Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей icon

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей





Скачать 93.89 Kb.
НазваниеКости скелета. Строение костей. Химический состав костей
Дата конвертации22.05.2013
Размер93.89 Kb.
ТипРазработка урока
ИЛЬЯСОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Учитель биологии и экологии МОУ СОШ №35

Ленинского района городского округа город Уфа

Республика Башкортостан,

Отличник образования

Республики Башкортостан


РАЗРАБОТКА УРОКА


Тема: Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей.

(Вводный урок).

Цель: Раскрыть основные функции опорно-двигательной системы и сформировать знания о строении, свойствах, химическом составе костей.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с химическим составом, строением костей.

  • Показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.

  • Показать взаимосвязь свойств костей с химически составом и строением.

  • Продолжить формирование понятия «Ткань».

  • Продолжить развитие общеучебных навыков работы с натуральными объектами (муляжами), микроскопом, с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности, умение адекватно оценивать собственные достижения.

  • В процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к школьному имуществу.

Оборудование:

  • учебные таблицы с изображением костей, внутреннего строения кости;

  • прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости, модель скелета человека;

  • микроскопы, микропрепараты;

  • мультимедийный проектор (интерактивная доска), компьютер.

Форма организации деятельности учащихся на уроке:

  • фронтальная работа, коллективная работа, групповая работа, индивидуальная.

Методы:

  • метод проблемного изложения, частично-поисковый, лабораторно-исследовательский, фронтальная беседа.

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  • познакомить учащихся с основными вопросами, которые будут изучаться в разделе «Опора и движение»

  • познакомить учащихся с задачами урока по теме «Кости скелета. Строение костей»

  1. Изучение нового материала.

1) актуализация знаний о скелете беспозвоночных и позвоночных животных

Вопрос: А знаете ли вы о происхождении слова «скелет»?

(в переводе с древнегреческого «скелетос» - означает «высохшее, мумифицированное» от старинного способа приготовления скелета путем высушивания на солнце или в горячем песке)

Вопрос: Кто видел скелет? Где вы его видели?

(учащиеся обычно отвечают, что скелет видели в музее, в школе, в фильмах, а некоторые отвечают, что они видели скелет курицы дома за столом)

Вопрос: А кто носит на себе свой дом?

(улитка, ее дом – ракушка – наружный скелет)

Можно напомнить о школьном меле, наждачной бумаге, извести, которые образуются при отмирании простейших животных.

Итак, скелеты бывают внутренние и наружные, они строятся из разных материалов и у каждого животного свой скелет. Скелет необязательно должен состоять из костей и находится внутри организма. Например, у бабочек, муравьев роль скелета выполняет твердый наружный хитиновый покров.

Вопрос: приведите примеры животных с внутренним и наружным скелетом.

На экране проецируются скелеты беспозвоночных, позвоночных, в том числе и скелет человека.




2) значение и функции скелета человека.

Вопрос: А как изменился скелет человека в отличие от млекопитающих?

(вертикальное положение, удлинились нижние конечности, широкий таз, увеличился мозговой отдел черепа, появился подбородочный выступ, грудная клетка сплющена в спинно-брюшном направлении)

Вопрос: А как бы выглядел человек без скелета?

(Бесформенное существо, не смог передвигаться, повреждение внутренних органов и головного мозга, и др.)

Значит, скелет человека выполняет очень важные функции. Какие?

(учащиеся обычно называют защитную, двигательную и опорную функции)

Заслушав ответы учащихся, сделать вывод о значении и функциях скелета.

(На экране - демонстрация схемы «Значения и функции скелета»)

Делают запись в рабочие тетради приведенной схемы (на экране).


Функции скелета

Опорная




Двигательная




Защитная

















Обменная





Кроветворная




Определяет размер и форму тела





3) кости скелета человека.

Вопрос: Из чего состоит скелет человека?

(Из костей, их соединений, хрящей, связок, сухожилий)

Заслушав ответы учащихся, подвести итоги, в тетради записать из чего состоит скелет человека.

Вопрос: Кто знает, сколько костей образуют скелет человека?

(обычно отвечают – около 200 костей). Но точного ответа нет, т.к. у 20% людей – есть отклонения в количестве позвонков, у 1 из 20 чел. есть лишнее ребро.

Вопрос: У взрослого человека более 200 (около 220) костей, а в теле ребенка – около 300. Как объяснить данный факт?

(Со временем кости срастаются)

4) Типы костей.

Итак, скелет образован костями, их соединениями, хрящами, связками, сухожилиями. Кости имеют разную форму, т.к. выполняют разные функции.

Давайте познакомимся с типами костей.

Самостоятельная работа в группах не более 8 чел.

Раздать 1 группе – трубчатые, 2 группе – широкие, 3 группе – смешанные. Дать инструкции по выполнению работы (на экране).


  • К какой группе костей относятся полученные вами наглядные материалы?

  • Какие еще кости относятся к данной группе?

  • Какова их функция?

  • Показать типы костей на модели скелета человека.

  • Использовать учебник – с.93.


После обсуждения в группах, представители каждой группы отвечают по инструктивной карточке. Далее учитель подводит итоги о типах костей. Делаются записи в тетради.

Обязательно обратить внимание на взаимосвязь форм и функций костей.

5) Химический состав костей.

Демонстрация прокаленной и вымоченной в кислоте трубчатых куриных костей. Идет обсуждение и делаются выводы о химическом составе костей (на экране - диаграмма).



Химический состав костей







30% - органич. в-ва белки, углеводы и др. (гибкость, упругость)



70% - неорганич. в-ва

соли Са, Р, Мg и др. (прочность, твердость)








В теле человека 1,5 кг фосфатов, из них 1,4 кг – в костях. С возрастом соотношение меняется.

Вопрос: У детей чаще деформируются кости, у пожилых чаще встречаются переломы костей. Чем это можно объяснить?

(соотношение органических и неорганических в-в: у детей больше органических,у пожилых – неорган. в-в)

Делается вывод о взаимосвязи свойств и химического состава костей.

На экран выводится информация о состоянии травматизма в своем микрорайоне, городе.


Анализ годовых показателей случаев детского травматизма в южной части г.Уфы

  • 1 место занимают школьники 7-14 лет

  • из общего числа обратившихся в травмпункты:

12 697 человек (64 %) составили ученики (2005 г.). В 2007 г. этот показатель возрос

Анализ профосмотра 11 тыс.школьников (2006 г.) :

  • выявлена деформация грудной клетки у 25 учащихся

  • нарушение осанки – у 1892 учеников


Строение костей.

Самостоятельная работа в группах с микроскопами.

Раздать микроскопы, микропрепараты со срезами костей. Напомнить о правилах работы с микроскопом, бережном отношении к микропрепаратам и оборудованию.

Учащиеся изучают микроскопическое строение костей под микроскопом, рассматривают рисунки в учебнике на с.93.

В ходе беседы учитель рассказывает о строении костей:

  • компактное вещество образовано костными каналами, в которых проходят кровеносные сосуды и нервы.

  • каждый костный канал окружен концентрическими пластинками, образующими трубочки, вставленные одна в другую (остеон).

  • губчатое вещество состоит из костных перекладин, пересекающихся между собой в разных направлениях. Их распределение соответствует направлению основных линий сжатия и растяжения, действующих на кость. Полости губчатого вещества заполнены красным костным мозгом (кроветворная функция). Костные клетки («паучки») – остеоциты.

Делается вывод: кости скелета человека относительно легки, это связано со строением костей и прочны, что связано с химическим составом.

Закрепление знаний (экран).


  1. Опорно-двигательный аппарат состоит из скелета и мышц

  2. Скелет образован костями, хрящами, связками, суставами

  3. Выполняет важные функции (опорную, двигательную, защитную, обменную, кроветворную, определяет размер и форму)

  4. Химсостав, особенности строения костей обеспечивают их прочность и легкость

  5. Различают трубчатые, плоские, смешанные кости

  6. Строение костей тесно связано с выполняемыми функциями


Тестирование (на экран выводятся вопросы).


1. К какому виду тканей относится костная ткань?

Эпителиальная. Соединительная.

Мышечная. Нервная.

Это не ткань.

2. Верные суждения:

Неорганические вещества придают кости упругость.

Органические вещества придают кости упругость.

Неорганические вещества придают кости твердость.

У пожилых людей в костях преобладают органические вещества.

3. К трубчатым костям относятся:

Плечевая кость. Кости пясти и фаланги пальцев.

Ребра. Бедренная кость.

4. К плоским костям относятся:

Ребра. Кости черепной коробки.

Тазовые кости. Лопатки.

5. К соединительной ткани относятся

Мышечная. Хрящевая

Глия Железистая


Применение знаний.

Творческие задания.

Сопоставьте следующие факты:

  1. Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг;

  2. Большая берцовая кость – 1650 кг;

  3. Плечевая – 850 кг, коленная чашечка -600 кг;

  4. Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг;

  5. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.

Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг равна 8-9 кг.

Вопрос: Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?


  1. Домашнее задание и рефлексия.

Дать информацию по выполнению домашнего задания (на экран).


  • Прочитать с.92-94 (Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Учебник для 8 кл.), просмотреть схемы в рабочей тетради.

  • Составить кроссворд по изучаемому материалу

  • Написать реферат (сделать сообщение) по теме «Почему взрослые не растут?»

  • Выполнить проектную работу по выявлению причин нарушения осанки учащихся вашей школы.


Рефлексия.

- что узнали нового и важного для себя?

- чему научились?

- какие сделали выводы?

- самооценка работы на уроке;

- оценка работы учащихся учителем.

Мотивация к изучению новой темы.

Вопросы:

- как растут кости в длину?

- почему толщина костей у взрослого человека остается одинаковой всю жизнь?

- в чем состоит опасность для скелета длительных космических полетов?

Завершение урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconВопросы к зачету по дисциплине «Анатомия и морфология человека»
Строение костей, их химический состав. Развитие и рост костей. Характеристика соединений костей

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconОпорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей icon«Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconконспект урока скелет. Строение и состав костей. Соединение костей

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconУрок №11 Тема: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей»
...

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconСкелет. Строение, состав и соединение костей задач и

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconСкелет и соединения костей. Мышцы классификация костей. Кость как орган. Развитие костей

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей icon«Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconПо здравоохранению и социальному развитию
Развитие костей в онтогенезе; способы и механизмы образования костей. Особенности строения костей в различные возрастные периоды

Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей iconКонспект урока №1 в теме: «Скелет. Строение, состав и соединения костей» Работу



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск