Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения icon

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения





Скачать 40.48 Kb.
НазваниеУрок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения
«Путешествий Гулливера»
Дата конвертации20.02.2013
Размер40.48 Kb.
ТипУрок
Урок 2. Формы мышления

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их, выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент - это учащийся высших образовательных учреждений; ученик - тот, кто получает образование; а сам человек - тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы можем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение (высказывание, утверждение) - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения. Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные - люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ - человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ - смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек – смертен

Сократ - человек

Сократ – смертен.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил - преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление.

Вопрос о правильности умозаключений - это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении. Иногда правильное мышление называют логичным - по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.

Вопрос об истинности (ложности) суждений (высказываний, утверждений) - это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение (высказывание, утверждение) - такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва - столица России», «Преступник - человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение (высказывание, утверждение) такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург - столица России», «Преступник - праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука - философия.


Вопросы и задания

  1. Какие существуют основные формы мышления?

  2. Что такое высказывание?

  3. Может ли быть высказывание выражено в форме вопросительного предложения? Почему?

  4. Как определяется истинность и ложность высказывания?

  5. Определите истинность высказываний (для ложных высказываний приведите опровергающие примеры):

    1. Все ребята умеют плавать.

    2. Киев – столица Украины.

    3. Человек все может.

    4. Невозможно создать вечный двигатель

    5. Число 7 – четное.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconОпределение предмета и содержание науки логики. Мышление как логический процесс. Содержание и формы мышления
Что такое правильное мышление и какого значение логики в процессе его обеспечения?

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения icon1 Понятия "мышление" в истории философии 2 Современные концепции мышления

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconконспект урока информатики в 10-м классе по теме "Формы мышления. Основы логики"
Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические...

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconЛогика это наука о формах и способах мышления

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconЛекция Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Язык и мышление

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconУчебный курс введение 3 Глава I. Предмет логики как науки 4 > мышление как объект логики 4 Содержание и форма мышления 6 > Истинность и правильность мышления. 9

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconЦель: сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления. Оборудование

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconКонцепция «единства» языка и мышления, концепции, рассматривающие различные формы мышления в их соотношении к языку

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения icon2 Определение критического мышления
Критическое мышление на лабораторно-практических занятиях в 7 классах

Урок Формы мышления Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах понятия, суждения, умозаключения iconТест 23. Развитие представлений о взаимодействии Выберите верные суждения о гравитационном взаимодействии
Укажите верные суждения относительно квантово-полевого механизма передачи взаимодействий



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск