.

3.1.3. Уровни информационного обмена между людьми. (2 часа)

  1. Межличностная коммуникация: сновидения, семантическое поле, принципы их эффективного использования.

  2. Фундаментальные принципы этики лидера.

  3. Психическая структура человека.

  4. Принципы эффективного взаимодействия человека и системы: самореализация и взаимная функциональность.

3.1.4. Базовые предпосылки эффективной работы лидера (2 часа)

  1. Понятие креативности. Личностные предпосылки креативности.

  2. Понятие peak experience (наполненного режима), пути достижения и основополагающие принципы поддержания этого состояния.

  3. Критерий проверки точности принимаемого решения.

  4. Лидерство как фактор личностного роста и движущая сила социального и предпринимательского развития.

4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

4.1. Общие методические указания

Контрольная работа является формой закрепления и контроля теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом во время изучения данной дисциплины.

При написании контрольной работы обязательно использование дополнительной литературы и Интернет-ресурсов. Ответ на каждый вопрос пишется 14 шрифтом, с 1,5 интервалом, в конце должен быть указан список использованных источников. Ответ должен быть полным, в соответствии с поставленными вопросами. Обязательно указывать вариант и фамилию.

Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента.


А

Б

В

Г

Д

Е, Ж

З, И

К

Л

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Н

О

П

Р

С

Т,У

Ф,Х

Ц,Ч

Ш,Щ

Э,Ю,Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.2. Варианты контрольных заданий и методические указания

Контрольная работа включает в себя два задания. Первое задание носит исследовательский характер и направлено на выявление лидера в коллективе. Проведите социометрическое исследование в группе (группой может быть любое объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, например рабочий коллектив, или связанных системой отношений, например друзья, члены семьи и т.д.) для выявления «социометрических позиций» по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый», выявите внутригрупповые подсистемы, во главе которых, могут быть свои неформальные лидеры.

Начиная исследования, необходимо помнить о правилах социометрического исследования:

  • взвешивать его возможные последствия для людей;

  • получить добровольное и осознанное согласие участников,

  • удостовериться, что никому не грозит наказание в случае отказа от участия,

  • соблюдать личные права и достоинство участников;

  • гарантировать защиту участников от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;

  • гарантировать конфиденциальность информации об участниках;

Проведя социометрическое исследование и выявив формальных и неформальных лидеров, проанализируйте, совпали ли роли формального и неформального лидера в группе, проведите сравнительный анализ лидерской позиции с точки зрения соответствия критериям лидерства или руководства. Проводя анализ, ориентируйтесь на следующие параметры:

  • содержание понятий лидерство и руководство,

  • причины возникновения: спонтанно как следствие взаимодействия людей, или официальное назначение, либо избрание;

  • характер функционирования;

  • социальная роль: субъект групповых норм и ожиданий или посредник социального контроля и власти;

  • регламентация деятельности: морально-психологическими нормами совместной деятельности или соответствующим правовым обеспечением;

  • режим внешних связей: ограничен внутригрупповыми отношениями или представляет группу во вне;

  • стабильность: менее стабильное, подверженное перепадам во мнениях и настроениях или более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях.

Определите стиль лидерства (либеральный, демократический, авторитарный), какой механизм использовался для выдвижения в лидеры (имплицитная теория лидерства, психологическая концепция обмена: обмен в контексте трансакционистского подхода к лидерству, обмен как проявление «идиосинкразического кредита», ценностный обмен).

Вторым заданием является описание основных лидерских качеств одного из выдающихся людей:

  • дать характеристику личностным качествам лидера,

  • определить стиль лидерства, проиллюстрировав его примерами,

  • определить механизм выдвижения в лидеры,

  • выявить основные способы эффективности.


Варианты контрольных работ.


Вариант 1. Александр Македонский.


Вариант 2. Петр 1.


Вариант 3. Георгий Жуков.


Вариант 4. Иосиф Сталин.


Вариант 5. Уинстон Черчилль


Вариант 6. Франклин Рузвельт.


Вариант 7. Александр Суворов.


Вариант 8. Владимир Ленин.


Вариант 9. Наполеон Бонапарт.


Вариант 10. Гай Юлий Цезарь.


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Литература обязательная

  1. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией Пер. с англ. М. Бауэр - М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 198 с.

  2. Бинни Дж. Практическое лидерство Пособие для обыкновенных героев Дж. Бинни - М.: Претекст 2008, 314 с.

  3. Бэкингем М. Шаг к успеху: успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех Пер. с англ. М. Бэкингем - М.: Вильямс 2007, 288 с.

  4. Герзон М. Лидерство через конфликт: Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности М. Герзон Пер. с англ. П. Миронова Серия: Книги Стокгольмской школы экономики - М.: Манн, Иванов и Фербер 2008., 340 с.

  5. Действенное лидерство Пер. с англ. Серия: Идеи, которые работают - М.: Альпина Бизнес Букс 2008., 186 с.

  6. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации С. Иванова Серия: 65.0 - М.: Альпина Бизнес Букс 2008., 278 с.

  7. Кови Стивен Лидерство, основанное на принципах С. Кови Пер. с англ. П. Самсонова - М.: Альпина Бизнес Букс 2009., 302 с.

  8. Лидерство Пер. с англ. А. Лисицыной Серия: Классика Harvard Business Review - М.: Альпина Бизнес Букс 2006., 258 с.

  9. Питерс Том Лидерство Т. Питерс Пер. с англ. М. Ермакова Серия: Основы - СПб.: Стокгольмская школа экономики 2006., 160 с.

5.2. Литература дополнительная

  1. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Пер. с англ. Д. Гоулман - М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 301 с.
  2. Корпоративная культура и лидерство Пер. с англ. Серия: Дайджест McKinsey- М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 160 с.


  3. Коттер Дж. Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века Пер. с англ. Д. Коттер - М.: Альпина Бизнес Букс 2007, 254 с.

  4. Маак Т. Ответственное лидерство Пер. с англ. Т. Маак - М.: Альпина Бизнес Букс 2008, 321 с.

  5. Максвелл Д. Лидерство Советы на каждый день Дж. Максвелл Пер. с англ. С. Э. Борич - Минск: Попурри 2009, 400 с.

  6. Максвелл Дж. Лидерство. 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми Пер. с англ. Д. Максвелл - Минск: Попурри 2006, 367 с.

  7. Фридман С. Совершенное лидерство. Как достичь баланса без помощи тренера Пер. с англ. С. Фридман Серия: Путь лидера - М.: Юрайт 2009, 251 с.

  8. Шеффер Б. Простое лидерство Б. Шефер, Б. Грундль Пер. с нем. С. Э. Борич - Минск: Попурри 2008, 175 с.


5.3. Web -ресурсы


Учебное издание


ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА



Рабочая программа, методические указания и контрольные задания


Составитель

ФАДЕЕВА Вера Николаевна


Рецензент

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии

М.А. Макиенко

Редактор С.В. Ульянова


Компьютерная верстка Т.И. Тарасенко


Отпечатано в Издательстве ТПУ в полном соответствии
с качеством предоставленного оригинал-макета



Подписано к печати . Формат 60×84/16. Бумага «Снегурочка».
Печать Xerox. Усл.печ.л. 1,16. Уч.-изд.л. 1,05.

Заказ . Тираж экз.



Национальный исследовательский
Томский политехнический университет

Система менеджмента качества

Томского политехнического университета сертифицирована

NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2008



. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.

Тел./факс: 8(3822)56-35-35, www.tpu.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения на базе среднего специального образования по специальности 1-50 02 01 «Конструирование и технология изделий из кожи»

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 260103 «Технология мяса и мясных изделий» 3 курс

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ для студентов, обучающихся по заочной форме по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» 2012 г
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Салаватский индустриальный колледж»

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Мурманск

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних специальных учебных заведений по специальности 110201 «Агрономия» г. Пугачев 2008 г

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» испециальности 080507 «Менеджмент организации всех форм обучения Псков

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа по специальности 1806 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» 2006

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников зооинженерного факультета

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Павлодар

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом» Института дистанционного образования Составитель iconМетодические указания и контрольные задания для студентов- заочников по специальностям: 0201 «Правоведение»



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск