Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка icon

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка





Скачать 440.76 Kb.
НазваниеРабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка
Е.М.Гутник
Дата конвертации22.02.2013
Размер440.76 Kb.
ТипДокументы
Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику

А.В. Перышкина


Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2009).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 7, М. Дрофа, 2008 г. Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания отводится по 2 часа в неделю.

По программе запланировано 6 тематических контрольных работ и 14 лабораторных работ.


Цели обучения физики в 7 классе

  • освоение знаний о строении вещества,   взаимодействии тел,  давлении твердых тел, жидкостей и газов, работе и мощности, энергии.

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использоваться простыми измерительными приборами (секундомером, динамометром, рычажными весами, барометром для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов Гука, Паскаля, Архимеда, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники: Г.Галилею, Архимеду, Гуку, Б. Паскалю, Торричелли; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Особенности организации учебного процесса:

формы работы: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.

Предпочтительные формы контроля ЗУН: входной, текущий, тематический - контрольные работы.

Методы и формы обучения: используются объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование дискретного подхода к обучению и усвоению знаний (построение схем и таблиц), интегративно - дифференцированного подхода (учет особенностей мышления). Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

Лекционные и лабораторные занятия.

·        Лабораторные и практические работы.

·        Применение мультимедийного материала.


Структура и содержание курса


№ п/п

Глава

Количество

часов

1

Введение Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.


4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

3

Взаимодействие тел Механическое движение.  Путь. Скорость. Ускорение. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела.


21

4

Давление твердых тел жидкостей и газов Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.


23

5

Работа и мощность, энергия. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия


13

6

Резервное время

2


Итого: 68 


        


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Движение и расчет плотности вещества

1

11.11

2

Силы

1

16.12

3

Давление в жидкости и газе

1

20.01

4

Расчет давления на дно и стенки сосуда. Атмосферное давление

1

22.02

5

Сила Архимеда

1

22.03

6

Работа и мощность

1

17.05

ИТОГО: 6


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫЙ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан, небольшая колба

1

07.09

2

«Измерение размеров малых тел»

Оборудование: линейка, дробь ( или горох, пшено, любые малые шарообразные тела), иголка.

1

16.09

3

. «Измерение массы тела на рычажных весах»

Оборудование: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы ( гайка, катушка ниток, монетка, кусочек металла).

1

21.10

4

.«Измерение объема тела»

Оборудование: измерительный цилиндр, линейка, стальной и алюминиевый бруски, стакан с водой, небольшое тело неправильной формы, нитки.

1

26.10

5

. « Определение плотности вещества твердого тела».

Оборудование: весы с разновесами, стальной и алюминиевый бруски, стакан с водой небольшое тело неправильной формы.

1

02.11

6

« Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Оборудование: динамометр, грузы по 100 г,

штатив с муфтой, лапкой и кольцом

1

02.12

7

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив с муфтой, два тела разного объема, стакан с водой и насыщенным раствором соли в воде.

1

03.03

8

«Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы с разновесами, пробирка – поплавок с пробкой (либо аптечный пузырек с пробкой) проволочный крючок, сухой песок, сухая ткань или бумажная салфетка

1

10.03

9

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: линейка измерительная, , динамометр, набор грузов, штатив, рычаг.

1

21.04

10

«Определение КПД при подъеме на наклонной плоскости»

Оборудование: лента измерительная, динамометр, набор грузов, штатив, трибометр

1

28.04


ИТОГО: 10


ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИЙ



п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Равномерное прямолинейное движение.

30.09

2

Относительность движения.

30.09

3

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

05.10

4

Явление инерции.

14.10

5

Взаимодействие тел.

19.10

6

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

23.11

7

Сложение сил.

02.12

8

Сила трения.

09.12

9

Изменение энергии тела при совершении работы.

05.04

10

Превращения механической энергии из одной формы в другую

10.05

11

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры

21.12

12

Обнаружение атмосферного давления.

01.02

13

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом

08.02

14

Закон Паскаля.

18.01

15

Гидравлический пресс

27.01

16

Закон Архимеда.

01.03

17

Простые механизмы

12.04


ИТОГО: 17


ПЕРЕЧЕНЬ ОПЫТОВ


п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

02.12

2

Сложение сил, направленных под углом

02.12

3

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

18.11

4

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

09.12

5

Измерение кинетической энергии тела.

05.05

6

Измерение изменения потенциальной энергии тела.

03.05

7

Измерение мощности.

07.04


Итого 7


Требования к уровню подготовки учащихся.


         Учащиеся должны знать:


  • Понятия: диффузия, материальная точка, механическое движение, путь, перемещение, скорость, плотность, масса, сила, вес, давление, простые механизмы, работа, мощность, энергия.




  • Законы и принципы: закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда




  • Практическое применение: деформации, атмосферного давления, простых механизмов, КПД, энергии рек и ветра.


         Учащиеся должны уметь:


  • Пользоваться секундомером, динамометром, рычажными весами, барометром,

  • Измерять и вычислять физические величины.

  • Читать и строить графики.

  • Решать простейшие задачи.

  • Объяснять принцип действия гидравлической машины

  • Научиться находить в учебнике необходимые темы, вопросы, величины, задачи, лабораторные работы,

  • Оформлять работы в тетради,

  • Делать выводы при наблюдении явления и проведении опытов.

  • Организовывать работу в группах и парах,

  • Владеть различными способами изложения текста,

  • Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта,

  • Вырабатывать общее решение

  • Объективно оценивать друг друга



Список методической литературы по предмету

1.Физика 7 класс

Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина

Автор-составитель В.А.Шевцов

Дрофа, Москва 2007

2. . Издательство «Учитель»

Нестандартные уроки Физика

7-10 классы, составитель С.В.Боброва

3.Н.И.Павленко П.А.Павленко

Тестовые задания по физике 7 класс Москва «Школьная пресса» 2007

4. Контрольные работы по физике 7,8,9. классы

Книга для учителя Авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон

5.В.А. Шевцов

дидактический материал по физике (разрезные карточки для индивидуальной работы) 7 класс

Издательство «Учитель» Волгоград

6.С.А. Тихомирова Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах

Пособие для учителя

Новая школа Москва 2005


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ


1.Н.И.Павленко П.А.Павленко

Тестовые задания по физике 7 класс Москва «Школьная пресса» 2007

2. Контрольные работы по физике 7,8,9. классы, авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон

3.Рабочая тетрадь по физике, автор Р.Д. Минькова

4.Тетраль для лабораторных работ по физике, авторы Р.Д. Минькова,

В.В. Иванова


Пояснительная записка. 8 класс

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов М.: Дрофа, 2009).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе авторской программы. Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания отводится по 2 часа в неделю. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 7, М. Дрофа, 2008 г.

По программе запланировано 4 тематических контрольных работ и 14 лабораторных работ


Цели обучения физики в 8 классе

  • освоение знаний о тепловых явлениях, изменении агрегатных состояний вещества; электрических и электромагнитных явлениях: световых явлениях;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы (термометр, психрометр, амперметр, вольтметр) для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов: сохранения энергии в тепловых процессах., сохранения электрического заряда, Джоуля-Ленца, Ома для участка электрической цепи, отражения света; в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники Амперу, Вольту , Д.Максвеллу, , Э.Резерфорду, Н.Бору; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Особенности организации учебного процесса:

формы работы: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.

Предпочтительные формы контроля ЗУН: входной, текущий, итоговый- контрольные работы.

Методы и формы обучения: используются объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый и др.. На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование дискретного подхода к обучению и усвоению знаний (построение схем и таблиц), интегративно - дифференцированного подхода (учет особенностей мышления). Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·        Лекционные и лабораторные занятия по технологии ИОСО

·        Лабораторные и практические работы.

·        Применение мультимедийного материала.


Структура и содержание курса


№ п/п

Глава

Количество

часов

1

Тепловые явления Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.


12

2

Изменение агрегатных состояний вещества Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.


11

3

Электрические явления Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы, Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.


27

4

Электромагнитные явления. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.


7

5

Световые явления Элементы геометрической оптики. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.


9

6

Резервное время

2


Итого: 68


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

«Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества».

1

25.10

2

«Электризация»

1

27.12

3

«Законы тока»

1

09.03

4

«Световые явления»

1

23.05

ИТОГО: 4


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫЙ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Оборудование: калориметр, мензурка, термометр, стакан.

1

04.10

3

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

Оборудование: стакан с водой, термометр лабораторный, калориметр, весы с разновесами, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой, мензурка.

1

11.10

3

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках

Оборудование: источник тока, амперметр, резистор, лампочка, соединительные провода, ключ.

1

19.01

4

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Оборудование: источник тока, лампочка, соединительные провода, ключ, вольтметр, два резистора.

1

26.01

5

Регулирование силы тока реостатом.

Оборудование:

1

02.02

6

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

Оборудование: источник тока, лампочка, соединительные провода, ключ, вольтметр, резистор, амперметр.

1

09.02

7

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

Оборудование: источник тока, соединительные провода, ключ, реостат, амперметр, детали для сборки электромагнита.

1

28.02

8

Сборка электромагнита и испытание его действия

Оборудование: источник тока, лампочка, соединительные провода, ключ, вольтметр, секундомер, амперметр.

1

06.04

9

Изучение электрического двигателя постоянного тока

Оборудование: источник тока, соединительные провода, ключ, модель электродвигателя.

1

13.04

10

Получение изображений при помощи линзы

Оборудование: собирающая линза на подставке, экран, измерительная лента, лампа на подставке с колпачком, в котором сделана прорезь, источник тока, соединительные провода, ключ.

1

16.05


ИТОГО: 10


ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИЙ


п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Сжимаемость газов.

02.09

2

Диффузия в газах и жидкостях.

02.09

3

Модель хаотического движения молекул.

03.09

4

Модель броуновского движения.

03.09

5

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда

02.09

6

Сцепление свинцовых цилиндров

03.09

7

Принцип действия термометра

02.09

8

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче

08.09

9

Теплопроводность различных материалов

13.09

10

Конвекция в жидкостях и газах

15.09

11

Теплопередача путем излучения.

15.09

12

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ

27.09

13

Явление испарения

11.11

14

Кипение воды.

15.11

15

Постоянство температуры кипения жидкости

15.11

16

Явления плавления и кристаллизации

25.10

17

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром

10.11

18

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания

17.11

19

Устройство паровой турбины

22.11

20

Электризация тел

24.11

21

Два рода электрических зарядов

29.11

22

Устройство и действие электроскопа

29.11

23

Проводники и изоляторы

01.12

24

Электризация через влияние

24.11

25

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

15.12

26

Закон сохранения электрического заряда

13.12

27

Устройство конденсатора.




28

Энергия заряженного конденсатора




29

Источники постоянного тока

22.12

30

Составление электрической цепи

22.12

31

Электрический ток в электролитах. Электролиз

29.12

32

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников

29.12

33

Электрический разряд в газах

29.12

34

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи

19.01

35

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи

17.01

36

Измерение напряжения вольтметром.

26,01

37

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.


14.02

38

Реостат и магазин сопротивлений

14.02

39

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

16.02

40

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи

09.02

41

Опыт Эрстеда.

14.03

42

Магнитное поле тока.

04.04

43

Действие магнитного поля на проводник с током.

04.04

44

Устройство электродвигателя.

11.04

45

. Источники света.

18.04

46

Прямолинейное распространение света.

18.04

47

Закон отражения света.

20.04

48

Изображение в плоском зеркале

20.04

49

Преломление света

27.04

50

Ход лучей в собирающей линзе

04.05

51

Ход лучей в рассеивающей линзе.

04.05

52

Получение изображений с помощью линз

04.05

53

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата

18.05

54

Модель глаза.

18.05

55

Дисперсия белого света

25..04

56

Получение белого света при сложении света разных цветов

25.04


ИТОГО: 56


ПЕРЕЧЕНЬ ОПЫТОВ


п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре

02.09

2

Наблюдение электрического взаимодействия тел

24.11

3

Изучение последовательного соединения проводников

16.02

4

Изучение параллельного соединения проводников

16.02

5

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра

09.02

6

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

14.02

7

Изучение электрических свойств жидкостей

29.12

8

Изготовление гальванического элемента

22.12

9

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

16.03

10

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

04.04

11

Исследование явления намагничивания железа

11.04

12

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

11.04

13

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

13.04

14

Изучение явления распространения света

18.04

15

Изучение свойств изображения в плоском зеркале

20.04

16

Наблюдение явления дисперсии света.

25.05


Итого 16


Требования к уровню подготовки учащихся.

 

         Учащиеся должны знать:


  • Понятия: температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, работа и мощность электрического тока, два рода зарядов, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.

  • Законы и принципы: закон сохранения энергии в тепловых процессах., закон сохранения электрического заряда, закон Джоуля-Ленца, закон Ома для участка электрической цепи, закон отражения света.,

.

  • Практическое применение: учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.

защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.


         Учащиеся должны уметь:


  • Пользоваться термометром, психрометра, амперметром, вольтметром

  • Измерять и вычислять физические величины.

  • Читать и строить графики.

  • Решать простейшие задачи.

  • Определять влажность воздуха

  • Определять направление тока.

  • Организовывать деятельность в группах и парах,

  • Владеть различными способами изложения текста,

  • формировать программу эксперимента,

  • Выявлять связи соподчинения зависимости между компонентами объекта

  • Делать выводы



Список методической литературы по предмету

1.Л.А.Кирик Физика 8 Разноуровневые

самостоятельные контрольные работы «Илекса» Москва 2006

2.Физика 8 класс

Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина

Автор-составитель В.А.Шевцов

Дрофа, Москва 2007

3. Контрольные работы по физике 7,8,9. классы

Книга для учителя Авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон

4. . Издательство «Учитель»

Нестандартные уроки Физика

7-10 классы, составитель С.В.Боброва

5.С.А. Тихомирова Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах

Пособие для учителя

Новая школа Москва 2006

6. В помощь школьному учителю С.Е Полянский

Поурочные разработки по физике 8 класс Москва «Вако» 2005

ЦОРЫ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ


1. Контрольные работы по физике 7,8,9. классы

Книга для учителя Авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон

2 Рабочая тетрадь по физике, автор Р.Д. Минькова

3.Тетраль для лабораторных работ по физике, авторы Р.Д. Минькова,

В.В. Иванова


Пояснительная записка. 9 класс

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов М.: Дрофа, 2009).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе авторской программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика 9 класс, М. Дрофа, 2008 г. Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания отводится по 2 часа в неделю.

По программе запланировано 5 тематических контрольных работ и 9 лабораторных работ


Цели обучения физике в 9 классе:

  • освоение знаний о законах движения и взаимодействия, о механических колебаниях и волнах, звуке, электромагнитном поле, строении атома и атомного ядра.

  • овладение умениями познавательных интересов и интеллектуальных способно проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы (секундомер) для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технический устройств для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов Ньютона, принципа относительности Галилея, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники Г.Галилею, И.Ньютону, Д.Максвеллу, К.Э.Циолковскому, Э.Резерфорду, Н.Бору; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды

.В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Особенности организации учебного процесса:

формы работы: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.

Предпочтительные формы контроля ЗУН: входной, текущий, итоговый - контрольные работы.

Методы и формы обучения: используются объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый и др.

На повышение эффективности усвоения основ физики в 9 классе направлено использование дискретного подхода к обучению и усвоению знаний (построение схем и таблиц). Индивидуально-ориентированная система обучения предполагает индивидуальную работу, применение различных методик: взаимообмен заданиями, взаимотренаж; передача тем

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·        Лекционные и лабораторные занятия по технологии ИОСО

·        Лабораторные и практические работы.

·        Применение мультимедийного материала.


Структура и содержание курса


№ п/п

Глава

Количество

часов

1

Законы взаимодействия и движения Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равно­мерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.


26

2

Механические колебания и волны. Звук. Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и гром­кость звука. Эхо.


10

3

Электромагнитное поле Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой ру­ки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энер­гии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.


17

4

Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране­ние зарядового и массового чисел при ядерных реак­циях.


11

5

Повторение

4



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Равноускоренное движение, ускорение

1

04.10

2

Динамика

1

06.12

3

Механические колебания и волны

1

2601

4

Электромагнитное поле

1

21.03

5

Строение атома и атомного ядра

1

16.05


ИТОГО: 5


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫЙ РАБОТ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Исследование равноускоренного движения

Оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, метроном, лента измерительная, кусочек мела.

1

04.10

2

Исследование ускорения свободного падения

Оборудование: штатив лабораторный с лапкой и муфтой, прибор для изучения движения тел, ленты из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 300мсм и шириной 20 мм.

1

25.10

3

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Оборудование: штатив лабораторный с лапкой и муфтой, шарик на нити длиной 139 см, часы с секундной стрелкой

1

22.12

4

Изучение явления электромагнитной индукции.

Оборудование: электромагнит разборный, катушка – моток, дугообразный магнит, миллиамперметр, источник питания, ключ, провода соединительные, реостат, модель генератора электрического тока (одна на весь класс)

1

23.02

5

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Оборудование: фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра урана.

1

25.04

6

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Оборудование: фотографии треков заряженных частиц.

1

04.05


ИТОГО: 6


ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИЙ


п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Равномерное прямолинейное движение.

06.09

2

Относительность движения.

22.09

3

Равноускоренное движение

13.09

4

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

20.10

5

Направление скорости при равномерном движении по окружности

15.11

6

Явление инерции.

11.10

7

Взаимодействие тел.

11.10

8

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

11.10

9

Сложение сил.

18.10

10

Сила трения.

18.10

11

Второй закон Ньютона

13.10

12

Третий закон Ньютона.

18.10

13

Невесомость.

20.10

14

Закон сохранения импульса.

22.11

15

Реактивное движение.

24.11

16

Изменение энергии тела при совершении работы.

29.11

17

Превращения механической энергии из одной формы в другую

29.11

18

Механические колебания.

13.12

19

Механические волны.

17.01

20

Звуковые колебания

24.01

21

Условия распространения звука.

24.01

22

Электромагнитная индукция.

21.02

23

Правило Ленца.

21.02

24

Самоиндукция.

21.02

25

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

02.03

26

Устройство генератора постоянного тока.

02.03

27

Устройство генератора переменного тока.

02.03

28

Устройство трансформатора.

02.03

29

Передача электрической энергии

07.03

30

Электромагнитные колебания.

07.03

31

Свойства электромагнитных волн

09.03

32

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

09.03

33

Принципы радиосвязи.

09.03



ПЕРЕЧЕНЬ ОПЫТОВ


п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

13.09

2

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения

13.09

4

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

18.10

5

Сложение сил, направленных под углом

18.10

6

Изучение принципа действия трансформатора

02.03

7

Изучение явления распространения света

14.03

8

Изучение свойств изображения в плоском зеркале

14.03

9

Наблюдение явления дисперсии света.

16.03



Требования к уровню подготовки учащихся.

 

         Учащиеся должны знать:


         Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.

         Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.

         Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.


         Учащиеся должны уметь:


  •  Пользоваться секундомером.

  •  Измерять и вычислять физические величины.

  • Читать и строить графики.

  • Решать простейшие задачи.

  • Изображать и работать с векторами.

  • Определять направление тока.


  • Умение: анализировать, сравнивать,

  • Работать в парах, группах, самостоятельно,

  • работать по алгоритму,

  • работать с различными источниками информации,



  • планировать собственную деятельность

  • ставить цели.

  • умение контролировать, оценивать деятельность,

  • принимать, понимать учебную задачу.



Список методической литературы по предмету

1 . Контрольные работы по физике 7,8,9. классы

Книга для учителя Авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон

2.Л.А.Кирик

Физика 9

Разноуровневые

самостоятельные контрольные работы «Илекса» Москва 2007

3. . Издательство «Учитель»

Нестандартные уроки Физика

7-10 классы, составитель С.В.Боброва

4. С.А. Тихомирова Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах

Пособие для учителя

Новая школа Москва 2005

5. Издательство «Учитель»

Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах Кинематика

Автор составитель В.А.Шевцова Волгоград

6. В помощь школьному учителю С.Е Полянский

Поурочные разработки по физике 9 класс Москва «Вако» 2005


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ


1 . Контрольные работы по физике 7,8,9. классы

Книга для учителя Авторы А.Е.Марон, Е.А.Марон

2. С.А. Тихомирова Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах

Пособие для учителя

Новая школа Москва 2005

5. Издательство «Учитель»

Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах Кинематика

Автор составитель В.А.Шевцова Волгоград

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconПояснительная записка. Календарно тематический план по физике в 11 классе составлен на основе государственной программы для общеобразовательных школ. Программа: физика 10-11 классы. Автор программы: Г. Я. Мякишев, «Дрофа», Москва, 2004 год

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconТематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» по программе А. В. Перышкина и Е. М. Гутник «Физика 7 9» (см. «Сборник программ по физике и астрономии» изд «Дрофа», М., 2002)

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconТематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» 68 часов (2часа в неделю) по программе А. В. Перышкина и Е. М. Гутник «Физика 7 9» (см. «Сборник программ по физике и астрономии» изд «Дрофа», М., 2002)

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconПояснительная записка Развернутое тематическое планирование изучения физики в 10-11 классах
Настоящий развернутый календарно-тематический план разработан применительно к примерной программе среднего (полного) общего образования...

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconПрограмма курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений пояснительная записка

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconПриказ № от 2012 г. Рабочая программа по физике для 11 класса учителя физики
Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова. Программа...

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconАвторы программы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская Пояснительная записка

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по физике 10-11
...

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по физике 8 класс

Рабочие программы по физике для 7, 8, 9 классов к учебнику А. В. Перышкина Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по физике 7 класс



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск