Скачать 93.89 Kb.
|
ИЛЬЯСОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА Учитель биологии и экологии МОУ СОШ №35 Ленинского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан, Отличник образования Республики Башкортостан РАЗРАБОТКА УРОКА Тема: Кости скелета. Строение костей. Химический состав костей. (Вводный урок). Цель: Раскрыть основные функции опорно-двигательной системы и сформировать знания о строении, свойствах, химическом составе костей. Задачи:
Оборудование:
Форма организации деятельности учащихся на уроке:
Методы:
Ход урока
1) актуализация знаний о скелете беспозвоночных и позвоночных животных Вопрос: А знаете ли вы о происхождении слова «скелет»? (в переводе с древнегреческого «скелетос» - означает «высохшее, мумифицированное» от старинного способа приготовления скелета путем высушивания на солнце или в горячем песке) Вопрос: Кто видел скелет? Где вы его видели? (учащиеся обычно отвечают, что скелет видели в музее, в школе, в фильмах, а некоторые отвечают, что они видели скелет курицы дома за столом) Вопрос: А кто носит на себе свой дом? (улитка, ее дом – ракушка – наружный скелет) Можно напомнить о школьном меле, наждачной бумаге, извести, которые образуются при отмирании простейших животных. Итак, скелеты бывают внутренние и наружные, они строятся из разных материалов и у каждого животного свой скелет. Скелет необязательно должен состоять из костей и находится внутри организма. Например, у бабочек, муравьев роль скелета выполняет твердый наружный хитиновый покров. Вопрос: приведите примеры животных с внутренним и наружным скелетом. На экране проецируются скелеты беспозвоночных, позвоночных, в том числе и скелет человека. ![]() 2) значение и функции скелета человека. Вопрос: А как изменился скелет человека в отличие от млекопитающих? (вертикальное положение, удлинились нижние конечности, широкий таз, увеличился мозговой отдел черепа, появился подбородочный выступ, грудная клетка сплющена в спинно-брюшном направлении) Вопрос: А как бы выглядел человек без скелета? (Бесформенное существо, не смог передвигаться, повреждение внутренних органов и головного мозга, и др.) Значит, скелет человека выполняет очень важные функции. Какие? (учащиеся обычно называют защитную, двигательную и опорную функции) Заслушав ответы учащихся, сделать вывод о значении и функциях скелета. (На экране - демонстрация схемы «Значения и функции скелета») Делают запись в рабочие тетради приведенной схемы (на экране).
3) кости скелета человека. Вопрос: Из чего состоит скелет человека? (Из костей, их соединений, хрящей, связок, сухожилий) Заслушав ответы учащихся, подвести итоги, в тетради записать из чего состоит скелет человека. Вопрос: Кто знает, сколько костей образуют скелет человека? (обычно отвечают – около 200 костей). Но точного ответа нет, т.к. у 20% людей – есть отклонения в количестве позвонков, у 1 из 20 чел. есть лишнее ребро. Вопрос: У взрослого человека более 200 (около 220) костей, а в теле ребенка – около 300. Как объяснить данный факт? (Со временем кости срастаются) 4) Типы костей. Итак, скелет образован костями, их соединениями, хрящами, связками, сухожилиями. Кости имеют разную форму, т.к. выполняют разные функции. Давайте познакомимся с типами костей. Самостоятельная работа в группах не более 8 чел. Раздать 1 группе – трубчатые, 2 группе – широкие, 3 группе – смешанные. Дать инструкции по выполнению работы (на экране).
После обсуждения в группах, представители каждой группы отвечают по инструктивной карточке. Далее учитель подводит итоги о типах костей. Делаются записи в тетради. Обязательно обратить внимание на взаимосвязь форм и функций костей. 5) Химический состав костей. Демонстрация прокаленной и вымоченной в кислоте трубчатых куриных костей. Идет обсуждение и делаются выводы о химическом составе костей (на экране - диаграмма).
В теле человека 1,5 кг фосфатов, из них 1,4 кг – в костях. С возрастом соотношение меняется. Вопрос: У детей чаще деформируются кости, у пожилых чаще встречаются переломы костей. Чем это можно объяснить? (соотношение органических и неорганических в-в: у детей больше органических,у пожилых – неорган. в-в) Делается вывод о взаимосвязи свойств и химического состава костей. На экран выводится информация о состоянии травматизма в своем микрорайоне, городе.
Строение костей. Самостоятельная работа в группах с микроскопами. Раздать микроскопы, микропрепараты со срезами костей. Напомнить о правилах работы с микроскопом, бережном отношении к микропрепаратам и оборудованию. Учащиеся изучают микроскопическое строение костей под микроскопом, рассматривают рисунки в учебнике на с.93. В ходе беседы учитель рассказывает о строении костей:
Делается вывод: кости скелета человека относительно легки, это связано со строением костей и прочны, что связано с химическим составом. Закрепление знаний (экран).
Тестирование (на экран выводятся вопросы).
Применение знаний. Творческие задания. Сопоставьте следующие факты:
Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг равна 8-9 кг. Вопрос: Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?
Дать информацию по выполнению домашнего задания (на экран).
Рефлексия. - что узнали нового и важного для себя? - чему научились? - какие сделали выводы? - самооценка работы на уроке; - оценка работы учащихся учителем. Мотивация к изучению новой темы. Вопросы: - как растут кости в длину? - почему толщина костей у взрослого человека остается одинаковой всю жизнь? - в чем состоит опасность для скелета длительных космических полетов? Завершение урока. |