Скачать 68.27 Kb.
|
Модельное исследование как метод решения информационно-аналитических задач Камаева Т.С. Орский политехнический колледж (филиал) ОГУ, г.Орск В своей деятельности человек повсеместно использует модели, то есть создает образ, копию того объекта, с которым ему приходится иметь дело. Информационно-аналитическая деятельность (ИАД) как вид профессиональной деятельности экономиста среднего звена - не является исключением. Представители системно-эталонного подхода Ю.В. Курносов, П.Ю. Конотопов, рассматривая широкий спектр вопросов, связанных с методологией, организацией и технологиями информационно-аналитической работы (безотносительно к области деятельности) к числу наиболее значимых процессов, определяющих сущность аналитики, относят процесс построения модели предметной области исследований, объекта исследований и среды его функционирования, проверку адекватности модели и ее коррекция; процесс планирования и проведения натурных или модельных экспериментов. Г.Ф. Гордукалова говорит об «информационном моделировании – целенаправленном сборе, систематизации известных данных об объекте с условием сохранения определенной степени подобия между моделью и объектом» как о базовой информационно-аналитической технологии. По мнению автора «в основе информационно-аналитической деятельности лежат процессы информационного моделирования объекта»[1, С.123]. Изучив понятие «моделирование», мы считаем возможным употребление термина «модельное исследование (model investigation) как синонима понятий «моделирование», «модельный эксперимент» [6, С.107]. Модельное исследование - это исследование на модели (изучение какого-либо объекта процесса или явления с использованием модели, имитирующей свойства изучаемого объекта) [10]. Целью данной статьи является теоретическое и практическое обоснование эффективности модельного исследования как метода решения информационно-аналитических задач (далее ИАЗ). ИАЗ в процессе подготовки специалиста – экономиста среднего звена можно воспринимать как проблемную ситуацию, требующую от студента применения умений ИАД специалиста – экономиста среднего звена [2, С.336], средство технологии формирования информационно-аналитической компетенции студентов направления подготовки «Экономика и управление» средних профессиональных учебных заведений. Под информационно-аналитической компетенцией специалиста-экономиста среднего звена мы понимаем совокупность знаний, умений, способностей к осуществлению конкретных информационно-аналитических действий, а также личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию информационно-аналитической деятельности. Автором было рассмотрено два подхода к трактовке понятия «моделирование»: моделирование - как метод решения ИАЗ и как процесс построения модели. В контексте нашего исследования нами принято за основу следующие определение «моделирование - 1) метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов [7]. Таким образом, в нашем исследовании при организации учебной информационно-аналитической деятельности мы понимаем модельное исследование как метод решения ИАЗ и как процесс построения модели, направленный на решение ИАЗ. «Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи» [3,С.79]. Модельное исследование как метод решения ИАЗ представляет собой совокупность информационно-аналитических действий, необходимых для решения ИАЗ. Алгоритм решения ИАЗ с помощью модельного исследования как оператора будет выглядеть следующим образом (рисунок 1). ![]() Рисунок 1 – Алгоритм решения ИАЗ с использованием оператора - модельного исследования В экономике в модельном исследовании выделяются следующие основные этапы: постановка задачи, построение модели, отыскание решения, проверка модели и оценка решения, внедрение модели и контроль ее правильности . Процесс построения модели является познавательной деятельностью и представляет собой важнейшую составную часть решения задачи в целом. При рассмотрении понятия «модельное исследование» как процесса построения моделей с учетом особенностей информационно-аналитической деятельности экономиста среднего звена, специфики рассмотрения модельного исследования как метода решения ИАЗ, были выявлены следующие основные этапы: 1) анализ условия ИАЗ; 2) постановка цели моделирования (аналитического результата); 3) анализ объекта. Для удобства анализа данных мы предлагаем проводить систематизацию информации путем создания infobox (информационного ящика), который включает в себя 1) infolibfary (библиотека источников информации) и 2) multimedia scrapbook - (англ. мультимедийный черновик) – представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов [9]. Результат данного действия - формирование информационного образа объекта. В нашем исследовании под информационным образом объекта мы понимаем создание списка атрибутов (attribute-value table), понимая «атрибут» как «необходимое, существенное свойство объекта» [11]; 4) разработка модели: под «моделью» при этом понимается «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [3,5,6,8, 12] 5) анализ модели – получение аналитического результата; 6) проверка полученных результатов; 7) внедрение результатов. Рассмотрим применение модельного исследования как метода решения ИАЗ на следующем примере задачи: создайте модель российского бизнесмена, целью поездки которого в Великобританию является заключение выгодного контракта. Анализ условия задачи позволит определить цель модельного исследования – модель российского бизнесмена, целью поездки которого в Великобританию является заключение выгодного контракта. На этапе систематизации информации студентом создается infobox, создается список атрибутов (attribute-value table): качества личности, внешний вид, список действий, набор необходимых деловых документов, список советов, клише для успешного ведения переговоров, особенности ведения бизнеса в изучаемой стране. На этапе разработки модели происходит объединение атрибутов в систему объектов или знаков, воспроизводящую существенные свойства изучаемого объекта, результатом этапа анализа модели является получение памятки поведения российского бизнесмена в Великобритании, на этапе внедрения результатов решения ИАЗ студент проводит презентацию модели и памятки. В ходе педагогического эксперимента студенты выделяли действия, которые осуществлялись ими в процессе модельного исследования из предложенного списка (рисунок 2). Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 - Частота выполнения информационно-аналитических действий
![]() Рисунок 2 – Перечень информационно-аналитических действий Таким образом, применение модельного исследования как метода решения ИАЗ в процессе организации учебной информационно-аналитической деятельности способствует развитию умений ИАД специалиста-экономиста среднего звена, формированию ИАК студентов экономических специальностей СПО. Список литературы 1. Гордукалова Г.Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация: учебно-практическое пособие. – М. :Профессия, 2009. – 512 с. - ISBN 978-5-93913-192-6 2. КамаеваТ.С. Информационно-аналитическая задача как средство развития общекультурных компетенций студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования / Т.С.Камаева // Казанская наука. - 2011. – № 11- С.336-339. 3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с. ISBN 5-7695-0445-5 4. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. - Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы — Москва: Издательство «Русаки», 2004. — 550 с.- ISBN 5-93347-151-8 5. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с. 6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИН-ТЕГ. – 668 с. ISBN 978-5-89638-100-6 7. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: Педагогический терминологический словарь / под ред. В. Г. Панова, 1993.- Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1921/Моделирование - 10.12.2012 8. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. –– М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с. 9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе.- 2008. №6 10. Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19270930/ 11. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/115/АТРИБУТ 12. Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых становление, проблемы, задачи. Монография. 2009 г. |