Экзаменационные вопросы по курсу «Стратегический менеджмент»
Сущность и и задачи стратегического менеджмента. Основные понятия и категории стратегического менеджмента. Предпосылки перехода в управлении к концепции стратегического менеджмента. Становление стратегического менеджмента и характеристика основных этапов его развития. Перспективы развития стратегического управления. Признаки стратегичности и нестратегичности в управлении. Сравнительная характеристика оперативного и стратегического управления. Структура стратегического менеджмента. Основные этапы стратегического менеджмента и их характеристика. Анализ среды функционирования организации и его элементы. Контактные аудитории фирмы в стратегическом менеджменте и их характеристика. Типы контактных аудиторий и их характеристика. Основные факторы среды косвенного воздействия и их значение в стратегическом менеджменте. Основные элементы внутренней среды организации и их роль в стретегическом менеджменте. Понятие и основные этапы стратегического планирования. Классификация подходов к планированию. Критерии оценки эффективности планирования и их характеристика. Основные фазы планирования и их характеристика. Основные этапы стратегического планирования и их характеристика. Основные функции стратегического планирования и их характеристика. Миссия организации как центральное понятие стратегического менеджмента. Сравнительный анализ подходов к определению стратегии. Классификация стратегий организации. Диверсификация и ее возможности для осуществления стратегической деятельности. Структура и элементы корпоративной стратегии. Структура и компоненты деловой стратегии. Функциональные стратегии. Операционные стратегии. Стратегия лидерства по издержкам. Стратегия широкой дифференциации. Стратегия оптимальных издержек. Стратегия фокусирования. Стратегия для новых и быстро растущих отраслей. Конкурентная стратегия для зрелой отрасли. Стратегия в условиях стагнации и спада. Стратегия для конкуренции в раздробленных отраслях. Стратегии для международных рынков. Стратегические альянсы. Стратегии для лидеров и фирм на вторых ролях. Стратегия для слабого бизнеса и кризисных ситуаций. Методы разработки стратегии организации. Источники стратегических идей и их характеристика. Стили управления и их значение в стратегческом менеджменте. Основные принципы и приемы выработки оптимальных стратегий. Проблема равновесия стратегической и текущей ориентации фирмы. Пути преодоления противоречий между стратегическим и оперативным управлением. Общая характеристика организации стратегического управления в организации. Организационноые вопросы обеспечения стратегического планирования. Система двойного управления и ее характеристика. Контроль и поощрение стратегий. Двойное финансирование как способ защиты стратегической деятельности. Двойная структура и ее формирование. Проблемы институционализации стратегической деятельности. Возможности прменения BCG-матрицы в стратегическом менеджменте. Основные правила стратегического поведения управляющих. Основной план стратегического развития и его структура. Рекомендации по выбору степени институционализации. Особенности выполнения стретегии как стадии стратегического управления. Задачи стадии выполнения стратегии. Функции высшего руководства в рамках стратегической деятельности. Стратегические изменения. Стили проведения изменений. Изменение организационной структуры. Основные мероприятия по управлению изменениями. Стратегический контроль: основные вопросы. Требования к информации в рамках системы стратегического контроля. Основные показатели в системе стратегического контроля, их характеристика и способы определения. Основные подходы к построению систем измерения и отслеживания в стратегическом контроле. Методы сравнения и оценки результатов в системе стратегического контроля. Рекомендации по организации проведения корректировки по результатам стратегического контроля.
к.э.н., доцент А.З.Гасанов |