Тема 14-15. Познание (гносеология). Наука, научное познание. План. Гносеология как теория познания. Субъект и объект познания. Философское учение об истине. Теории истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истины. Наука как вид духовного производства. Теоретический и эмпирический уровни научного познания. Метод и методология научного познания. Научные традиции и научные революции. Научная рациональность. Типы научной рациональности. Гносеология как теория познания. Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущность действительности, в их закономерные связи и отношения. Гносеология – теория познания (или учение о познании). В западной философии используется термин эпистемология (от греч. слова знание). Проблемы гносеологии: Природа познания Возможности и границы познания Отношения знания и реальности Критерии истинности знания Формы и уровни познания. Существует 2 позиции по вопросу, познаваем ли мир: Гносеологический оптимизм: утверждение возможностей достоверного познания. Агностицизм: скептицизм, релятивизм, иррационализм и др. (отрицание возможностей достоверности познания). 2.Субъект и объект познания. Познавательный процесс включает в себя: Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать: отдельный человек (индивид), различные социальные группы (общество в целом). Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объект познания: материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Отношения О и S познания: крайнее противопоставление S и О (Декарт) диалектическая взаимосвязь субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. 3.Философское учение об истине. Теории истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истины. Истина – это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний. Теории истины: корреспондентская (классическая), в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель); прагматистская, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс); конвенциалистская, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре); когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель). Свойства истины: относительность, т.е. неполнота, неточность, приблизительность истины. Относительная истина содержит возможность изменения и приращения знания. абсолютность истины: знание, тождественное своему объекту, т.е. полное, точное, исчерпывающее и окончательное знание, не подверженное дальнейшим изменениям. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истины – это две стороны субъективной истины. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, а абсолютное складывается из суммы относительных истин. Критерии истины. практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. логика простота и красота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов; интуиция Наука как вид духовного производства. Наука – это особая, профессионально организованная деятельность в сфере познания, направленная на получение нового знания, обладающего свойствами: объективная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость, полезность. Это особый тип духовного производства, наряду с религией и искусством. Как особый тип произвождства наука имеет: Свой инструмент познания Свои учреждения Свой опыт и традиции исследовательской деятельности Свою систему информации и коммуникации Свое экспериментальное и лабораторное оборудование и др. Специфические черты науки: Понятийно-языковая выраженность. Определенность, объективность. Системность – совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов. Логическая обоснованность, доказательность. Открытость к критике и изменениям. Умение предвидеть будущее с целью дальнейшего практического освоения действительности. Методологическая рефлексия – осознание методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Производство и воспроизводство новых знаний. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов. Функции науки: Культурно-мировоззренческая Производственная социальная Теоретический и эмпирический уровни научного познания. Эмпирический уровень - уровень, базирующийся на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Средства эмпирического исследования: приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Предполагает: выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретический уровень познания - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому. 6. Метод и методология научного познания. Методы как устоявшиеся способы получения нового знания организуют процесс познания. Ф. Бэкон: метод – светильник, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику. Сущность и функции метода: воспроизведение, проверка и передача знаний другим. Метод – это совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Методология – это философская дисциплина, выявляющая и изучающая методы познавательной деятельности, а также определяющая возможности и пределы применимости каждого из них. Общелогические методы: Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств. Синтез — операция соединения элементов в единое целое. Индукция — метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Дедукция — метод движения знания от общего к частному. Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых свойств исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными. Методы научного познания. А) методы эмпирического уровня познания: наблюдение – целенаправленное, но пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление). измерение – процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине эксперимент – активный целенаправленный метод изучение явлений в точно фиксируемых условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Методы теоретического уровня: идеализация – процесс отвлечения от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности (например, понятие материальной точки) формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий ученого объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Моделирование применяется там, где изучение оригинала затруднено или невозможно. системный метод – изучение единства вещей и явлений, раскрытие формы и содержания, элемента и структуры, случайного и необходимого. 7.Научные традиции и научные революции. Т. Кун, постпозитивист XX века, в своей книге «Структура научных революций» поставил вопрос о соотношении нового и старого научного знания – традиций и революций в науке. Выдвинул идеи: Динамика науки определяется сменой господствующей на данном этапе времени парадигмы – образца решения научных задач (например, ньютоновская, эйнштейновская парадигмы). Механизм этой динамики: ученые, работающие в рамках традиций (парадигмы) сталкиваются с аномалиями (нерешенными в рамках этой парадигмы проблемами). Это толкает их на осуществление научных революций, т.е. смены парадигмы на новую. Научные революции отменяют и вытесняют из науки традиции, знание развивается не поступательно. 8.Научная рациональность. Типы научной рациональности. Научная рациональность – совокупность ценностей, норм и методов, используемых в научном исследовании. Принято считать, что возникновение научной рациональности как особого отношения к миру связано с эпохой Нового времени (XVI – первая половина XVII века). Типы научной рациональности: Классическая: субъект воздействует на объект познания, задача познания – выявить законы, объект познания статичен, неизменен. Неклассическая: субъект и объект воздействуют друг на друга, объект познания – динамичное, изменяющееся образование. Постнеклассическая: субъект и объект познания определяются социокультурными факторами, объект познания сложное, системное явление, определяемое случайностью. |