«Психология и педагогика» icon

«Психология и педагогика»





Название«Психология и педагогика»
страница1/4
Дата конвертации20.02.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

«Психология и педагогика»





  1. Что такое психика и обоснуйте ее рефлекторный характер.

Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.

Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

В 1863 г. И.М. Сеченов делает свое выдающееся открытие - устанавливает наличие в головном мозге особых центров, угнетающих спинномозговые рефлексы. Это открытие принесло ему мировую известность. В этом же году И.М. Сеченов опубликовал свое гениальное произведение «Рефлексы головного мозга» или по первоначальному названию ”Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы”.

Как для любого защитного рефлекса (например, отдергивание руки при уколе, закрывание века попадании пылинки) необходимо воздействие внешней среды, так и для возникновения произвольного движения или мысли, душевного порыва или чувства необходимо воздействие материальных раздражителей окружающего нас мира. Существование в головном мозгу механизмов центрального торможения и памяти позволяет отодвинуть завершение рефлекса - мышечное воздействие - любой период времени (рефлексы с угнетенным концом, созерцательная деятельность). В то же время суммация раздражений может привести к возникновению рефлексов с усиленным концом - эмоциональных проявлений. Но во всех случаях причиной самой сложной, каюсь бы произвольной, психической реакции является воздействие внешней среды - реальные, материальные детерминанты (определители) любого психического процесса Основы сенсорной физиологии.


  1. Сущность сознания человека.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.

Для познания окружающего мира необходимо его осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу могу разобраться в произошедшем и окружающем.


Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.

В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно.

Современный психолог И. Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания:

Аноэтичное сознание (процедурная память) — это состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них.

Ноэтичное сознание (семантическая память) — это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание.

Автоноэтичное сознание (эпизодическая память) — это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее.

В чем же состоит тайна феномена сознания? Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества, итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять его сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого сознания стало бы вряд ли возможным.

Вначале у живых организмов появилась первоначальная основа психики — отражение. Отражение воспроизводит признаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Живой организм обладает раздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения.

Отражение является информационным взаимодействием, одно оставляет о себе память в другом. Информацией для живого организма является все, с чем этот организм взаимодействует.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем — все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире "помнит" обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.


  1. Психология как наука. Объект, предмет, категории и задачи психологической науки.

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Психология – наука, изучающая мир субъективных (душевных) явлений и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком.

Психология – наука, изучающая законы психической деятельности человека или группы людей.

Объектом изучения психологии является личность или группа людей.

Предмет психологии – психика индивида или психология группы.

Изучает отдельные факты психической деятельности человека, раскрывает механизмы основы психических процессов, психические явления.

Ѱ’ – психлогические процессы

Ѱ – психические процессы


Ѱ познавательные процессы:

Эмоционально-волевая чувствительность:

  • чувства

  • эмоции

  • воля


Ѱ свойства:

  • направленность личности

  • способности

  • характер

  • темперамент


Ѱ состояния:

  • баланс, связанный с эмоционально-волевой чувственностью


Ѱ образования:

  • знания

  • умения

  • навыки




  1. Основные методы психологии.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.


  1. Психические процессы: сущность, механизм и закономерности.

Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

  • психические процессы;

  • психические состояния;

  • психические свойства.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.


  1. Сущность, особенности и характеристика ощущений и восприятий.

Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

В советско-российской психологической школе принято считать «ощущение» и «чувство» синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.

Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.


  1. Представления и воображение как психические процессы.

Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации.

Представление – процесс воссоздания или воспроизведения образа тех объектов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Функции представления:

  • Сигнальная (поступает информация);

  • Регулирующая (отражение во времени);

  • Настроечная (ориентация деятельности, в зависимости от условий окружающей среды)

Общее представление характеристики:

  • Наглядность;

  • Фрагментарность;

  • Неустойчивость;

  • Непостоянство;

  • Обобщенность образов;

  • Анализаторы;

  • По степени волевого усилия;

  • Длительность.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Воображение – это процесс воссоздания новых представлений на основе имеющегося опыта.

Виды воображения:

  • Мечта – образ желаемого будущего;

  • Фантазия – вымысел из элементов жизни.


Типы воображения:

  1. По степени волевого усилия

  • Преднамеренное воображение – творческие и воссоздающее воображение;

  • Непреднамеренные – сны, грезы, подсознательные явления;

  1. По степени активности:

  • Активное

  • Пассивное




  1. Внимание: сущность, виды, свойства.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.

Внимание – избирательная направленность сознания на определенные объекты и предметы окружающей действительности.

Виды внимания:

  1. Произвольное внимание – внимание, которое связано с некоторым волевым усилием;

  2. Непроизвольное;

  3. Послепроизвольное внимание – внимание начинающееся с волевого усилия, продолжающееся без волевого усилия, связанное с интересом.


Факторы, способствующие привлечения внимания:

  1. Характер раздражения – сила раздражителя;

  2. Новизна;

  3. Контраст;

  4. Структурная организация деятельности;

  5. Отношение раздражителя к потребностям.


Свойства внимания:

  1. Концентрация (способность сосредоточиться на главном);

  2. Распределение внимания (способность одновременно распределять внимание на множество предметов);

  3. Переключение (переход от одного вида деятельности к другой);

  4. Устойчивость (длительность восприятия на одном объекте);

  5. Объем (способность одновременно воспринимать определенное количество предметов и явлений 7±2);

  6. Отвлекаемость (объясняется потерей интереса и прекращением волевого усилия, усталость, сонливость, плохое самочувствие).




  1. Мышление: сущность, формы, виды и особенности.

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

Мышление – высший познавательный психический процесс, процесс выделения сложных связей и отношений между объектами и предметами окружающей действительности.


Особенности мышления:

  1. Обобщенное отражение и опосредованное познание действительности;

  2. Решение конкретной задачи;

  3. Связь с речью.


Характеристика мышления:

  1. По форме мышления – понятия, суждения, умозаключения;

  2. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация;


Способы мышления;

  1. Индуктивный (от частного к общему)

  2. Дедуктивный ( от общего к частному)


Виды мышления;

Виды протекания:

  • Наглядно-действенное (характерно для детей);

  • Наглядно-образное (дети старшего возраста, взрослые);

  • Абстрактно-логическая (умение абстрогировать и делать логические суждения)


По характеру:

  • Теоретические

  • Практические


По степени развернутости:

  • Интуитивное

  • Дискурсивное


По степене новизны:

  • Продуктивное

  • Репродуктивное




  1. Память как психический познавательный процесс.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память – это процесс запечатления сохранения и последующего узнавания и воспроизведения информации.


Основные процессы памяти:


Восприятие и осмысление

Запоминание

Забывание

Воспроизведение


Классификация основных видов памяти:

  1. По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая;

  2. По характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная;

  3. По продолжительности сохранения материала: долговременная (повторение – мать учения), кратковременная (ситуативная), оперативная (работа с цифровым, точным материалом).




  1. Речь: функции, виды, пути развития.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Речь – это процесс индивидуального использование языка в целях коммуникации (как органа и как кодового значения единицы слова).


Функции речи:

  1. Речь в общении;

  2. Речь в мышлении


Характеристика речи:

  1. Содержательность;

  2. Понятность


Особенности речи:

  • Выразительность;

  • Действенность;


Виды речи:

  • Речь внешняя;

  • Речь внутренняя;

  • Устная;

  • Письменная;

  • Диалогическая;

  • Монологическая;

  • Аффективная - нет никакого четкого замысла, очень проста, связанна со словами-паразитами.




  1. Чувства и эмоции как одна из форм переживаний человека.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.

Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них.

Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Психология и педагогика» iconКонтрольная работа По дисциплине Психология и педагогика

«Психология и педагогика» iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»

«Психология и педагогика» iconТесты по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» 1

«Психология и педагогика» iconОстровский Э. В., Чернышова Л. И. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Э. В. Островского

«Психология и педагогика» iconКонтрольные вопросы для подготовки к зачету по курсу «Психология и педагогика»
Объект, предмет и функции педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Методы педагогических исследований

«Психология и педагогика» iconПрограмма курса «Психология личности» Направление: 521000 Психология Специальность: 020400 Психология Семестры

«Психология и педагогика» iconПрограмма по биологии для поступления на специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Минобразования Российской Федерации от 19. 05. 1998 г. №1236 и от 30. 06. 1999 г. №56), а также Государственных стандартов основного...

«Психология и педагогика» iconВопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии

«Психология и педагогика» iconКафедра “ Социальная психология ” Контрольная работа Психология бюрократии

«Психология и педагогика» iconОсобенности интегральной индивидуальности старшеклассников с различными учебными интересами 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
Работа выполнена на кафедре общей психологии начоу впо «Современная гуманитарная академия»



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск