УРОК – ЗАЧЁТ ПО ТЕМЕ В 8 КЛАССЕ «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» Задачи урока: Обобщить, систематизировать и проверить знания о пищеварительной системе. Закрепить имеющиеся знания о профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Оборудование: таблицы “Строение пищеварительной системы”, “Пищеварение в ротовой полости” и др. муляжи желудка, кишечника, печени и др. микроскоп, микропрепараты слизистой кишечника. зубная щетка, муляж ротовой полости. Тип урока: зачетный. Подготовка к уроку. Заранее готовятся и вывешиваются вопросы к зачету для учащихся. Далее вопросы группируются учителем и готовятся карточки. Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Какие функции выполняют органы пищеварения? Перечислите органы пищеварительного канала и укажите связанные с ними пищеварительные железы. В чем суть пищеварения и почему оно необходимо? Дайте определение пищеварению. Перечислите продукты питания и питательные вещества. Почему в нашем рационе должны присутствовать продукты питания как растительного, так и животного происхождения? Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углеводами, минеральными солями и витаминами. Каково значение этих веществ в рационе человека?
Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости. Как подразделяются зубы по строению и функции? Почему происходит смена зубов? Каково строение зуба? Что такое кариес? Каковы причины возникновения кариеса? Расскажите о правилах ухода за зубами. Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? Назовите функции слюны и ее состав. При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща? Какова роль языка в процессе пищеварения? Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике. Как устроен желудок? Из каких слоев состоит стенка желудка, и какую функцию они выполняют? Какой состав имеет желудочный сок? Какие вещества расщепляют ферменты в желудке, и до какого уровня? Каково значение соляной кислоты? Какое строение и функции имеет тонкий кишечник? Какие вещества подвергаются расщеплению ферментами поджелудочного сока и кишечного? В чем заключается роль печени? Куда впадает желчный проток и каково значение желчи? В чем заключается значение толстой кишки? Какое значение имеет клетчатка в перистальтике кишечника? Карточка №4.Регуляция пищеварения. Какие системы регулируют пищеварение? Почему оно осуществляется в разных отделах пищеварительного тракта согласованно? Приведите примеры рефлекторной и гуморальной регуляций органов пищеварения. Как объяснить физиологию пищеварения с позиций учения ПАВЛОВА И.П.? Разберите по схеме (рис. 68, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.) дуги а) пищевого безусловного рефлекса; б) условного слюноотделительного рефлекса; в)безусловного ориентировочного рефлекса на свет лампочки; г)уже выработанного условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса; д.) угасания условного рефлекса при неподкреплении этого рефлекса пищей; е) безусловного торможения.
Карточка №5.Заболевания органов пищеварения. Перечислите современные методы исследования пищеварительного тракта и охарактеризуйте их. Назовите признаки отравления. Что следует предпринимать при их появлении? Назовите причины и методы профилактики глистных и инфекционных заболеваний. Как предупредить нарушение обмена веществ (дистрофия, ожирение, истощение)? Назовите правила правильного питания. Как влияет алкоголизм на работу пищеварительной системы? Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам). Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. Это также позволяет учителю проверить выполнение задания прямо на уроке. Б. Предварительно, за один урок до зачета, назначаются консультанты. Консультант выбирает карточку, с которой он будет работать на зачете и получает инструкцию. Инструкция к зачету (для консультантов). Начинать работу с группой можно только по сигналу учителя. На опрос одной группы отводится 5-7 минут. Каждый член группы должен дать полный ответ не менее чем на один вопрос карточки. Консультант вправе задавать дополнительные вопросы или уточняющие. Члены группы могут вносить дополнения в ответы друг друга. Все вопросы в карточке должны быть разобраны. Если ученики группы не могут дать ответ на вопрос, консультант поясняет группе материал. По сигналу учителя консультант заканчивает работу с группой и выставляет оценки каждому ученику в ведомости. Далее осуществляется переход в другую группу в соответствии с вашей схемой. К зачету нужно подготовить ведомости, в которые консультанты будут выставлять оценки. На одну группу готовится одна ведомость. | | | оценки | | | | | Ф.И. | К №1 | К №2 | К №3 | К №4 | К №5 | Тест | Итоговая | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Ход урока 1 этап. Класс делится на 6 групп (по количеству карточек). Удобнее всего объединить в группу соседние парты (1и2, 3и4, и т. д.). Количество человек в группе не должно превышать 3-4. 2 этап. По сигналу учителя к каждой группе подходит консультант и начинает опрос. Одна группа выполняет тестовое задание под контролем учителя. По истечении времени консультанты завершают опрос и выставляют оценки каждому ученику в группе в ведомости. Далее консультанты переходят в другую группу. Таким образом, каждый консультант проходит все 6 групп и каждому ученику в классе выставляет оценки. 3 этап. Собираются ведомости и подводятся итоги. Итоговая оценка (средний балл) выставляется в журнал. Тест. 1 вариант. Выберите правильный вариант. 1)Белки перевариваются… в ротовой полости; только в желудке; в желудке и 12перстной кишке; только в 12перстной кишке. 2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином? 3)В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды? желудок; тонкий кишечник; толстый кишечник; прямая кишка. 4)В какой среде наиболее активен фермент липаза? в нейтральной; в кислой; в щелочной. 5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему? глюкоза; аминокислоты; жиры. 6)Где вырабатывается желчь? в тонком кишечнике; в поджелудочной железе; в желудке; в печени. 2 вариант. Дополните утверждения. Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к …, а белки, жиры, углеводы - к … Пищевые белки, жиры, углеводы не могут быть сразу усвоенными организмом из-за … реакции. Крахмал ферментами слюны разлагается до … Белок ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до… Коронка зуба покрыта …, под ней расположен …, а внутри зуба находится … Печень в 12перстную кишку выделяет …, ее избыток запасается в … В плохо переваренном и прожаренном мясе могут оказаться живыми …, если мясо не проходило досмотр ветеринарной службы. В конце урока выставляются оценки по уроку в «тройном» варианте: 1. ученик – самостоятельная оценка 2. ученик – ученик 3. ученик - учитель |