Скачать 107.43 Kb.
|
Основные психолого-педагогические аспекты понятия «развитие личности»Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, ее ориентированности на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходящие перемены касаются, прежде всего, становления вариативного образования, которое может наделить каждого человека возможностью адаптироваться к социальным изменениям и быть конкурентоспособным. В современных условиях образование не может сохранять традиционную позицию простого воспроизведения жизни и опыта предшествующих поколений. Реформа системы образования, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагает два основных направления:
Если содержание образования претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная классно-урочная система. По данным Института психологии РАО, при введении новой программы лишь 20% в ее реализации связано с содержанием, а 80% - с технологией. Иначе эффективность учебно-воспитательного процесса, будет низкой. (Буйлова, 1999). Поэтому знание современных и традиционных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре - условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? Педагогический процесс, построенный на основе педагогических технологий, гарантирует достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение их самостоятельно разрабатывать позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, стать мастером своего дела. Появившиеся в последнее десятилетие в России нетрадиционные системы образования провозгласили поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности ребенка. Личность - устойчивая система социальных черт, характеризующая человека как члена общества: взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественной жизни, ребенок проявляет различные качества и свойства. Развитие личности понимается нами как закономерное изменение личности ребенка в ходе специально организованного педагогического процесса, приводящее к новому состоянию. Учеными доказано, что все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой па категорию «структура личности» отражающую в обобщенном виде все ее стороны. В структуре личности (по К. К. Платонову) сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:
Развитие личности и укрепление здоровья детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Здоровый человек с точки зрения современного педагога – тот, кто строит свое здоровье самостоятельно: эффективно справляется со стрессами и умеет предупреждать и разрешать конфликты, принимает ответственные решения, в первую очередь, по отношению к себе самому – самоопределяется, – находит свою социокультурную нишу, мобилен на меняющемся рынке труда, не просто приспосабливается к существующим внешним условиям, но осмысленно их перестраивает, тем самым улучшая общественное здоровье – оздоравливая общество. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и в сфере личного здоровья. Осмысление здоровья как педагогической категории ориентирует учителей на реализацию субъект-субъектного подхода, на признание активной роли учащегося в укреплении собственного здоровья, а значит – на выявление и создание в образовательной системе способствующих этому педагогических условий. Носители содержания школьного образования (стандарты, базисный учебный план, учебники, программы) должны быть сконструированы таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечивать вариативность содержания образования, предоставлять возможность каждому учащемуся строить индивидуальную образовательную программу, наиболее соответствующую его способностям и склонностям. Для этого в стандарте должна быть минимизирована инвариантная часть, обязательная и одинаковая для всех учащихся. Одобрено увеличение вариативной части и выделение учебного времени для профильного обучения в проекте базисного учебного плана как механизмы, способствующие укреплению здоровья школьников. В учебных программах вариативной части содержание рекомендуется структурировать в небольшие, целостные модули, из которых учащийся сможет осмысленно выбирать желаемые, конструируя свой образовательный маршрут. Содержание модулей должно быть доступным и личностно значимым для учащихся. Кроме того, современное учебное содержание должно быть открытым, предусматривать управление отбором, освоением неадаптированного, неучебного, «внешнего» содержания. Это направление модернизации российского образования пока западает, что негативно сказывается на готовности учащихся эффективно жить в реальном окружающем мире, умении справляться с ситуациями неопределенности. При повышении квалификации педагогов следует предусмотреть освоение учителями способов включения неадаптированной информации в образовательный процесс. Необходима межпредметная и внутрипредметная интеграция учебного содержания, а также интеграция учебного и неучебного содержания, позволяющая организовывать проектную, исследовательскую деятельность школьников. Содержание развивающего образования включает не только информационный, но и деятельностный компонент, предполагает управление формами учебной деятельности ученика. Поэтому образовательный стандарт в меньшей степени должен представлять собой отбор информации, предназначенной к усвоению, и в большей степени – виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся. Таким образом, содержание образования тесно связано с педагогическими технологиями, применяемыми в большей степени в школе, так и в других образовательных системах. Укрепление здоровья школьников как задача использования современных педагогических технологий ведет к пересмотру характера определяемого ими взаимодействия между всеми элементами образовательного процесса. Во-первых, в здоровьесберегающие технологии должно быть заложено изменение позиции педагога по отношению к ученику: укреплению здоровья школьника содействует гуманистическая позиция учителя-партнера. Напротив, авторитарная позиция учителя-начальника, препятствует становлению здоровой личности. В основе здоровьесберегающих педагогических технологий, таким образом, должно лежать не подчинение, а совместная деятельность. В системе управления образованием необходимо менять формы и характер взаимодействия управленцев с педагогами: стимулировать инициативу, развивать партнерство, конкурсные формы поддержки инноваций, содействовать расширению и обогащению горизонтальных связей. По отношению к информации педагог сегодня должен выступать не источником, а посредником, организатором взаимодействия ученика с нею. В связи с этим в системе повышения квалификации при обучении учителей новым педагогическим технологиям следует усилить внимание изменению роли и функций учителя при их применении. В аспекте взаимодействия «ученик – информация» содействующим укреплению здоровья признается интегративно-исследовательский подход. Успешно реализовать его позволяет метод проектов, в ходе применения которого ученик конструирует субъективную научную картину мира, определяет и аргументирует собственное отношение к информации. Не маловажную роль играет мотивационное сопровождение учебной деятельности на основе внутренних мотивов – за счет привлекательности для учащегося результата обучения и самого образовательного процесса. Внутренняя учебная мотивация учащихся может быть обеспечена применением обозначенных выше педагогических технологий. В целях становления здоровой личности следует шире применять те педагогические технологии, которые опираются на учебное сотрудничество, обогащают взаимодействие «ученик – ученик», предусматривают кооперацию в обучении, так как они развивают умения командной работы, учат ставить задачи и распределять ответственность и благодаря этому достигать успеха. Руководителям образовательных систем в связи с использованием здоровьесберегающих технологий следует совершенствовать режим работы образовательных учреждений, обеспечить, где это необходимо, выход за рамки классно-урочной системы, более гибкое использование часов учебной нагрузки для организации образовательного процесса. В качестве существенного здроровьесберегающего критерия применяемых педагогических технологий следует рассматривать комфортность обучения для учащихся: технологии должны предоставлять им возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно пользоваться источниками информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок, проявлять двигательную активность и удовлетворять потребность в движении, удобно располагаться и перемещаться в образовательном пространстве. В связи с этим необходимо выявлять и использовать дополнительный здоровьесберегающий ресурс, который содержится в организации самого образовательного пространства. Образовательное пространство может оказывать значительное позитивное влияние на здоровье, если его организация соответствует возрастным особенностям учащихся, является развивающей для каждого ученика, стимулирует учителя к использованию современных педагогических технологий, расширению классно-урочной системы. Все это позволяет осуществить система дополнительного образования детей, где больше свободы, творчества и нет жестко заданных стандартов. Существует потребность в подробных научно обоснованных методических рекомендациях по организации здоровьесберегающего дополнительного образования. Подростковая школа нуждается в помещениях для групповой и исследовательской деятельности, лабораториях и мастерских. Образовательное пространство подростковой школы должно способствовать разнообразному познавательному общению учащихся. Более того, оно не должно ограничиваться рамками школы и предоставлять возможности для разнообразных социальных проб подростков. Образовательное пространство для старшеклассников должно обеспечивать им возможность конструировать индивидуальные образовательные программы, предусматривать организацию профильных групп (межклассных, внутриклассных, межпараллельных, межшкольных), проведение групповых занятий по выбору учащихся, поточных лекций. В старшей школе необходимы учебные помещения для индивидуальной работы с информацией через компьютер и интернет, а также кабинеты для использования медиа-технологий. Реализации перечисленных требований к образовательному пространству школы будет способствовать нормативная база, содействующая развитию сетевого взаимодействия между близко расположенными школами, созданию школьных округов и в их рамках – оптимальных моделей взаимодействия школ, способствующих укреплению здоровья учащихся: школ-ступеней, образовательных консорциумов и комплексов. Отдельной темой встает вопрос о модернизации системы оценивания, так как она может стать существенным фактором укрепления здоровья учащихся, а традиционная отметка зачастую травмирует психику школьника и препятствует его личностному развитию. Так как «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся» (ст. 15 Федерального «Закона об образовании»), рекомендации конференции о содействии укреплению здоровья через оценивание направлены в первую очередь педагогическим коллективам и руководителям образовательных учреждений. Рекомендуется не устанавливать какую-либо жесткую оценочную шкалу, одинаковую для всех форм учебной работы, а делать систему оценивания гибкой, чувствительной к успехам учащегося, фиксирующей и накапливающей его достижения, позволяющей ученику видеть собственную динамику, а также более содержательной, позволяющей получить развернутую обратную связь. Отмечалось, что система оценивания, заложенная в процедуру проведения единого госэкзамена, в большей степени отвечает этим требованиям, чем традиционная система, и стимулирует соответствующие изменения при текущем оценивании. Следует организовывать оценивание таким образом, чтобы оценке учителя предшествовала самооценка учащихся; делегировать самому ученику, насколько это возможно, право выбора форм и методов оценивания, создавая для этого широкое поле выбора. Освоению учащимися проектного мышления, позволяющего ответственно действовать и принимать решения, способствует совместная выработка ими критериев оценки учебной деятельности и ее результатов в ходе учебной дискуссии, предваряющей создание учебных продуктов. Для школьников важно создание ситуаций успеха, учет индивидуально-личностных особенностей, возможностей ребенка при постановке заданий и организации учебной деятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов, определение оптимального учебного режима. Для подростков с их ранимой психикой и трудностями физиологичечского созревания, переходного возраста, особенно важен охранный режим обучения, необходимы разноуровневые рабочие зоны. Успешности интегрированного обучения в этом возрасте наиболее способствуют групповые формы организации учебной деятельности. Старшеклассники нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Чтобы помочь любому выпускнику найти и наилучшим образом реализовать себя в жизни, требует особого рассмотрения переход от профильности как прерогативы элитных школ и лучших учащихся к массовому профильному обучению. Организация профильного обучения должна предоставлять возможность всем учащимся получать образование, наиболее отвечающее его возможностям и склонностям, делать осознанный выбор, реалистично простроить свое будущее. Предстоит большая работа управленцев и сотрудников системы повышения квалификации по переводу профильности на уровень массовой школы. Целесообразно предоставить учащимся широкое поле разнообразных форм деятельности, социальных проб, возможностей проявить себя и быть востребованным другими людьми. Необходимо создание целостного учебно-воспитательного процесса в школе и за ее пределами, тесное и систематическое взаимодействие с родителями, установление партнерства с ними в вопросах воспитания школьников, усиление внимания духовно-нравственному воспитанию молодежи. В плане обогащения и интеграции учебно-воспитательного пространства школы нашел поддержку опыт создания школ-спутников – учреждений дополнительного образования как структурных подразделений общеобразовательных школ. Этот опыт показывает, что школа и студии, секции, кружки дополнительного образования при таком партнерстве оказываются во взаимной выгоде; это партнерство позволяет реанимировать и существенно развить систему дополнительного образования. В этой связи органам управления образованием следует нормативно поддержать создание на базе общеобразовательных учреждений культурно-образовательных комплексов, включающих наряду с другими направлениями дополнительное образование. |