Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план icon

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план





Скачать 48.04 Kb.
НазваниеОсновные течения западной философии конца XIX – ХХ века план
Дата конвертации02.03.2013
Размер48.04 Kb.
ТипДокументы
ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX – ХХ ВЕКА

План.

  1. Характерные черты философской мысли ХIХ-ХХ в.

  2. Философский иррационализм. «Философия жизни» и ее разновидности (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).

  3. Психоанализ З. Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм).

  4. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века

  5. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности человека.

3. Психоанализ З. Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм).

  1. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг).

Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм) – направление XX века, изучающее бессознательные структуры человеческой психики в их комплексе с сознательным и сверхзознательным.

Индивидуальное бессознательное.

Психика человека включает в себя не только сознание, но и бессознательное. Однако бессознательное не забытое сознательное. Основоположник психоанализа З. Фрейд открыл бессознательное как принципиально иную сторону психики, как то, что никогда не было в нашем сознании, как инстинкты:

  • инстинкт удовольствия – Эрос, либидо (от лат. libido - страсть), т.е. сексуальная энергия.

  • инстинкт смерти – Танатос, влечение к разрушению и смерти.

Эти инстинкты носят демонический характер, победить их силой разума невозможно.

По Фрейду, психика любого человека имеет структуру:

1) Оно (Id) – бессознательное, инстинкты.

2) Я (Ego) – сознательное начало, посредник между Оно и Сверх-Я

2) Сверх-Я (Super-Ego) – воспитание, система усвоенных норм, ценностей, совесть, запреты, – культура в целом как общественный надзиратель, цензура. По Фрейду, Сверх-Я во многом тоже бессознательно (например, табу на инцест).

Трагедия человека в том, что в нем борется Оно (инстинкты) и Сверх-Я (культура), которая не дает инстинктам прорваться к нам в сознание и разрушить личность. В результате бессознательные желания вытесняются и появляются комплексы, неврозы. Например, подавленное детское сексуальное влечение к родителю противоположного пола может проявить себя в виде каких-то неосознаваемых действий (боязней, нервного тика и пр.) Психоанализ направлен на перевод вытесненного из сознания материала (комплекса) в сознание при помощи выговаривания. Зная врага в лицо, с ним можно уже бороться – таков принцип фрейдизма. Психоанализ не возможен без психоаналитика, поскольку самостоятельный анализ затрудняется сопротивлением со стороны Я. Роль же психоаналитика в том, что он прислушивается к человеку, когда Я пациента дремлет, в покое, а это чаще всего происходит во время сновидения, отсюда, кстати, методики психоанализа: анализ снов, бессознательных оговорок, описок, метод свободных ассоциаций.

В качестве влечения Фрейд берет паталогическое сексуальное влечение – Эдипов комплекс – влечение мальчика к своей матери и комплекс Электры – влечение девочки к своему отцу. Фрейд сделал величайшее открытие: он нашел те сферы человека, которые нам неподвластны. Его психонанализ призван освободить человека от вытесненных комплексов. Однако, устранив один комплекс, появляются новые: этот процесс вечен, а потому человек несчастен всегда. Фрейд говорит о приемлемом пути внедрения демонической, бессознательной энергии либидо: это сублимация, т.е. выплеск энергии либидо в социально и культурно приемлемые формы, например, в творчество. Вывод: бессознательное Фрейда индивидуальное и носит биологический характер сексуального влечения.

Коллективное бессознательное. К.-Г. Юнг критикует Фрейда за биологизацию бессознательного и развивает свое учение. Бессознательное уже не индивидуально, а коллективно, и носит культурный характер. Коллективное бессознательное – накопленный многими тысячелетиями опыт наших предков. Этот опыт оседает в глубины нашей психики и предстает в образе архетипов – неких психических праобразов, которые в жизни конкретного человека приобретают определенную символическую форму. Например, архетип Анима – присутствие женского начала в мужчине, Анимус – присутствие мужского в женском, Нуминозное – единый архетип священного, который во всех религиях имеет разную форму (Бог – Аллах, Иегова, Христос, Кришна и пр.). По Юнгу, важно, чтобы архетип нашел для себя адекватную символическую форму, иначе возникают комплексы и неврозы, которые может устранить только психоаналитик, обращающийся к изучению сновидений пациента на основе мифов, сказаний, религиозных сюжетов. Юнг полагает, что XX век – век невротиков, поскольку люди разрушили необходимые человеку символы, религии.

4.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века.

Позитивизм (в переводе - положительное отношение к науке) – с XIX века. Идея: философия должна исследовать факты, а не их причины, она должна отказаться от ценностного и оценочного подходов (О. Конт, Спенсер).

Неопозитивизм есть продолжение позитивизма (20-30 гг. XX в.). Представители: Шлик, Карнап, Поппер, Витгенштейн. Философия должна заниматься анализом языка, т.е. логикой современной науки. Ведь именно язык определяет картину мира. Эталон науки – простая, логическая и легко проверяемая языковая система. Ее можно проверить при помощи метода верификации – отношения соответствия теории фактам. Наука есть описание фактов.

Постпозитивизм - середина XX века (Кун, Лакатос, Поппер). Поппер ввел метод фальсификации: теория должна не подтверждаться, а опровергаться фактом. Если теория опровергнута, значит, нужно отказаться от нее и создать новую.

Кун, Лакатос полагали, что ученый не может изучать реальность вне господствующей на данный период системы идеалов, норм, ценностей (ценностей культуры). Любой факт нагружен этими ценностями (нет чистых, абсолютно объективных фактов).

Таким образом, впервые в философию науки проникает культура, человек, бессознательные основания творчества.

5.Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности человека.

Представители: Кьеркегор, Сартр, Камю, Ясперс, Хайдеггер. Э. возник как результат духовного кризиса, разочарования в разуме, который не удержал людей от двух мировых войн. Основные идеи:

  • Существование не просто пребывание на этом свете (бытие «в себе»), подобно вещам, а бытие «для себя», т.е. свободное бытие.

  • Существование предшествует сущности: человек изначально свободен, и нет никакой врожденной «натуры», а потому он должен создавать себя сам. Мы находимся в положении актеров, которых выпустили на сцену без заранее выученной роли, без текста и даже без суфлера, который бы шептал нам на ухо, что делать.

  • Человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти.

  • Пограничная ситуация есть переживание смерти, столкновение со своей предельной конечностью, заброшенностью. Это переживание сопровождает страх, ужас.

  • Свобода налагает на нас обязательство сотворить из себя кого-то, иначе наше существование не будет «подлинным».

  • Человек живет в мире возможностей и случайностей, именно поэтому «сегодняшний трус завтра может стать героем» (Сартр).

  • Способность человека творить самого себя, свою судьбу, мир других людей есть свобода, которая неразрывна с ответственностью. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Сартр).

  • Существование человека абсурдно (сизифов труд). Необходимо активно противостоять абсурду: «Я бунтую, следовательно, существую» (Камю).




Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconИстория открытий в физике конца XIX первой половины ХХ века наглядно иллюстрирует процесс создания мифологии в науке

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconКурс заочное отделение история философии содержание дисциплины тема Антигегелевская критическая волна в европейской философии второй половины XIX века. Становление иррационалистической тенденции в современной философии

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconЛитература XIX начала XX в. Романтизм и реализм в литературе XIX в. «Начало нового века»
«Начало нового века» — так называется сти­хотворение Фридриха Шиллера, написанное в 1801 г. Пламенный немецкий просветитель, восторженно...

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconТема: Основные направления современной западной философии (обзор)

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconЛекция 17. Материалистическая критика философии Гегеля у К. Маркса. «Сущность христианства»
Именно те мыслители, которым хватило решимости подвергнуть сомнению самые основания гегелевской системы, в конечном итоге заняли...

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconРаботы: Почему я выбрала эту тему. Теория зла. Нравственное падение человека (на основе произведений русских писателей XIX века): а) появление помысла
Нравственное падение человека (на основе произведений русских писателей XIX века)

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconПроблема переживания в европейской философии второй половины xix-начала XX века
«инструмент», с помощью которого добываются и очищаются от культурных наслоений научные факты, сколько возможность и способ понимания...

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconОдним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconДо конца 19-го века в классификации психических болезней господствовал симптоматический подход. Позднее учеными был предложен нозологический принцип, при которо

Основные течения западной философии конца XIX – ХХ века план iconДо конца 19-го века в классификации психических болезней господствовал симптоматический подход. Позднее учеными был предложен нозологический принцип, при которо



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск