Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи icon

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи





Скачать 223.41 Kb.
НазваниеЗадачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи
Дата конвертации22.05.2013
Размер223.41 Kb.
ТипДокументы

С.П. ПРИТУЛЯК

Роль творческих задач в развитии познавательной активности


Традиционные методы закрепления и контроля знаний: пересказ учебного материала, проверочные и контрольные работы, хороши тем, что показывают, насколько точно усвоен материал. Однако они не позволяют выявить то, как ученик научился применять знания, оперировать ими.

Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. При решении таких задач могут потребоваться знания из различных разделов физики, химии, географии и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных.

Творческие задачи на уроках биологии позволяют:

– обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
– ознакомить учащихся с достижениями в области естественных наук;
– развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
– формировать навыки совместной работы;
– установливать межпредметные связи.

Творческие задания применимы на уроках по различным темам. Однако их использование требует большего времени, дополнительной подготовки учителя и учащихся. Вести урок, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить урок в объяснительно-иллюстративной форме. Тем не менее, эти уроки оказывают положительное влияние на учащихся, формируя у них интерес к биологии, развивая творческое мышление.

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные.

Количественные задачи


Многие наблюдения и опыты по анатомии, физиологии и гигиене человека связаны с измерениями: определение роста и массы тела, подсчет частоты пульса и дыхательных движений, определение жизненной емкости легких, времени максимальной задержки дыхания и пр. Измерения позволяют проверить навыки самоконтроля и сравнить полученные данные со среднестатистическими. Результаты измерений в дальнейшем могут использоваться учащимися для оценки состояния своего здоровья, составления рациона питания и пр.

Качественные задачи


К качественным относятся, например, задачи на сравнение органов человека с гомологичными органами животных. Это дает возможность ознакомить учащихся с методами сравнительной анатомии. При решении задач такого типа определяются лишь качественные соотношения между биологическими величинами, что дает возможность выявить причинно-следственные связи между явлениями. При этом часто используются рисунки, графики, таблицы, иногда эксперимент.

Задачи на распознавание органов по их функции способствуют лучшему пониманию учащимися связи между органом и его функцией. Эти задачи требуют выделения отличительных признаков на основе признака функционального (например, влияние нагрузки на массу позвонка).

К качественным можно отнести также задачи следующих типов:

– задачи, требующие распознавания препаратов органов по их словесному описанию;
– задачи на определение демонстрируемых физиологических процессов (например, определение условных и безусловных рефлексов и их торможения);
– задачи на связь строения и функции, например, определение мощности шейных мышц по бугристости на затылочной кости человека;
– задачи на связь теоретических знаний основ анатомии и физиологии человека с личной и общественной гигиеной.

Экспериментальные задачи


К экспериментальным задачам относятся составление гипотезы, формулирование выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Задачи на составление гипотезы используются в тех случаях, когда у учащихся были определенные теоретические знания или материалы наблюдений, на основании которых можно сделать какие-либо предположения. Такие экспериментальные задачи проводятся по обычному плану: составление гипотезы, обсуждение способов ее проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.

Предлагается несколько однотипных задач. Одни из них разбираются вместе с учащимися, другие используются для самостоятельного составления гипотез.

Пример 1. Ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия: наклоны, приседания, вставания и т.п.

  • Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись вперед?

  • Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки?

  • Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону?

  • Почему при наклоне вперед без сгибания ног в коленях голень отклоняется назад?

Вопросы направлены на выявление взаимодействия прямых и обратных связей.

Предварительное действие – наклон корпуса при вставании со стула, отведение таза назад при приседании, отклонение корпуса вправо при подъеме левой ноги – это прямые связи. Но для осуществления следующего (или одновременного) целевого действия нужна информация о выполнении предшествующей фазы. Она поступает в мозг по каналам обратной связи. Если она не пройдет, окончательное действие будет блокировано.

Анализ результатов опытов подводит учащихся к пониманию не только важных биологических законов, но и универсальности законов физики: устойчивое равновесие сохраняется в том случае, когда проекция центра тяжести находится над площадью опоры.

При решении задач на доказательство учащиеся, ознакомившись с выводом из результатов опыта, должны были составить план опыта и, проделав его, доказать правильность вывода.

Пример 2. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки – вены?

Учащиеся решали задачу разными способами. Часть из них исходила из определения вены. Они искали такие опыты, которыми можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: «Нужно сдавить руку в запястье. Если мы видим, что сосуды набухают со стороны кисти, значит это вены, т.к. кровь по ним движется к сердцу». Такое решение основано на подведении под определение. Задачу можно решить, строя рассуждение по логическому принципу исключения: «Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т.к. они крупные, и не могут быть артериями, т.к. не пульсируют. Значит, это вены».

Примером задач на формулирование выводов из опыта может быть изучение состава костей. Условие таких задач дается путем демонстрации экспериментов. Задачи решаются более эффективно, если предварительно раскрыть их условия.

В творческих задачах могут использоваться противоречия в научных фактах, противоречия между житейскими представлениями и научными фактами, а также новые факты, которым трудно найти объяснения на основе имеющихся знаний.

Разрабатывая творческие задачи, я опиралась на высказывание Д.В. Колесова: «Рекомендуем также различать два вида творчества: преимущественно инновационное и преимущественно системообразующее. В чем различие? Первое – создание нового как такового: выдвижение новых научных идей и т.д....– элементарная новизна. ...Второе – установление новых связей и отношений между уже известными явлениями и объектами, благодаря чему они обретают новое качество, выступают в новой роли. Это системная новизна».

Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений. В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?

В конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т.к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удалены из яйца через поры в скорлупе. Путем рассуждения школьники приходят к выводу, содержащему новую информацию, возможно, не известную им.

Системообразующее творчество учащихся проявлялось при решении задач, связанных с систематизацией уже известных им фактов. Примером может служить следующее задание.

Построить схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и кончая их утилизацией в клетке.

При выполнении таких заданий учащимся разрешено использовать учебник. Используя известные факты, они должны выстроить цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте, всасывание ее в кровь, изменения, происходящие с ней в печени и мышцах, превращения в клетках, где часть ее окисляется, т.е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.

Продолжение следует

 






ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.П. ПРИТУЛЯК


Продолжение. Начало см.N1 /2003 г.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности




Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке.

Я предлагаю следующую классификацию творческих задач:

– на наблюдательность;
– на установление причинных связей;
– развивающие логические и комбинаторные способности;
– формирующие системное мышление;
– семантические задачи;
– на выявление связей между образной и словесной информацией;
– на причинно-следственные отношения;
– на связь целевых и причинных отношений;
– на развитие системообразующей творческой активности.

К задачам на наблюдательность относятся такие, для решения которых достаточно обратиться к известным явлениям и фактам. Систематическая работа в этом направлении побуждает учащихся иначе взглянуть на обычные явления. Вот примеры таких вопросов.

  • Почему руки движутся при ходьбе?

  • Есть ли на ладонях сальные железы?

Обсуждая ответы учащихся на первый вопрос, можно показать его связь с проблемой филогенеза человека. Известно, что предки человека ходили на четырех ногах и все четыре конечности работали. Следовательно, рефлекторные связи могли сохраниться. Этот физиологический атавизм используют спортсмены: когда надо сделать финишный рывок, ему рекомендуют усилить работу рук – это рефлекторно вызывает ускорение бега. Так, казалось бы, мелкое наблюдение может стать предметом довольно серьезного разговора и содействовать осознанию многих важных понятий.

При составлении задач на установление причинных связей я использовала наблюдения самих учеников.

  • Почему рука, удерживающая груз, не падает?

В самом деле, почему? Ведь суставные хрящи скользкие, да еще смазаны внутрисуставной жидкостью, которая ослабляет трение. Налицо противоречие, которое становилось ключом к постановке проблемы: кости в суставе должны проскальзывать, но они почему-то не только не скользят, а надежно закрепляются!

При разборе ответов учащихся восстанавливалась цепочка рассуждений: сокращение мышц-антагонистов прижимает сочленяющие кости друг к другу, жидкость выдавливается в складки суставной сумки, а эластичные хрящи, вдавливаясь друг в друга, выполняют роль резиновых прокладок в шарнирных устройствах (например, благодаря им мы можем закрепить настольную лампу так, как нам удобно). Решая эту задачу, учащиеся используют межпредметные связи с физикой, вспоминают о значении нервной регуляции в двигательной активности и, кроме того, открывают для себя, что мышцы, которые мы относим к антагонистам, иногда работают как синергисты.

Задачи, развивающие логические и комбинаторные способности, требуют умения логически рассуждать, находить группы факторов, совокупно влияющих на организм, оценивать события по степени их значимости.

Задачи, формирующие системное мышление, учат учитывать связи между явлениями и понимать, каким образом отразится на системе то или иное воздействие. В основном это вопросы прикладного характера, требующие выявления связей с анатомо-физиологическими понятиями и санитарно-гигиеническими рекомендациями.

Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т.п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание уделялось ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.

Обучение решению творческих задач


Развитие навыков решения творческих задач включало в себя несколько этапов.

Вначале на уроке коллективно обсуждались и решались конкретные задачи по следующему плану:

– постановка проблемного вопроса;
– знакомство с содержанием задачи;
– подбор способов решения задачи (алгоритм: формула, схема, инструкция, эвристическая беседа);
– рассуждения с помощью логических приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
– высказывание предположений;
– проверка правильности умозаключений с помощью просмотра натуры, таблиц, рисунков и коррекция ошибок;
– формулировка выводов.

На первом этапе учитель показывал способы решения типичных задач. Учащимся предлагалось решить задачу по образцу, данному учителем, причем они могли пользоваться учебной литературой, подсказкой учителя. Учащиеся обучались решать задачи конкретного типа, поэтому их творческая активность пока не проявлялась.

На втором этапе, после усвоения основных алгоритмов решения задач, учащимся предлагались задачи, решение которых требовало применения известного алгоритма в новых условиях, например при изучении другой темы. Так, при изучении свойств крови учащиеся рассматривали способы приготовления противодифтерийной сыворотки, при изучении дыхания – вопрос об изготовлении антигриппозной сыворотки. Консультацию учителя учащиеся использовали лишь для актуализации знаний.

На третьем этапе учащиеся выполняли задания самостоятельно. По мере решения творческих задач учащиеся усваивали прежние и находили новые алгоритмы, не нуждаясь в подсказке учителя. У учащихся появлялся устойчивый интерес к учебным действиям и потребность в творческой активности.

К решению творческих задач учащиеся подходят по-разному. В ходе решения они часто задают учителю или друг другу вопросы, требующие нестандартных ответов. Выслушав гипотезу учителя, учащиеся высказывают свои соображения, иногда не совпадающие с мнением учителя. Возникает дискуссия – активный поиск правильного решения, в ходе которого школьники используют не только накопленные теоретические знания, но и свой жизненный опыт.

Ниже приведены примеры типовых задач, используемых мною для выявления творческих возможностей учащихся. Опыт показал, что такого рода задачи способствуют усвоению теоретического материала, мобилизуют жизненный опыт учащихся, развивают умение оперировать фактами, высказывать предположения, доказывать свои идеи. У школьников развивается воображение и опосредованное мышление, а главное, растет интерес к предмету и самостоятельной работе.

Типовые творческие задачи и ответы учащихся

Задачи на наблюдательность


  • Когда на уроке физкультуры вы выполняете команду «Положите руки на бедра!», в действительности на какие кости опираются ваши руки?

Ответы учащихся: тазовая кость, бедренная кость.

Этот простой вопрос дает возможность выяснить, правильно ли школьники различают научные термины и житейские названия, верно ли представляют топографию скелета. Они учатся анализировать факты обыденной жизни и, прежде всего, обучаются подмечать их.

Задачи на установление причинно-следственных связей


  • В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы. Как это объяснить?

Ответы учащихся:

– горячий чай лучше утоляет жажду, улучшается терморегуляция и потоотделение; с потом из организма удаляются вредные вещества;
– если пить горячие напитки, сосуды расширяются, температура тела повышается, увеличивается теплоотдача и людям становится прохладнее; а в других странах в жару пьют холодные напитки, чтобы много не потеть;
– людям в жару для восстановления тепла нужно пить горячий чай.

Второй ответ можно считать правильным, но учащийся допустил неточность, написав, что употребление горячего напитка непосредственно повышает температуру тела. По мере поступления в пищеварительный тракт горячий напиток принимает температуру тела, но при этом рефлекторно усиливается потоотделение и расширяются сосуды, что ведет к охлаждению организма.

  • Почему применение антибиотиков может вызвать нарушения пищеварения?

Правильный ответ учащегося: при применении антибиотиков погибают не только вредные микробы, но и бактерии, помогающие пищеварению, что приводит к его нарушению.

Задачи, развивающие логические и комбинаторные способности


  • Поль Брэгг говорил, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье. И в этом ему помогут 9 «врачей». Каких «врачей» имел в виду ученый?

Правильные ответы учащихся:

– ученый имел в виду правильное питание, свежий воздух, спорт, здоровый сон, солнце, спокойную обстановку, воду, гигиену, активный отдых (прогулки, походы);
– хорошее питание, прогулки на свежем воздухе, движение, положительные эмоции, спокойный сон, солнечные ванны, водные процедуры, соблюдение правил личной гигиены, активный отдых.

  • Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

Ответы учащихся:

– кость – сложный живой орган, т.к. кость растет, участвует в обмене веществ, состоит из красного и желтого костного мозга, участвует в создании клеток кровь;
– кость прочная благодаря минеральным солям и упругая благодаря органическим веществам, содержащимся в ней; кость состоит из костной ткани, ткань из клеток, а клетки – живой организм; кость растет в длину благодаря надкостнице;
– в кости есть кровеносные сосуды, которые вырабатывают кровь;
– кость – живой орган; она состоит из ряда тканей, разнообразных по своей структуре; в костях находятся нервы и кровеносные сосуды;
– кости участвуют в обмене веществ через надкостницу.

Этот вопрос дает возможность учащимся закрепить знание основополагающих биологических понятий: признаки живого, соотношение части и целого. Первый ответ опирается на основные признаки живого, такие как рост, обмен веществ, кроветворение (деление клеток). Неточность можно отнести к небрежной редакции: кость не состоит из красного и желтого мозга, а содержит эти образования.

Значительно больший интерес представляет второй ответ. Логика учащегося такова: если кость состоит из клеток, а клетки – «живой организм», то и кость живая. К тому же прочность кости нельзя считать признаком живого – бетон тоже прочен. Несмотря на явную путаницу понятий «часть» и «целое» (здесь клетка часть, а не целый «живой организм»), важен вывод: если в состав системы входят живые элементы, то такая система живая.

Ошибка в следующем ответе объясняется тем, что учащиеся еще не изучали процесс образования крови, поэтому учащийся предположил, что кровь образуется в кровеносных сосудах. Такие ошибки не страшны: в ходе обучения они будут исправлены. Ошибки и неточности других ответов разбираются и обсуждаются со всеми учащимися.

Продолжение следует

 






ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.П. ПРИТУЛЯК


Продолжение. См. N 1, 2/2003

Роль творческих задач в развитии познавательной активности


  • Почему человек может без пищи обойтись несколько недель, без воды – несколько суток, а без воздуха – несколько минут?

Ответы учащихся:

– для обмена веществ необходим кислород; прекращение обмена веществ означает гибель организма, поэтому кислородом должны беспрерывно снабжаться все клетки организма;

– без пищи и воды человек может прожить несколько недель, т.к. в человеческом организме есть запас белков, жиров, углеводов, а запасов кислорода в организме нет;

– без пищи человек может обойтись несколько недель, т.к. в организме есть накопления жира – ими человек и питается; вода также находится в организме, а вот кислорода в крови и органах мало, и если его нет в воздухе, то человек задыхается.

Задачи, требующие системного мышления


  • В чем преимущество правильной осанки?

В своих ответах учащиеся отмечали, что правильная осанка имеет не только эстетическое значение:

– при неправильной осанке неизбежно происходит искривление позвоночника, что затрудняет работу сердца, легких и других внутренних органов;

– при правильной осанке лучше протекает процесс роста человека.

  • Печень называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма». Что лежит в основе таких образных выражений?

Ответы учащихся:

– в печени происходят химические превращения веществ, синтезируются белки, в ней содержится множество различных витаминов; избыток углеводов откладывается в печени в виде гликогена;

– печень участвует в поддержании постоянства крови; она задерживает ядовитые вещества; в печени синтезируются белки, углеводы, ферменты;

– в печени производится кровь; она перерабатывает некоторые вещества и производит другие.

Ошибки учащихся нередко связаны с подменой правильного утверждения противоположным, что мы и видим в последнем ответе: на самом деле в печени разрушаются эритроциты крови, а кровь не производится.

  • В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается увеличение доли углеводов. Почему?

Ответы учащихся:

– для работников тяжелого физического труда предусматривается потребление большого количества углеводов, т.к. они – основной источник энергии, а этим людям и нужно много энергии для работы;

– для восстановления сил и энергии работники физического труда должны потреблять больше углеводов, т.к. они дают энергии больше, чем жиры и белки;

– при расщеплении углеводов выделяется много энергии.

Ошибки в двух последних ответах снова связаны с доминированием житейских представлений: чем больше, тем лучше. На самом деле калорийность жиров много выше калорийности углеводов, но углеводы легче подвергаются биологическому окислению и потому они мобилизуются в первую очередь.

  • Почему ноги замерзают на морозе быстрее других частей тела?

Ответы учащихся:

– ноги замерзают на морозе быстрее других частей тела, потому что давление крови в них меньше и циркуляция слабее, т.к. сосуды находятся далеко от сердца;
– ноги быстрее замерзают, т.к. кровообращение в ногах происходит медленно;
– ноги расположены дальше от сердца, и кровь туда поступает дольше, циркулирует кровь в ногах медленнее, чем в других органах.

Альтернативные ответы:

– ноги находятся ближе к земле, а земля зимой холодная;
– процесс кровообращения занимает большой период времени, и кровь в ногах за это время остывает;
– на ногах кожа тоньше, чем на других частях тела;
– ноги длиннее, чем другие конечности тела, и кровь пока туда доходит, остывает;
– на морозе кровь становится более густой и вязкой, поэтому медленнее передвигается.

К сожалению, даже в правильных ответах учащиеся не указывали, что в венах кровь движется против силы тяжести и потому застаивается.

  • Какие вы можете привести примеры того, как человеческий организм сам себя лечит?

Ответы учащихся:

– если у человека ранка, то в поврежденном месте скапливается большое количество лейкоцитов, которые помогают быстрому заживлению, борясь с бактериями; кашель также является защитной реакцией организма (очищение легких); при отравлении желудок очищается с помощью рвоты и повышенной активности выделительной системы;

– если человек порезался, сначала идет процесс свертывания крови, затем регенерация кожи; если синяк – происходит внутреннее свертывание крови.

В последнем ответе одна неточность, возможно, связана с недостатком информации: учащийся опускает первую фазу образования синяка (гематомы) – внутреннее кровотечение – и начинает сразу со свертывания крови. Несоблюдение последовательности фаз или опускание одной из них является недостатком многих ответов при решении творческих задач.

Ответы, оцененные как ошибочные:

– у здорового человека вырабатывается иммунитет против болезней; его вырабатывают антитела, лейкоциты;
– при порезе пальца тромбоциты образуют тромб, и кровь начинает свертываться, а затем следует процесс регенерации крови.

В других неточных ответах учащиеся меняли местами причину и следствие или отражали лишь внешние связи, оставляя без внимания основные.

Семантические задачи


Объяснения названий терминов, определений, различий бытовой и научной номенклатуры

  • Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, лимфа, сердце, синапс, витамины, скелет, кость, череп, ахиллово сухожилие.

Ответы учащихся, оцененные как правильные:

– печень происходит от слова «печь», она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ; мышца – «бегающая» под кожей мышь; слова «пясть», «запястье» произошли от числа пять;

– анатомия – «рассечение», разрезание тела (греч.); лимфа – чистая вода (лат.); сердце – расположено в середине грудной клетки; синапс – соединение (греч.); витамины – жизнь (лат.); скелет – «скелос» (греч.); кость – кощь, сухой, тощий (старослав.); череп – «чаша»; понятие «ахиллово сухожилие» происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.

Задачи на выявление связи образной и словесной информации



Рис. 1. Схемы зрительных анализаторов здорового человека и больных людей

  • На рис. 1 изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов (А, В, С, D) здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного. Укажите, какими цифрами обозначены рецепторы, чувствительные нервы и проводящие пути мозга, центральная часть анализатора.

Ответы учащихся:

– здоров пациент D, т.к. он видит бабочку; другие пациенты не могут видеть бабочку, т.к. у них есть повреждения: у пациента А повреждена сетчатка, у больного В – нервы, у больного С – зрительная зона коры больших полушарий;

– рецепторы на рисунке обозначены цифрой 2, проводящие пути мозга –цифрой 3, центральная часть анализатора – цифрой 4.

Задачи на причинно-следственные отношения


Связь строения и функции; связь расхода энергии и массы; связь энергетических трат

с потреблением кислорода и выделением углекислого газа

  • Днем, когда человек активен, в его организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А вот тратится ли энергия, когда человек спит?

Ответы учащихся:

– энергия тратится, но очень мало, т.к. человек отдыхает и органы работают не в полную силу, обмен веществ проходит неактивно;

– во сне обмен веществ замедляется и энергии расходуется меньше;

– когда человек спит, работают легкие, сердце, но в замедленном темпе.

Один из учащихся написал, что «мозг человека работает более активно ночью, чем днем», по-видимому, под впечатлением материала о парадоксальном сне

Продолжение следует

 








ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.П. ПРИТУЛЯК


Окончание. См. No 1, 2, 3/2003

Роль творческих задач в развитии познавательной активности

Задания на связь целевых и причинных отношений


Приемы доврачебной помощи; приемы закаливания; поддержание работоспособности; соблюдение режима

  • В описаниях больших сражений прошлого века указывалось, что солдаты перед боем мылись, надевали чистое белье и мундиры. Каков на ваш взгляд физиологический смысл этого обычая?

Ответы учащихся:

– в этом случае вероятность заражения крови при ранении уменьшается;
– вода расслабляет организм и очищает тело, солдат чувствует себя бодрым;
– на грязной одежде скапливается пот и нарушается процесс терморегуляции;
– у чистой одежды хорошая терморегуляция.

  • Каковы причины нарушения осанки, как их избежать? Когда мы несем тяжелый портфель, в какую сторону мы отклоняемся? Как это может повлиять на осанку?

Ответы учащихся:

– нарушение осанки происходит при неправильной ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы;
– неправильное сидение за столом, сгорбленность, ношение тяжелых вещей приводит к искривлению позвоночника; нужно правильно сидеть за столом, стараться не носить тяжестей, заниматься утренней гимнастикой.

Альтернативные ответы:

– при ношении тяжелого портфеля наше тело отклоняется в противоположную сторону, осанка нарушается;
– если у ребенка хорошая осанка, он лучше растет; нарушение осанки происходит при врожденных заболеваниях соединительной и мышечной ткани.



Как видно из ответов, рецептурные санитарно-гигиенические рекомендации школьники знают неплохо, хотя не всегда им следуют в жизни. Одна из причин – невысокое ценностное отношение к своему здоровью, а вот желание скорее подрасти существует у многих. Это особенно проявляется в последнем ответе: доминирующее желание оказывается сильнее фактической стороны дела.

Задачи на развитие системообразующего вида творчества


Работа органов; поддержание гомеостаза; системы органов; этапы индивидуального развития; соматическая и вегетативная регуляция; этапы антропогенеза; нервная и гуморальная регуляция.

  • Почему волосы «встают дыбом»?

Ответы учащихся:

– сокращаясь, мышцы поднимают волосы;
– при испуге, перевозбуждении нервный импульс поступает к мышцам, поднимающим волосы, они сокращаются, и волосы «встают дыбом»;
– мышцы в луковицах волос сжимаются.

Последний ответ неправильный. Он связан с незнанием морфологии: мышцы, поднимающие волосы, не лежат в волосяной сумке.



  • Объясните пословицу: «Сытое брюхо к учению глухо».

Ответы учащихся:

– во время еды кровь приливает к желудку; в головной мозг в это время крови поступает меньше, и из-за этого соображается плохо;
– после принятия пищи кровь приливает к желудку для пищеварения, и когда мы начинаем умственную работу, то мозг работает не в полную силу (сосредоточиться будет труднее);

Ошибки в ответах связаны с подменой причинно-следственных связей целевыми отношениями:

– пока еда не переварится, организм не станет переключаться на работу мозга;
– когда человек ест, кровь приливает к желудку, чтобы переварить пищу.

  • Известно, что пьяный человек легче замерзает и чаще погибает на морозе. Какими физиологическими причинами это вызвано?

Ответы учащихся:

– у пьяного человека сильно притуплены чувства и активность мозга;
– алкоголь притупляет чувствительность организма к окружающим условиям; человек не чувствует холода, следовательно, его организм не сопротивляется отрицательным влияниям окружающей среды;
– алкоголь расширяет кровеносные сосуды, расходуется больше тепла; человеческий организм не успевает восполнять тепло; человек под воздействием алкоголя расслабляется и засыпает, обмен веществ замедляется, и человек замерзает;
– алкоголь уменьшает скорость сокращения сердца, кровь течет медленно и не справляется с терморегуляторной функцией;
– у пьяного человека в состав крови входит алкоголь, и кровь плохо согревает его;
– у пьяного человека сужаются сосуды, кровь пульсирует менее интенсивно, и человек замерзает;
– алкоголь в крови убивает некоторые вещества и человек замерзает.

Неточности в ответах связаны с тем, что школьники либо описывают внешние причины, упуская главную (первые два ответа), либо опираются на представления, внушенные им с раннего возраста (последний ответ): уж коли алкоголь, то он должен убивать в крови «некоторые вещества», – ошибка установки, к которой добавляется отсутствие дифференциации живого и неживого (вещество убить нельзя, а клетку можно).

Любой творческий процесс может сопровождаться ошибочными суждениями, которые требуют коррекции.
После выявления типов ошибок необходимо разрабатывать приемы их коррекции, основанные на поиске и исправлении ошибок. К ним относятся: работа с учебником и справочной литературой; объяснение учителя (сведение к абсурду, сопоставление выдвинутых предположений с реальными фактами); ответы на наводящие вопросы; использование схем, таблиц, рисунков, моделей; демонстрация опытов и т. д.
Для коррекции ответов необходимо создавать нужную установку, руководить восприятием, перестраивать сложившиеся представления. Важно, чтобы учащиеся поняли тип ошибки и способ ее коррекции.
Анализ ответов помогает учащимся выработать критическое отношение к своим и чужим ответам. Учителю же анализ ответов учащихся помогает систематизировать наиболее частые ошибки, способы их коррекции, которые учитываются при составлении соответствующих заданий.

 





Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconУрок проводится в 11 классе физико-математического профиля. Целью урока является повторение и закрепление знаний по теме «Излучение и спектры»
Бразовательная: Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Излучение и спектры". Доказать единство материального...

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи icon1 Количественные характеристики 2 Чем обусловлен ток 3 Действие тока 4 Измерения

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconРабочая программа количественные методы планирования и принятия управленческих решений для студентов магисторской программы направления «инновационный менеджмент»

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи icon1 Количественные характеристики 2 Источники электромагнитного поля 3 Воздействие на физические тела
Электромагнитное поле это поле, которое описывает электромагнитное взаимодействие между физическими телами

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconЗадачи, для решения которой может быть использован этот потенциал

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconЗадачи бухгалтерского учета в малом предпринимательстве Какие формы документов малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций?

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconЗадачи: обучающая: научить решать задачи на фотоэффект развивающая: развивать творческое мышление

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconВнимательно прочитайте решение типовых задач, а затем решите задачи для самоконтроля. Контрольные задачи будут выставлены до 17 ноября

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconЗадачи: Образовательные задачи: 1 раскрыть функции опорно-двигательной системы; 2 сформировать понятие о макро- и микроскопическом строении костей; 3 продолжить формирование навыков лабораторных исследований

Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные. Количественные задачи iconЗадачи к теме «Предмет и метод бухгалтерского учета» 2 Задачи к теме «Учет основных средств и нематериальных активов» 11



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск