Проблема выбора в экзистенциальной философии icon

Проблема выбора в экзистенциальной философии





Скачать 38.51 Kb.
НазваниеПроблема выбора в экзистенциальной философии
выделяет два вида
Дата конвертации02.03.2013
Размер38.51 Kb.
ТипДокументы
Проблема выбора в экзистенциальной философии


Проблема выбора занимает важное место в работах крупнейших экзистенциальных мыслителей XX века. Несмотря на неоднородность этого направления, можно выделить общий вектор рассмотрения проблемы В., характерный для представителей «философии существования»: В. как проявление фундаментальной человеческой свободы, В. модуса бытия и самого себя.

Предшественники экзистенциализма С. Кьеркегор и А. Бергсон придают В. большое значение для развития личности, отмечая изменение субъекта выбором и уникальность каждой ситуации В. По Кьеркегору, В. – это осознанный, личностный акт, сопровождающийся принятием на себя ответственности. Автор выделяет два вида В.: этический, абсолютный - и эстетический, ситуативный, основанный на внешней привлекательности альтернатив и личных предпочтениях субъекта. Этический В. способствует углублению человеком понимания собственного Я и укреплению его связей с миром (6). Согласно Бергсону, В. – волевой поступок, совершаемый в плоскости сознания. Осознание своего намерения и последствий поступка меняет самого субъекта, в результате чего альтернативы являются по определению неравноправными из-за движения самого сознания вперед по временной оси. Исход В. предопределяется всем предшествующим жизненным опытом человека (2).

В. в понимании М. де Унамуно – это В. между конечностью и бессмертием своего существования, жизнью в истории – или в вечности. Жизнь человека-христианина – это постоянное состояние агонии в связи с тем, что, будучи устремленным в бессмертие и испытывая потребность постоянно творить, он, тем не менее, смертен. «Преодоление» своей конечности и проявление свободы возможно, в частности, через творчество и проявление сострадания в общении (4).

М. Бубер и Г.-О. Марсель не вводят понятие В., но оно подразумевается обоими авторами. Бубер выделяет два возможных типа отношения человека к бытию: субъектные, диалогические (Я - Ты) и объектные, функциональные (Я – Оно). По сути, речь идет о В. одного из модусов бытия. Но этот В. не может и не должен быть тотальным и абсолютным: «Без Оно человек не может жить. Но тот, кто живет только в мире Оно, перестает быть человеком» (3, 7). В., по Марселю – это В. между эгоцентризмом и любовью к Другому. Экзистенция интерсубъективна, но существование в современном обществе культивирует отчужденность. Автор говорит о нравственном действии человека, предпосылка которого - обращение к собственной душе. Открывшись другому и открыв другому доступ к себе, человек становится более доступным и для самого себя (10).

Для К. Ясперса проблема В. – вопрос философии, веры и психотерапии. Подлинный В. человека происходит перед лицом Бога. Пограничные ситуации между жизнью и смертью дают человеку возможность соприкоснуться с трансцендентальностью, осознать себя и благодаря этому – стать самим собой. Ясперс отмечает ограниченность научного подхода к человеческому бытию, говоря, что человек – это прежде всего экзистенция, свобода. Полемизируя со сторонниками психоанализа, он подчеркивает роль свободного В. пришедшего на психотерапию человека, важность его собственного, «решительного Да или Нет» (8).

Согласно философии М. Хайдеггера, В. является универсальной структурой фактичного экзистирования. Но, выбирая одну из возможностей истолкования собственной фактичности и одну из возможностей будущего бытия, человек никогда не сможет ни удостовериться в ее «правильности», ни довести ее реализацию до конца. Фундаментальный В. - это В. человека между возможностями быть подлинно и неподлинно, внутренний спор вот-бытия как «самости» и «безликости» (1, 11).

В. в понимании Н. Аббаньяно - это всегда экзистенциальный акт, включающий в себя неопределенность и риск своей возможности; соединение будущей ситуации и прошлого в решении настоящего. Философ подчеркивает временный и ценностный аспекты В. Человек сам для себя является проблемой собственного бытия, и в этом выражается его решение: «быть в соответствии со своей изначальной проблематичностью». Исходное условие и конечная цель подлинного существования - свобода, т.е. В. позиции субъекта по отношению к жизни и миру (быть - не быть свободным; предпочесть расслабленность - или вовлеченность, В. собственного предназначения и верность ему) (5).

Фундаментальный экзистенциальный В., по Ж.-П. Сартру - это В. своего жизненного проекта, В. себя, позволяющий человеку придать миру значение и ценность. Философ говорит об абсолютной свободе человека, но также и о его экзистенциальной ответственности: не только за себя, но и за всех людей. Каждый В. человека – это В. всего человечества в целом. Человеческая жизнь представляет собой цепочку различных отрезков бытия («маленьких жизней»), связанных определенными экзистенциальными решениями («узлами») (9).

Идеи экзистенциализма (рассмотрение В. в контексте проблемы ответственности, самоопределения, ценностей и внутренней свободы человека) легли в основу учений виднейших психологов экзистенциального направления (Э. Фромма, В. Франкла, Р. Мэя, С. Мадди и др.).


Литература

  1. Борисов Е.В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М.Хайдеггера // История философии. – 1997. - №1

  2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 1 – М.: Московский клуб, 1992

  3. Бубер М. Я и Ты // Два образа веры. – М.: АСТ, 1999

  4. Зыкова А.Б. Проблема общения в философии М. де Унамуно // История философии. – 1997. - №1

  5. Комиссарова Т.В. Введение в экзистенциализм // История философии: Энциклопедия. – Минск, 2002

  6. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – М.: Феникс, 1998

  7. Лифинцева Т.П.. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера // История философии. – 1997. - №1

  8. Руткевич А.М. «Понимающая психология» К. Ясперса // История философии. – 1997. - №1

  9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. Изд-во полит. лит-ры, 1989

  10. Тавризян Г.М. Габриэль Марсель: Бытие и интерсубъективность // История философии. – 1997. - №1

  11. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconРасписание по работе курсов для поступающих в аспирантуру 2011 Философия
Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема идеального в философии И. Канта Немецкая классическая философия в целом сыграла большую роль в развитии философской мысли, особенно системы Гегеля и Фе
Гегеля. Другой важной проблемой для немецких философов было отношение к идее французских просветителей XVIII в о всемогуществе разума....

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема истины в философии

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема страдания в философии н. А. Бердяева

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема идеального в философии Гегеля

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconСтатья посвящена проблеме выбора альтернативы при принятии решения. Рассмотрены наиболее часто применяемые методы по обработке и выбору альтернативы действий
При осуществлении управленческой деятельности выбор – постоянный атрибут человека, принимающего решения, так как всегда существует...

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема природы и сущности человека в философии

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема научности в философии XVII века

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема истины в эпистемологии и философии науки

Проблема выбора в экзистенциальной философии iconПроблема сущности мире в философии И. Канта



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск