 Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ПРОГРАММА ВТОРОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Учебная программа курса по специальности 013100 Экология Владивосток Издательство ВГУЭС 2005 ББК20 Программа второй учебной практики по дисциплине «Экология» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 013100 «Экология». Составитель: Чиняева Е.Е., ст. преп. кафедры экологии и природопользования Утверждена на заседании кафедры экологии и природопользования Рекомендуется к изданию УМК Института ИТТС Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2005 ВВЕДЕНИЕ Вторая учебная практика является составной частью основной образовательной программы, ее основное назначение - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цель и задачи практики Основная цель практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта в изучении, как отдельных элементов окружающей среды, так и экосистем в целом Основные задачи: Ввести понятие биологического разнообразия (БР), распределение растительных ассоциаций на географических и экологических профилях, виды сукцессии, или породосмен. Ввести понятие почвенно-географического районирования ДВ. Продолжить изучение морфологии почв в экосистемах. Научиться распознавать основные формы рельефа. Дифференцировать растительность по этому признаку. Ознакомиться с геологическим строением территории, научиться распознавать основные типы горных пород, а также их связь с распространением тех или иных почв и растительности Изучить экологические шкалы и экологические ареалы наиболее ценных растений с тем, чтобы научиться планировать и проводить восстановительные и природоохранные работы. Ввести понятие эндемики, реликты, экзоты, показать их значение для выявления БР и назначения природоохранных мероприятий. Форма разработки и составления Красной и Зеленой книг. Ввести понятие эколого-географического каркас территории (ЭКТ). ТерКСОП и формы охраны территории. Изучить методику конструирования ландшафтов. Изучить систему оценки загрязненности территорий и акваторий по общему состоянию БР и состоянию видов-маркеров, например, лишайников пригородных лесов. Изучить систему оценки мезо- и микроклиматов через растения-маркеры (на юге Дальнего Востока). Научиться выделять коренные и производные типы раститель ности и ее формаций, и классифицировать ее смены по причинам, следствиям, значению для сбережения БР и экономики. Научиться определять экологические факторы природной сре ды, их влияние на ту или иную экосистему 1.2. Особенность второй учебной практики, связь ее с другими видами практик Вторая учебная практика продолжает формирование начальных профессиональных навыков. Этот вид практики является продолжением первой учебной практики, базируется на полученных в процессе прохождения первой учебной практики знаниях и навыках. Вторая учебная практика, также как и первая, принципиально отличается от производственной практики тем, что студенты не включаются в производственные отношения, на их учебную работу не влияет производственный ритм, ставятся задачи, алгоритм и результат которых, как правило, известны 1.3. Перечень учебных дисциплин, на которые опирается проведение практики «География», «Геология», «Почоведение», «Ландшафтоведение», «Экология» 1.4. Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть приобретены или закреплены в период практики в соответствии с государственной образовательной программой Познать внутреннюю структуру сообщества, в частности фитоценоза и оценить его место в биогеосистеме и системе природопользования и экономических связей. Научиться оценивать экономическую отдачу коренных и производных лесов юга Приморья. Научиться системе маркёров состояния растительности и среды обитания. Понять принцип оценки БР территории по наличию и состоянию ключевых элементов экосистемы. Научиться понимать и выделять важнейшие экологические и природно-ресурсные проблемы и возможности работы в этом направлении.
Научиться видеть перспективные пути использования природных ресурсов, в т.ч. экологических и рекреационных, тогда, когда никакой работы нет. На основе полученных общебиологических и экологических знаний научиться объемно видеть проблему и оптимальных консультантов по ней. Научиться ориентироваться в области охраны окружающей среды. Получить представление о фитоценозе, экосистеме, биоценозе, их составляющих Ввести понятие о различных типах растительного покрова (луговой, лесной и т. д.) Получить представление об ассоциациях растительности и типах ассоциаций Познакомиться с понятиями насаждения и его элементарных составляющих, типах леса, травяного покрова, подлеска и т. д. Изучить методы оценки состояния растительного покрова и окружающей среды с целью выявления биологического разнообразия (БР). Научиться работать с картографическим материалом Приобрести навыки работы с инструментарием при исследовании абиотических факторов среды Приобрести навыки работы с инструментарием при исследовании биотических факторов среды Освоить полевые методики работы по изучению различных элементов ландшафта Освоить навыки составления отчетности по полевым материалам изучения Научиться распознавать на примере определенных территорий экосистемные организации фитоценозов и биогеоценозов, типы ассоциаций и участков леса, их ярусную структуру и основные характеристики ярусов растительности с тем, чтобы выйти на понимание генезиса растительного покрова, его перспективах и возможностях, исходя из климатических особенностей района и урочища, микроклиматов склонов разной экспозиции, особенностей почв. Научиться методам оценки состояния окружающей среды, определения реальных мер защиты экосистем и улучшения среды городов, адаптации природопользования и уникальным ландшафтам. Понять возможность получения практической отдачи от природоохранных мер и экологизации пользования ресурсами и научиться понимать многовариантность моделей сосуществования малонарушен- ной природы и интенсивного природопользования. 1.5. Обоснование выбора баз практики Базами практики являются территории коренных или антропогенных ландшафтов Приморского края, место практики должно быть интересным в физико-географическом положении, и отвечать требованиям практического освоения материала учебной программы, содержать разнообразные виды почв, растений и животных, чтобы учащиеся могли получить представление о составных частях и происхождении биоразнообразия Дальнего Востока, различные типы растительности и лесов. Желательно, чтобы в районе прохождения практики можно было наблюдать смену растительных сообществ, связанную с высотной поясностью. 1.6. Продолжительность проведения практики Объем учебной работы по практике определяется соответствующим государственным образовательным стандартом по направлению подготовки или специальности высшего профессионального образования, учебным планом, программами и соответствующими приказами ректора. Сроки проведения практики устанавливаются ВГУЭС в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и составляют 6 недель во 4 семестре 1.7. Требования к оценке знаний студентов и их отчетности Студент обязан: выполнить программу практики; собрать материал для написания отчета; представить отчет и дневник практики, заверенные руководителем. 2. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2.1. Организация практики Требования к организации второй учебной практики определяются Государственным образовательным стандартом по специальности, 013100 «Экология», СТП 1.111- 2003. Программа второй учебной практики разрабатывается кафедрой Экологии и Природопользования на основе примерной программы практики, Государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учетом специфики баз практики используемых для специальности «Экология». Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению выпускающей кафедры на основе аттестации или по предъявлении соответствующих документов учебная практика может быть зачтена. Вторая учебная практика проводится в течение 6 недель и подразделяется на три этапа: 1. Предварительная подготовка (продолжительность 2 недели) (научно-методическая и организационно-хозяйственная). А. Научно-методическая подготовка включает в себя следующие мероприятия: детальное изучение природных условий территории, на которой расположена база практики; сбор необходимых фондовых и литературных материалов; разработку бригадных маршрутов, индивидуальных заданий. Наиболее важным результатом этого этапа является конкретизация основных теоретических и практических проблем, которые могут быть рассмотрены в процессе полевых исследований. Б. Организационно-хозяйственная подготовка — осуществляется руководителем (руководителями) практики и включает в себя: - разработку календарного плана проведения мероприятий, комплектование необходимого учебного оборудования и хозяйственно-бытового снаряжения, обсуждение планов работ и т.д. Собственно полевые исследования (продолжительность 2 недели) на заранее определенных и закрепленных базах. Обработка полученных материалов (продолжительность 2 недели) подготовка коллекций, гербария, подготовка отчета в аудиториях вуза. Направление студентов на практику оформляется приказом ректора, проект которого подготавливается выпускающей кафедрой за месяц до выхода студентов на практику. За две надели до начала практики, со студентами-практикантами проводится организационное собрание, на котором объясняются цели и задачи практики, выдается необходимая документация: программа практики, календарный план-график прохождения практики. Для прохождения практики каждой группе студентов назначается руководитель из числа преподавателей выпускающей кафедры. Обязанности заведующего кафедрой: - осуществляет контроль за организацией и проведением практики, соблюдением ее сроков и содержанием. Обязанности руководителя практики от кафедры: разрабатывает график прохождения практики на основе баланса времени и с учетом особенностей базы практики; разрабатывает тематику общего (бригадного), а на основе его индивидуальных заданий, индивидуальные задания оформляются в виде индивидуального плана-графика; обеспечивает проведение всех мероприятий перед выходом студентов на практику; принимает участие в распределении студентов по маршрутам и исследовательским площадкам в соответствии с программой практики; осуществляет контроль за обеспечением нормальных условий труда и быта студентов, проводит со студентами обязательный инструктаж по охране труда и технике безопасности; оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к курсовым работам; принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике (рассматривает отчеты студентов по практике, дает отзывы об их работе); предоставляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов. Обязанности студента-практиканта: осуществлять все виды работ предусмотренных программой практики и календарным графиком в установленные сроки; систематически предоставлять руководителю информацию о выполненной работе (вести записи наблюдений, результатов исследований, вести дневник практики и т.д.); - собрать необходимые материалы для написания курсовой работы, выступлений на научно-практических конференциях;
собрать необходимые материалы для подготовки отчета; по окончании практики представить на кафедру отчет о выполнении программы практики, надлежащим образом заверенный руководителем от кафедры. Так как при организации второй учебной практики студенты могут быть разделены по группам (бригадам) и на определенных участках маршрутов и площадок выполняют наблюдения и исследования коллективно, может быть представлен бригадный отчет. 2.2. Задания по практике Каждый раздел задания определяет область теоретических знаний, полученных на протяжении курса обучения студента. Изучить возможности самоорганизация видов в сообществах и их взаимоотношения (на примере луговых и лесных типов раститель ного покрова) Рассмотреть вертикальную и горизонтальную структуру контрастных фитоценозов: древостой, подлесок, подрост, внеярусную растительность, живой напочвенный покров, подстилку. Рассмотреть разные ассоциации растительности и определить маркёры: их сходства и различия по характеру древостоя, подлеска, живого напочвенного покрова. Даются основы типологии ассоциаций в лесу, в кустарниковых зарослях, на лугах. Изучить варианты насаждений. К составляющим насаждения относятся древостой, подлесок, подрост, живой напочвенный покров, внеярусная растительность. Все составляющие характеризуются составом видов, структурированием в горизонтальном и вертикальном пространствах. Учимся различать равномерный и групповой подлесок, высотные градации подроста, узнавать самосев и всходы древесных пород. Тип насаждения выявляется по составу древостоя, подлеска и иногда травяного яруса, а тип леса соединяет насаждения на разных этапах возрастных и коротко восстановительных смен. Закладка пробной площадки, описать моховой и травяные ярусы, подлесок, возобновление. Это описание проводится для видов трав в процентах или по шкале Друде; для подлеска в относительных единицах покрытия поверхности кронами; для возобновления по породам, качественным категориям, высоте подроста. На площадках величиной 2x2 или 10 х 10 м, расположенных: 1) равномерно, 2) на лентах, оконтуривающих и пересекающих пробную площадь. Сравнить различные методики учета подроста, самосева и всходов с данными, полученными при их сплошном учете на пробной площади величиной не менее j га. При обильных всходах и самосеве, и их равномерном распределении сравнить только методики учета подроста на части площади. Сделать заключение о будущем древостоя. Определить лесотаксационных характеристик древостоя ведется на временных пробных площадях, где, во-первых, определяется состав древостоя по породам, во-вторых, составляется перечётная ведомость для диаметров стволов на высоте груди (точкованием по ступеням толщины от 6 до, допустим, 60 см) и высот, измеренных высотомером. Установить средние показатели диаметров и высот для каждой породы (рассчетом диаметра и по графику) и запас древесины породы в переводе на 1 га. Породы рассмотреть с учетом их запаса и возраста (принадлежности к определенным классам), устанавливаемого по имеющимся свежим пням подсчетом годичных колец или с помощью возрастного бурава и лупы распределяем по вертикальным ярусам древостоя. Через относительные запасы древесины конкретных пород находим формулу состава древостоя. Ознакомиться с полнотой, сомкнутостью, общим запасом древостоя, продуктивностью и экономической отдачей древостоя. Сравниваем производительность, запасы, ценность разных ярусов и древостоев. Дать понятие о типах леса. В условиях муссонно-континен- тального климата на южных и северных склонах типы леса контрастны, но в океаническом климате, например, юго-восточной оконечности Камчатского п-ова и на Курилах этот эффект по меньшей мере смягчен. Типы леса устанавливаются по составу древостоя, подлеска и трав, но не всегда соответствуют главной в данный момент древесной породе. Рассматриваются основные типы лесов района практики. Знакомство с понятиями трофотоп, гигротоп, экотоп, экотон (переход) и их значением в жизни растений. Знакомимся с особенностями распределения экотопов в условиях юга Приморья и контрастных микроклиматов теневых и инсолируемых склонов. Описываем экотопы на конкретных участках, например, по эдафическим сеткам П.С. Погребняка или В.М. Урусова. Работа на географическом профиле по трансекте: составить схемы распределения растительных ассоциаций, типов леса, уникумов природы на масштабном профиле рельефа. Если преобладают коренные породы (кедр, пихта цельнолистная), а тип леса соответствует типу ассоциации, то растительность профиля может считаться первичной, мало измененной, особенно ценной. И наоборот. Знакомство с принятыми в геоботанике обозначениями видов и их ассоциаций на профилях.
9. Составить план распределения типов растительного покрова урочища или склона выполняется в масштабе как на реальной, так и снятой исполнителем (примерной) топооснове и служит показателем сохранности и ценности фитоценозов, а следовательно, указывает на желательные направления хозяйства, которые в значительной мере как раз и являются предметом третьей экологической практики, необходимо ознакомиться с условными обозначениями растительности на местности в главных их вариантах - цветовом, графическом (штриховом), индексном. 10. Изучение коренных и производных экосистем, их элементов, описание их критических признаков. Во вторичных насаждениях найти ярусы, синузии и виды, уцелевшие от первичного леса. Сравнить экономические перспективы коренных и вторичных лесов по объему и цене древесины, ее текущему и среднему приросту в м3/га, по не древесному сырью. Изучить организацию, структуру, видовой состав на этапах смен растительного покрова от леса к лещинным зарослям, от лешин- ников к лугам и оценить хозяйственный ущерб от потери древостоя за 60- 100 лет, за 1 год. Найти примеры сукцессии на этапах: поселения леса на освободившейся в результате природных и антропогенных катастроф территориях (сингенез); эндогенеза, когда лес уже существует, но состав его не устоялся, меняется в ходе приспособления к собственно лесной среде, а светолюбивые породы уступают место теневыносливым; экогенез, который маркирует переходы состояний насаждений, например, на этапах возрастных смен в целом - для урочища - стабильном наборе доминирующих лесных формаций (вероятно отнесение к экогенезу климатогенных смен при глобальном потеплении, а значит, смен пород в ходе усыхания елово-пихтовой тайги, оказавшейся в условиях летнего перегрева воздуха и крон Сихотэ-Алиня). 13. Самостоятельная работа на географических профилях с маркёрами коренных и вторичных лесов. На схематических планах урочища определяем расположение коренных и вторичных лесов, лугов, кустар- никовых группировок. Определить фитомаркёры деградации экосистем и загрязнения среды обитания. Составить списки краснокнижных сосудистых растений и зе- ленокнижных сообществ для урочища или географического профиля и определяем категории редкости видов (от нулевой до четвертой категорий). Выделить закономерности в географии и экологии редких видов и сообществ, их главные биологические свойства, а также причины редкости. Провести картографическую съемку растительности формации, урочища, выделить коренные, зеленокнижные (если они есть), наиболее ценные по составу видов. Определить участки леса и экосистемы, которые необходимо включить в эколого-географический каркас территории (ЭКТ) и вычертить схему ЭКТ. Провести самостоятельную работу по определению почвенных типов и богатства почвы ведем на географическом профиле, в том числе в среднегорьях. На географическом профиле отмечаем распространение конкретных типов почвы, мощности гумусового слоя, состава лесов и запасов древесины в них на единицу площади или на 1 га в переводе на 200-летний возраст древостоя. Нарисовать схему эффективного природопользования, исходя из схемы распределения лесных формаций, типов растительного покрова, наличия высокопродуктивных древостоев и особенно благоприятных экотопов. Участки с редкими видами растений и наибольшим биологическим разнообразием отмечаются специально и по возможно сти включаются в ЭКТ. Выделяются зоны интенсивной охраны возобновления ценных пород, нуждающихся в противопожарном обустройстве, участки, перспективные для создания целевых лесных культур, территории, выводимые под сельскохозяйственные культуры и пастбища или выращивания дикоросов и лекарственных растений. Провести обследование фитомелиоративных насаждений, выделить их типы и состояния. Изучить факторы климата, обусловливающие необходимость в фитомелиорации. Составить примерные схемы фитомелиоративных мероприятий для конкретных участков и урочищ.
2.3. Методические рекомендации по выполнению заданий 2.3.1. Общая установка В период проведения второй экологической практики студенты закрепляют полученный теоретический материал, совершенствуют полученные во время первой учебной практики, знания, умения и навыки. 2.3.2. Аналитическая характеристика содержания заданий Согласно заданиям студенты выполняют самостоятельную практическую работу, нацеленную на получение конкретных результатов, решения определенных задач. 2.3.3. Источники информации необходимые для выполнения задания Научно-исследовательская, учебная, статистическая, нормативно-правовая, методическая литература, специалисты, эксперты. Методы сбора и обработки информации. Методы подразделяются на следующие группы: Полевые методы: визуальный, инструментальный, картографический, методика исследований почв, методики учета структуры и состава фитоценозов, методику определения и структуры древостоя. Камеральные методы, например, методы сушки, монтировки, определения и хранения. Статистические методы. Аналитические методы. 2.3.4. Технология выполнения заданий Вторая учебная практика включает в себя ряд этапов: предварительная подготовка (детальное изучение природных условий территории, на которой расположена база практики, сбор необходимых фондовых и литературных материалов; конкретизация основных теоретических и практических проблем, которые могут быть рассмотрены в процессе полевых исследований; собственно полевые исследования на заранее определенных и закрепленных базах, сбор данных (отбор образцов, проб и т.д.); обработка полевых статистических материалов, проведение различного рода анализов собранного в полевых условиях материала подготовка коллекций, гербария; анализ полученных результатов; оформление необходимой документации; оформление и защита отчета. 2.3.5. Рекомендации по организации индивидуальной работы студента Вторая учебная практика представляет собой комплексные практические занятия, дополняемые другими видами учебного процесса, и направленные на достижение конкретных результатов, основу ее составляют полевые исследования, поэтому наиболее целесообразно распределять студентов по группам (бригадам) и выдавать им общее задание, на основе которого составляется индивидуальное задание для каждого члена группы (бригады). Поэтому, прежде всего, определяется цель и задачи для выполнения общего задания (изучения, исследования). И только во вторую очередь цели и задачи для каждого индивидуально. На начальной стадии работы студенты занимаются изучением различных литературных, фондовых и других информационных источников, для детального изучения природных условий территории, на которой расположены маршруты и площадки для полевых исследований, а также конкретизации основных теоретических и практических проблем, которые могут быть рассмотрены в процессе полевых исследований. В процессе полевых исследований студенты собирают образцы, пробы почв и другие материалы, изучают виды и жизненные формы растений, вся информация фиксируется в полевых дневниках (например, в полевом почвенном дневнике, в журнале геоботанических описаний), первичная обработка материалов. Как правило, проходит непосредственно в полевых условиях (подготовка этикеток к образцам, сушка и монтировка гербария), дальнейшая (статистическая и аналитическая) обработка материала проводится в аудиториях вуза под руководством преподавателей кафедры. По окончанию практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики (для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 2-3 рабочих дня). К отчету прилагаются полевой дневник, полевой почвенный дневник, журнал геоботанических описаний, схемы, планы, географические профиля и т.д.
2.3.6. Требования к результатам выполнения задания После второй учебной практики результаты должны представляются в следующем виде: Перечень изученных жизненных форм с указанием их принципиальных отличий и сравнительного значения для ландшафтно-климатических зон севера и юга ДВ и контрастных районов Евразии. Список определенных видов с краткими характеристиками листа, цветка, хозяйственной ценности, рисунками и фото. Дневники полевых исследований. Географический профиль. Схемы распределения растительных ассоциаций. Описания и схемы пробных площадок. План распределения типов растительности. Перечетные ведомости для определения диаметра древостоя. Списки краснокнижных видов растений. 10. Схемы эффективного природопользования. Результаты должны быть представлены для каждого раздела программы практики, соответствовать заданию, решать поставленные задачи. 2.3.7. Алгоритм самоконтроля выполнения заданий практики Дополнительная проработка научной, учебной методической литературы. Проверка правильности определения видов растений в растительных ассоциация, работа с определителями (при необходимости проведение консультаций с экспертами). Проверка правильности заполнения полевой документации (работа с методической литературой). Проверка правильности использования методик для обработки собранного материала. Проверка оформления результатов. Проверка правильности оформления отчета.
2.4. Методические рекомендации по подготовке отчета по второй учебной практике По окончанию практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики (для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 2-3 рабочих дня. Руководитель практики назначает срок сдачи зачета по практике в течение последней недели практики или в течении первых двух недель нового семестра. Студент сдает зачет комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят минимум три человека: заведующий кафедрой, руководитель практики от кафедры и ведущие преподаватели кафедры. Оценка по практике учитывается при подведении итогов общей успеваемости в текущем семестре. Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учебных занятий время Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе от руководителя практики или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику. Проверка самостоятельной работы студентов: просмотр индивидуальных и групповых гербарных сборов и уточнение определения видов. Разбор типичных ошибок определения. Ответы на вопросы, возникающие при просмотре гербария и дополнительных сборов, идентификации редких и исчезающих видов. Просмотр индивидуальных и групповых полевых почвенных дневников, описания почвенного профиля, полевых журналов геоботанических описаний Разбор типичных ошибок определения. Ответы на вопросы, возникающие при просмотре документации. Проверка и оценка результатов исследования. Обсуждение результатов практики. 2.4.1. Оформление отчета 1-я страница: Титульный лист (Приложение 3). 2-я страница: Аннотация - 10 - 15 строк краткой характеристики пункта и содержания практики и исследований (для 2-й экопрактики указать изученные жизненные формы и количество видов сосудистых растений, в определении которых участвовали студенты) с указанием количества иллюстраций, таблиц, привлеченных библиографических исследований. 3-я страница: Содержание (перечень разделов отчета с указанием страниц). Пример. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Введение 1. Проблема и задачи практики 1.1. Календарный план Методика работы. Для 2-й экопрактики следует указать - методические условия, разработки, объемы понятий, градации объектов, формы таблиц, статистические методы и т.п. Физико-географические условия пункта проведения практики, включая климат, рельеф, ботанико-географическое и флористическое районирование. Объем - 2 - 5 стр. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5. Результаты исследований. Для первой учебной практики это: - перечень изученных жизненных форм с указанием их принципиальных отличий и сравнительного значения для ландшафтно- климатических зон севера и юга ДВ и контрастных районов Евразии. - список определенных видов с краткими характеристиками листа, цветка, хозяйственной ценности, рисунками и фото. 2.5. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества усвоения материала Какие жизненные формы сосудистых растений знаете? Какие растения являются монокарпиками, поликарпиками, эфемероидами, ксерофитами и т.д.? Что такое простой и сложный лист? Каковы формы края листа? Что такое зигоморфные и актиноморфные цветки? Определение голосеменных и цветковых по критическим признакам семейства, рода, вида (объясняется на примере собранного гербария или образцов, выданных преподавателем). Перечислите критические признаки важнейших для района родов папоротников. Какие виды чистоустника (осмунды) Вы знаете? Как различаются семейства голосеменных? Расскажите об отличиях родов хвойных семейства сосновые. Расскажите о морфологических маркёрах любых 5 семейств сосудистых растений, например, - ивовые, лилейные, лютиковые, гвоздичные, магнолиевые. Чем различаются семейства зонтичные и аралиевые? Назовите 10 любых редких и исчезающих видов района проведения практики. Почему почва называется биокосным телом природы Какие факторы почвообразования Вы знаете? Объясните природу появления отдельных слоев - генетических горизонтов почв, чем они отличаются друг от друга? Объясните как обозначаются горизонты? Что из себя представляет почвенный профиль? Назовите известные вам типы почвенных разрезов? Какие правила необходимо соблюдать при заложении почвенных разрезов? Назовите параметры разрезов? Какие инструменты используют при полевых почвенных исследованиях? Как правильно заложить разрез Как правильно закрепить мерную ленту у передней стенки разреза? Как определить мощность и характер перехода генетических горизонтов? Как определить окраску почвы в полевых условиях? Как определить влажность горизонта в полевых условиях? Как определить механический состав в полевых условиях? Как определить структуру в полевых условиях? Как определить плотность в полевых условиях? Что такое почвенные новообразования? Что такое почвенные включения? Какие основные правила отбора почвенных образцов Вы знаете? Какие правила документирования почвенного профиля и почвенного образца Вы знаете? Для чего собирается гербарий? Какие правила сбора гербария Вы знаете? Что такое определители растений? Какие определители растений Вы знаете? Что такое экосистема, фитоценоз, биоценоз, биогеоценоз, лес? Чем отличается лес от степи и луга? Что такое типы растительного покрова? Что такое древостой, подрост, подлесок, напочвенный покров? Какие методы учета и описания древостоя вы знаете? Что такое типы леса? Назовите главные характеристики древостоя Что такое живой напочвенный покров, методы его учета и описания? Какие лесные формации произрастают в Приморском крае? 3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Урусов В.М., Майорова Л.А., Пшеничникова Н.Ф., Пшеничников Б.Ф. Экология: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 276 с. Урусов В.М., Майорова Л.А., Пшеничникова Н.Ф., Пшеничников Б.Ф. Чиняева Е.Е. Изучение экологических основ охраны природы и рационального природопользования (на примере Дальнего Востока: Учебно-методическое пособие для первой экологической практики. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. Воробьев Д.П. Определитель сосудистых растений окрестностей Владивостока. - Л.: Наука, 1982. - 254с. Воробьев Д.П. Дикорастущие деревья и кустарники Дальнего Востока. Л.: Наука, 1968. 277 с. Воробьев Д.П., Ворошилов В.Н., Горовой П.Г., Шретер А.И. Определитель растений Приморья и Приамурья. - М.; Л.: Наука, 1966. - 491 с. Ворошилов В.Н. Флора советского Дальнего Востока. - М.: Наука, 1966. 478 с. Определители сосудистых растений ДВ (Определитель сосудистых растений окрестностей Владивостока) / Воробьев Д.П. - Л.: Наука, 1982.-253 с. Озеленение городов Приморского края. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1987. - 516 с. (ключи для определения папоротников и хвойных).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой д-р биол. наук, профессор ___________Л.В. Якименко
«____» ____________ 200 __
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК выполнения индивидуального задания по второй учебной практике Тема ________________________________________________________ _____________________________________________________________ Студент _____________________________________________________ Группа _______________________

Наименование раздела | Срок выполнения | Подпись руководителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель практики __________________
Студент __________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по второй учебной практике
Студент ________________________________________ группа ЭК- ____ Дата выдачи «____» _____________ 200___г.
Содержание задания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель практики от института ИТиТС ___________________
Заключение о выполнении задания ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка по второй учебной практике _________________
Сроки начала «____» __________ 200___г. и окончания практики «_____» ____________ 200____г. Руководитель практики от института ИтиТС ___________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой д-р биол. наук, профессор __________ Л.В. Якименко
ОТЧЕТ по второй учебной практике
Студент Гр. ЭК - ___________________ Руководитель ___________________ Владивосток 200 ___ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 3 СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 6 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 22
Учебно-методическое издание ПРОГРАММА ВТОРОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Учебная программа курса по специальности 013100 Экология В авторской редакции Компьютерная верстка И.И. Золотухиной Лицензия на издательскую деятельность ИД № 03816 от 22.01.2001 Подписано в печать 25.04.2005. Формат 60x84/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 12 экз. Заказ И здательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса 690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41 Отпечатано в типографии ВГУЭС 690600, Владивосток, ул. Державина, 57 |