Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения icon

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения





Скачать 132.43 Kb.
НазваниеПриказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения
Дата конвертации07.07.2013
Размер132.43 Kb.
ТипПрограмма
УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства образования

Республики Беларусь

14.12.2010 № 798


Программа вступительных испытаний

по биологии для лиц, имеющих

общее базовое образование, для получения

среднего специального образования


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ

На вступительном испытании по биологии абитуриент должен:

владеть основными биологическими терминами и понятиями, биологическими законами и теориями;

знать и понимать общие закономерности, происходящие в живой природе;

знать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, протистов, грибов, растений, животных и человека;

уметь устанавливать причинно-следственные связи между стро­е­ни­ем и функциями органоидов клетки, особенностями строения и функция­ми тканей, органов и систем органов;

уметь устанавливать причинно-следственные связи между средами жизни и приспособленностью к ним живых организмов, деятельностью человека и ее последствиями;

уметь применять полученные знания и использовать их для: опии­сания важнейших биологических процессов; характеристики и сравнения биологических объектов или явлений; составления характеристики основных систематических категорий (типов, отделов, классов).

МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Классификация организмов. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип (отдел), царство. Царства живых ор­ганизмов: Бактерии, Протисты, Грибы, Растения, Животные.


Доядерные организмы (прокариоты)

Бактерии: распространение, строение и процессы жизнедеятель­ности. Роль бактерий в природе и жизни человека. Практическое использование бактерий. Бактерии как возбудители болезней.

Цианобактерии. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Протисты


Особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности (движения, раздражимости, питания и пищеварения, дыхания, выделения, размножения) протистов.

Гетеротрофные организмы: амеба обыкновенная и инфузория туфелька.

Автотрофные и автогетеротрофные протисты. Общая характерис­ти­ка водорослей как фотосинтезирующих организмов.

Одноклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедея­тель­ности на примере хлореллы, эвглены зеленой.

Колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятель­ности колониальных водорослей на примере вольвокса.

Многоклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятель­ности водорослей на примере зеленых водорослей (улотрикса, Спиро­гиры), бурых водорослей (ламинарии). Понятие о закономерной смене способов размножения (на примере улотрикса).


Грибы

Общая характеристика грибов. Среда обитания, строение и жиз­не­деятельность.

Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи. Хозяйственное зна­чение.

Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Съедобные и ядовитые грибы.

Грибы-паразиты: трутовик, головня, спорынья. Роль грибов в при­роде и жизни человека.


Лишайники

Лишайники — симбиотические организмы. Строение, питание и размножение лишайников. Роль лишайников в природе.


РАСТЕНИЯ

Общая характеристика растений. Жизненные формы растений. Тка­ни (образовательные, покровные, механические, проводящие, основные) и органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Вегетативные органы растений.

Корень. Функции корня. Виды корней. Корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня, рост корня. Видоизменения корня (корнеплоды, корневые клубни, корни-присоски) и их значение.

Побег. Функции побега. Основные части побега. Почка — зача­точный побег. Типы почек по расположению (верхушечные, пазушные, придаточные) и строению (вегетативные, генеративные). Развитие побега из почки.

Стебель. Разнообразие стеблей. Рост стебля в длину. Внутреннее строение стебля древесного растения в связи с выполняемыми функциями. Передвижение по стеблю воды, минеральных и органических веществ. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец.

Лист. Функции листа. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Жилкование листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями.

Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение растений. Размножение растений видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.


Споровые растения

Мхи. Кукушкин лен: строение, размножение, цикл развития. Сфагновые мхи: строение и размножение. Роль мхов в природе.

Папоротники. Строение папоротников на примере щитовника муж­ского. Размножение и цикл развития папоротников. Роль папорот­ников в природе.


Семенные растения

Голосеменные. Общая характеристика. Строение и размножение го­лосеменных на примере сосны. Значение голосеменных.

Покрытосеменные. Общая характеристика.

Цветок, его строение и функции. Соцветия и их биологическое зна­чение. Опыление (самоопыление, перекрестное опыление). Двойное опло­до­творение, образование семян и плодов.

Плоды. Строение и классификация. Распространение плодов. Биоло­гическое и хозяйственное значение плодов.

Семя. Строение семени однодольных и двудольных растений. Усло­вия прорастания семян. Питание и рост зародыша и проростка.

Многообразие покрытосеменных. Отличительные признаки одно­доль­ных и двудольных растений. Дикорастущие и культурные растения. Хозяйственное значение покрытосеменных растений. Охрана растений.


ЖИВОТНЫЕ

Общая характеристика и разнообразие животных.

В общей характеристике типа или класса животных должны быть освещены: классификация, среда обитания, распространение, внешнее строение животных (покровы, отделы тела), внутреннее строение (полость тела, строение опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, выделительной систем, систем органов дыхания, кровообращения, чувств, размножения), особенности процессов жизнедеятельности и развития; значение животных данного типа (класса) в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра. Многообразие кишечнополостных: медузы, коралловые полипы.

Тип Плоские черви. Белая планария. Паразитические черви: пече­ночный сосальщик, бычий цепень. Профилактика заражения.

Тип Круглые черви. Аскарида человеческая, детская острица. Про­филактика заражения.

Тип Кольчатые черви. Дождевой червь. Роль дождевых червей в процессах почвообразования. Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие моллюсков: прудовик, беззубка, кальмар.

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. Речной рак. Многообразие ракообразных.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Многообразие паукооб­раз­ных. Профилактика заболеваний и борьба с клещами.

Класс Насекомые. Майский жук. Многообразие насекомых. Отряды насекомых: Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Пе­ре­пончатокрылые.

Тип Хордовые. Ланцетник — низшее хордовое животное.

Подтип Черепные или Позвоночные.

Надкласс Рыбы. Речной окунь. Многообразие рыб. Классы Хряще­вые рыбы (отряды: Акулы, Скаты) и Костные рыбы (отряды: Кистеперые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные).

Класс Земноводные. Лягушка озерная. Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.

Класс Пресмыкающиеся. Ящерица прыткая. Многообразие пресмы­каю­щихся. Отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи.

Класс Птицы. Сизый голубь. Экологические группы птиц: птицы ле­сов и открытых пространств; водоплавающие и околоводные птицы; пти­цы культурных ландшафтов, хищные птицы.

Класс Млекопитающие. Собака домашняя. Многообразие млекопи­тающих. Яйцекладущие и живородящие. Отряды: Сумчатые, Насе­комо­ядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Непар­но­ко­пытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы.


ЧЕЛОВЕК

Общий обзор организма человека. Ткани, их классификация и принципы организации. Органы и системы органов.

Регуляция функций в организме. Нервная, гуморальная и нейрогу­моральная регуляция функций. Саморегуляция процессов жизнедея­тель­ности. Понятие о гомеостазе.

Нервная система. Общие принципы организации нервной системы. Значение нервной системы. Строение и виды нейронов. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Строение и функции спинного мозга.

Головной мозг. Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Организация и значение больших полушарий. Общий план строения вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы, их функции.

Гигиена нервной системы.

Эндокринная система. Гормоны, их роль в организме. Железы внутренней секреции. Гипофиз и его связь с другими железами. Щито­видная железа. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелу­доч­ная железа, половые железы.

Опорно-двигательная система. Опорно-двигательная система, ее пассивная и активная части, их функции.

Строение костей. Виды костей. Рост костей. Соединения костей. Отделы скелета человека: скелет головы, скелет туловища, скелет ко­неч­ностей.

Строение и функции мышц. Основные группы скелетных мышц. Работа мышц и утомление мышц.

Значение двигательной активности для сохранения здоровья. Осанн­ка, ее нарушения. Плоскостопие.

Первая помощь при вывихах и переломах.

Внутренняя среда организма. Компоненты внутренней среды орга­низма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Постоянство внутренней среды организма.

Состав и функции крови. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и его функции. Группы крови и резус фактор. Тромбоциты. Свертывание кро­ви. Лейкоциты. Фагоцитоз.

Иммунная система. Виды иммунитета. Вакцинация.

Сердечно-сосудистая система.

Кровообращение.

Сердце, его строение. Сердечный цикл. Автоматия.

Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление, пульс.

Нейрогуморальная регуляция кровообращения.

Первая помощь при кровотечениях.

Строение и функции лимфатической системы. Образование и движение лимфы.

Дыхательная система. Значение дыхания. Строение и функции дыхательных путей. Строение легких. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Гигиена дыхания.

Пищеварительная система. Обмен веществ.

Значение питания и пищеварения. Пищеварительные ферменты, их свойства и значение.

Строение и функции органов пищеварительной системы: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени. Пищеварительные процессы в ротовой полости, желудке, тонкой и толстой кишке. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Гигиена питания.

Обмен белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен.

Витамины, их роль в процессах обмена веществ. Водорастворимые (С, В1, В6) и жирорастворимые (А, D) витамины.

Недостаток витаминов в пище и его последствия.

Выделительная система.

Значение выделения в жизнедеятельности организма. Органы, принимающие участие в процессах выделения: почки, потовые железы, легкие.

Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. Образование мочи. Мочевыделение.

Гигиена мочевыделительной системы.

Покровная система. Кожа. Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка. Функции кожи. Роль кожи в поддержании температурного гомеостаза.

Гигиена кожи.

Первая помощь при повреждении кожи (ожог, обморожение), тепловом и солнечном ударах.

Репродуктивная система. Индивидуальное развитие человека. Строение и функции мужской и женской половых систем. Оплодот­воре­ние. Беременность. Роды.

Алкоголь, никотин и токсические вещества как факторы, нарушаю­щие индивидуальное развитие.

Сенсорные системы. Структура сенсорной системы (периферичес­кий, проводниковый, центральный отделы).

Общая характеристика зрительной, слуховой сенсорных систем (рецепторы, проводники, корковый центр).

Строение и функции органа зрения. Дальнозоркость, близорукость.

Строение и функции органа слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо.

Гигиена зрения и слуха.

Поведение и психика. Понятие о психике и поведении человека. Бе­зусловные и условные рефлексы. Условия и механизм образования услов­ных рефлексов. Торможение условных рефлексов.

Сон, его значение. Гигиена сна.

Деятельность мозга и психические функции.

Сознание, ощущение, восприятие. Внимание. Память. Речь и мышление. Вредное влияние алкоголя и токсических веществ на психику и поведение человека.


ПЕРЕЧЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ,

КОТОРЫЕ АБИТУРИЕНТ ДОЛЖЕН НАЗЫВАТЬ,

ХАРАКТЕРИЗУЯ БИОРАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА

Протисты


Гетеротрофные: амеба обыкновенная, инфузория туфелька.

Одноклеточные водоросли: хлорелла, эвглена зеленая.

Колониальные водоросли: вольвокс.

Многоклеточные водоросли: зеленые водоросли (улотрикс, Спиро­гира), бурые водоросли (ламинария).


Грибы

Плесневые грибы: мукор, пеницилл.

Дрожжи.

Шляпочные грибы: белый гриб (боровик), подосиновик, подберезовик, сыроежка, мухомор, бледная поганка.

Грибы-паразиты: спорынья, головня, трутовик.


Лишайники

Цетрария исландская, кладония.


Споровые растения

Мхи: кукушкин лен, сфагнум.

Папоротники: щитовник мужской, орляк обыкновенный, сальвиния плавающая.

Семенные растения

Голосеменные растения: сосна обыкновенная, ель, пихта, можже­вель­ник, лиственница.

Покрытосеменные растения. Жизненные формы:

деревья: дуб, береза, липа, клен, тополь, ясень;

кустарники: лещина, шиповник, бузина, сирень, малина;

травы: земляника, подорожник, василек, зверобой, мать-и-мачеха, одуванчик, пырей, ландыш, мятлик, купена, рогоз, камыш, очиток, по­лынь.

Зерновые культурные растения: пшеница, рожь, ячмень, овес, ку­куруза.

Овощные культурные растения: картофель, капуста, морковь, свекла, горох, помидор, огурец, фасоль, тыква, лук.

Плодово-ягодные культурные растения: груша, яблоня, вишня, слива, смородина, малина, крыжовник.

Масличные культурные растения: подсолнечник, рапс.

Кормовые культурные растения: клевер, люпин, тимофеевка.

Прядильные культурные растения: лен.

Декоративные культурные растения: тюльпан, гладиолус, лилия, роза, астра, гвоздика, хризантема.


Животные

Тип Кишечнополостные: гидра, аурелия, актиния, коралл.

Тип Плоские черви: планария, печеночный сосальщик, бычий цепень.

Тип Круглые черви: аскарида человеческая, острица детская, власоглав, трихинелла, нематоды: картофельная, стеблевая, луковая, земляничная.

Тип Кольчатые черви: дождевой червь, пескожил, нереис, меди­цин­ская пиявка.

Тип Моллюски: прудовик, беззубка, кальмар, слизень.

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные: речной рак, краб, креветка, дафния, бокоплав, мокрица, щитень.

Класс Паукообразные: паук-крестовик, скорпион, домовой паук, чесо­точный клещ, собачий клещ, паутинный клещ.

Класс Насекомые.

Отряд Прямокрылые: зеленый кузнечик, саранча, медведка.

Отряд Жесткокрылые: майский жук, колорадский жук, божья ко­ровка.

Отряд Чешуекрылые: капустная белянка, тутовый шелкопряд, яб­лонная плодожорка, моль.

Отряд Двукрылые: комнатная муха, овод, комар.

Отряд Перепончатокрылые: медоносная пчела, оса, шмель, муравей.

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные: ланцетник.

Подтип Черепные, или Позвоночные.

Класс Хрящевые рыбы: акула, скат.

Класс Костные рыбы.

Отряд Кистеперые: латимерия.

Отряд Лососеобразные: горбуша, кета, семга.

Отряд Осетрообразные: осетр, белуга, стерлядь.

Отряд Сельдеобразные: сельдь, сардина, килька.

Отряд Карпообразные: плотва, лещ, линь, сазан, карась.

Класс Земноводные.

Отряд Бесхвостые: лягушка, жаба, квакша, жерлянка, чесночница.

Отряд Хвостатые: тритон, саламандра.

Класс Пресмыкающиеся.

Отряд Чешуйчатые: ящерица, варан, уж, гадюка, веретеница, хамелеон.

Отряд Крокодилы: аллигатор, кайман, крокодил.

Отряд Черепахи: черепаха.

Класс Птицы.

Птицы лесов: большой пестрый дятел, тетерев, глухарь, кукушка, соловей, сойка.

Птицы открытых пространств: страус, журавль, дрофа.

Водоплавающие и околоводные птицы: кряква, кулик, цапля, аист, лебедь-шипун, императорский пингвин.

Птицы культурных ландшафтов: синица, скворец, ласточка, голубь, ворона, галка, грач, воробей, сорока.

Хищные птицы: сокол, орел, ястреб, сова, филин.

Класс Млекопитающие.

Подкласс Первозвери, или Яйцекладущие: утконос, ехидна.

Подкласс Настоящие звери, или Живородящие.

Отряд Сумчатые: кенгуру, сумчатый медведь (коала).

Отряд Насекомоядные: еж, выхухоль.

Отряд Рукокрылые: ушан, вечерница, ночница.

Отряд Грызуны: мышь, белка, бобр, ондатра, нутрия, хомяк.

Отряд Хищные: волк, лисица, рысь, тигр, лев, медведь, куница, выдра, ласка, барсук.

Отряд Парнокопытные: кабан, олень, лось, зубр, жираф.

Отряд Непарнокопытные: лошадь, осел, зебра, носорог.

Отряд Ластоногие: тюлень, морской котик, морж.

Отряд Китообразные: кит, дельфин, кашалот.

Отряд Приматы: мартышка, горилла, шимпанзе, орангутан.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПриказ Министра образования Республики Беларусь от 23. 12. 2011 №813 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Физика» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования, 2012 год

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПриказ Министра образования Республики Беларусь от 20. 12. 2012 г. №931 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Физика» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего образования, 2013 год

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма вступительных испытаний по учебному предмету «Биология» для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения среднего специального образования, 2012 год

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма вступительных испытаний по учебному предмету «Биология» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения среднего специального или высшего образования, 2012 год

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию 2013 г. (для получения второго высшего профессионального образования)

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма по биологии для вступительных испытаний проводимых вузом самостоятельно Новосибирск 2010

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на факультет физической культуры москва 2010

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования кинель Черкассы

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма вступительных испытаний по физике для поступающих в Архангельский государственный технический университет в 2010 году Архангельск 2010 год

Приказ Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2010 №798 Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск