Для чего нам нужна наука история icon

Для чего нам нужна наука история





Скачать 323.32 Kb.
НазваниеДля чего нам нужна наука история
Дата конвертации12.02.2013
Размер323.32 Kb.
ТипДокументы
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНА НАУКА ИСТОРИЯ

Все вы, юные читатели, изучаете в школе историю. В классе вам рассказывали о египетских рабах, строивших великие пирамиды, которые и до сих пор еще удив­ляют людей своими огромными размерами. Вы слышали о замечательной древне­греческой культуре, любовались на фотографиях величественными развалинами удивительных по красоте зданий, построенных греками. Некоторые из вас видели в музеях великолепные статуи, созданные греческими и римскими скульпторами. Вы восхищались героизмом Спартака, вождя крупнейшего восстания римских рабов, и подвигами Жанны д'Арк. Вас, конечно, интересовали события нового вре­мени, такие, как английская или французская революция. С особым вниманием и волнением вы слушали рассказы и читали книги о недавнем прошлом нашей Ро­дины: о таких событиях, как революция 1905 г., Февральская революция и сверже­ние царизма в 1917 г. и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция. Вы знаете, что эта революция открыла новый период в истории всего человечества, период крушения капитализма и торжества социализма и коммунизма во всем мире.

Откуда же у нас эта уверенность, откуда мы знаем, что коммунистическое общество утвердится во всем мире? На этот вопрос и отвечает наука история, изу­чающая развитие человеческого общества с древнейших времен и до наших дней.

История — это не просто собрание рассказов о прошлых событиях и лицах. Как и всякая наука, история стремится открыть в своей области закономерности, законы развития человеческого общества. Как же узнать эти законы и можно ли вообще их открыть? Долго люди думали над тем, чтобы в кажущемся хаосе истори­ческих событий, фактов и деятельности отдельных лиц отыскать какой-то смысл и не только понять прошлое и настоящее, но и, возможно, заглянуть в будущее.

Почему рушатся одни государства, а другие процветают, почему исчезли неко­торые народы под ударами завоевателей, почему погибли целые культуры и там, где когда-то была кипучая жизнь, теперь расстилается пустыня? На эти вопросы раньше отвечали так: это воля бога или богов; они наказывают одних и покровительствуют другим. Или еще проще: такова судьба! Так объясняли исторические события и в древности, и в средние века. Разница была лишь в том, что в древности говорили о многих богах, а в средние века — об одном боге.

Позже ученые начали утверждать, что историю делают «великие люди», кото­рые ставят перед собой те или иные цели и стараются их осуществить. «Великие лю­ди» заставляют-де народы действовать в желательном направлении. Но почему тот или иной исторический деятель ставил себе именно эти, а не какие-нибудь другие задачи и цели, почему одному удавалось достигнуть своих целей, а другой терпел неудачу,— на это никто не мог ответить. Были ученые-мыслители, которые объяс­няли ход истории распространением разумных идей, просвещения. «На историю,— говорит Энгельс,— они смотрели как на постепенное осуществление идей, разумеет­ся, любимых идей каждого данного философа».

Впервые законы развития общества были открыты вождями пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным и Коммунисти­ческой партией. Изучая историю человеческого общества, классики марксизма-ленинизма пришли к выводу, что развитие общества зависит в первую очередь от того, как совершенствуется способ добывания средств к жизни — пищи, одежды, жилища и т. д. Человек работает при помощи орудий труда. Но он трудится не один, а сообща с другими людьми. И отношения между людьми в обществе в конеч­ном счете зависят от того, каковы орудия труда, и от умения человека пользоваться ими. Эти отношения зависят от того, кому принадлежат средства производства (всему обществу или отдельным лицам — рабовладельцам, феодалам, капиталистам).

Значение этого гениального открытия исключительно велико. В области исто­рии были найдены закономерности, такие же, как и в области естественных наук —

13


наук о природе. Благодаря этому открытию люди могут теперь правильно понимать прошлое, правильно разбираться в настоящем и предугадывать пути дальнейшего развития человеческого общества.

В первобытном обществе человек имел в своем распоряжении и палку, и ка­менное орудие. Люди сообща охотились, ловили рыбу, поддерживали огонь в очаге, строили свои жилища. Наши предки, следовательно, вынуждены были жить вместе, работать коллективно, чтобы не погибнуть. Они сообща владели террито­рией, на которой жили и охотились. Позже люди научились обрабатывать землю, но и в своем несложном сельском хозяйстве они работали совместно и делили между собой плоды своего труда. Эту первую, простейшую ступень общественной жизни мы теперь, следуя учению марксизма-ленинизма, называем первобытнооб­щинным строем. Но по мере того как совершенствовались орудия труда, положение стало меняться. Наступило время, когда настолько усовершенствовались орудия труда, что человек мог получать некоторый излишек продуктов сверх не­обходимого для его жизни. Тогда одни люди стали отбирать этот излишек у других. Пленных, должников, преступников стали обращать в рабов. И общество мало-по­малу изменилось: в нем наряду со свободными людьми появились рабы. Так воз­никло рабовладельческое общество. Появилось два враждебных класса: класс эксплуататоров — рабовладельцев и класс эксплуатируемых — ра­бов. Чтобы сохранить рабовладельческий порядок, господствующему классу понадо­билась армий, полиция, суд и другие средства принуждения. Так появилось государство эксплуататоров. В различные периоды истории государство эксплуататоров обслуживало интересы рабовладельцев, потом феодалов и, наконец, капиталистов.

Классики марксизма-ленинизма установили, что существуют основные формы общественного развития — первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодаль­ный, капиталистический, для которого характерно бурное развитие техники и по­явление огромного класса наемных рабочих —пролетариев. С развитием капитализма растет и крепнет рабочий класс — могильщик этого строя. Маркс, Энгельс и Ленин установили, что человечество идет через пролетарскую революцию и дик­татуру пролетариата к построению социалистического общества, а в дальнейшем — к коммунизму.

Переход от одной ступени общественного развития к другой в обществе, разде­ленном на враждебные классы, совершается путем классовой борьбы и революций. В результате буржуазных революций утвердился капиталистический строй. Великая Октябрьская социалистическая революция была первой революцией пролетариата, установившей диктатуру пролетариата, положившей начало новому общественному строю — социалистическому. В этом ее всемирно-историческое зна­чение. Рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным захватил власть в свои руки и по­строил социалистическое общество, в котором нет эксплуатации и, сле­довательно, нет враждебных классов.

Социализм, неизбежность которого была научно предсказана Марксом и Эн­гельсом, социализм, план построения которого был начертан Лениным, стал в Совет­ском Союзе действительностью. Социалистическое общество постепенно переходит в коммунистическое с его принципом: от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Некоторое время СССР был единственной социалистической страной. Социали­стические революции в странах Европы и Азии привели к образованию мировой со­циалистической системы (см. т. 10 ДЭ, ст. «Мировая система социализма»). В наши дни национально-освободительное движение в колониях, ликвидируя колониализм, нанесло страшный удар по империализму.

Победа национально-освободительных революций — самое важное явление после образования мировой системы социализма. Благодаря существованию мировой социалистической системы освободившиеся от колониального гнета народы могут

14


миновать мучительный и длительный период капитализма. Перед молодыми нацио­нальными государствами открыты пути некапиталистического развития. На миро­вой арене все более проявляется перевес сил социализма над силами империализма.

Основное содержание нашей эпохи составляет переход от капитализма к со­циализму. Неизбежная победа социализма и коммунизма во всем мире будет вели­чайшей победой человечества за всю его историю. Полная победа коммунизма во всем мире неизбежна. Все это свидетельствует о великой научной силе и действен­ной роли творческого марксизма-ленинизма.

Коммунистическая партия Советского Союза стремится воспитать все насе­ление в духе научного коммунизма, добивается, чтобы трудящиеся овладевали идея­ми марксистско-ленинского учения, строили жизнь по-коммунистически.

Буржуазная историческая наука в наши дни в страхе перед неизбежным кру­шением капитализма старается доказать, что капиталистический строй вечен и всегда существовал, что история не знает никаких законов и является не наукой, а лишь своеобразным видом литературы.

В этом томе кратко рассказывается об истории человечества от первобытно­общинного строя до Великой Октябрьской социалистической революции в России.

В книге говорится о событиях, происшедших сотни тысяч лет назад и совсем недавних, современниками которых были наши дедушки и бабушки.

Том 8 ДЭ — книга большая, но она не может заменить учебники по истории, которые должен изучить каждый школьник. Составители тома старались отобрать наиболее важные и интересные события из истории человеческого общества, которые полезно знать каждому.

Без знания прошлого нельзя понять настоящего и совершенно невозможно правильно представить себе будущее.

Читая этот том, вы узнаете, что труд создал человека. Без труда не может существовать никакое человеческое общество. В обществе с враждебными классами люди, создававшие все материальные и культурные ценности, жили в тяжелых, недостойных человека условиях, а всеми благами жизни пользовалось господ­ствующее меньшинство населения. Но люди труда никогда не мирились с рабским положением и вели упорную борьбу за улучшение своей жизни. Поэтому вся прош­лая история человеческого общества, от рабовладельческого до социалистического строя, была историей борьбы классов. Подлинным творцом истории является народ. Этим вопросам и посвящены многие страницы нашего тома.

Обязательно ли читать эту книгу подряд, страницу за страницей? Нет. Тот, кто любит историю, вероятно, будет читать весь том. Можно знакомиться с отдель­ными статьями по интересующим вас вопросам или находить в книге необходимые справки, готовясь к урокам, экзаменам, занятиям в историческом кружке.

Мы советуем читателям внимательно отнестись к справочному отделу. Это своеобразный ключ ко всей книге. Из раздела «Как работает историк» вы узнаете, как ведет свою работу историк-исследователь. Здесь есть словарь-указатель исторических событий, имен исторических деятелей и терминов (понятий), упомянутых в нашей книге, указаны страницы, на которых вы можете о них прочитать.

Если вам понадобится узнать дату какого-либо важного события всемирной истории, посмотрите хронологическую таблицу. В статье «Что читать по истории» вы можете получить сведения о книгах по интересующим вас вопросам.

Составители тома и авторы статей надеются, что наши читатели полюбят исто­рию и заинтересуются этой увлекательной наукой, без знания которой не может







древний мир




ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ

ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Еще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные предметы, удиви­тельно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники стрел и копий, охотничьи ножи, пилы... Сверхъестественное происхождение подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Востоке поклонялись «громовым топорам» как таинст­венным и грозным божествам. Древние греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники стрел,— «острия громовых стрел» — могут отклонять удары молний и отводить

вредоносные чары волшебников. Подобные суе­верия сохранялись и в средние века.

Лишь в XVI и XVII вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что «громовые топоры» и «острия молний» созданы человече­скими руками. Такому совершенно новому взгляду способствовали Великие географиче­ские открытия XVI —XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха Великих географических открытий»). Изумленной Европе открылся целый мир наро­дов, населявших обширные пространства Се­веро-Восточной и Южной Азии, Тропической Африки, Америки, Австралии и Океании. Мо­реплаватели и землепроходцы сообщали все новые и новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы с добыванием и упот-

19


реблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лон­дона, Мадрида, Лиссабона, Амстердама и Пе­тербурга появилось множество изделий этих народов.

Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальней­шем десятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах.



Сцена охоты. Наскальный рисунок. Мезолит.

32 года среди диких австралийцев

Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких пле­мен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. его вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии.

Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах. Случайно на­ткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители Австралии) спасли его от го­лодной смерти.

Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном воз­расте. Его подробный многодневный рассказ был записан и издан в 1835 г.

Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них не было домашних живот­ных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли из камня, рако­вин, костей и дерева. Этими грубыми инстру­ментами они мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки и сумки, вили веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.

Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнез­да, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали мол­люсков и ракообразных на морском побережье.

Там, где пищи было много, аборигены раз­бивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши из жердей, веток, камней, земли, торфа.

Посуды для приготовления пищи у австра­лийцев не было. Зато каждая австралийская семья имела в своем распоряжении так назы­ваемую зернотерку — большой плоский ка­мень, на котором женщины небольшим булыж­ником растирали твердые корни и зерна, рас­калывали орехи, дробили кости животных. Корни, клубни, семена предварительно вы­мачивали в воде или подпекали в костре, а уж затем растирали на камне. Змей сворачи­вали кольцом и запекали в золе. Мелких жи­вотных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на части и

20


КАМЕННЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА



Орудия нижнего палеолита.



Орудия верхнего палеолита.



Орудия неолита (слева направо): четыре наконечника стрел, шли­фованный топор, долото.

жарили на раскаленных камнях, забросав сверху кусками коры и песком.

Как только естественные запасы пищи исто­щались, люди двигались дальше, захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья, метательные пали­цы — бумеранги, палки для добывания огня; женщины корытца из коры, сосуды для

воды из сушеных тыкв, мешки и сумки, пле­тенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и маленьких детей.

Единственной одеждой взрослым служили наброшенные на плечи и подвязанные спереди у шеи шкуры кенгуру или динго.

Каждая община, т. е. группа совместно жи­вущих людей, состояла из некоторого числа

семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка дело даже дохо­дило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраи­вая время от времени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и изделиями; члены соседних общин вступали в браки и т. д. Аборигены Австралии отнюдь не были ка­ким-то странным исключением. Со временем племена полубродячих охотников и собирате­лей были обнаружены учеными и путешествен­никами и во многих других уголках мира: в Северной и Южной Америке — индейские пле­мена (шошоны, команчи, индейцы Калифорнии, ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в

21


Африке — бушмены, в Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, семанги, аэта. По­всюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и семейный быт, общинная организация в главных своих чертах, несмот­ря на тысячи местных особенностей, были уди­вительно похожи.

Длинные дома ирокезов

И все же в новом мире, впервые открывшем­ся европейцам, племен охотников и собирате­лей оказалось не так уж много. Большинству народов Азии, Африки, Америки и Океании давно были известны земледелие и скотовод­ство. Однако многие из этих народов не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их жизнь разительно отличалась от европей­ской своей простотой и отсутствием эксплуа­тации человека человеком. К числу таких на­родов относились и ирокезы, племена которых в начале XVII в. заселяли обширные простран­ства по берегам североамериканских озер Он­тарио и Эри.

Жили ирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от 10 до 30 длинных домов. Каждый из них при ширине в 6—10 м и высоте до 8 м был длиной от 60 до 90 м.

Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так называлось это домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е. 10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергич­ная, обычно пожилая женщина, которую вы­бирали из своей среды замужние ирокезки.

Подобно аборигенам Австралии, ирокезы из­готовляли оружие и орудия из камня, дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были не готовые дары природы, а выращиваемые на предварительно обработан­ной земле растения. Главной земледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля которой занимали десятки и сотни гекта­ров. На обширных полях, возделанных ироке­зами, росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак, подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.

Ирокезы обрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной палки. Для рых­ления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины и женщины работали сообща, кол­лективно. Сев продолжался с апреля по июнь; сбор урожая — с августа по октябрь.

Кукурузу хранили в глубоких ямах, выко­панных в сухих песчаных местах и выстлан­ных сухими листьями и еловыми ветвями. Хра­нили кукурузу и в виде длинных гирлянд, ко­торые плели долгими осенними вечерами все жители поселка — мужчины и женщины, мо­лодежь и старики. Сплетенные гирлянды раз­вешивались под скатами крыш и под специаль­но выстроенными навесами или внутри жилища в виде своеобразных занавесей. Были у иро­кезов и амбары — круглые высокие башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезы запасали столько зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.

В конце октября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса на охоту. В середине зимы охотники возвраща­лись в селения, нагруженные добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу в ре­ках и озерах.

Примитивное земледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Одни из них обитают в странах, где на смену жаркому лету приходит суровая снежная зима, другие — в царстве вечнозеленой растительности. Одним воды всегда не хватает, другие постоянно бо­рются с избытком влаги в почве. Но где бы ни жили народы-земледельцы, их быт, их об­щественная жизнь, их духовный мир, их связи с другими народами — все это всегда неизме­римо сложнее, многограннее и богаче, чем у любого народа — охотников и собирателей.

«Льюис Генри Морган

Однако вернемся к ирокезам. В ходе евро­пейской колонизации большая часть ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих пле­менных территорий. Жалкие остатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в раз­бросанных и удаленных друг от друга неболь­ших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного из ирокезских поселений в небольшой живо­писной деревеньке с поэтическим названием Аврора родился будущий неутомимый исследо­ватель культурно отсталых народов Льюис Ген­ри Морган.

Дети-ирокезы были его сверстниками и то­варищами по играм. С юношеских лет Морган крепко дружил с Элисом Паркером — ироке­зом из племени сенека. В сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изу-

22




Один из способов изготовления каменных орудий (техника отжима).

чал их прошлое и современный быт, их общест­венные порядки. В 1847 г. некая компания добыла у правительства обманным путем дого­вор на уступку ей за ничтожную цену части территории, еще остававшейся у племени се­нека. Морган выехал в столицу США Вашинг­тон и добился расторжения жульнического договора.

Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. 31 октября 1847 г. в торжественной обстановке Морган был принят в род Ястреб племени сенека и получил имя Лежащий поперек, что значило в переносном смысле мост, указывая на роль Моргана как посредника между индей­цами и «белыми». Став ирокезом, Морган узнал много нового: старики открыли ему немало све­дений, державшихся в строжайшем секрете от «бледнолицых».

Исследуя общественное устройство ироке­зов, Морган узнал, что все взаимоотношения между ирокезами строго зависели от степени их родства. Кровные родственники овачир об­разовывали так называемый род. Каждый род имел родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Че­репаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи, члены одного рода, были обязаны помогать друг дру­гу. Весь род нес ответственность за преступле­ние, совершенное кем-либо из его членов. Дея­тельностью рода и его сношениями с другими родами руководил родовой совет, в который входили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина, принадлежавшие к од-

ному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состоя­ла из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.

Продолжая свои исследования, Морган об­наружил сходное общественное устройство и у остальных племен североамериканских ин­дейцев. А как обстоит дело у других народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученные им ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключения культурно отсталых народов — и у полубродячих охотников и со­бирателей, и у оседлых земледельцев — пле­менной строй, родовая организация, отношения родства лежали в основе их общественного устройства. При этом чем ближе, чем теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаны помогать друг другу. Недаром взаим­ная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни этих народов.

Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный поря­док — обязательный этап в историческом раз­витии человеческого общества? Но тогда он должен был господствовать в далеком прошлом и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии. С обычным для него энтузиазмом и энер­гией Морган немедленно обратился к изучению прошлого греков, римлян, германцев. Резуль­таты исследований превзошли самые смелые его ожидания.

В 1877 г. в знаменитом труде «Древнее об­щество» Морган нарисовал величественную кар­тину истории первобытного общества. Морган доказал, что родоплеменной строй и отношения родства определяли в прошлом общественное устройство всех без исключения народов земли.

Материалистическое понимание истории

Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американского ученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам

23


древней греческой, римской и германской исто­рии». Маркс и Энгельс подошли к выводам Моргана с точки зрения материалистического понимания истории. До Маркса и Энгельса уче­ные обычно считали, что история, в отличие от природы, не подчиняется никаким законам, а судьбы народов зависят исключительно от прихотей и поступков выдающихся деятелей: вождей, полководцев, царей и пр.

Маркс и Энгельс впервые доказали, что исторический процесс направляется не созна­нием и волей отдельных личностей, а теми ма­териальными условиями, в которых люди жи­вут, трудятся, воспитывают своих детей. Маркс и Энгельс показали, что образ жизни людей прежде всего зависит от того, каким способом они добывают себе средства к существованию, т. е. от уровня общественного производства.

Мы уже знаем, что ученые, исследуя образ жизни культурно отсталых народов, обнару­жили значительное сходство в способах веде­ния хозяйства, в общественной жизни и в ре­лигии народов, отделенных друг от друга мо­рями и океанами, горами и пустынями.

Мы знаем также, что многие современные обычаи, обряды и верования культурно отста­лых народов удивительно напоминают обычаи, обряды и верования, о которых упоминается в мифах, легендах и исторических преданиях цивилизованных народов.

В свете материалистического понимания ис­тории эти удивительные на первый взгляд фак­ты получили объяснение. Все дело в том, что развитие производства и общественных отно­шений у различных народов подчиняется одним и тем же единым для всего человечества истори­ческим законам. Однако хозяйство и культура у одних народов развиваются быстрее, а у дру­гих медленнее. Там, где природные условия были более благоприятными, а людей было больше, развитие производства шло быстрее. И наоборот, там, где природные условия были особенно трудными, а людей жило сравнитель­но мало, производство развивалось медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропических джунглях, в пустынях, на севе­ре Канады или там, где население в течение тысячелетий было изолировано от других наро­дов, как это случилось, например, с абориге­нами Австралии.

Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут слу­жить своеобразным источником наших зна­ний о далеком прошлом человечества: ведь когда-то наши предки жили так же или, вер­нее, почти так же, как они.

Материалистическое понимание истории пер­вобытного общества наиболее четко и полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». С тех пор накопилось огромное количество новых сведений о далеком прошлом человечества. Следы существования первобыт­ных людей обнаружены археологами чуть ли не во всех уголках земли. Число находок не­прерывно растет.

Немало новых подробностей узнали за это время ученые и о жизни современных культурно отсталых народов. Благодаря всему этому наши знания о первобытном обществе стали значи­тельно полнее и конкретнее. Однако книга Энгельса до сих пор по праву остается настоль­ной книгой каждого, кто серьезно интересу­ется историей первобытного общества.

Что такое первобытнообщинный строй

Мы познакомились с историей возникнове­ния науки о первобытном человечестве. Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело пер­вобытное общество в целом и каковы его отли­чительные черты?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением пер­вых классовых обществ, ученые называют эпо­хой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две части. Первая часть охватывает время от оче­ловечения обезьяны вплоть до появления че­ловека современного вида; иначе говоря, пер­вая часть — время становления человека и обще­ства (см. т. 7 ДЭ, ст. «Происхождение человека»). Вторая часть начинается с момента возникно­вения людей современного вида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самой важной особенностью первобыт­нообщинного строя было отсутствие эксплуата­торов и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысяч лет люди прекрасно обходились без частной собст­венности. Люди доклассового общества жили сравнительно немногочисленными и относи­тельно самостоятельными группами — община­ми. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали в общественном про­изводстве, сотрудничая друг с другом и помо­гая друг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их внешнем мире, их

24






В пустынях и полупустынях Южной Африки до сих пор живут остатки когда-то многолюдных племен бродячих охот­ников и собирателей. Это — бушмены. Их образ жизни во многом похож на жизнь и быт аборигенов Австралии племе­ни хейкум.




Стойбище бушменской семьи племени кунг в пустыне Калахари.




Скульптурные изображения жи­вотных, найден­ные в пещерах на территории Франции. Верх­ний палеолит.

средства труда были грубы и примитивны. Вы­стоять в борьбе с суровой природой могли только такие первобытные коллективы, в кото­рых взаимная солидарность, сплоченность и взаимопомощь преобладали над враждебностью, взаимным недоверием и эгоизмом.

Самые древние в истории общины — общины обезьянолюдей и древних людей — мало еще походили на настоящие человеческие коллек­тивы. Во внешнем виде древних людей, в их поведении и в отношениях друг с другом было много животных черт. Такая древнейшая общи­на — ученые назвали ее первобытным стадом —

была очень непрочной, легко распадалась и меняла свой состав.

И все-таки жизнь в первобытном стаде да­вала людям огромные преимущества. Воору­женные дубинами и каменными рубилами, чле­ны первобытного стада были сильнее любого самого могучего зверя. Не случайно мамонты и свирепые пещерные медведи были обычной охотничьей добычей древних людей. Взаимная выручка и поддержка были основой поведения в первобытном стаде.

Речь древних людей была еще не развита. Поэтому основной формой обучения в стаде

25


было, по-видимому, обучение примером. Соби­раясь у пылающего костра, подростки внима­тельно следили за тем, как взрослые оббивают куски камня, вырубают дубины, режут кость, разделывают туши и шкуры убитых животных, поддерживают огонь в очаге.

Так, в постоянном общении старших и младших протекал процесс передачи трудо­вых навыков и опыта от поколения к поколе­нию. Вместе с усложнением общественной и трудовой деятельности совершенствовалась и членораздельная речь — новое, гораздо более совершенное средство обучения, передачи при­обретенного опыта, знаний.

Благодаря труду первобытные стада древней­ших (питекантропы и синантропы) и древних (неандертальцы) людей получили возможность расселяться по земле во много раз быстрее любого животного вида. Век за веком, тысяче­летие за тысячелетием область, заселенная че­ловеком, непрерывно расширялась. Остатки охотничьих стоянок древнейших и древних людей обнаружены археологами повсюду — в Африке, Азии, Европе.

70—50 тыс. лет назад люди приобрели, наконец, свой современный вид.

Первые самые древние скелеты людей совре­менного вида были найдены в пещере Кро-



Керамика древних земледельцев. Неолит.

Маньон во Франции. Поэтому последних и принято называть кроманьонцами. Время, ког­да жили кроманьонцы, археологи называют верхним палеолитом (от греческого «палеос» — древний и «литое» — камень). Кремневые ору­дия кроманьонцев — всевозможные ножи, скребки, скобели, проколки, наконечники ко­пий поражают разнообразием и тщатель­ностью обработки.

Огромное количество костей, найденное археологами на стоянках кроманьонцев, дока­зывает, что они были охотниками на крупных зверей: оленей, мамонтов, зубров, медведей, горных козлов. Кроманьонцы и их ближайшие потомки создали изумительные наскальные изо­бражения животных, впервые открытые в Испа­нии в пещере Альтамира, а позже обнаружен­ные учеными в десятках других пещер и гротов Европы, в том числе и в Каповой пещере Юж­ного Урала.

Судя по находкам археологов, люди верх­него палеолита умели сооружать прочные, по­стоянные зимние жилища. Для каркаса таких жилищ они использовали не только жерди, но и кости и бивни мамонтов, рога северных оле­ней. Сверху каркас накрывали ветвями или шкурами. Нередко в жилищах людей верхнего палеолита обитало несколько десятков человек. В этих случаях каждая семья имела свой не­большой очаг.

Изучение жилищ и стоянок показало, что жизнь первобытных общин людей верхнего палеолита была очень похожа на жизнь родо­вых общин аборигенов Австралии, бушменов Южной Африки или охотничьих племен индей­цев Северной Америки. Поэтому ученые и при­шли к выводу, что именно тогда, в верхнем палеолите, на месте первобытного стада возник род — тот самый род, который Морган открыл вначале у ирокезов, а затем и у других куль­турно отсталых народов.

А раз так, то, следовательно, кроманьонцы и их потомки жили уже не первобытными ста­дами, как их предшественники — древние люди, а родовыми общинами.

Родовая община — это уже ячейка челове­ческого общества. Члены общины связаны друг с другом узами родства. Узы родства — это чисто человеческое понятие. Ни у одного животного нет сознательного представления о родственных связях. Это и понятно: ведь у животных нет сознания. Не было настоя­щего сознания, как не было языка, речи, и у древнейших и у древних людей. Только у человека современного вида полностью раз-

26




Женщина в меховой одежде. Статуэтка из бивня мамонта. Верхний палеолит.

вились сознание и речь, только человек современного вида осоз­нал до конца свое отношение к другим людям, прежде всего к членам того коллектива, в кото­ром он жил. Конечно, он осознал и понял не только то, что они его сородичи, но и свои права и обязанности по отношению к ним. Человек современного вида, в от­личие от древних людей, не толь­ко чувствовал, но и знал, что в одиночку он бессилен и обречен на гибель. Вот почему в родовой общине так возросло чувство кол­лективизма, солидарности, взаи­мопомощи.

Единство, сплоченность родо­вой общины еще более укрепля­лись сознанием общности проис­хождения всех ее членов от одного предка.

Члены родовой общины, как уже говорилось, не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община, в отличие от первобытного стада, всегда под­держивала дружеские отношения с другими ро­довыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возни­кали и между общинами, еще более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Возникновение родового общества значи­тельно увеличило силы и возможности перво­бытного человечества. Люди того времени были прежде всего охотниками на крупных животных — сильные, смелые и выносливые, презиравшие опасность и склонные к долгим странствиям. Не случайно скелеты людей верх­него палеолита поражают нас своими разме­рами и мощью.

С ростом численности людей ускорилось их расселение по земному шару. Крепко сплочен­ные коллективы родовых общин проникли на все ранее не заселенные территории. Именно тогда, 30—20 тыс. лет назад, люди заселили Сибирь и Северную Европу, проникли в Аме­рику и Австралию.

Со временем многие группы охотников и собирателей осели по берегам рек и океанскому побережью, где научились ловить рыбу, рако­образных, моллюсков. Огромные, протянувшиеся порой на многие сотни метров кучи ра­ковин и пищевых отбросов и сейчас напоминают нам об этих далеких временах.

15—10 тыс. лет назад люди изобрели лук и стрелы. Это резко увеличило продуктивность охоты. На той же площади могло теперь кор­миться гораздо больше людей. Кроме того, жизнь охотников стала более оседлой. А осед­лость, в свою очередь, позволила людям лучше узнать окружавший их растительный мир.

Вначале люди старались селиться вблизи за­рослей дикорастущих съедобных растений. Затем они принялись оберегать эти заросли от живот­ных, птиц и сорняков и, наконец, наблюдая, как развиваются растения, начали закапывать в землю их семена. Отсюда уже был один шаг и до взрыхления почвы палкой. С такой при­митивной обработки земли и началось земле­делие. Оседлая жизнь создала условия и для приручения животных. Вскормленные в неволе дикие поросята, щенята, телята и козлята привязывались к своим хозяевам и навсегда оставались около человека, а затем и размно­жались в неволе. Люди намеренно оставляли на развод только самых сильных, крупных и ручных животных. К тому же, в отличие от охотника, земледелец мог выделить часть уро­жая для подкормки домашних животных. Так возникло скотоводство.

Земледелие и скотоводство развивались мед­ленно и незаметно для самих участников этого события. Тем не менее возникновение земледе­лия и скотоводства означало подлинную рево­люцию. Недаром многие историки первобытно­го общества, описывая эту эпоху, так и говорят — «земледельческая революция». Впервые чело­век перешел от простого добывания средств существования к их производству.

С переходом к земледелию и скотоводству человечество вступило в новый период, кото­рый археологи называют эпохой неолита (от греческого «неос» — новый и «литое» — ка­мень). Основные, важнейшие орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня. Шлифо­ванные каменные топоры (их-то и считали когда-то «громовыми стрелами» и «небесными топорами») типичны для этой эпохи. Однако жизнь людей меняется коренным образом. Зем­ледельческий и скотоводческий труд хорош» обеспечивал людей средствами существования. У людей появилось больше времени для обще­ственных дел, больше возможностей для заня­тий живописью, резьбой, музыкой и другими видами искусства. Жизнь стала богаче, разно­образнее, но и сложнее.

27


В эпоху неолита люди, как и прежде, продол­жали жить родовыми общинами. Однако земле­дельческие и скотоводческие родовые общины во многом были непохожи на родовые общины охот­ников и собирателей. Во-первых, общины могли теперь производить гораздо больше средств суще­ствования, поэтому они стали гораздо много­люднее. Во-вторых, труд земледельца и ското­вода требовал четкой, продуманной организации работ, чтобы не были пропущены сроки посадки, прополки и т. д. Трудовая деятельность общины значительно усложнилась: общинное хозяйство нуждалось теперь в хранилищах для собранного урожая, в хлевах для скота, в земледельческих орудиях, в средствах доставки урожая с поля домой, во всевозможной посуде и прочей утва­ри, в дровах для очагов и печей. Поэтому в общинах выделяются целые группы людей, главной обязанностью которых становится ор­ганизация и распределение всех работ и руко­водство жизнью общины, в том числе и военная ее организация.

Так в общинах появляются вожди и старей­шины, которые, как и прежде, связаны с осталь­ными общинниками тесными узами родства, но в то же время наделены уже общественной властью.

Со временем вожди и старейшины незамет­но превращались в лиц, как бы поднявших­ся над рядовыми общинниками. Позже они присвоили себе право распоряжаться имущест­вом общинников по своему усмотрению.

Древнее, основанное на полном равенстве, единство родовой общины начало тем самым как бы расшатываться. Этому способствовало и развитие техники: более совершенные сред­ства труда все чаще позволяли отдельной семье обходиться в своем хозяйстве без помощи дру­гих общинников. Появились также семьи, ко­торые из поколения в поколение всецело были заняты тем, что изготовляли для общины посу­ду или орудия труда, одежду или украшения, дома или лодки и т. п. Взамен община обеспе­чивала умельцев всем необходимым. Так воз­никло ремесло. Рост производства, развитие ремесла вели к тому, что сначала между общи­нами, а позже и внутри общин устанавливался регулярный обмен всевозможными продуктами труда. С другой стороны, более совершенная техни­ка давала возможность отдельным семьям сущест­вовать независимо от общины. Со временем появи­лись богатые и бедные семьи. Естественно, что в первую очередь богатели семьи вождей и старейшин, у которых для этого было больше возможностей.

Богатые общинники стремились сами рас­поряжаться своим имуществом. Так стала фор­мироваться частная собственность, неизвестная доклассовому обществу и несовместимая с ним.

Узы родства постепенно переставали быть главными связями между общинниками. Бога­тые и знатные стремились объединить свои силы для защиты своих богатств и своей вла­сти от рядовых общинников, хотя бы послед­ние и оставались их родственниками. Положе­ние и место человека в обществе все больше определялось не тем, к какому роду, а значит, и общине он принадлежал, а тем, богат он или беден, знатен или нет. Прежнему равенству и коллективизму доклассового общества при­шел конец. Внутри него уже созрели социаль­ные силы, которым суждено было окончатель­но его разрушить.

Известным толчком к этому послужило открытие плавки и обработки металлов, сна­чала меди и олова, а затем и железа. Впервые это произошло, вероятнее всего, в Передней Азии около 5 тыс. лет назад. Металлические орудия оказались намного эффективнее орудий из камня, дерева и кости. Земледельцы и ско­товоды стали производить еще больше средств существования. Многие люди могли теперь все­цело посвятить себя различным видам ремеслен­ного труда и искусства. Рост производитель­ности труда привел также к тому, что еще боль­ше людей стало селиться вместе. Поднялись стены первых городов.

Общественная жизнь все больше и больше усложнялась. Выделился привилегированный слой лиц, взявших в свои руки все управ­ление общественной жизнью. Для содержа­ния этой общественной верхушки вводят на­логи, которые в случаях необходимости взи­маются силой. Но сила использовалась не только внутри общества и не только для его защиты от врагов. Война превратилась теперь в выгодный промысел. Военнопленных, кото­рых раньше убивали, теперь стали обращать в рабов — при возросшей производительности труд раба был выгоден.

Так общество постепенно разделилось на два класса — свободных и рабов, эксплуатато­ров и эксплуатируемых. Началась эпоха нового, классового общества. Но это уже следующая глава истории человечества.

28


Первобытнообщинный строй




Стоянка охотников. Верхний палеолит.




Селение людей в эпоху неолита.


ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА

На протяжении сотен тысячелетий перво­бытный человек не знал религии. Зачатки ре­лигиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла воз­никнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы, с которыми он сталкивался в повседневной жиз­ни. Наблюдая смену дня, ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явле­ния. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяли в сознание наших дале­ких предков тревогу и ужас. Постепенно у лю­дей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей соб­ственной и об окружающей их внешней при­роде»,— писал Энгельс.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм — представление, что все чле­ны одного рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом счита­лось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное живот­ное, если оно этого захочет, может превра­титься в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Живот­ное, которое считалось тотемом, было священ­но — его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину



Зубр, пронзенный наконечниками копий. Рисунок из пещеры Нио в Пиренеях.

на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, поклонялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и до настоя­щего времени в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жи­тели Австралии в пору ее открытия европей­цами также верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось



Изображения магических обрядов на кости. Верхний палеолит.

тотемом. Если австралиец принадлежал к то­тему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки, назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздей­ствовать на природу различными «чудодейст­венными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура мед­ведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.

Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать живот­ное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магиче­ские обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они испол­няли магические пляски «танец бизона».

29


Участники танца, держа в руках оружие, наде­вали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда дру­гие пускали в его сторону стрелы или бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизо­на, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу.

«Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп» — такова сущность первобытной магии.

Постепенно развивалась новая форма рели­гии — культ природы. Суеверный страх человека перед грозной природой вызы­вал желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от ла­тинского слова «анимус» — дух).



Разрисованные гальки, найденные в пещере Мае д'Азиль на территории Франции.

Сон, обмо­рок, смерть первобытные люди объясняли ухо­дом духа (души) из тела. С анимизмом свя­заны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойни­ком в могилу клали его личные вещи — укра­шения, оружие и запасы пищи. По представле­нию первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.

Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мас д'Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили боль­шое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были несложны, но разно­образны. Это комбинации из точек, овалов, чер­точек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.

Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского пле­мени арунта, стоявшего на весьма низкой сту­пени развития. Арунта имели склады раскра­шенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека его душа переселяется в чурингу. Каждый арунта имел свою чурингу, вместили­ще души его предка, свойства которого он унаследовал.

Чуринги живых и умерших хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевле­нием всей природы. Постепенно развились ре­лигиозные представления о духах земли, солн­ца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и вос­кресающих богах (см. стр. 114).

С разложением первобытной общины, воз­никновением классов и рабовладельческих го­сударств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются другие. Возникли мифы о родственной связи ца­рей с богами. В господствующей верхушке об­щества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали ре­лигию в интересах эксплуататоров.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Для чего нам нужна наука история iconДля чего нужна артикуляционная гимнастика

Для чего нам нужна наука история icon«Наука»
Сказкин С. Д. История — увлекательная наука. М., «Знание», 1961. 64 стр.; 4 л илл

Для чего нам нужна наука история iconКраткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения

Для чего нам нужна наука история icon1. История социологии как предмет изучения
Наука социология и исторический контекст ее развития. Развитие социологических идей: единство логического и исторического. Социологическая...

Для чего нам нужна наука история iconТеория и методология иторической науки история отечества как наука

Для чего нам нужна наука история iconНаука об условиях жизни организмов и их взаимных связях со средой. Экология это наука об организмах, наука о взаимоотношениях между живыми организмами и их

Для чего нам нужна наука история iconКому нужна и кому не нужна философия?

Для чего нам нужна наука история iconПравила проведения аттестационных встреч Кому и зачем нужна аттестация персонала? Значение для организации

Для чего нам нужна наука история iconВводная часть. История неврологии детского возраста невропатология (от греческого neuron нерв, pathos болезнь, logos наука) раздел медицинской науки, из

Для чего нам нужна наука история icon«Краткая история физики»
Физика — это наука о материи, ее свойствах и движении. Она является одной из наиболее древних научных дисциплин, и первые дошедшие...



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск