Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида icon

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида





Скачать 62.35 Kb.
НазваниеИспользование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида
Дата конвертации11.03.2013
Размер62.35 Kb.
ТипДокументы
Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида


Мазурек В.В. – учитель информатики, зам. директора по ИКТ

ГОУ С(К)ОШ (VII вида) № 561 Калининского района, Санкт-Петербург


Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий (ИКТ), которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.

В образовании стали широко использоваться компьютеры, поэтому можно говорить о компьютерной технологии обучения [2].

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Целями компьютерных технологий прежде всего считаются:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • индивидуальное максимально возможное для каждого ребенка усвоение материала

  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

  • подготовка личности “информационного общества”.

При использовании ИКТ обучение – это общение ребенка с компьютером под руководством учителя. К достоинствам технологии относятся:

  • принцип адаптивности – приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка: возможно изменение темпа, внесение исправлений в работу,

  • диалоговый характер обучения.

  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

  • поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителю или книгу);

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

  • индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

Как мы ежедневно убеждаемся, компьютеры играют все большую роль в жизни школьников. Большинство учащихся нашей школы имеют дома компьютер. Но далеко не все родители умеют на нем работать, или хотя бы знают, как можно применить его с пользой для ребенка. К сожалению, для многих компьютер в доме – это дорогая игрушка, которая способна отнять у ребенка время, здоровье и желание учиться. Поэтому для родителей желательно поддерживать контакт со школьным учителем или хотя бы проконсультироваться с ним о том, какие задания ребенок может выполнять дома, сколько времени проводить перед экраном, какую пользу для развития ребенка можно извлечь из компьютера и как уберечь его от возможного вреда.

В нашей школе VII вида компьютерный класс функционирует с 1992 года и сферы применения ИКТ с каждым годом расширяются.

Из перечисленных выше вариантов применения ИКТ используются первый и второй.

Традиционно в школе применяется “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

Помимо решения задач, имеющих непосредственное отношение к ИКТ, скачала в кружке «Занимательный компьютер», а затем и на уроках информатики, используются возможности компьютераа для закрепления материала, пройденного на других уроках. Это дает возможность ребенку как бы под другим углом зрения взглянуть на знакомый материал, что способствует его усвоению.

Так, начиная с 4 класса, когда в кружке дети осваивают текстовый редактор Word, они набирают упражнения из учебника русского языка или чтения. Тексты красочно оформляются на компьютере с использованием картинок, которые могут быть заранее подготовлены учителем или найдены под руководством учителя в Интернете.

В более старших классах учащиеся выбирают и оформляют на компьютере свои любимые стихи, сочинения, предварительно проверенные учителем литературы. К праздникам на кружках они готовят поздравительные открытки учителям, родителям, друзьям. Для оформления открыток в классе имеется коллекция красочных рамок и картинок, образцов оформления.

На уроках информатики в 7-9 классах значительное место отводится математическим понятиям. В 7 классе вводится понятие «компьютерные координаты». В качестве упражнений используются рисунки, подготовленные совместно с математиками. В 8 классе при изучении презентаций учащиеся составляют презентацию на тему «Свойства геометрических фигур». В 9 классе к при изучении темы «Электронные таблицы» осуществляется закрепление темы «Прогрессии», учащиеся строят графики функций, вспоминая, как это выполняется на уроках алгебры.

К окончанию 9 класса ИКТ используются для выполнения творческих работ по курсу истории и культуры Санкт-Петербурга. Для итоговой аттестации по биологии и истории выпускники готовят рефераты и презентации на компьютере.

ИКТ используется в нашей школе и по II варианту, т.е. в качестве основной, определяющей, наиболее значимой технологии.

Примером такого применения компьютера может служить среда ЛогоМиры [3], которая используется и в младших классах для развития творческого воображения детей при составлении рисунков, и в старших – для изучения темы «Алгоритмизация» в 7 классе и даже для знакомства с простейшим программированием в 8 классе.

В среде ЛогоМиры можно строить простейшие программные модели. Это могут быть как рисунки, выполненные по командам, так и красочные анимации. Уроки и кружковые занятия с использованием среды ЛогоМиры пользуются у детей разного возраста неизменным успехом.

Такие работы полезны не только для усвоения учебного материала, но и для творческого самовыражения детей. Кроме того, анимационные проекты можно наполнить определенным смыслом, преследующим воспитательные цели, например, оформить экологическую рекламу.

Использование ИКТ как монотехнологии (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) – дело ближайшего будущего. Такие возможности предоставляет, например, «Школа Кирилла и Мефодия», выпускающая диски по различным предметам школьного курса. Работа в этой системе организована таким образом, что учащиеся осваивают новый материал, выполняют задания и проходят проверку знаний в диалоге с компьютером.

Следует еще раз подчеркнуть, что использование ИКТ стимулирует саморазвитие учащихся. Обучение в этих случаях превращается в творческий процесс, производится в диалоге с компьютером при поддержке и консультации учителя. Ученик получает индивидуальное задание по своим возможностям и работает в своем темпе.

Компьютерный класс подключен к сети Интернет. Поскольку у многих учащихся доступ к Интернет имеется дома, пришлось большое внимание уделить разъяснениям, что Интернет является не только развлечением, но и источником знаний. В классе установлены фильтры, запрещающие доступ к ряду сайтов. Выход учащихся в сеть разрешается при наличии задания от учителя. Поиском в Интернет учащиеся интенсивно пользуются при подготовке проектов по предметам естественно-научного цикла, по литературе, при проведении предметных декад.

В заключение следует отметить, что использование ИКТ, особенно при поддержке этого направления в семье, делает наших выпускников конкурентоспособными в их дальнейшей деятельности. Среди наших выпускников есть, хоть и в небольшом количестве, техники-программисты, операторы ЭВМ, и секретари-референты. Опрос выпускников показал, что, независимо от того, связана их работа напрямую с компьютером или нет, все они используют навыки применения ИКТ, полученные в школе.


Список литературы

1. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 класс. С-Пб, Питер, 2007

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. http://www.rusedu.info/Article114.html


3. Макарова Н.В..Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. 1-е издание, С-Пб, Питер, 2009 год,

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconМетодика преподавания темы “Электромагнитные колебания” в средней школе с использованием компьютерных технологий оглавление

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconИсследование тенденций развития рынка рекрутинговых услуг > Особенности построения и функционирования системы управления персоналом в предпринимательских структурах различного типа
Использование информационных технологий в управлении человеческими ресурсами организации

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconИспользование информационных технологий с целью повышения эффективности управленческих решений

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconМетодическое пособие для студентов специальности 1 58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» заочной формы обучения

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconМетодическое пособие для студентов специальности 1 58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий» заочной формы обучения
После каждой рассматриваемой темы даны контрольные вопросы для закрепления и самоконтроля знаний студентами. В конце пособия дан...

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconЛабораторная работа «Постулаты Бора»» Цели урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме урока
Продолжить формирование умений использования информационных технологий в учебном процессе

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconКонспект обучающего урока по теме «Электролиз» (с применением компьютерных технологий)

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconКритерии эффективности информационных технологий

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconЭффективность информационных технологий в библиотеках

Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида iconТема: Использование аэробики для совершенствования физических качеств учащихся старших классов



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск