Контрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу «Психология и педагогика» для студентов ФЭМа 2011-2012 уч. год
Объект, предмет и функции педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Методы педагогических исследований. Основные категории педагогики: образование, социализация, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая технология. Этапы и закономерности развития личности. Сущность социализации и ее стадии. Факторы развития личности: наследственность, среда, самовоспитание. Педагогический процесс как система. Компоненты педагогического процесса. Образование как общечеловеческая ценность. Функции образования. Дидактические принципы современного образования. Закономерности и принципы обучения. Функции обучения. Формы, методы и средства обучения. Воспитание как педагогическая категория. Цели и задачи гуманистического воспитания. Принципы и методы воспитания. Стили воспитания. Роль самовоспитания в формировании личности. Общая характеристика педагогической профессии. Требования к личности педагога. Стили педагогического общения. Система образования в РФ. Виды образовательных учреждений. Общие принципы управления образовательными системами. Психология как наука: предмет, объект, этапы развития, основные направления. Основные методы психологических исследований. Понятие и функции психики. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная, перцептивная, интеллектуальная. Сознание как высший уровень отражения и саморегуляции. Структура и состояния сознания. Понятие и виды ощущений. Понятие анализатора. Свойства ощущений. Пороги ощущений. Явление сенсорной депривации. Восприятие, его виды и свойства. Понятие социальной перцепции. Теория когнитивного диссонанса. Понятие и свойства внимания. Виды внимания. Механизмы внимания: доминанта и ориентировочный рефлекс. Процессы памяти. Виды памяти по источникам информации. Виды памяти по сроку хранения информации. Закономерности запоминания. Представление как высший психический процесс. Свойства представлений. Репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Функции воображения. Формы и виды воображения. Феномен идеомоторного акта. Понятие и виды мышления. Формы и операции мышления. Творческое мышление и его барьеры. Эмоции: понятие, виды, функции. Теории эмоций. Эмоциональная сфера личности. Виды эмоциональных состояний: аффекты, настроения, чувства. Классификация чувств. Потребность как побудительная основа деятельности. Виды потребностей. Иерархическая организация мотивационной сферы личности. Психические состояния и их классификация. Фрустрация и фрустрационное поведение. Понятие и виды психологической защиты. Личность как многоуровневая система психологических характеристик. Психические свойства личности. Способности и задатки. Виды способностей. Интеллект как общая способность и факторы его развития. Виды интеллекта: абстрактно-логический, социальный, практический. Направленность (мотивация) личности. Виды направленности. Просоциальная, асоциальная и антисоциальная личность. Темперамент, его понятие и свойства. Теории темперамента. Типы темперамента, их признаки. Интроверсия и экстраверсия. Понятие характера. Черты характера и их классификация. Акцентуации характера. Воля, ее функции. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Предмет и основные понятия экономической психологии.
Литература:
Конспект лекций. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учебник для высших учебных заведений / В. А Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. – 9-е изд., стер. – М. , Академия, 2009. – 576 с. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум / Рамендик Д.М. - М., Форум, 2009. – 304 с.
Заведующий кафедрой социологии Профессор С.П. Ежов |