Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) icon

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)





Скачать 129.61 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Дата конвертации02.03.2013
Размер129.61 Kb.
ТипРабочая программа
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



ОДОБРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин

(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

____________О.В. Челомбицкая

_____________________2011 год



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

для специальности 080501.51 «Менеджмент (по отраслям)»

(базовый уровень среднего профессионального образования)


Формы обучения:

очная


Составители: В.С. Карабедова


Ростов-на-Дону

2011


  1. Пояснительная записка
Учебная программа дисциплины «Основы философии» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальностям 080501.51 «Менеджмент (по отраслям)» и относится к общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Государственного образовательного стандарта специальностей.

При очной форме обучения на изучение дисциплины «Основы философии» отводится учебным планом 58 часов, в том числе лекционные занятия - 38 часов, семинарские – 6 часов, самостоятельная работа студентов - 14 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают зачет.

Целью изучения основ философии является формирование у специалистов современной общегуманитарной и философской культуры мышления.

Примерная программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям экономического профиля.

Обучение по программе курса организуется в форме лекционных, и семинарских занятий, а также в виде самостоятельной работы студентов.

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

иметь представление:

  • о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

знать:

  • основные понятия, принципы и законы философии.

уметь:

  • осуществлять философский анализ окружающей действительности.


Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими в ходе профессиональной деятельности.


Дидактические единицы



предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем




2. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

Очная форма





п/п



Наименование тем

Аудиторные занятия

Самост. работа

Всего часов

Лекции

Семинары







1.

Предмет философии

4




1

5

2.

Основные вехи мировой философской мысли

4




6

10

3.

Природа человека и смысл его существования. Человек и бог


4


2


1


7

4.

Человек и космос

4




1

5

5.

Человек, общество, цивилизация, культура

6




1

7

6.

Свобода и ответственность личности

4

2

1

7

7.

Человеческое познание и деятельность

4




1

5

8

Наука и ее роль

4

2

1

7

9.

Человечество перед лицом глобальных проблем

4




1

5

Всего часов

38

6

14

58



3.Содержание программы.


Тема 1. Предмет философии.

Структура философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, антропология, философия науки. Объект, предмет и метод философии. Структура философского знания: онтология, гносеология.


Тема 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Основные вехи мировой философской мысли. Мифология как предтече философии особенности мифологического мировоззрения. Возникновение философии. Основные этапы развития философии: философия Древнего мира, философия Средневековья, философия Нового Времени, философия конца 2-го тысячелетия.


Тема 3. Природа человека и смысл его существования. Человек и Бог.

Человек как биосоциальное существо. Соотношение биологического и социального в человеке. Объективные и субъективные причины возникновения веры в сверхъестественные силы. Проблема цели и смысла жизни.


Тема 4. Человек и космос.

Человек как вершина биологической эволюции на Земле. Роль космических факторов в возникновении и развитии человека. Космизация современной цивилизации и ее перспективы.

Тема 5. Человек, общество, цивилизация, культура

Общество как система взаимодействующих индивидов. Экономические модели формирования и развития общества. Психологические модели становления общества и его эволюции. Социально-классовая модель общественного развития. Формационное и цивилизационное представления общества и общественного развития. Культура и ее важнейшие компоненты.

Тема 6. Свобода и ответственность личности.

Личность как продукт общества. Тип общества и тип личности. Демократическая и тоталитарная личность Зрелая и инфантильная личность. Развитие и саморазвитие, самосовершенствование личности. Условия свободной социальной деятельности личности. Необходимость ответственности личности перед обществом.

Тема 7. Человеческое познание и деятельность.

Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Формы чувственного и рационального познания Практическая деятельность как критерий истинности познания. Виды истины. Практическая деятельность как источник и цель познания.

Тема 8. Наука и ее роль.

Научное познание и его специфика. Научное знание как результат научного познания. Особенности научного знания. Формы и методы научного познания. Эмпирическое познание и его формы. Теоретическое познание и его формы Связь эмпирического и теоретического познания.

Тема 9. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Причины возникновения глобальных проблем современности. Возможные пути их решения. Объективные и субъективные препятствия. Основные глобальные проблемы (экологическая, продовольственная, угроза ядерного и обычного терроризма, новые болезни и пр.)

3.1. Перечень лабораторных работ

Учебным планом специальности лабораторные работы не предусмотрены.

3.2. Содержание практических (семинарских) занятий

План семинарского занятия по теме 3: «Природа человека и смысл его существования; человек и бог».

Вопросы семинара:


1. Соотношение биологического и социального в человеке.

2. Проблема цели и смысла жизни.


Литература:

  1. Ретабек Е.Я. «Основы философии», Ростов-на-Дону, юж. федер. универ. 2008.

  2. Несмеянов Е.Е. «Основы философии в вопросах и ответах для студентов вузов», 2002.

  3. А.Г. Спиркин «Философия», Москва, 2006.



План семинарского занятия по теме 6: «Свобода и ответственность личности».

Вопросы семинара:


1. Демократическая и тоталитарная личность.

2. Развитие и саморазвитие, самосовершенствование личности.


Литература:

  1. В.А. Канке «Философия», Москва: 2002.

  2. А.Г. Спиркин «Философия», Москва: 2006.

  3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2009.



План семинарского занятия по теме 8: «Наука и ее роль».

Вопросы семинара:


1. Эмпирическое познание и его формы (наблюдение, эксперимент, натурное моделирование, измерение, сравнение и др.)

2. Теоретическое познание и его формы (математическое моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и др.)


Литература:

  1. Несмеянов Е.Е. «Основы философии в вопросах и ответах для студентов вузов», 2002.

  2. А.Г. Спиркин «Философия», Москва: 2006.

  3. Зеленов Л.А., Владимиров А. «Основы философии», М.: 2006.



3.3. Содержание самостоятельной работы

На самостоятельную работу выносится:

По теме 1. Предмет философии.

Изучить вопросы:


1.1. Определение предмета философии. Что изучает философия?

1.2. Методы философии.

1.3. Образ философии в культуре.


По теме 2. Основные вехи мировой философской мысли.

Изучить вопросы:


1.1 Мифология как предтеча философии особенности мифологического мировоззрения.

1.2 Возникновение философии.


По теме 3. Природа человека и смысл его существования. Человек и Бог.

Изучить вопросы:


1.1. Проблема цели и смысла жизни?

1.2. Атеистический вариант решения этих проблем.

1.3. Религиозный вариант решения этих проблем.


По теме 4. Человек и космос.

Изучить вопросы:


    1. Роль космических факторов в возникновении и развитии человека.

    2. Биологические земные факторы формирования человека.

    3. Основные тенденции космизации современной цивилизации и ее перспективы.



По теме 5. Человек, общество, цивилизация, культура.

Изучить вопросы:


    1. Социально-классовая модель общественного развития.

    2. Формационное представление общества и общественного развития.

    3. Цивилизационное представление общества и общественного развития.

1.4 Культура и ее важнейшие компоненты.


По теме 6. Свобода и ответственность личности. Изучить вопросы:

Изучить вопросы:


    1. Чем зрелая личность отличается от социально незрелой?

    2. Условия свободной социальной деятельности личности.

    3. Почему тип личности определяется типом общества?

    4. Чем демократическая личность отличается от тоталитарной?



По теме 7. Человеческое познание и деятельность.

Изучить вопросы:


1.1. Отличительные черты чувственного и рационального познания.

1.2. В чем состоит взаимосвязь чувственного и рационального познания.

1.3. Виды истины.


По теме 8. Наука и ее роль.

Изучить вопросы:


    1. Методы научного познания.

    2. В чем различие эмпирического познания и его форм (наблюдение, эксперимент, натурное моделирование, измерение, сравнение и др.) от обыденного?

    3. Связь эмпирического и теоретического познания.

По теме 9. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Изучить вопросы:


1.1. Причины возникновения глобальных проблем современности.

1.2. Суть основных глобальных проблем (экологическая, продовольственная, угроза ядерного и обычного терроризма, новые болезни).


4. Вопросы к зачету.


1.Объект, предмет и метод философии.

2.Структура философского знания.

3.Основные философские школы и направления, критерии их классификации.

4.Основные вехи мировой философской мысли.

5. Особенности мифологического мировоззрения.

6.Возникновение философии.

7.Основные этапы развития философии: философия Древнего мира, философия

Средневековья, философия Нового Времени.

8.Соотношение биологического и социального в человеке.

9.Объективные и субъективные причины возникновения веры в сверхъестественные силы.

10.Проблема цели и смысла жизни

11.Человек как вершина биологической эволюции на Земле.

12.Космизация современной цивилизации и ее перспективы.

13. Общество как система взаимодействующих индивидов.

14. Экономические модели формирования и развития общества.

15. Психологические модели становления общества и его эволюции.

16. Социально-классовая модель общественного развития.

17.Основные стадии развития цивилизации.

18.Культура и ее важнейшие компоненты.

19.Личность. Тип общества и тип личности.

20.Демократическая и тоталитарная личность

21.Развитие и саморазвитие, самосовершенствование личности.

22.Условия свободной социальной деятельности личности.

23.Человеческое познание.

24.Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь.

25.Практическая деятельность как критерий истинности познания. Виды истины.

26.Научное познание и его специфика.

27.Особенности научного знания.

28.Причины возникновения глобальных проблем современности.

29. Глобальные проблемы современности и пути их решения.


5. Тематика рефератов, курсовых (дипломных) работ.

Рефераты, курсовые, дипломные работы не предусмотрены учебным планом специальности.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


№ п/п

Перечень литературы




Основная

1.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2006.

2.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2009.

3.

Зеленов Л.А., Владимиров А. Основы философии, М.: 2006.

4.

Философия науки и техники: Учеб. пособие / Степин В.С., Горорхов В.Г., Розов М.А. - М.: Контакт-Альфа, 2005.










Дополнительная

1.

Сальников В.П., Хона Г.Н. Философия, СПб, 2009.

2.

Лекторский В.А. Теория познания //"Вопросы философии". - 2008. - № 8.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconРабочая программа учебной дисциплины «бизнес-планирование» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бизнес-планирование» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconРабочая программа учебной дисциплины «бухгалтерский учет» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080201 Менеджмент (по отраслям) I. Область применения
Менеджмент (по отраслям) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими...

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень
Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconРабочая программа по дисциплине «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Обязательные учебные занятия, всего, (час)

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека 2012г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconРабочая программа среднего (полного) общего образования Базовый уровень

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины «основы философии» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) iconПримерная программа базовый уровень Оригинал расположен на www eduspb com Стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск