ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНА НАУКА ИСТОРИЯ Все вы, юные читатели, изучаете в школе историю. В классе вам рассказывали о египетских рабах, строивших великие пирамиды, которые и до сих пор еще удивляют людей своими огромными размерами. Вы слышали о замечательной древнегреческой культуре, любовались на фотографиях величественными развалинами удивительных по красоте зданий, построенных греками. Некоторые из вас видели в музеях великолепные статуи, созданные греческими и римскими скульпторами. Вы восхищались героизмом Спартака, вождя крупнейшего восстания римских рабов, и подвигами Жанны д'Арк. Вас, конечно, интересовали события нового времени, такие, как английская или французская революция. С особым вниманием и волнением вы слушали рассказы и читали книги о недавнем прошлом нашей Родины: о таких событиях, как революция 1905 г., Февральская революция и свержение царизма в 1917 г. и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция. Вы знаете, что эта революция открыла новый период в истории всего человечества, период крушения капитализма и торжества социализма и коммунизма во всем мире. Откуда же у нас эта уверенность, откуда мы знаем, что коммунистическое общество утвердится во всем мире? На этот вопрос и отвечает наука история, изучающая развитие человеческого общества с древнейших времен и до наших дней. История — это не просто собрание рассказов о прошлых событиях и лицах. Как и всякая наука, история стремится открыть в своей области закономерности, законы развития человеческого общества. Как же узнать эти законы и можно ли вообще их открыть? Долго люди думали над тем, чтобы в кажущемся хаосе исторических событий, фактов и деятельности отдельных лиц отыскать какой-то смысл и не только понять прошлое и настоящее, но и, возможно, заглянуть в будущее. Почему рушатся одни государства, а другие процветают, почему исчезли некоторые народы под ударами завоевателей, почему погибли целые культуры и там, где когда-то была кипучая жизнь, теперь расстилается пустыня? На эти вопросы раньше отвечали так: это воля бога или богов; они наказывают одних и покровительствуют другим. Или еще проще: такова судьба! Так объясняли исторические события и в древности, и в средние века. Разница была лишь в том, что в древности говорили о многих богах, а в средние века — об одном боге. Позже ученые начали утверждать, что историю делают «великие люди», которые ставят перед собой те или иные цели и стараются их осуществить. «Великие люди» заставляют-де народы действовать в желательном направлении. Но почему тот или иной исторический деятель ставил себе именно эти, а не какие-нибудь другие задачи и цели, почему одному удавалось достигнуть своих целей, а другой терпел неудачу,— на это никто не мог ответить. Были ученые-мыслители, которые объясняли ход истории распространением разумных идей, просвещения. «На историю,— говорит Энгельс,— они смотрели как на постепенное осуществление идей, разумеется, любимых идей каждого данного философа». Впервые законы развития общества были открыты вождями пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным и Коммунистической партией. Изучая историю человеческого общества, классики марксизма-ленинизма пришли к выводу, что развитие общества зависит в первую очередь от того, как совершенствуется способ добывания средств к жизни — пищи, одежды, жилища и т. д. Человек работает при помощи орудий труда. Но он трудится не один, а сообща с другими людьми. И отношения между людьми в обществе в конечном счете зависят от того, каковы орудия труда, и от умения человека пользоваться ими. Эти отношения зависят от того, кому принадлежат средства производства (всему обществу или отдельным лицам — рабовладельцам, феодалам, капиталистам). Значение этого гениального открытия исключительно велико. В области истории были найдены закономерности, такие же, как и в области естественных наук — 13
наук о природе. Благодаря этому открытию люди могут теперь правильно понимать прошлое, правильно разбираться в настоящем и предугадывать пути дальнейшего развития человеческого общества. В первобытном обществе человек имел в своем распоряжении и палку, и каменное орудие. Люди сообща охотились, ловили рыбу, поддерживали огонь в очаге, строили свои жилища. Наши предки, следовательно, вынуждены были жить вместе, работать коллективно, чтобы не погибнуть. Они сообща владели территорией, на которой жили и охотились. Позже люди научились обрабатывать землю, но и в своем несложном сельском хозяйстве они работали совместно и делили между собой плоды своего труда. Эту первую, простейшую ступень общественной жизни мы теперь, следуя учению марксизма-ленинизма, называем первобытнообщинным строем. Но по мере того как совершенствовались орудия труда, положение стало меняться. Наступило время, когда настолько усовершенствовались орудия труда, что человек мог получать некоторый излишек продуктов сверх необходимого для его жизни. Тогда одни люди стали отбирать этот излишек у других. Пленных, должников, преступников стали обращать в рабов. И общество мало-помалу изменилось: в нем наряду со свободными людьми появились рабы. Так возникло рабовладельческое общество. Появилось два враждебных класса: класс эксплуататоров — рабовладельцев и класс эксплуатируемых — рабов. Чтобы сохранить рабовладельческий порядок, господствующему классу понадобилась армий, полиция, суд и другие средства принуждения. Так появилось государство эксплуататоров. В различные периоды истории государство эксплуататоров обслуживало интересы рабовладельцев, потом феодалов и, наконец, капиталистов. Классики марксизма-ленинизма установили, что существуют основные формы общественного развития — первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, для которого характерно бурное развитие техники и появление огромного класса наемных рабочих —пролетариев. С развитием капитализма растет и крепнет рабочий класс — могильщик этого строя. Маркс, Энгельс и Ленин установили, что человечество идет через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата к построению социалистического общества, а в дальнейшем — к коммунизму. Переход от одной ступени общественного развития к другой в обществе, разделенном на враждебные классы, совершается путем классовой борьбы и революций. В результате буржуазных революций утвердился капиталистический строй. Великая Октябрьская социалистическая революция была первой революцией пролетариата, установившей диктатуру пролетариата, положившей начало новому общественному строю — социалистическому. В этом ее всемирно-историческое значение. Рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным захватил власть в свои руки и построил социалистическое общество, в котором нет эксплуатации и, следовательно, нет враждебных классов. Социализм, неизбежность которого была научно предсказана Марксом и Энгельсом, социализм, план построения которого был начертан Лениным, стал в Советском Союзе действительностью. Социалистическое общество постепенно переходит в коммунистическое с его принципом: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Некоторое время СССР был единственной социалистической страной. Социалистические революции в странах Европы и Азии привели к образованию мировой социалистической системы (см. т. 10 ДЭ, ст. «Мировая система социализма»). В наши дни национально-освободительное движение в колониях, ликвидируя колониализм, нанесло страшный удар по империализму. Победа национально-освободительных революций — самое важное явление после образования мировой системы социализма. Благодаря существованию мировой социалистической системы освободившиеся от колониального гнета народы могут 14
миновать мучительный и длительный период капитализма. Перед молодыми национальными государствами открыты пути некапиталистического развития. На мировой арене все более проявляется перевес сил социализма над силами империализма. Основное содержание нашей эпохи составляет переход от капитализма к социализму. Неизбежная победа социализма и коммунизма во всем мире будет величайшей победой человечества за всю его историю. Полная победа коммунизма во всем мире неизбежна. Все это свидетельствует о великой научной силе и действенной роли творческого марксизма-ленинизма. Коммунистическая партия Советского Союза стремится воспитать все население в духе научного коммунизма, добивается, чтобы трудящиеся овладевали идеями марксистско-ленинского учения, строили жизнь по-коммунистически. Буржуазная историческая наука в наши дни в страхе перед неизбежным крушением капитализма старается доказать, что капиталистический строй вечен и всегда существовал, что история не знает никаких законов и является не наукой, а лишь своеобразным видом литературы. В этом томе кратко рассказывается об истории человечества от первобытнообщинного строя до Великой Октябрьской социалистической революции в России. В книге говорится о событиях, происшедших сотни тысяч лет назад и совсем недавних, современниками которых были наши дедушки и бабушки. Том 8 ДЭ — книга большая, но она не может заменить учебники по истории, которые должен изучить каждый школьник. Составители тома старались отобрать наиболее важные и интересные события из истории человеческого общества, которые полезно знать каждому. Без знания прошлого нельзя понять настоящего и совершенно невозможно правильно представить себе будущее. Читая этот том, вы узнаете, что труд создал человека. Без труда не может существовать никакое человеческое общество. В обществе с враждебными классами люди, создававшие все материальные и культурные ценности, жили в тяжелых, недостойных человека условиях, а всеми благами жизни пользовалось господствующее меньшинство населения. Но люди труда никогда не мирились с рабским положением и вели упорную борьбу за улучшение своей жизни. Поэтому вся прошлая история человеческого общества, от рабовладельческого до социалистического строя, была историей борьбы классов. Подлинным творцом истории является народ. Этим вопросам и посвящены многие страницы нашего тома. Обязательно ли читать эту книгу подряд, страницу за страницей? Нет. Тот, кто любит историю, вероятно, будет читать весь том. Можно знакомиться с отдельными статьями по интересующим вас вопросам или находить в книге необходимые справки, готовясь к урокам, экзаменам, занятиям в историческом кружке. Мы советуем читателям внимательно отнестись к справочному отделу. Это своеобразный ключ ко всей книге. Из раздела «Как работает историк» вы узнаете, как ведет свою работу историк-исследователь. Здесь есть словарь-указатель исторических событий, имен исторических деятелей и терминов (понятий), упомянутых в нашей книге, указаны страницы, на которых вы можете о них прочитать. Если вам понадобится узнать дату какого-либо важного события всемирной истории, посмотрите хронологическую таблицу. В статье «Что читать по истории» вы можете получить сведения о книгах по интересующим вас вопросам. Составители тома и авторы статей надеются, что наши читатели полюбят историю и заинтересуются этой увлекательной наукой, без знания которой не может 
  
древний мир
 ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Еще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные предметы, удивительно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники стрел и копий, охотничьи ножи, пилы... Сверхъестественное происхождение подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Востоке поклонялись «громовым топорам» как таинственным и грозным божествам. Древние греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники стрел,— «острия громовых стрел» — могут отклонять удары молний и отводить вредоносные чары волшебников. Подобные суеверия сохранялись и в средние века. Лишь в XVI и XVII вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что «громовые топоры» и «острия молний» созданы человеческими руками. Такому совершенно новому взгляду способствовали Великие географические открытия XVI —XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха Великих географических открытий»). Изумленной Европе открылся целый мир народов, населявших обширные пространства Северо-Восточной и Южной Азии, Тропической Африки, Америки, Австралии и Океании. Мореплаватели и землепроходцы сообщали все новые и новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы с добыванием и упот- 19
реблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лондона, Мадрида, Лиссабона, Амстердама и Петербурга появилось множество изделий этих народов. Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальнейшем десятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах.  Сцена охоты. Наскальный рисунок. Мезолит. 32 года среди диких австралийцев Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких племен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. его вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии. Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах. Случайно наткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители Австралии) спасли его от голодной смерти. Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном возрасте. Его подробный многодневный рассказ был записан и издан в 1835 г. Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них не было домашних животных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли из камня, раковин, костей и дерева. Этими грубыми инструментами они мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки и сумки, вили веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок. Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнезда, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных на морском побережье. Там, где пищи было много, аборигены разбивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши из жердей, веток, камней, земли, торфа. Посуды для приготовления пищи у австралийцев не было. Зато каждая австралийская семья имела в своем распоряжении так называемую зернотерку — большой плоский камень, на котором женщины небольшим булыжником растирали твердые корни и зерна, раскалывали орехи, дробили кости животных. Корни, клубни, семена предварительно вымачивали в воде или подпекали в костре, а уж затем растирали на камне. Змей сворачивали кольцом и запекали в золе. Мелких животных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на части и 20
КАМЕННЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА  Орудия нижнего палеолита.  Орудия верхнего палеолита.  Орудия неолита (слева направо): четыре наконечника стрел, шлифованный топор, долото. жарили на раскаленных камнях, забросав сверху кусками коры и песком. Как только естественные запасы пищи истощались, люди двигались дальше, захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья, метательные палицы — бумеранги, палки для добывания огня; женщины корытца из коры, сосуды для воды из сушеных тыкв, мешки и сумки, плетенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и маленьких детей. Единственной одеждой взрослым служили наброшенные на плечи и подвязанные спереди у шеи шкуры кенгуру или динго. Каждая община, т. е. группа совместно живущих людей, состояла из некоторого числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка дело даже доходило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраивая время от времени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и изделиями; члены соседних общин вступали в браки и т. д. Аборигены Австралии отнюдь не были каким-то странным исключением. Со временем племена полубродячих охотников и собирателей были обнаружены учеными и путешественниками и во многих других уголках мира: в Северной и Южной Америке — индейские племена (шошоны, команчи, индейцы Калифорнии, ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в 21
Африке — бушмены, в Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, семанги, аэта. Повсюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и семейный быт, общинная организация в главных своих чертах, несмотря на тысячи местных особенностей, были удивительно похожи. Длинные дома ирокезов И все же в новом мире, впервые открывшемся европейцам, племен охотников и собирателей оказалось не так уж много. Большинству народов Азии, Африки, Америки и Океании давно были известны земледелие и скотоводство. Однако многие из этих народов не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их жизнь разительно отличалась от европейской своей простотой и отсутствием эксплуатации человека человеком. К числу таких народов относились и ирокезы, племена которых в начале XVII в. заселяли обширные пространства по берегам североамериканских озер Онтарио и Эри. Жили ирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от 10 до 30 длинных домов. Каждый из них при ширине в 6—10 м и высоте до 8 м был длиной от 60 до 90 м. Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так называлось это домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е. 10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергичная, обычно пожилая женщина, которую выбирали из своей среды замужние ирокезки. Подобно аборигенам Австралии, ирокезы изготовляли оружие и орудия из камня, дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были не готовые дары природы, а выращиваемые на предварительно обработанной земле растения. Главной земледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля которой занимали десятки и сотни гектаров. На обширных полях, возделанных ирокезами, росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак, подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки. Ирокезы обрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной палки. Для рыхления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины и женщины работали сообща, коллективно. Сев продолжался с апреля по июнь; сбор урожая — с августа по октябрь. Кукурузу хранили в глубоких ямах, выкопанных в сухих песчаных местах и выстланных сухими листьями и еловыми ветвями. Хранили кукурузу и в виде длинных гирлянд, которые плели долгими осенними вечерами все жители поселка — мужчины и женщины, молодежь и старики. Сплетенные гирлянды развешивались под скатами крыш и под специально выстроенными навесами или внутри жилища в виде своеобразных занавесей. Были у ирокезов и амбары — круглые высокие башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезы запасали столько зерна, сколько им было необходимо до нового урожая. В конце октября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса на охоту. В середине зимы охотники возвращались в селения, нагруженные добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу в реках и озерах. Примитивное земледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Одни из них обитают в странах, где на смену жаркому лету приходит суровая снежная зима, другие — в царстве вечнозеленой растительности. Одним воды всегда не хватает, другие постоянно борются с избытком влаги в почве. Но где бы ни жили народы-земледельцы, их быт, их общественная жизнь, их духовный мир, их связи с другими народами — все это всегда неизмеримо сложнее, многограннее и богаче, чем у любого народа — охотников и собирателей. «Льюис Генри Морган Однако вернемся к ирокезам. В ходе европейской колонизации большая часть ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих племенных территорий. Жалкие остатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в разбросанных и удаленных друг от друга небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного из ирокезских поселений в небольшой живописной деревеньке с поэтическим названием Аврора родился будущий неутомимый исследователь культурно отсталых народов Льюис Генри Морган. Дети-ирокезы были его сверстниками и товарищами по играм. С юношеских лет Морган крепко дружил с Элисом Паркером — ирокезом из племени сенека. В сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изу- 22
 Один из способов изготовления каменных орудий (техника отжима). чал их прошлое и современный быт, их общественные порядки. В 1847 г. некая компания добыла у правительства обманным путем договор на уступку ей за ничтожную цену части территории, еще остававшейся у племени сенека. Морган выехал в столицу США Вашингтон и добился расторжения жульнического договора. Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. 31 октября 1847 г. в торжественной обстановке Морган был принят в род Ястреб племени сенека и получил имя Лежащий поперек, что значило в переносном смысле мост, указывая на роль Моргана как посредника между индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морган узнал много нового: старики открыли ему немало сведений, державшихся в строжайшем секрете от «бледнолицых». Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все взаимоотношения между ирокезами строго зависели от степени их родства. Кровные родственники овачир образовывали так называемый род. Каждый род имел родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи, члены одного рода, были обязаны помогать друг другу. Весь род нес ответственность за преступление, совершенное кем-либо из его членов. Деятельностью рода и его сношениями с другими родами руководил родовой совет, в который входили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина, принадлежавшие к од- ному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состояла из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке. Продолжая свои исследования, Морган обнаружил сходное общественное устройство и у остальных племен североамериканских индейцев. А как обстоит дело у других народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученные им ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключения культурно отсталых народов — и у полубродячих охотников и собирателей, и у оседлых земледельцев — племенной строй, родовая организация, отношения родства лежали в основе их общественного устройства. При этом чем ближе, чем теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаны помогать друг другу. Недаром взаимная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни этих народов. Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный порядок — обязательный этап в историческом развитии человеческого общества? Но тогда он должен был господствовать в далеком прошлом и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии. С обычным для него энтузиазмом и энергией Морган немедленно обратился к изучению прошлого греков, римлян, германцев. Результаты исследований превзошли самые смелые его ожидания. В 1877 г. в знаменитом труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытного общества. Морган доказал, что родоплеменной строй и отношения родства определяли в прошлом общественное устройство всех без исключения народов земли. Материалистическое понимание истории Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американского ученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам 23
древней греческой, римской и германской истории». Маркс и Энгельс подошли к выводам Моргана с точки зрения материалистического понимания истории. До Маркса и Энгельса ученые обычно считали, что история, в отличие от природы, не подчиняется никаким законам, а судьбы народов зависят исключительно от прихотей и поступков выдающихся деятелей: вождей, полководцев, царей и пр. Маркс и Энгельс впервые доказали, что исторический процесс направляется не сознанием и волей отдельных личностей, а теми материальными условиями, в которых люди живут, трудятся, воспитывают своих детей. Маркс и Энгельс показали, что образ жизни людей прежде всего зависит от того, каким способом они добывают себе средства к существованию, т. е. от уровня общественного производства. Мы уже знаем, что ученые, исследуя образ жизни культурно отсталых народов, обнаружили значительное сходство в способах ведения хозяйства, в общественной жизни и в религии народов, отделенных друг от друга морями и океанами, горами и пустынями. Мы знаем также, что многие современные обычаи, обряды и верования культурно отсталых народов удивительно напоминают обычаи, обряды и верования, о которых упоминается в мифах, легендах и исторических преданиях цивилизованных народов. В свете материалистического понимания истории эти удивительные на первый взгляд факты получили объяснение. Все дело в том, что развитие производства и общественных отношений у различных народов подчиняется одним и тем же единым для всего человечества историческим законам. Однако хозяйство и культура у одних народов развиваются быстрее, а у других медленнее. Там, где природные условия были более благоприятными, а людей было больше, развитие производства шло быстрее. И наоборот, там, где природные условия были особенно трудными, а людей жило сравнительно мало, производство развивалось медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропических джунглях, в пустынях, на севере Канады или там, где население в течение тысячелетий было изолировано от других народов, как это случилось, например, с аборигенами Австралии. Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут служить своеобразным источником наших знаний о далеком прошлом человечества: ведь когда-то наши предки жили так же или, вернее, почти так же, как они. Материалистическое понимание истории первобытного общества наиболее четко и полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». С тех пор накопилось огромное количество новых сведений о далеком прошлом человечества. Следы существования первобытных людей обнаружены археологами чуть ли не во всех уголках земли. Число находок непрерывно растет. Немало новых подробностей узнали за это время ученые и о жизни современных культурно отсталых народов. Благодаря всему этому наши знания о первобытном обществе стали значительно полнее и конкретнее. Однако книга Энгельса до сих пор по праву остается настольной книгой каждого, кто серьезно интересуется историей первобытного общества. Что такое первобытнообщинный строй Мы познакомились с историей возникновения науки о первобытном человечестве. Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело первобытное общество в целом и каковы его отличительные черты? Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две части. Первая часть охватывает время от очеловечения обезьяны вплоть до появления человека современного вида; иначе говоря, первая часть — время становления человека и общества (см. т. 7 ДЭ, ст. «Происхождение человека»). Вторая часть начинается с момента возникновения людей современного вида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самой важной особенностью первобытнообщинного строя было отсутствие эксплуататоров и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысяч лет люди прекрасно обходились без частной собственности. Люди доклассового общества жили сравнительно немногочисленными и относительно самостоятельными группами — общинами. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали в общественном производстве, сотрудничая друг с другом и помогая друг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их внешнем мире, их 24
  В пустынях и полупустынях Южной Африки до сих пор живут остатки когда-то многолюдных племен бродячих охотников и собирателей. Это — бушмены. Их образ жизни во многом похож на жизнь и быт аборигенов Австралии племени хейкум.
 Стойбище бушменской семьи племени кунг в пустыне Калахари.
 Скульптурные изображения животных, найденные в пещерах на территории Франции. Верхний палеолит. средства труда были грубы и примитивны. Выстоять в борьбе с суровой природой могли только такие первобытные коллективы, в которых взаимная солидарность, сплоченность и взаимопомощь преобладали над враждебностью, взаимным недоверием и эгоизмом. Самые древние в истории общины — общины обезьянолюдей и древних людей — мало еще походили на настоящие человеческие коллективы. Во внешнем виде древних людей, в их поведении и в отношениях друг с другом было много животных черт. Такая древнейшая община — ученые назвали ее первобытным стадом — была очень непрочной, легко распадалась и меняла свой состав. И все-таки жизнь в первобытном стаде давала людям огромные преимущества. Вооруженные дубинами и каменными рубилами, члены первобытного стада были сильнее любого самого могучего зверя. Не случайно мамонты и свирепые пещерные медведи были обычной охотничьей добычей древних людей. Взаимная выручка и поддержка были основой поведения в первобытном стаде. Речь древних людей была еще не развита. Поэтому основной формой обучения в стаде 25
было, по-видимому, обучение примером. Собираясь у пылающего костра, подростки внимательно следили за тем, как взрослые оббивают куски камня, вырубают дубины, режут кость, разделывают туши и шкуры убитых животных, поддерживают огонь в очаге. Так, в постоянном общении старших и младших протекал процесс передачи трудовых навыков и опыта от поколения к поколению. Вместе с усложнением общественной и трудовой деятельности совершенствовалась и членораздельная речь — новое, гораздо более совершенное средство обучения, передачи приобретенного опыта, знаний. Благодаря труду первобытные стада древнейших (питекантропы и синантропы) и древних (неандертальцы) людей получили возможность расселяться по земле во много раз быстрее любого животного вида. Век за веком, тысячелетие за тысячелетием область, заселенная человеком, непрерывно расширялась. Остатки охотничьих стоянок древнейших и древних людей обнаружены археологами повсюду — в Африке, Азии, Европе. 70—50 тыс. лет назад люди приобрели, наконец, свой современный вид. Первые самые древние скелеты людей современного вида были найдены в пещере Кро-  Керамика древних земледельцев. Неолит. Маньон во Франции. Поэтому последних и принято называть кроманьонцами. Время, когда жили кроманьонцы, археологи называют верхним палеолитом (от греческого «палеос» — древний и «литое» — камень). Кремневые орудия кроманьонцев — всевозможные ножи, скребки, скобели, проколки, наконечники копий поражают разнообразием и тщательностью обработки. Огромное количество костей, найденное археологами на стоянках кроманьонцев, доказывает, что они были охотниками на крупных зверей: оленей, мамонтов, зубров, медведей, горных козлов. Кроманьонцы и их ближайшие потомки создали изумительные наскальные изображения животных, впервые открытые в Испании в пещере Альтамира, а позже обнаруженные учеными в десятках других пещер и гротов Европы, в том числе и в Каповой пещере Южного Урала. Судя по находкам археологов, люди верхнего палеолита умели сооружать прочные, постоянные зимние жилища. Для каркаса таких жилищ они использовали не только жерди, но и кости и бивни мамонтов, рога северных оленей. Сверху каркас накрывали ветвями или шкурами. Нередко в жилищах людей верхнего палеолита обитало несколько десятков человек. В этих случаях каждая семья имела свой небольшой очаг. Изучение жилищ и стоянок показало, что жизнь первобытных общин людей верхнего палеолита была очень похожа на жизнь родовых общин аборигенов Австралии, бушменов Южной Африки или охотничьих племен индейцев Северной Америки. Поэтому ученые и пришли к выводу, что именно тогда, в верхнем палеолите, на месте первобытного стада возник род — тот самый род, который Морган открыл вначале у ирокезов, а затем и у других культурно отсталых народов. А раз так, то, следовательно, кроманьонцы и их потомки жили уже не первобытными стадами, как их предшественники — древние люди, а родовыми общинами. Родовая община — это уже ячейка человеческого общества. Члены общины связаны друг с другом узами родства. Узы родства — это чисто человеческое понятие. Ни у одного животного нет сознательного представления о родственных связях. Это и понятно: ведь у животных нет сознания. Не было настоящего сознания, как не было языка, речи, и у древнейших и у древних людей. Только у человека современного вида полностью раз- 26
 Женщина в меховой одежде. Статуэтка из бивня мамонта. Верхний палеолит. вились сознание и речь, только человек современного вида осознал до конца свое отношение к другим людям, прежде всего к членам того коллектива, в котором он жил. Конечно, он осознал и понял не только то, что они его сородичи, но и свои права и обязанности по отношению к ним. Человек современного вида, в отличие от древних людей, не только чувствовал, но и знал, что в одиночку он бессилен и обречен на гибель. Вот почему в родовой общине так возросло чувство коллективизма, солидарности, взаимопомощи. Единство, сплоченность родовой общины еще более укреплялись сознанием общности происхождения всех ее членов от одного предка. Члены родовой общины, как уже говорилось, не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община, в отличие от первобытного стада, всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, еще более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Возникновение родового общества значительно увеличило силы и возможности первобытного человечества. Люди того времени были прежде всего охотниками на крупных животных — сильные, смелые и выносливые, презиравшие опасность и склонные к долгим странствиям. Не случайно скелеты людей верхнего палеолита поражают нас своими размерами и мощью. С ростом численности людей ускорилось их расселение по земному шару. Крепко сплоченные коллективы родовых общин проникли на все ранее не заселенные территории. Именно тогда, 30—20 тыс. лет назад, люди заселили Сибирь и Северную Европу, проникли в Америку и Австралию. Со временем многие группы охотников и собирателей осели по берегам рек и океанскому побережью, где научились ловить рыбу, ракообразных, моллюсков. Огромные, протянувшиеся порой на многие сотни метров кучи раковин и пищевых отбросов и сейчас напоминают нам об этих далеких временах. 15—10 тыс. лет назад люди изобрели лук и стрелы. Это резко увеличило продуктивность охоты. На той же площади могло теперь кормиться гораздо больше людей. Кроме того, жизнь охотников стала более оседлой. А оседлость, в свою очередь, позволила людям лучше узнать окружавший их растительный мир. Вначале люди старались селиться вблизи зарослей дикорастущих съедобных растений. Затем они принялись оберегать эти заросли от животных, птиц и сорняков и, наконец, наблюдая, как развиваются растения, начали закапывать в землю их семена. Отсюда уже был один шаг и до взрыхления почвы палкой. С такой примитивной обработки земли и началось земледелие. Оседлая жизнь создала условия и для приручения животных. Вскормленные в неволе дикие поросята, щенята, телята и козлята привязывались к своим хозяевам и навсегда оставались около человека, а затем и размножались в неволе. Люди намеренно оставляли на развод только самых сильных, крупных и ручных животных. К тому же, в отличие от охотника, земледелец мог выделить часть урожая для подкормки домашних животных. Так возникло скотоводство. Земледелие и скотоводство развивались медленно и незаметно для самих участников этого события. Тем не менее возникновение земледелия и скотоводства означало подлинную революцию. Недаром многие историки первобытного общества, описывая эту эпоху, так и говорят — «земледельческая революция». Впервые человек перешел от простого добывания средств существования к их производству. С переходом к земледелию и скотоводству человечество вступило в новый период, который археологи называют эпохой неолита (от греческого «неос» — новый и «литое» — камень). Основные, важнейшие орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня. Шлифованные каменные топоры (их-то и считали когда-то «громовыми стрелами» и «небесными топорами») типичны для этой эпохи. Однако жизнь людей меняется коренным образом. Земледельческий и скотоводческий труд хорош» обеспечивал людей средствами существования. У людей появилось больше времени для общественных дел, больше возможностей для занятий живописью, резьбой, музыкой и другими видами искусства. Жизнь стала богаче, разнообразнее, но и сложнее. 27
В эпоху неолита люди, как и прежде, продолжали жить родовыми общинами. Однако земледельческие и скотоводческие родовые общины во многом были непохожи на родовые общины охотников и собирателей. Во-первых, общины могли теперь производить гораздо больше средств существования, поэтому они стали гораздо многолюднее. Во-вторых, труд земледельца и скотовода требовал четкой, продуманной организации работ, чтобы не были пропущены сроки посадки, прополки и т. д. Трудовая деятельность общины значительно усложнилась: общинное хозяйство нуждалось теперь в хранилищах для собранного урожая, в хлевах для скота, в земледельческих орудиях, в средствах доставки урожая с поля домой, во всевозможной посуде и прочей утвари, в дровах для очагов и печей. Поэтому в общинах выделяются целые группы людей, главной обязанностью которых становится организация и распределение всех работ и руководство жизнью общины, в том числе и военная ее организация. Так в общинах появляются вожди и старейшины, которые, как и прежде, связаны с остальными общинниками тесными узами родства, но в то же время наделены уже общественной властью. Со временем вожди и старейшины незаметно превращались в лиц, как бы поднявшихся над рядовыми общинниками. Позже они присвоили себе право распоряжаться имуществом общинников по своему усмотрению. Древнее, основанное на полном равенстве, единство родовой общины начало тем самым как бы расшатываться. Этому способствовало и развитие техники: более совершенные средства труда все чаще позволяли отдельной семье обходиться в своем хозяйстве без помощи других общинников. Появились также семьи, которые из поколения в поколение всецело были заняты тем, что изготовляли для общины посуду или орудия труда, одежду или украшения, дома или лодки и т. п. Взамен община обеспечивала умельцев всем необходимым. Так возникло ремесло. Рост производства, развитие ремесла вели к тому, что сначала между общинами, а позже и внутри общин устанавливался регулярный обмен всевозможными продуктами труда. С другой стороны, более совершенная техника давала возможность отдельным семьям существовать независимо от общины. Со временем появились богатые и бедные семьи. Естественно, что в первую очередь богатели семьи вождей и старейшин, у которых для этого было больше возможностей. Богатые общинники стремились сами распоряжаться своим имуществом. Так стала формироваться частная собственность, неизвестная доклассовому обществу и несовместимая с ним. Узы родства постепенно переставали быть главными связями между общинниками. Богатые и знатные стремились объединить свои силы для защиты своих богатств и своей власти от рядовых общинников, хотя бы последние и оставались их родственниками. Положение и место человека в обществе все больше определялось не тем, к какому роду, а значит, и общине он принадлежал, а тем, богат он или беден, знатен или нет. Прежнему равенству и коллективизму доклассового общества пришел конец. Внутри него уже созрели социальные силы, которым суждено было окончательно его разрушить. Известным толчком к этому послужило открытие плавки и обработки металлов, сначала меди и олова, а затем и железа. Впервые это произошло, вероятнее всего, в Передней Азии около 5 тыс. лет назад. Металлические орудия оказались намного эффективнее орудий из камня, дерева и кости. Земледельцы и скотоводы стали производить еще больше средств существования. Многие люди могли теперь всецело посвятить себя различным видам ремесленного труда и искусства. Рост производительности труда привел также к тому, что еще больше людей стало селиться вместе. Поднялись стены первых городов. Общественная жизнь все больше и больше усложнялась. Выделился привилегированный слой лиц, взявших в свои руки все управление общественной жизнью. Для содержания этой общественной верхушки вводят налоги, которые в случаях необходимости взимаются силой. Но сила использовалась не только внутри общества и не только для его защиты от врагов. Война превратилась теперь в выгодный промысел. Военнопленных, которых раньше убивали, теперь стали обращать в рабов — при возросшей производительности труд раба был выгоден. Так общество постепенно разделилось на два класса — свободных и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Началась эпоха нового, классового общества. Но это уже следующая глава истории человечества. 28
Первобытнообщинный строй 
Стоянка охотников. Верхний палеолит. 
Селение людей в эпоху неолита.
ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы, с которыми он сталкивался в повседневной жизни. Наблюдая смену дня, ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяли в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений. «Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе»,— писал Энгельс. Одной из самых ранних форм религии был тотемизм — представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно этого захочет, может превратиться в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом, было священно — его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину  Зубр, пронзенный наконечниками копий. Рисунок из пещеры Нио в Пиренеях. на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, поклонялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и до настоящего времени в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жители Австралии в пору ее открытия европейцами также верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось  Изображения магических обрядов на кости. Верхний палеолит. тотемом. Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки, назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки. Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног. Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать животное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магические обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они исполняли магические пляски «танец бизона». 29
Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда другие пускали в его сторону стрелы или бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу. «Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп» — такова сущность первобытной магии. Постепенно развивалась новая форма религии — культ природы. Суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от латинского слова «анимус» — дух).  Разрисованные гальки, найденные в пещере Мае д'Азиль на территории Франции. Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи — украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни. Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мас д'Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили большое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были несложны, но разнообразны. Это комбинации из точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов. Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта, стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека его душа переселяется в чурингу. Каждый арунта имел свою чурингу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал. Чуринги живых и умерших хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям. Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развились религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах (см. стр. 114). С разложением первобытной общины, возникновением классов и рабовладельческих государств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются другие. Возникли мифы о родственной связи царей с богами. В господствующей верхушке общества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали религию в интересах эксплуататоров. |