Скачать 204.34 Kb.
|
Классическая философия в 19 веке. План
1. Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия (вершина в философии Нового времени) представляет собой величественное и многогранное явление в философии. Она существовала в период с конца XVIII до 70-х гг. последующего столетия и явилась вершиной рационалистического мышления Нового времени. Немецкая классика представлена творчеством таких крупных мыслителей, как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах. Немецкая классическая философия развивалась под непосредственным и активным влиянием Просвещения и его важнейших идей. Немецкая классика - это преимущественно философский идеализм в различных его формах (за исключением творчества Л.Фейербаха). В его рамках большое развитие получила диалектика как метод философского мышления. Наибольший вклад в осмысление понятий, принципов и законов диалектики внес Г.Гегель, создавший грандиозную теоретическую систему. Сама философия в эту эпоху стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат, т.е. как наука. (И.Кант, Г. Гегель). В немецкой классике антропология (учение о человеке) выделяется в особую область философского знания (И.Кант, Л-Фейербах). Человек рассматривается как существо активное, созидающее, как ценность и цель общества (Г. Гегель, И. Кант и др). Вершиной немецкой классической философии является творчество И. Канта и Г.Ф. Гегеля. Философия И. КантаОснователем немецкой клооосической философии считается Иманнуил Кант (1724-1804 гг.), «первый философ» Германии начала XIX века. Он родился в Кенигсберге, окончил философский факультет и работал домашним учителем, а позже - профессором университета в этом городе. Важнейшие работы Канта - «Всеобщая естественная история и теория неба». «Критика чистого разума». «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов», «Антропология». В творчестве И. Канта принято выделять два периода. Первый («докритический») - до начала 70-х гг. XVIII века, когда ученый обращался к философским проблемам естествознания. В это время он разработал гипотезу о возникновении Солнечной системы из первоначальной газово-пылевой туманности. Это открытие явилось величайшим завоеванием астрономии после Коперника: впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени. Кроме того, Кант вплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе их возникновения и исчезновения. Любой процесс и любая система Вселенной возникают, изменяются и идут к своей неизбежной гибели. В природе все имеет начало и конец. В это же время Кант высказал идею распределения животных по порядку их возможного происхождения (эволюционная идея), а также идею о естественном происхождении человеческих рас. Второй период в творчестве И. Канта называется «критическим». Это связано с тем, что здесь философ сделал предметом своего пристального и, критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности. Кант осуществляет своеобразный переворот в философии. Как в понимании устройства Вселенной Коперник и Кеплер преодолели геоцентризм и пришли к пониманию гелиоцентрической модели мира, так и Кант подрывает фундаментальное предположение о том, что предпосылкой познания является воздействие объекта на субъект. Это называют «коперниканским переворотом в философии». Он говорит о познающем субъекте как носителе особых способностей, которые помогают ему упорядочивать окружающий мир с помощью априорных (доопытных) форм чувственности и разума. Главные произведения критического периода: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Основу всех этих работ составляет учение о существовании и познании явлений (вещей для нас) и сущностей, субстанции (вещей в себе). И в онтологии, и в гносеологии Кант - дуалист. Т.е. вещи существуют как бы в 2-х формах – как познаваемые явления и как непознаваемые «вещи в себе». С одной стороны, по Канту, познание начинается с того, что вещи в себе воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения (это материализм), эмпирические знания о вещах для нас могут неограниченно расширяться и углубляться (это познавательный оптимизм). С другой стороны, ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о вещах в себе (это агностицизм). Основной предмет философии Канта – гносеология. Кант исследует условия и границы познавательного процесса. Критика чистого разума Кант выделяет в человеке 3 познающие способности: чувственное познание, рассудок и разум. Основу познания составляют априорные условия познания. В чувственном восприятии – это пространство (форма внешнего созерцания) и время (форма внутреннего созерцания). Т.о., пространство и время – априорные формы чувственного познания, это условия, благодаря которым мы можем познавать мир. Пространство и время идеальны, т.е. не являются формами бытия вещей, а только формами их созерцания нами (это идеализм). Пространство и время – априорные формы чувственного восприятия. Рассудок оперирует категориями. Так, например, мы воспринимаем такие факты, как нагревание камня и освещение камня солнцем. Рассудок связывает воспринятые факты в суждение. Но чтобы из этих восприятий возникло суждение, необходима категория причины. В рассудке чувственные впечатления как бы подстраиваются под априорные формы мысли, категории. «Сами по себе категории вовсе не знания, а только формы мышления для того, чтобы из данных созерцаний порождать знания». Категории — формы синтеза, сочетающие данные чувственности с деятельностью рассудка. На уровне рассудка содержание чувственных восприятий упорядочивается категориальным каркасом. Кант называет 12 категорий рассудка, сгруппированных по три: категории количества (единство, множественность, целокупность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (субстанция, причина, взаимодействие) и модальности (возможность, существование, необходимость). Чтобы рассудок мог быть применен к данным чувственности, необходима связь между рассудком и чувственностью. Такая связь существует — это сила воображения. Благодаря силе воображения возможно применение категорий рассудка к явлениям; она представляет категории образно, делает их вследствие этого однородными с явлениями. Количество, качество, отношение, модальность – категории рассудка. Разум – высшая форма познания. Разум руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели Человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, то есть, говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей. Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира. И наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще — как психических, так и физических,— наш разум восходит к идее бога. Идея души, идея мира и идея Бога - это идеи разума. Но тут возникает неразрешимое противоречие. Рассудок имеет дело с конечными вещами, разум – с бесконечными. Бесконечному не может соответствовать реальный предмет. И разум неизбежно впадает в противоречия. Такие противоречия Кант называет «антиномиями чистого разума» (антиномия – противоречие). Антиномии разума – это исключающие друг друга равнодоказуемые суждения. К ним неизбежно приходит разум, когда пытается охватить мир в целом. Кант выделяет 4 космологические идеи – которые представляют собой антиномии:
Кант поставил диалектическую проблему: противоречие – неизбежный момент мышления. Кант исследует общие принципы познания - модель познавательных способностей «человека вообще». Поэтому он вводит понятие «трансцендентальный субъект». Трансцендентальный субъект – это не конкретный, эмпирический человек, а «человек вообще», поднимающийся над частными проявлениями человеческого. Понятие «трансцендентальное» Кант отличал от понятия «трансцендентное». Трансцендентное (лат. transcendens – выходящий за пределы) – понятие средневековой метафизики, обозначавшее всерхчувственную реальность. Трансцендентальное у Канта – выходящее за пределы частного эмпирического опыта, но не относящееся к онтологически-метафизическим сферам. Кант придал этому термину гносеологическое значение – он характеризует все, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания. Априорные знания, по Канту, не тождественны врожденным идеям Декарта: в них выражен трансцендентальный, т.е. сверхиндивидуальный, характер всех человеческих свойств и отношений. Критика практического разума Важнейшим достижением философии Канта было разделение вопросов теоретического разума (о существовании Бога, души, свободы) и практического разума (о том, как мы должны жить). Кант образно говорит: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». На основе критики практического разума Кант построил свою этику. Способность человека поступать морально, т.е. без всякого принуждения выполнять свой долг, свидетельствует, как считает Кант, о реальности свободы. Закон, выражающий эту свободу — категорический императив — гласит: поступай так: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства. Эта формула дополняется требованием поступать так, «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (интерпретация идеи, идущей от Конфуция и Екклезиаста).. «Максима есть субъективный принцип воления». Максима — это желание, намерение субъекта поступать определенным образом. Максима — субъективное правило, Императив – общезначимый закон. Мораль – это особая сфера. Кант различает легальность и моральность. Бывает, что человек совершает поступки, совпадающие с категорическим императивом, не из сознательного следования ему, а из простого чувства склонности к таким поступкам. Это действия легальные, но не моральные. Поступок морален только в том случае, если он совершается из долга, сознательного следования категорическому императиву. «Человек живет лишь из чувства долга, а не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни. Таков истинный мотив чистого практического разума». В соответствии с идеологией эпохи Просвещения Кант развивал учение о государстве. Последнее должно обеспечивать такое положение, когда свободное проявление произвола одного человека совместимо со свободой каждого. Только через действие противоположных сил возможно, по Канту, достижение величайшей задачей человеческого рода — всеобщего правового гражданского состояния в условиях всемирного государства. Георг Фридрих Вильгельм Гегель Самым последовательным объективным идеалистом (да и вообще идеалистом) в истории мировой философии стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Отталкиваясь от учений Платона, Аристотеля, Лейбница, Канта и особенно Шеллинга, Гегель создал поразительную по сложности и стройности философскую систему, изложенную им в многотомной "Энциклопедии философских наук". Г.Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Все мировое развитие Гегель представил как развитие духа (абсолютной идеи), проходящего в своем становлении три стадии: - чистого мышления, Логоса ("Наука логики"), - природы ("Философия природы"), - общества ("Философия духа"). Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. Идея, как центральное понятие философии Гегеля, имеет вполне реальный земной прообраз: первичность идеи, замысла, взгляда в будущее в человеческом творчестве. Но Гегель деперсонифицировал мышление, сознание, творчество, освободил его от реального носителя - человеческого рода. И потому идея приняла у него вид некоего надличностного, объективного, абсолютного духа. В "Науке логики" описывается становление идеи из чистого бытия, тождественного небытию (таким образом, идея имеет начало), и ее развитие до состояния Абсолютной идеи как абсолютного единства всех своих определений. В «Науке логики» Гегель развивает основные принципы диалектики – учения о развитии. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» В "Философии природы" Гегель описывает возникновение природы не как самостоятельной сущности, а как инобытия Идеи. Смысл и значение природного мира, по Гегелю, в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Дальнейшее развитие идеи (работа «Феноменология духа») охватывает все проявления социального и духовного мира: индивидуальное и общественное сознание, а также формы гражданской жизни, всемирную историю и государство. Философия Духа - это учение о Духе. По Гегелю, Дух - это абсолютная идея на последней стадии ее развития, когда она, покинув природу, развивается уже в форме самосознания человеческого рода (общественное сознание). Высшими проявлениями Духа немецкий мыслитель считал такие формы общественного сознания, как искусство, религия и философия. Абсолютная идея Гегеля, порождающая и пронизывающая все явления действительности, по признанию самого философа, тождественна Богу христианства. Однако на самом деле в этих феноменах есть принципиальные отличия: 1) Бог — вечен и бесконечен; Идея фактически имеет начало и конец; 2) Бог всегда равен самому себе; Идея находится в состоянии непрерывного развития; 3) Бог самодостаточен (Троица); Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке. Величайшим достижением философии Гегеля стала разработка диалектического метода. Разрабатывая субординированную систему категорий диалектики и выводя их друг из друга по ступеням логического восхождения познания от абстрактного к конкретному, Гегель гениально угадал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира в его целостности и развитии. Он стремился рассмотреть диалектику, как логику, теорию познания и всеобщий метод, в качестве необходимого компонента практической деятельности человека как общественного существа, который изменяет внешнюю действительность и делает ее объективно-истинной. Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоит в признании разумности мира: "Все действительное - разумно, все разумное - действительно". Однако разумен, истинен не результат развития (сам по себе); истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат. Таким образом, философия Гегеля не только рационалистическая, но и оптимистическая. Людвиг Андреас Фейербах Критиком идеализма немецкой классической философии выступил Людвиг Андреас Фейербах. Главной темой его творчества была критика религии. Философия немецкого ученого Людвига Фейербаха (1804-1872 гг.) представляет собой антропологический материализм. Основные работы - «Сущность христианства», «К критике философии Гегеля», «Предварительные тезисы к реформе философии». Новая философия, по его мнению, должна стать антропологией (учением о человеке). Она должна дать научное объяснение человека, взятого в единстве его тела и души; представить человека как венец природы, посредством которого природа узнает и познает себя; она должна стать универсальной наукой и опираться на все знания о человеке. Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека - как ее продукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься, - писал Фейербах, не отрекаясь от разума». Начиная с человека, природа обретает возможность ощущать, воспринимать и «узнавать» саму себя. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени и пространстве. У нее нет ни начала, ни конца, но все в ней находится во взаимосвязи и взаимодействии. Все живое возникло из неживого, а сама Земля постоянно меняет свой облик. Жизнь есть высшее проявление природы, а природа является основой всей жизнедеятельности человека. Природа познается человеком, и особую роль в этом процессе играют органы чувств и ощущения. Фейербах был убежден, что органов чувств, которыми располагает человек, вполне достаточно для познания внешнего мира. Они более развиты, чем у животных, и в состоянии глубоко постигать окружающий мир, возвышаясь до обретения теоретического смысла. К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию, воспринимая ее как «сон человеческого разума». Религия, с т.зр. Фейербаха, имеет вполне естественное («земное») происхождение. Религия зарождается, подчеркивал Фейербах, в самом человеке, в его сердце как воплощении всей чувственности. Т.о. Фейербах создает социальную концепцию религии. Религия и идеализм, отмечал Фейербах в своем основном труде "Сущность христианства", имеют одну основу: наделение самостоятельной сущностью одного из реальных атрибутов человеческого рода—мышления, которое лишь в фантазии может быть оторвано от самого человека и противопоставлено ему. Бог (идея), будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от последнего, объективируется; ему (ей) не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им высшего существа. Это положение, по Фейербаху, будет преодолено лишь тогда, когда будет признано, что человек един в своей природе, что в нем нет ничего над- и сверхприродного, что мышление есть такой же естественный акт, как и другие проявления природного мира, поэтому человек - единственный, универсальный и высший предмет философии. Фейербах основывает свой антропологизм на биологической трактовке природы человека. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни групповая принадлежность человека для него значения не имеют. Антропологический материализм явился предпосылкой фейербаховского учения о нравственности (этика), исходящего из единства и взаимосвязи Я и Ты. Система общественных отношений подменяется у Фейербаха понятиями рода и межиндивидуального общения. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеческой воли. Влечет за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может быть счастливым без Ты. Стремление к собственному счастью преодолевает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеческого общения. Л. Фейербах пытался разработать новую религию — религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Философ подчеркивал, что традиционная религиозная вера уже не несет в себе подлинной любви людей друг к другу. Это «ненадежная» любовь, поскольку она сопряжена с ненавистью к людям неверующим, излучает проклятие и гнев божий по отношению к ним. Новая же религия должна бьпъ освобождена от фанатичной веры в Бога и заменена идеей любви человека к человеку, поскольку только человек человеку бог. Этика Фейербаха имела прогрессивное значение, благодаря ее гуманистическому, демократическому и антирелигиозному характеру. Однако, отвергая религиозный Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку обоготворения человека. Фейербах рассматривал свой девиз «человек человеку Бог» как противоядие от теистической религии. 2. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ и СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Марксизм представляет собой закономерное и весьма крупное явление в истории мировой общественной мысли. Он возник в 40-е годы XIX столетия на волне зародившегося в Европе массового рабочего движения как идейное выражение этого социального процесса. Марксистская теория состоит из трех частей: Философии, политической экономии и научного коммунизма. Все они находятся в органической взаимосвязи и подчинены решению одной задачи - теоретическому обоснованию неизбежности гибели капитализма как строя и революционной смены его новым, более pазумным и справедливым состоянием общества. Основоположниками марксистской философии выступили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Эти мыслители продолжили в новых исторических условиях развитие фундаментальных положений классической философии нового времени, привнеся в них, однако, целый ряд принципиально новых идей. I. Наиболее существенные новации марксистской философии. 1) Диалектическая переработка предшествующего материализма и материалистическая переработка предшествующей диалектики, создание диалектического материализма. 2) Устранение идеализма в понимании истории, создание материалистической социальной философии, исторического материализма. 3) Преодоление созерцательности, умозрительности предшествующей философии, придание последней практического, революционно-критического характера. 4) Соединение в философии принципов научности (объективности) и партийности, классовости. 2. Новационные идеи марксизма Необыкновенно велик перечень новационных идей в самых различных областях философского знания: 1) приоритет практики (как материальной деятельности людей) над духовной деятельностью; 2) становление сознания как результата эволюции форм отражения в материальных системах; 3) общественно-исторический характер сознания (определяемость его содержания системой общественных отношений); 4) зависимость в конечном счете общественного сознания от общественного бытия людей; 5) диалектический характер процесса познания; 6) синтез чувственной и рациональной сторон познания (как пpeoдоление односторонности сенсуализма и рационализма); 7) развитие теории истины: объективность и конкретность истинного знания; 8) принципы, законы и категории диалектики как отражение реального процесса развития мира (определяемость субъективной диалектики объективной); 9) определяющая роль материального производства в (жизни общества; 10) зависимость производственных отношений от производительных сил общества; 11) стадиальный характер исторического процесса (в качестве стадий выступают общественно-экономические формации); 12) коммунизм как общепланетарная общность человечества — высшая стадия социального прогресса; 13) социальные революции — движущие силы истории; 14) классовый принцип структурирования социальных субъектов; 15) определяющая роль классовой борьбы в социальном процессе; 16) Создание новой теории государства: проанализированы источники происхождения, сущность и исчезновение государства как основного социального института общества; 17) превращение науки в непосредственную производительную силу будущего общества; 18) достижение свободы личности при коммунизме; 19) условия формирования всесторонне, гармонично, целостно развитой личности будущего; 20) исчезновение труда как сферы человеческой жизнедеятельности при коммунизме; 21) роль народных масс и личности в истории и др. В начале 20 века марксизм разделился на два крыла: марксистско-бернштейнианское и марксистско-ленинское (впоследствии от него отпочковались троцкисты, маоисты, неомарксисты, новые левые, еврокоммунисты и т.д.). Марксизм 20 в. может и должен рассматриваться как интегральное учение. Основные отличия между ветвями марксизма, а также между ними и идеями классического марксизма содержатся в сфере социальной философии и касаются прежде всего вопроса о конечной цели социального прогресса, ее содержании и сущности, путях и методах ее достижения. Марксистско-бернштейнианская социальная философия (социал-демократическое движение в политике во главе с немецким теоретиком Эдуардом Бернштейном) видит конечную цель социального прогресса в социализме, понимаемом как общество смешанного типа, достигаемом не путем форсированного уничтожения капитализма, а путем его постепенного реформирования вплоть до полного самоисчерпания его творческого потенциала. Марксистско-ленинская социальная философия (коммунистическое движение в политике во главе с русским мыслителем Владимиром Лениным) видит конечную цель социального прогресса в коммунизме, понимаемом как общепланетарное единство человечества, основанное на общенародной собственности, достигаемое путем ускоренного революционного (преимущественно насильственного) уничтожения капитализма. Поскольку Маркс и Энгельс были коммунистами, марксистско-ленинская линия в философии марксизма формально имела больше оснований называть себя подлинно марксистской, однако в содержательном плане оба этих крыла в равной степени выступают наследниками идей К.Маркса и Ф.Энгельса. В то же время марксистско-ленинская философия выдвинула ряд оригинальных мыслителей, оставив свой заметный след в разработке общефилософской проблематики — онтологической, гносеологической, методологической – В. Ленин, Н. Бухарин, Л. Троцкий, А. Грамши, Д. Лукач, Л. Альтюссер, М.Маркович и др. Поскольку в СССР марксистско-ленинская философия стала официальным, государственным учением, наиболее существенный вклад в ее разработку сделали советские философы. Развитие философии в нашей стране прошло три этапа. 1. 1922 - 1930 гг. В этот период времени имела место относительная свобода дискуссий в развитии философского завещания Ленина в работе «О значении воинствующего материализма» по поводу материализма, атеизма, материалистической интерпретации гегелевской диалектики. Основные теоретические проблемы этого периода: 1) о соотношении социального и биологического в человеке; 2) понятие экономического базиса общества; 3) об азиатском способе производства; 4) организационная теория (Тектология) А.Богданова; 5) вопросы диалектики в трудах Н.Бухарина. 2. 1930-1953 гг. Хотя в этот период был написан ряд крупных философских работ Вернадского (учение о ноосфере), Рубинштейна, Леонтьева, Узнадзе (философские проблемы психологии), Бахтина, Мегрелидзе, в целом это время отмечено абсолютным авторитетом только одного теоретика И. Сталина, изложившего свое понимание марксизма-ленинизма в философском разделе «Краткого курса истории ВКП(б)». 3. 1953-1990 гг. Основные философские разработки этого периода: 1) анализ творчества К Маркса и Ф.Энгельса; 2) развитие диалектической логики; 3) методология науки; 4) западная философская культура; 5) проблема гносеологии и теории познания; 6) проблема сознания; 7) аксиология; 8) деятельность - культура - человек; 9) проблема культуры; 10) проблема человека; 11) специфика философского знания; 12) социальная философия. |
![]() | Под рубрикой «философия Нового времени» в истории философии принято рассматривать учения, созданные в XVII – первой половине XVIII... | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | Философия и культура. Философия и мировоззрение. Теоретическая философия. Методологическая функция философии. Философия и наука | |
![]() | ![]() |