Скачать 44.73 Kb.
|
Конспект урока биологии в 6 классе ![]() «Цветок, его строение и значение» Автор: учитель биологии МОУ Сош№5 им.А.М.Дубинного г.Пятигорска Вартанова А.А. 2010 год Цель: формировать умение определять типы соцветий. Задачи:
Ресурсы: компьютерная техника, модели цветков, цветущие комнатные растения. Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. Актуализация знаний. Ребята, мы изучаем тему «Строение цветковых растений». - Строение каких органов мы уже изучили? - Правильно, мы уже узнали о строении семян, корня, листьев и почек. - Строение какого органы мы еще не изучили? - Цветка О строении и значении цветков мы узнаем на сегодняшнем уроке. Для этого мы рассмотрим цветы различных типов, поговорим о функции цветка, его строении, о многообразии соцветий и выполним виртуальную лабораторную работу. 2. Изложение нового материала 1. Цветок - генеративный орган, орган семенного размножения. Его основная функция - образование плодов и семян. Цветок - заметная, часто красивая, важная часть растения. Цветки могут быть крупные и мелкие, яркие и белые, пахучие и без запаха, одиночные и собранные в соцветия. - Как вы думаете, какую роль цветок играет в жизни растений? Цветки выполняют наиважнейшую в жизни растений функцию – образование плодов и семян для размножения организма. 2 Строение цветка Ребята, вспомните, пожалуйста, летний цветущий луг (слайд 1) Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, Которое видеть вы раньше нигде не могли, Он умеет такое, что никто на земле не умеет, Из одной и той же черной земли, Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой. Действительно, вы каждый летний день можете наблюдать многообразие цветков, а есть ли что-то общее, что их объединяет? - Да вы правы, несмотря на большое разнообразие размеров, окраски, ароматов у цветков есть общие черты строения. Рассмотрим строение цветка (слайд 2,3) Цветки многих растений располагаются на тонких стебельках- цветоножках, его верхний конец – цветоложе. Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка. На самой верхушке цветоложа располагается пестик, чуть ниже размещаются тычинки, еще ниже на цветоложе располагаются лепестки, их совокупность образует венчик. Под лепестками находится чашелистики, образующие чашечку. Венчик и чашечка создают самую яркую часть цветка – околоцветник. Околоцветник может быть простым и сложным. Околоцветник защищает пестик и тычинку от неблагоприятных условий. Рассмотрим главные части цветка Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик поднимает рыльце. Завязь – самая нижняя часть пестика. Она содержит в себе семязачатки, в них формируются женские половые клетки. Из завязи пестика после опыления и оплодотворения яйцеклетки развивается плод, а из семязачатков образуются семена. Тычинки состоят из длинной нити – тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается мужские половые клетки – спермии. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плодов, поэтому их называют органами полового размножения. Ребята, мы рассмотрели строение цветков на схеме, а теперь найдем основные части цветков комнатных растений амариллиса, герани и цикломена. 3. Многообразие цветков. Цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки, называют обоеполыми. Такие цветки имеют большинство цветковых растений. Но у некоторых растений развиваются однополые цветки, они содержат либо пестики, либо тычинки. Если пестичные и тычиночные цветы располагаются на разных растениях, как у тополя, крапивы, ивы, хмеля, то такие растения называют двудомными. (слайд 4). Если же пестичные и тычиночные цветы располагаются на одном растении, как у огурца, кукурузы, орешника, дуба, то такие растения называют однодомными. (слайд 5) 4. Соцветия. Их многообразие и значение. Цветки образуются на побегах. Часто ветвление побега в его верхушечной части приводит к тому, что на нем развивается не один, а несколько цветков и располагаются они в определенном порядке. Такая группа цветков называется соцветием. В соцветие объединены мелкие цветки, собранные вместе, они придают большую яркость и ароматность, что важно для привлечения опылителей. Кроме того, в соцветиях образуется больше семян. (слайды 6, 7). Со строением соцветий познакомимся в ходе выполнения виртуальной лабораторной работы (слайды 8 - 14).
Методические рекомендации для проведения лабораторной работы в 6 классе «Типы соцветий» Лабораторная работа проводится на уроке по теме «Строение цветка». Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать типы соцветий в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить виртуальную лабораторную работу, в которой использую фотографии и рисунки различных типов соцветий. Виртуальная лабораторная работа позволяет обучающимся познакомиться с типами соцветий, и увидеть, для каких растений они характерны. Компьютерная презентация делает лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. 4. Закрепление знаний. Исправьте ошибки в таблице (слайд 15), проверьте себя (слайд 16) 5. Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем? Что было легко, а что вызвало у вас наибольшие затруднения? Какое задание оказалось самым интересным? Почему? Домашнее задание: § 23, ответить на вопросы в конце параграфа |