Программа вступительных испытаний по биологии общие указания icon

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания





Скачать 57.32 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии общие указания
Дата конвертации24.06.2013
Размер57.32 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ


Общие указания.

На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать:

  1. знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;

  2. знание строения и функций организма человека;

  3. умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т. д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала.


1. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, излагающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функции тканей. Ткани (эпителиальная, соединительные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение спорно-двигательной системы. Строение скелета человека Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лей­коциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И. И. Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены) Большой и малый круги кровообращения.

Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функций органов зрения Гигиена зрения. Строение и функции органов слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И. М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые, железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

2. Общая биология


Общая биология – предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.


Эволюция живого мира на Земле.

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.Эволюционная роль мутаций

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции.

Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни.

Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека.


Структурная организация живых организмов.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен.

Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов.


Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.


Наследственность и изменчивость организмов.

Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Биосфера, ее структура и функции. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по физике общие указания

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии Общая биология

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии факультет физической культуры

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, по биологии

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии (на базе основного общего образования 9 кл.)

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма по биологии для вступительных испытаний проводимых вузом самостоятельно Новосибирск 2010

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на факультет физической культуры москва 2010

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на биолого-химический факультет москва 2013

Программа вступительных испытаний по биологии общие указания iconПрограмма по биологии общие указания



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск