Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) icon

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час)





Скачать 118.67 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час)
Петрова М.В
Дата конвертации02.03.2013
Размер118.67 Kb.
ТипПояснительная записка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Основы философии»


для специальностей среднего профессионального образования


Обязательные учебные занятия, всего, (час) 44


в том числе: лекции, (час) 18

лабораторные работы, практические занятия (час) 26

контрольных работ, кол-во

курсовые проекты (работы), семестр(ы)

экзамен(ы), семестр по плану

зачеты, семестр по плану


2002 год


Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования.


Авторы: Петрова М.В., зав. кафедрой “Философия”, проф., д. пол. н., к. ф. н.


Одобрена кафедрой

философии ИжГТУ


Зав. кафедрой философии ИжГТУ

к. ф. н., доктор политологии

профессор Петрова М.В.


Утверждена выпускающей кафедрой (методическим советом специальности)



Заведующий выпускающей кафедрой (председатель методического совета специальности)

Согласовано:

Учебно-методический отдел ИНПО «____» «__________».

Учебно-инженерный отдел ИжГТУ «____» «________».

Пояснительная записка

1.Цели и задачи курса “Основы философии”

Философия является обязательным элементом образовательного стандарта в системе университетов Российской Федерации и фундаментальной дисциплиной в блоке гуманитарных наук.

Цель курса – формирование у студентов современного мировоззрения, развития системного мышления, утверждения активной жизненной позиции.

В результате изучения философии студент должен понимать ее роль в истории человеческой культуры; ориентироваться в основных направлениях, школах и течениях философии; иметь представление о фундаментальных законах развития природы, общества и человека; понимать многообразие форм знания; видеть значение и роль науки и техники в современном мире; иметь представление о сущности искусства, морали, права, религии и идеологии; понимать механизмы функционирования государства; знать различные системы ценностей; понимать особенности развития современной культуры.

Студент должен уметь решать жизненно важные проблемы на основе философского учения о человеке; понимать его биосоциальную природу; иметь представление о роли бессознательного в человеческой психике; понимать процесс становления личности; знать философские концепции смысла жизни; понимать значение идеалов в жизни человека; осознавать смысл творчества, свободы и самосовершенствования человека.


Тематический план

по курсу “Основы философии”

№№

Наименование тем и разделов

Максимальная

учебная нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего:

Теор. Занятий (лекций)

Практ.

1

Предмет и специфика философии

2

2



2



2

Основные вехи мировой философской мысли

6

4

2

2

2




– философия Древнего мира

6

4

2

2

2




– философия Нового времени(17-19 века)

6

4

2

2

2




– современные концепции философии

6

4

2

2

2

3

Человек и космос

6

4

2

2

2

4

Человеческое познание и деятельность

6

4



2

2

5

Наука и ее роль

6

4

2

2

2

6

Человечество перед лицом глобальных проблем

6

4

2

2

2

7

Человек. Общество. Цивилизация. Культура.

6

4

2

2

2

8

Человек и бог

4

2



2

2

9

Свобода и ответственность

4

2



2

2

10

Природа человека и смысл его существования

6

4

2

2

2




Итого:

18

26

24

Итого:

68 часов



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»


Тема 1. Предмет и специфика философии.

Определение термина "философия". Объект и предмет философии. Структура и специфика философского знания. Философия как форма общественного сознания.

Философия и мировоззрение. Понятие "картина мира", его определение. Специфика религиозной картины мира как основы религиозного мировоззрения. Мистицизм. Магия. Научная картина мира. Специфика научного мировоззрения, его связь с философией. Философия как тип мировоззрения.

Основные функции философии. Философия и наука. Связь философии с другими формами общественного сознания. Философия и искусство. Философия и право. Философия и мораль. Философия и идеология. Философия и религия. Философия – душа культуры, высшая форма самосознания общества.

Проблема возникновения философии. Предфилософия. Мифология. Обыденные знания. Мифогенная концепция возникновения философии; гносеогенная концепция происхождения Философии. Процесс происхождения философии: где, когда, как и почему возникла философия.


Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Философия Древнего мира. Философские системы Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, монизм, школа Инь–Ян, философские системы Древней Индии: ведизм, буддизм, джайнизм, чарвака–локаята, йога; философия Античности: натурфилософские школы; Афинская школа философии; эллинизм.

Философия средних веков и эпохи Возрождения. Формирование христианского мировоззрения. Теоцентризм философии. Труды «Отцов» церкви. Проблема соотношения веры и разума. Спор об универсалиях. Философия Фомы Аквинского. Арабская философия средних веков. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Пантеизм философии.

Философия Нового времени (17–19вв). Первая научная революция. Философия и наука. Индуктивный метод Ф.Бэкона. Рационализм Р.Декарта. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия.

Современные концепции философии. Марксизм. Позитивизм. Иррационалистическая философия 19–20 в. Фрэйдизм. Русская философия.


Тема 3. Человек и космос

Проблема бытия в философии. Натурфилософские системы. Пантеизм. Субстанция. Учение русских космистов. Специфика решения проблемы взаимоотношения человека и космоса в философии Востока и западноевропейской философии.

Проблема человека и космоса в древних мифологиях. Принцип гармонии человека и космоса.


Тема 4. Человеческое познание и деятельность.

Структура и сущность процесса познания. Структура сознания: чувственный и рациональный уровни сознания. Роль бессознательного в психике человека. Типы знания. Специфика познавательной деятельности. Понятие деятельности. Типы деятельности. Материальная деятельность; духовная деятельность.

Тема 5. Наука и ее роль.

Проблема демаркации науки и ненауки; вненаучное знание; формы научного знания; методы научного познания; проблема развития науки; понятие научной революции; парадигмы в науке; наука и религия; наука и философия; наука и техника; наука и общество.

Тема 6. Человечество перед лицом глобальных проблем

Возникновение глобальных проблем; деятельность и идеология Римского клуба; экологические кризисы; экологические катастрофы; экологическое сознание; опасность ядерной войны, химического и бактериологического заражения; экологические движения в гражданском обществе и в политике.


Тема 7. Человек. Общество. Цивилизация. Культура.

Философские концепции общества. Понятие цивилизации, Теория культурно-исторических типов. Общество как развивающийся объект. Общество как системно-структурный объект. Основные сферы общественной жизни. Понятие общественно-экономической формации. Культура. Материальная культура. Духовная культура. Понятие ценностей. Системы ценностей. Формы и уровни общественного сознания. Массовая культура, элитарная культура, национальная культура.

Тема 8. Человек и бог


Религия как сфера общественной жизни. Эволюция религиозных представлений. Политеизм. Экулянизм. Система ценностей христианства, мусульманства, буддизма и иудаизма. Понятие абсолютных ценностей. Религия и мораль. Религия и философия. Религия и общество. Свобода совести. Атеизм.

Тема 9. Человек и ответственность личности.


Теории личности. Типология личности. Свобода и ответственность. Проблема сущности человека в различных философских системах; достоинство. личности; проблема насилия и ненасилия по отношению к личности. Роль личности в истории.


Тема 10. Природа человека и смысл его существования.

Дуализм души и тела; биопсихо-социальная природа человека; сознание и бессознательное в человеке; религиозная концепция человека, концепция всесторонне развитого человека в марксизме; "рыночный" человек в философии Э.Фромма; проблема самосовершенствования человека в философии.

Практические занятия

  1. Предмет и специфика философии.

  2. Философия Древнего мира.

  3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

  4. Философия Нового времени.

  5. Современные концепции философии.

  6. Человек и космос.

  7. Человеческое познание и деятельность.

  8. Наука и ее роль.

  9. Человечество перед лицом глобальных проблем.

  10. Человек. Общество. Цивилизация. Культура.

  11. Человек и Бог.

  12. Свобода и ответственность.

  13. Природа человека и смысл его существования.


Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по дисциплине «Основы философии» включает конспекты следующих тем.

  1. Философия Древней Индии.

  2. Особенности философии средних веков.

  3. Концепции пантеизма и гуманизма в эпоху Возрождения.

  4. Наука и философия в период Нового времени.

  5. Русская философия 19–20 веков.

  6. Человек и космос: ценностные ориентиры взаимодействия.

  7. Логика, основные законы.

  8. Специфика науки.

  9. Глобальные проблемы современности — вызов человечеству.

  10. Особенности развития культуры в современном мире.

  11. Человек и Бог. Религия и атеизм.

  12. Что такое свобода?

  13. Природа человека и смысл его существования.


Аттестация по дисциплине

Вопросы к зачету по дисциплине «Основы философии»

  1. Определение понятия «философия». Предмет и объект философии. Философия как форма общественного сознания.

  2. Структура и специфика философского знания. Типология знания.

  3. Философия и мировоззрение. Понятие «картина мира». Типы мировоззрений.

  4. Основные функции философии. Связь философии с другими формами общественного сознания.

  5. Основные философские системы Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, лигизм, школа инь-ян).

  6. Основные философские системы Древней Индии (ведизм, джайнизм, буддизм, чарвака-локаята, йога).

  1. Натурфилософия Античности.

  2. Афинская школа философии (Сократ, Платон, Аристотель).

  3. Философия эллинизма.

  4. Специфика философии Средних веков.

  5. Основные представители философии Средних веков.

  6. Философия эпохи Возрождения.

  7. Философия Нового времени. Философия и наука.

  8. Марксизм.

  9. Позитивизм.

  10. Иррационалистическая философия.

  11. Фрейдизм.

  12. Человек и космос как проблема философии.

  13. Наука. Структура научной теории. Проблема развития науки. Научные методы.

  14. Глобальные проблемы современности.

  15. Общество как структурно-системный объект.

  16. Общество как развивающийся объект.

  17. Культура и цивилизация.

  18. Религия и философия. Человек и Бог.

  19. Типология личности. Концепции личности. Проблема свободы и ответственности личности.

  20. Проблема человека в философии. Смысл существования и проблема самосовершенствования.


Зачет по дисциплине «Основы философии» ставится только в том случае, если представлены конспекты тем, определенные для самостоятельного изучения.

Литература

  1. Философия: Учебник. Под ред. проф. Лавриненко В.Н.-м.1998

  2. Философия: Учебник. Под ред. проф. Губина В.Д.-М.2001

  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.2001.

  4. Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П.М.1999

  5. Новейший философский словарь. - Минск.1999.

  6. Русская философия. Словарь под ред. Маслина М.А. M.I995.

  7. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. - М.1999.

  8. Петрова М.В. Методическое пособие по курсу «Философия» – Ижевск, ИжГТУ.2002.

  9. Петрова М.В. Методические требования к рефератам по философии для нефилософских специальностей.– Ижевск: ИжГТУ, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconРабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Основы философии» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальностям...

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconПримерная программа учебной дисциплины физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconПримерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconПримерная программа учебной дисциплины физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconРабочая программа учебной дисциплины «бухгалтерский учет» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconРабочая программа учебной дисциплины «бизнес-планирование» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бизнес-планирование» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconУчебное пособие для студентов среднего профессионального образования экономических специальностей Санкт-Петербург

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconРабочая учебная программа по дисциплине «Философия» для специальности «050400 Социально-экономическое образование» Профиль «050402» Экономика» по циклу гсэ. Ф. 10
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час) iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск