Скачать 52.65 Kb.
|
Тема: Проблема свободы в философии Вопросы для обсуждения: 1. Как различные философы определяют сущность категории «свобода»? 2. Свобода абсолютная и относительная. 3. Свобода и ответственность. 4. Свобода и необходимость. Данные вопросы будут рассмотрены непосредственно на семинарском занятии. Ответы именно на эти вопросы будут оцениваться преподавателем. С целью более подробного знакомства с темой необходимо обращение к дополнительной литературе. Вопросы для повторения: 1. Свобода воли в этике Канта. 2. Свобода во французском экзистенциализме. Данные вопросы раскрыты в тематике 1 семестра. Материал по ним можно найти в лекциях или учебнике в соответствующих разделах. Повторение данных вопросов может помочь в понимании материалов для обсуждения. Вопросы для размышления:
Данные вопросы являются дополнительными. Если у студента возник интерес к предложенной теме, то он может дать ответ на эти вопросы в письменной форме и получить дополнительные баллы по предмету. По объему такой ответ может быть представлен на 3-5 страницах печатного текста. Но необходимо учесть, что оценка будет выставлена только в случае ответа, демонстрирующего владение широким объемом материала по данной теме и содержащего самостоятельные оценки прочитанного (просто реферативные тексты не оцениваются). Литература: - Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2003. Гл. 8. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex/index.php). - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. § 7 в гл. 17. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php). - Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2001. Пп. «Справедливость или свобода?» в гл. 8.3 раздела 2. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php). - Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел VI. Гл. 2. П. 3. «Феномен внутренней свободы» (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php). - Философские словари и энциклопедии. Дополнительная литература: - Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 2000. Тема 18. - Ильин И.А. О свободе// Ильин И.А. Путь духовного обновления. Гл.3. М., 1996. (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000855/index.shtml). - Камю А. Бунтующий человек. М., 1999. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/kamu_bunt/). - Скородумова О.Б. Виртуальная личность и свобода// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2. 2004. - Тейчман Д., Эванс К. Философия. М., 2005. Гл. 4 части 1, гл. 12 части 3. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/teychman_filosofija/). - Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/fromm_begstvo/, http://www.philosophy.ru/library/fromm/02/0.htm). - Шаповалов в.Ф. Введение в философию. М., 1999. Раздел 6. Гл. 4. Категории человеческого бытия. Понятия, необходимые для подготовки к занятию: Аксиология – философское учение о ценностях. Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать личными интересами. Антропология – философское учение о человеке. Антропоцентризм – принцип, согласно которому человек есть центр философских размышлений и цель всех совершающихся в мире событий. Аскетизм – образ жизни, характеризующийся воздержанностью в отношении к потребностям и материальным благам. Ахимса – этический принцип индийской философии и религии, предусматривающий непричинение зла всему живому. Волюнтаризм – направление в философии, признающее волю (объективную мировую или субъективную) в качестве основы всего сущего. Воля – 1) сознательная целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий, 2) понятие в неклассической философии, обозначающее первичное биологическое начало мира, стремление, самовыражение. Гедонизм – ценностная установка, согласно которой благо сводится к удовольствию, наслаждению и избавлению от страданий. Гипотетический императив – одна из форм нравственного закона в этике И. Канта, «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку в своем лице и к человечеству в целом как к цели, а не только как к средству». Гуманизм – точка зрения, предполагающая отношение к любому человеку как к совершенному существу и высшей ценности. Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений. Добро – высшая моральная категория, противоположность зла, цель морального совершенствования, предполагает искреннее и бескорыстное стремление к благу общества или другого человека. Добродетель – способность души к моральным действиям, направленность на добро, положительное моральное качество человека. Долг – этическая категория, обозначающая нравственное требование в форме сознательного внутреннего принуждения к действию в соответствии с общепризнанными нормами. Духовность – реальность сознания (человеческого или сверхчеловеческого), ассоциируемая с внутренним миром человека, противопоставляемая его природной сущности, сфера смысла и свободы. Императив – повеление воли, внутреннее долженствование. Индивидуальность – неповторимость каждой конкретной личности, единство уникальных свойств человека, отличающих его от других людей. Карма – совокупность добрых и злых жизненных деяний, которая создает предпосылки для последующего существования; закон, определяющий цепь перерождений души. Категорический императив – нравственный закон в этике И. Канта, «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». «Ман» - в немецком языке неопределенно-личное местоимение; понятие используется в экзистенциализме для обозначения способа существования личности в обществе, уничтожающего его индивидуальность. Мораль, нравственность – регулирующая форма общественного сознания и поведения, целью которой является достижение гармонии личного и общественного интересов; система общезначимых норм и требований, исторически изменчивая, но обладающая относительной смысловой устойчивостью. Нигилизм – точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами, необходимость переоценки устоявшихся ценностей. Норма моральная – форма нравственного требования, регулирующая поведение людей посредством предписаний и запретов, сформировавшаяся на основе жизненной практики определенного сообщества. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Объективное – независимое от воли и сознания человека, обладающее самостоятельным существованием. Практический разум – в философии И. Канта сфера разума, ориентированного на мораль и религию, область веры. Самосознание – выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности. Свобода – возможность осуществлять какие-либо действия согласно своему желанию, действие при отсутствии препятствий, действия в условиях выбора различных возможностей, действия на основе познания объективной необходимости. Совесть – способность личности к моральному самоконтролю, переживание ответственности за свои действия, критическая самооценка. Субъективное – то, что определяется волей и сознанием отдельного человека. Творчество – способность человека преобразовывать природный и социальный мир, созидать новую реальность в ходе духовной деятельности. Цель – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Ценность – положительная или отрицательная значимость чего-либо для человека или общества. Экзистенция – способ бытия человеческой личности, временное существование конкретного человека в аспекте его повседневных переживаний. |