Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 icon

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7





Скачать 250.57 Kb.
НазваниеМетодика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7
Шелепов Кирилл
Дата конвертации13.08.2013
Размер250.57 Kb.
ТипДокументы
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Эрудит»

г.Рубцовска


Исследовательская работа( проект)

Номинации : «Медицина», «Движение- это жизнь!»


Тема «Создание электронных физминуток для снятия утомления с глазодвигательных мышц»

Выполнил : ученик 10 класса

Шелепов Кирилл

Руководитель: учитель биологии:

Бобровская Елена Васильевна


г.Рубцовск

2012 год

Оглавление стр

-Введение 3-4

-Глава 1. Значение физминуток на уроках 5

    1. Что такое физминутки? 5

    2. Методика проведения физминуток на занятиях 5-6

    3. Требования СанПина к проведению физминуток 7

Глава2. Упражнения для снятия утомления с глаз 7-11

Глава 3. Электронные программы по снятию утомления с глаз 12-13

Глава 4. Методы и материалы 14

4.1.Составление методики создания электронных физминуток для снятия утомления с глаз 14

Глава 5. Обсуждение результатов

5.1.Апробация электронных физминуток на уроках 15


-Заключение 16


-Список литературы 17


-Приложение 18-19


Введение:

Актуальность проблемы. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, мы работаем за ним дома и в школе, каждому из нас хорошо известно, что искусственное освещение негативно влияет на здоровье наших глаз: снижается острота зрения, появляются боли, жжение в глазах, покраснение и слезотечение.

Современный урок в старшем и среднем звене насыщен информационными ресурсами: медиа-уроки, интернет-уроки, работа со Смарт-доской, во всем этом лежат презентационные формы изучения материала с использованием статических изображений вызывающих утомление глаз.

Как снять наступившее утомление с глазодвигательных мышц и добиться устойчивого внимания во время организации урока с ИКТ-составляющей?

Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с преодолением наступления утомления глаз во время работы с компьютерными средствами.

Цель исследовательского проекта состоит в создании электронных физминуток для снятия напряжения с глазодвигательных мышц.

Объектом исследования является электронные физминутки.

Предметом исследования является методика создания электронных физминуток для снятия утомления сглаз.

В основу исследования положена гипотеза: электронные физминутки способствуют эффективному переключению внимания и снятию утомления с глазодвигательных мышц.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи по выполнению исследовательского проекта :

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, методической практике обучения.

  2. Проанализировать требования СанПиН 2.4.2.2821-10 к проведению физминуток по снятию утомления глаз.

  3. Изучить и дать оценку компьютерным программам по снятию усталости глаз.

  4. Разработать методику создания электронных физминуток по снятию утомления глазодвигательных мышц.

  5. Создать и апробировать электронные физминутки для учащихся среднего и старшего звена.



Поставленные задачи решались с использованием различных методов :

  • изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проведению физминуток;

  • анализ упражнений СанПина; изучение и отбор компьютерных программ по снятию утомления с глаз;

  • изучение опыта по созданию электронных физминуток педагогов России;

  • метод письменного тестирования учащихся ;

  • создание электронного продукта ( тренажера);

  • анализ эффективности использования электронных физминуток на уроках для снятия утомления

Исследование проводилось в три этапа с сентября по март 2011-12 года: 1 этап: изучение проблемы по выполнению физминуток и специфики упражнений для снятия усталости с глаз; 2 этап: изучение опыта создания электронных физминуток; 3этап: создание электронных физминуток и апробирование на уроках биологии с последующим опросом учащихся и наблюдением педагога.

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что проанализирована проблема снятия усталости с глаз и созданы варианты электронных физминуток для снятия утомления с глаз.

Апробация работы и внедрение материалов исследования осуществлялись в процессе занятий в МБОУ «Лицей «Эрудит» среди учащихся 5-11классов на уроках биологии и экологии в течение 2 полугодия 2011-2012 уч.года.

Практическая значимость: с помощью электронных физминуток учащиеся невольно проводят упражнения на снятие усталости глаз и могут при постоянном выполнении данных упражнений осуществить коррекцию нарушений зрения. Электронные физминутки составлены на основе требований СанПиН 2.4.2.2821-10 и метода коррекции зрения Шичко- Бейтса, поэтому вредного воздействия на зрение не несут.


Глава 1. Значение физминуток на уроках

1.1 Что такое физминутки?

Физминутка – «минутка» физических упражнений, направленная на снятие усталости.

- Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.


- Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

- Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

- Продолжительность 2-3 минуты.1

1.2 Методика проведения физминуток на занятиях.

Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог считает своим долгом, в ходе занятий, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья школьников и продуктивность занятий.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;

  • внесении эмоционального заряда;

  • совершенствовании общей моторики;

  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

В информационных источниках предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;

  • имитация трудовых действий; 2

  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;

  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.  

Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом занятии. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 10й – 20-ой минутах занятия.

В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем : необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. 3

    1. Требования СанПина к проведению физминуток

На каждом уроке проводить физминутки через каждые 20 минут;

За урок необходимо использовать по 4-7 видов учебной деятельности продолжительностью по 7-10 минут.

Физминутка для расслабления мышц глаз с музыкальным сопровождением. Предназначена для учащихся начальной школы. Может быть использована на уроках литературного чтения, письма, русского языка, когда глаза ребят наиболее напряжены. Применение физминуток эффективно влияет на профилактику зрения и успеваемость учащихся.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.4

Глава 2Упражнения для снятия утомления с глаз

Упражнения для глаз были разработаны еще в Древнем Китае и с тех пор применялись в традиционной индийской медицине для поддержания хорошего зрения. Ныне в Китае гимнастика для глаз используется для укрепления зрения, а стимуляция так называемых рефлекторных точек входит в повседневную программу в детских садах, школах и университетах, а также перерывов в учреждениях и предприятия. В наших же школах упражнения для глаз представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала

Вверх-вниз, влево-вправо.


Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.


Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат.


Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи.


Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Рисование носом.


Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Расширение поля зрения.


Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

Буратино.


Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1.

Упражнения на расслабление и тренировку глазодвигательных мышц (выдержки из первой лекции Владимира Георгиевича Жданова, которая является частью курса, посвященного коррекции зрения по методу Шичко-Бейтса)
Эти упражнения уже с сегодняшнего дня вы можете включить в свой арсенал упражнений восстановления вашего зрения.

Пальминг
Первое упражнение, которое мы с вами разучим, называется «пальминг», от английского слова “palm” - ладонь. Известно, что наши ладони обладают каким-то неизвестным науке, но очень целебным излучением. И человек сам себя своими ладонями постоянно непроизвольно лечит. «Ой, живот болит. Ой, голова болит. Ой, ухо. Ой, зуб болит». И все норовит ладошку к своему больному месту поднести. Оказывается, своими ладонями можно оказать существенную помощь своим усталым и больным глазам.5

Как делается пальминг

Вот так вот сложите ладошки вместе. Как будто вы хотите с ладошек птичек напоить. Пальчики все вместе, чтоб вода не пролилась. Пальчики вместе. Не надо сильно заглублять. Почти прямые ладошки. А теперь ладонями к себе мы пальцы одной руки накрываем пальцами другой руки. Чтоб получилось типа вот такой крыши. Под прямым углом. Теперь вот эту конструкцию из ладоней вы себе наденете на глаза вместо очков таким образом, чтобы перекрещенные пальцы оказались по центру лба, нос торчал между мизинцами, а глаза бы попадали точно в центр в ямочки ладоней. Обратите внимание, чтобы у вас обязательно между ладонями торчал нос. И надо, чтобы этот нос обязательно дышал. А теперь под ладонями откройте глаза и так ладони прижмите к щекам, к носу, пошевелите ладошками, чтобы глаза у вас были открыты, а свет на глаза не попадал. Чтобы не было щелей. Ни возле носа, ни со щек, нигде. Чтобы у вас ладошки плотно закрывали глаза, а глаза, попадая в ямочки ладоней, спокойно открываются-закрываются и поэтому свет на глаза не попадает. Это упражнение называется «пальминг». С научной точки зрения — это «биофорез глаз», это прогревание глаз теплом собственных ладоней.

Вот как это упражнение делается классически. Потрите друг о друга ладошки до тепла. Сложите ладошки «домиком». Наденьте себе на глаза. Глаза закройте. Локти поставьте на стол. Главное, чтоб голова была не запрокинута назад и не сильно наклонена вперед и чтобы локти были не на весу. Глаза при этом закрыты. Вот с этой минуты всякий раз, когда вы читаете, пишите, смотрите телевизор, работаете на компьютере, как только почувствовали усталость, утомление глаз - надо все отложить в сторону, потереть руки до тепла и сделать пальминг. Три-пять минут. Через пять минут, когда вы откроете глаза, вы сами ахнете - насколько они у вас хорошо отдохнут и будут готовы к дальнейшей зрительной работе.

А сейчас я опишу несколько упражнений на тренировку ослабленных глазодвигательных мышц.

Внимание! Под пальмингом можно просидеть хоть целый день — это не опасно, это полезно. Чем больше — тем лучше. А вот те упражнения, которые я вам сейчас покажу, - их много делать нельзя. Если вы их сделаете много, у вас заболят глаза, вы проклянете все на свете и никогда этим больше заниматься не будете. Поэтому те упражнения, которые я вам сейчас покажу, можно делать только три раза в день - перед завтраком, перед обедом и перед ужином. И не более того, сколько я вам покажу.

Кроме того, для этих упражнений гимнастики для глаз существуют противопоказания.
Первое противопоказание - если у человека полгода назад была операция. Ну, то есть менее чем полгода после операции. То есть после любых операций на глазах надо подождать полгодика, чтобы там все зажило, зарубцевалось, и только после этого можно делать вот эту гимнастику для глаз, которую я вам покажу. Второе противопоказание - если у человека отслоена сетчатка глаз. С отслоившейся сетчаткой делать вот эту гимнастику нельзя. Вы можете спровоцировать дальнейшую отслойку. Поэтому при отслойке сетчатки надо сходить к врачам, сейчас есть методики - приваривают сетчатку. После приваривания надо подождать полгода, чтобы прижилась она хорошо, и только после этого осторожно начинать делать вот эту гимнастику для глаз.6

Гимнастика для глаз.Такая гимнастика делается без очков. При этом лицо неподвижное. Работают только одни глаза. Резких движений глазами делать нельзя.

Моргание. Быстро-быстро легко поморгайте глазками. Поморгали-поморгали-поморгали глазками, поморгали-поморгали. Вот как бабочка крылышками. Жмуриться не надо. Легкое быстрое моргание одними веками.
Кстати, вот это легкое быстрое моргание расслабляет мышцы глаз. И в народе давно замечено: плохо видишь — проморгайся. Человек поморгал-поморгал — действительно видит намного лучше.

Упражнение1. Поднимите глазки вверх. Вниз. Вверх. Вниз. Поморгали-поморгали-поморгали.

Упражнение2. Скосите глазки вправо. Влево. Вправо. Влево. Поморгали-поморгали-поморгали.

Упражнение3 - «Диагонали».Поднимите глазки вправо-вверх. Потом лево-вниз. Вправо-вверх, влево-вниз. Поморгали. Обратная диагональ. Влево-вверх, вправо-вниз. Влево-вверх, вправо-вниз. Поморгали, поморгали, поморгали.

Упражнение4 - «Прямоугольник». Прямоугольник рисуем глазами. Поднимите глазки наверх, верхнюю сторону, боковую, вниз, нижнюю, вверх. Поморгали.
В обратную сторону прямоугольник. Верхнюю, боковую, вниз, нижнюю, вверх. Поморгали, поморгали, поморгали, поморгали.

Упражнение5 «Циферблат». Представьте огромные часы. Там где переносица — стрелки начинаются. И мы по кругу оглядываем цифры циферблата. Подняли на двенадцать часов глаза, пошли по кругу. Три часа, шесть, девять, двенадцать. Три, шесть, девять, двенадцать. Поморгали.
Против часовой. Двенадцать, девять, шесть, три, двенадцать. Девять, шесть, три, двенадцать. Поморгали, поморгали, поморгали.

Упражнение 6 «Змейка». Глаза в сторону и начинаем с хвоста рисовать змейку глазами. Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, вверх. И голова, назад, вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, вверх. И хвост.

Упражнение 7 «Приятное воспоминание». Для того чтобы лучше и быстрее расслабить зрение под пальмингом, Бейтс придумал одно очень важное упражнение, которое назвал «Приятное воспоминание». И вот всякий раз, когда вы будете делать пальминг, в этот момент надо думать о чем-то добром, хорошем, приятном. Вспомнить приятную встречу, приятное путешествие, приятный отдых. Приятное воспоминание, оно очень сильно расслабляет у человека психику, мышцы, мышцы лица и мышцы глаз. Расслабление - это основа метода Бейтса. Сначала расслабление, а потом уже идет тренировка ослабленных глазодвигательных мышц (выполнение указанных выше упражнений + моргание между упражнениями – и все это под пальмингом).7

Упражнение 8 «Представление черного»

Всякий раз, когда вы будете делать пальминг, обратите внимание - в первый момент перед глазами у вас будут маячить остаточные световые образы. Минуты полторы маячит телевизор, свечка, лампочка, кусок окна, какой-то туман, облачко. Это говорит о том, что у вас перевозбужден зрительный тракт. Свет-то на глаза не попадает, а нам кажется, что мы что-то видим. И вот здесь, чтобы убрать эти остаточные световые образы, Бейтс придумал еще одно очень важное упражнение под пальмингом, которое назвал «Представление черного». И вот всякий раз, когда вы закрываете глаза и делаете пальминг, надо представить, скажем, черный бархатный занавес в театре, он такой черный-черный, большой-большой. И вот гаснет свет, а он все чернее, темнее. Либо представить черную тушь, которую перед собой вы разлили и замазываете эти светящиеся места.

Выход из пальминга

Так, а теперь запоминаем выход из пальминга. Глаза закрыты. Ладошки на носу. Под ладошками глазки слегка зажмурили, ослабили, зажмурили, ослабили, зажмурили, ослабили. Глаза закрыты, ладошки сняли с лица. И помотали с закрытыми глазами головой. Вверх-вниз — да, да, да, да, да, нет, нет, нет, нет, нет, да, да, да, да, да. Восстановили кровоснабжение. А сейчас как дети кулачками глазки протерли. Вздохнули глубоко, выдохнули и открываем глаза, быстро-быстро моргая. Обратите внимание — краски стали более сочные. Дело в том, что с помощью упражнений мы насытили кислородом, питательными веществами зрительные колбочки сетчатки глаз. А зрительные колбочки как раз и отвечают за цветовое восприятие.

Упражнение 9 «Соляризация глаз на свече»

В темной комнате нужно перед собой на расстоянии около двух метров зажечь свечу. Это упражнение, как и все остальные упражнения в этой статье, выполняется без очков. Представьте, что ваши глаза не двигаются и смотрят всегда только перед собой, т.е. чтобы посмотреть сторону, вам нужно повернуть голову, а не глаза.

Поверните голову и посмотрите на левую стенку. А теперь быстро поверните голову вправо и посмотрите на правую стенку. Поверните голову налево, направо, налево, направо(20-30раз). На свечку не обращаем вообще никакого внимания. Когда мы будем смотреть на левую стенку, мы будем чувствовать в темноте, что свеча где-то справа. Потом вжик - свеча пролетела перед глазами. И вот мы уже смотрим на правую стенку, а будем чувствовать свет слева. Потом вжик - опять свеча перед глазами вот так туда-сюда пролетает быстро. На свечку никакого внимания не обращаем.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Методика Э.С.Аветисова пригодна как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения.Очень полезна для детей школьного возраста.

Она состоит из трех групп упражнений.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)


Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)


Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)


В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.


Существует множество различных упражнений для снятия напряжения с глаз и глазных мышц от простых детских до сложных. Все упражнения делятся на те, что направлены на расслабление глаз, и те, что помогают расслабить глазные мышцы, а совместное использование этих видов упражнений помогает более правильно расслабить всю зрительную систему человека. 8

Глава 3. Компьютерные программы по снятию утомления с глаз

Существует довольно большое количество электронных программ по снятию утомления с глаз


anti-eyestrain

программа снятия зрительного утомления


Программа "anti-eyestrain" ("Профилактика зрительного утомления") поможет вашим глазам избавиться от накопившегося утомления и повысить работоспособность. anti-eyestrain будет следить за режимом вашей работы, напоминать о необходимости сделать перерыв и предлагать простые, но эффективные упражнения для глаз, одобренные Минздравом РФ и рекомендованные для индивидуального использования без назначения врача. Пользователям, страдающим близорукостью, anti-eyestrain также поможет повысить остроту центрального зрения и предотвратить прогрессирование миопии.


eyedefende

программа для предотвращения компьютерного зрительного синдрома.


eyedefende программа для предотвращения компьютерного зрительного синдрома, возникающего при длительной работе за компьютером. Также можно использовать эту программу для предупреждения других компьютерных заболеваний, требующих кратковременных перерывов.


Периодические упражнения для глаз могут кардинально повлиять на твое зрение, а заодно и улучшить трудоспособность. Чтобы не забыть о том, что их нужно выполнять и, самое главное, каким образом это делать, и нужна такая замечательная программа как eyedefende.


workrave

программа, напоминающая о необходимости перерывов при работе за компьютером.


workrave - программа регулярно напоминает о необходимых перерывах при работе за компьютером. Если же вы решите проигнорировать ее предостережения, программа может пойти на крайние меры - заблокировать на некоторое время доступ к компьютеру. В этом случае вам остается лишь подчиниться совету персонального доктора и сделать небольшой перерыв на чай - работать все равно не получится.


В программе workrave достаточно много разных настроек и главное они очень гибкие - абсолютно все можно настроить под себя, да еще и на русском языке.


safe eyes


программа для снятия глазного напряжения


В основу методики safe eyes положено открытие английского нейрофизиолога Ф. Кэмпбелла (Campbell.F) повышения зрительных функций при показе определенных геометрических изображений. Программа safe eyes содержит ноу-хау и включает: показ определенных динамических графических изображений, построенных на основе Кэмпбелл-эффекта; обратную связь пользователь (пациент) - компьютер в процессе лечебного воздействия; тестовые задания для пользователя (пациента) оценивающие лечебный эффект. Длительность процедуры 8 - 10 минут. Систематическое использование программы safe eyes в перерывах и (или) по окончании работы позволяет повысить работоспособность персонала и проводить профилактику глазных заболеваний, возникающих при постоянной работе на компьютере. Программа safe eyes не имеет аналогов.


Очень полезной и интересной мне показалась программа Eye Corrector (Корректор зрения) .

Корректор зрения – это новая компьютерная программа, созданная по уникальной методике и предназначенная для восстановления зрения, улучшения зрения, снятия усталости глаз, предотвращения ухудшения зрения. В программе используются специальные упражнения для зрения и SIRDS-картинки.
В результате работы с программой улучшается глазное кровообращение, укрепляются глазные мышцы, развивается аккомодативная способность глаз, которая, в свою очередь, способствует улучшению питания глазного нерва, снятию спазма аккомодации, повышению остроты зрения.
Программа Корректор зрения не имеет противопоказаний и рекомендуется для ежедневного использования.
Принцип действия – уникальная методика программы «Корректор зрения» это синтез эффекта SIRDS-картинок и элементов укрепляющей глаз гимнастики по методу М.С.Норбекова, а именно упражнений на расслабление глаз, улучшение кровообращения, укрепление глазных мышц и уникального упражнения на развитие аккомодативной способности глаз, способствующих улучшению питания глазного нерва, снятию спазма аккомодации, повышению остроты зрения.
«Глаза, смотрящие вдаль, никогда не стареют»
Глаза человека устроены так, чтобы больше смотреть вдаль. Но современная жизнь вынуждает нас постоянно использовать глаза для “ближнего” зрения. В нашей программе используются упражнения с применением SIRDS-картинок, для рассматривания которых необходимо «устремлять взгляд в бесконечность», что оказывает положительный эффект на зрение.
Видение зашифрованных трехмерных изображений способствует улучшению кровообращения, снятию напряжения глазных мышц, улучшению работы аппарата аккомодации. Все резервы организм переключает на контроль за глазами и нервные клетки испытывают повышенную нагрузку, что улучшает проводимость нервных волокон.
Стереокартинки называют «спортом для глаз». Особенность их в том, что они заставляют глаза менять привычную точку фокусировки, тем самым сберегая зрение и помогая сохранить его остроту
Способ применения – 2-3 раза в день.
Не ждите, пока глаза от долгого сидения за компьютером станут красными, как у кролика. Снимите усталость и предотвратите ухудшение зрения. В программе целый комплекс специальных упражнений,
нацеленных именно на это. Упражнения эти простые и короткие – просто сиди и повторяй за компьютером. Пройдете упражнения – и укрепятся ваши глазные мышцы, улучшится питание глазных нервов, повысится острота зрения.9

Но использование данной программы в качестве физминутки – нельзя, т.к. она отнимает большое количество времени и SIRDS-картинки, используемые в данной программе, сложно правильно применять при использовании проектора и SMART-доски. Однако, программа «Корректор зрения» очень эффективна, она не только снимает напряжения с глаз и глазных мышц, но и при систематическом применении помогает улучшить зрение.

4 Глава. Методы и материалы

4.1. Составление методики создания электронных физминуток для снятия утомления с глаз

При составлении методики создания электронных физминуток учитывались требования СанПина, и техника проведения гимнастики глаз по методу Шичко-Бейтса. Изучена практика создания электронных физминуток для глаз учителями РФ: Масько Л.Г., Галкиной И.А.

  1. Для создания эл. физминуток использовалась программа PowerPoint – как самая простая и легко воспроизводимая программа.

  2. Фон слайда представлен успокаивающими тонами- зеленым и голубым.

  3. Для выполнения гимнастики глаз необходимо непроизвольно заострить внимание и заставить двигать глазами в указанном режиме, по заданной траектории. Поэтому, в процессе создания производился учет возрастной категории учащихся, предметного цикла, темы урока. Исходя из перечисленного производился отбор объектов, используемых для электронной физминутки глаз (футбольный мяч, сказочный персонаж, глобус, белковая молекула, и пр.)

4. Траектория движения объекта задавалась с помощью опций: «настройка анимации» - «добавить эффект» - «пути перемещения» ( «выделение»). Повтор по 3 раза, в темпе «очень медленная скорость», для того чтобы глаза медленно двигались за предметом.

5. Движение объектов осуществлялось по траекториям с промежуточным морганием (бабочка): вверх-вниз; вправо-влево; крест; диагональ; прямоугольник, зигзаг, восьмерка, удаление предмета (метод Шичко- Бейтса).

5. Для снятия утомления и создания ритма работы или отдыха (расслабления) для каждой физминутки подбирался звуковой фон: звуки леса, шум прибоя, веселая мелодия мультфильма, или релакс- музыки.

6. Продолжительность от 2 – 3 минут.

7. Роль учителя: провести инструктаж по выполнению физминутки, наблюдать за правильностью выполнения. Возможно чередование с другими упражнениями для глаз (СанПин).

Глава 5. Обсуждение результатов

    1. Апробация электронных физминуток на уроках

В течение 1 четверти 2011-2012 уч.года проводилась работа по изучению практики составления и использования эл. физминуток.

Были созданы проекты сюжетных физминуток для учащихся 5- 11 классов, с последующим применением на уроках биологии, экологии.

( приложение 1 и презентация)

Рефлексивная оценка применения физминуток среди 108 опрошенных учащихся 9-11классов показала следующие результаты:

1. Понравились ли Вам сюжеты эл.физминуток?

А. да- 108

Б.нет

В. Не очень

2. Способствуют ли представленные эл.физминутки снятию усталости с глаз:

А.да-106

Б.нет

В. Не очень-2

3.Снимается ли общая усталость ?

А.-да -107

Б. нет

В. Не очень-1

4.Нужны ли подобные физминутки на уроках с применением ИКТ?

А.да-108

Б. нет

В. Не всегда

5. Ваши пожелания : 1. Расширить сюжетное многообразие;

2. Почаще ставить звуки леса;

3. Включать 2-3 раза на уроке ;

Проект эл.физминуток был представлен на отчетном краевом семинаре «Новая школа- школа здоровья» 13.03.2012 года – все 12 педагогов, принявших участие в проведении педагогической мастерской Бобровской Е.В. «Инновационные подходы в исследовательской деятельности в области здоровья человека» заинтересовались идеей внедрения эл. физминуток и отметили высокую эффективность их проведения для учащихся среднего и старшего звена- как побудительный мотив к сохранению зрения.

Заключение

На основании выполненного проекта можно сделать следующие выводы: 1. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления, их проводят на 12-20 минуте начала урока, продолжительностью 2-3 минуты, исходя из рекомендаций СанПина и разработок специалистов.

2. По требованию СанПиНа 2.4.2.2821-10 физминутка для расслабления мышц глаз должна идти с музыкальным сопровождением и включать в себя упражнения на легкое моргание, удаление предмета, движение глаз за движущимся объектом.

3. Проанализирована компьютерная программа по снятию утомления сглаз: Eye Corrector (Корректор зрения). В программе используются специальные упражнения для зрения и SIRDS-картинки. Программа удобна для индивидуального использования, причем отнимает большое количество времени и SIRDS-картинки, используемые в данной программе, сложно правильно применять и рассмотреть при использовании проектора и SMART-доски.

4. Электронные презентации составлены с учетом требований СанПина и метода восстановления зрения Шичко-Бейтса, на который опираются при составлении и компьютерные программы. Электронные презентации содержат упражнения для снятия усталости и коррекции зрения метода Шичко-Бейтса. Предназначены для учащихся 5- 11 классов.

5. Апробация демонстрации созданных сюжетных эл.физминуток получила высокую рефлексивную оценку учащихся 9-11классов и педагогов края - участников педагогической мастерской Бобровской Е.В. «Инновационные подходы в исследовательской деятельности в области здоровья человека».


Исходя из всего вышеизложенного можно сделать заключение:

Электронные физминутки- являются упрощенным вариантом электронных программ по снятию утомления с глаз, но они успешно справляются со своей задачей, так, как снимают напряжения с глаз для продолжения эффективной работы.


Информационные источники:

1. Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка М.: Вентана-Графф, 2003.

2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными

видеодисплейными терминалами М.: Медицина, 2000.

3. Примаков А.О. Здоровье компьютера и его владельца II Интернет-Лоцман, 2002. - №4. - С. 9.

4. Степанова М.И. Ребенок и компьютер глазами медика «Биология в школе», 2002. – № 7. – С.21-24.

5. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети: пособие для родителей М.: Компания АЛЕС, 1998. – 96 с.

6. http://medicinform.net/comp/comp_zdor10.htm

7. http://medicinform.net/comp/comp_zdor15.htm

8. http://www.vashaibolit.ru/2050-uprazhneniya-dlya-trenirovki-glaz-po-metodu-shichko-beytsa.html

9. http://www.wordhord.com/2009/02/kak-vosstanovit-zrenie-metod-shichko-bejtsa/

10. http://lgmasko.ucoz.ru/blog/ehlektronnye_fizminutki/2009-09-10-4

11. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-77

12. 59313s016.edusite.ruDswMedia/sanpin.pdf

13. http://www.med39.ru/massage/m2.html

Пример электронных физминуток приложение 1





приложение 2

Анкета рефлексивной оценки электронных физминуток .

После просмотра эл. физминутки оставьте свой отзыв по следующим позициям:

1. Понравились ли Вам сюжеты эл.физминуток?

А. да

Б.нет

В. Не очень

2. Способствуют ли представленные эл.физминутки снятию усталости с глаз:

А.да

Б.нет

В. Не очень

3.Снимается ли общая усталость ?

А.-да

Б. нет

В. Не очень

4.Нужны ли подобные физминутки на уроках с применением ИКТ?

А.да

Б. нет

В. Не всегда

5. Ваши пожелания

2 Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка М.: Вентана-Графф, 2003

3 Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка М.: Вентана-Графф, 2003

4 Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10 



9 Примаков А.О. Здоровье компьютера и его владельца II Интернет-Лоцман, 2002. - №4. - С. 9.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconМЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий»
структура психологического тренинга и особенности его проведения в учебном процессе

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconИнструкция №25 по охране труда при занятиях гимнастикой общие требования безопасности

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconМетодика проведения аудита на малом предприятии зао «стройматериалы» 7 Экономическая характеристика предприятия 7

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconМетодика проведения аудита на малом предприятии зао «стройматериалы» 8 Экономическая характеристика предприятия 8

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconМетодика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами Утверждена гу гибдд мвд РФ 09. 08. 2001г

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconПоказания к проведению вертебропластики
В последнее время для лечения выраженного болевого синдрома, сопровождающего патологические переломы тел позвонков на фоне остеопороза...

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconМетодика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconМетодика проведения: Обсуждение проблемы по предложенным вопросам и решение ситуационных задач
Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconЗао «Вентиляционные системы», Украина Место проведения: выставка БакуБилд 2007 (Азербайджан) Дата проведения: 4 октября 2007 Время проведения: 13: 00 – 14: 00

Методика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7 iconПрактические навыки с пошаговым выполнением при проведении практических занятий по факультетской терапии, с военно-полевой терапией и профессиональными заболеваниями для студентов 4 курса диагностика бронхолегочных заболеваний методика проведения осмотра



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск